ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. Агни Йога сегодня. Основные характеристики Провозвестия ХХ века

II. Кризис современности. Сакральная история. Обновление эзотерической традиции

III. Духовный путь Рерихов. Получение Агни Йоги от Великих Учителей по каналу яснослышания. Новый этап эволюции

IV. Четыре краеугольных камня Учения. Воспитание необходимых психологических качеств. Доктрина Сердца

V. Проблема сознания. Эволюция  сознания в Космосе

VI. Белое Братство. Шамбала. Учителя Света и основы духовного ученичества

VII.  Космические законы

VII.  Принципы этики. Очищение пространства

 

* * *

 

I. Агни Йога сегодня. Основные характеристики Провозвестия ХХ века

 

Об Агни Йоге (Живой Этике) сегодня слышали многие, но целостное представление о ней у широкого круга читателей отсутствует как по причине малой известности этого Учения современному человеку, так и потому, что, за редким исключением, нет серьезных исследований на данную тему. Сенсационно-популяризаторскими материалами об Учении Огня ныне удивишь немногих, но их обилие как раз и порождает вместо целостного глубокого представления хаотический образ Агни Йоги в умах читателей. Средний культурный читатель приблизительно знает, что это некое восточное учение, связанное с именем Рерихов — Николая Константиновича или Елены Ивановны — и с загадочной гималайской страной — Шамбалой. Он слышал также, что в нем говорится о совершенствовании, перевоплощениях и космических энергиях, что оно, наконец, много места уделяет развитию нравственности, духовности и тонких психических способностей. Еще более низкий уровень восприятия, питающийся вульгарными «оккультными слухами», связывает Агни Йогу с миром экстрасенсов, НЛО, многочисленных чудес и внезапных исцелений.

Между тем, все перечисленные выше темы присутствуют в каких-то слоях и уровнях многомерного пространства Учения, но отнюдь не охватывают его синтетической полноты. Подобно тому, как глубина океана обычно скрыта и завуалирована под поверхностными пенно-волновыми движениями воды, так и мистическая глубина подлинного начала в сфере духа всегда окружена более мелкими и хаотическими явлениями, искажающими духовную суть. Лишь тренированный зоркий взгляд человека высокой психологической культуры, огненной пробужденности сердца и ясности помыслов способен пробиться сквозь дымовую завесу ложной информации и подойти к главной двери Храма Учения.

Для того, чтобы правильно воспринимать Агни Йогу, необходимо знать историю ее создания, круг основных идей и методы внутренней работы человека по овладению этим Учением. А для того, чтобы понять, что оно все же собой представляет, полезно оттолкнуться от противного и определить, чем оно не является.

Агни Йога не является ни религией, ни наукой в общепринятом, привычном смысле этого слова. Она не является также ни сводом поэтических легенд, окрашенных в восточный колорит, ни сборником житейских предписаний и филантропических рекомендаций, ни безблагодатной морализаторской доктриной, ни прекраснодушной утопией. Ее не следует считать также модернизацией восточных йогических школ или некой обновленческой «живой» церковью. Она не может рассматриваться как философская система в духе европейских классических традиций и экзистенциальных построений.

Агни Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Она синтезирует в себе такие пары противоположностей, как наука и религия, мудрость Востока и знания Запада, традиционные религии и нетрадиционные учения, искусство правильного внешнего поведения и методы преображения внутреннего мира, этический принцип добра и эстетический принцип красоты, практику углубленного сосредоточения и систему активной деятельности. Важно отметить, что многосторонний духовный синтез, присутствующий в Агни Йоге, не есть синтез вторичный и выстроенный в рационалистическом западном плане. Это первичный изначальный синтез, мировое откровение и провозвестие, данное с того уровня высочайших духовных измерений, где все перечисленные выше противоположности растворены в нерасторжимом божественном единстве. Каждое новое провозвестие по своей сути не отменяет предыдущее, но вбирает в себя его духовное ядро. В Агни Йоге, которую иногда называют Третьим Заветом, звучат голоса многих учений и религий мира. Буддизм, веданта, египетский эзотеризм, зороастризм, античные мистерии, христианство органически присутствуют в ее духовной ткани, с одной стороны, представленные в плане своих первооснов, еще не запятнанных многочисленными позднейшими интерпретациями, а с другой стороны, обращенные в будущее. Известные прошлые традиции соседствуют в Учении с такими неизвестными Европе мистическими доктринами, как сокровенная наука Тибета — Калачакра.

Синтез традиций, присутствующий в Агни Йоге, имеет несколько измерений, которые можно уподобить кристаллу с разными гранями. Прежде всего Агни Йога — это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения человеческой природы. Она не просто провозглашает необходимость улучшения своего характера и души, но и подробно показывает как достичь желаемого совершенства, что нужно сделать, чтобы и внешний и внутренний мир в конце концов были преображены. Поскольку предлагаемые методы совершенствования не просто ориентированы на жизнь, но и жизненны и действенны по своей сути, Учение называется также — Живая Этика, и противостоит этим вторым названием многочисленным проявлениям и вариантам этики мертвой. В то же время Учение носит название огненной йоги, которая направлена на пробуждение в человеке скрытой энергии организма и психики, а также на использование творческих сил сознания и сердца. Являясь изначальной и необыкновенно тонкой, психическая энергия имеет исключительное значение для всех видов деятельности человека и потому может быть сопоставлена с христианской благодатью. Благодаря влиянию этой силы этическое начало из области благих пожеланий переходит в сферу действия.

К важнейшей стороне Учения необходимо отнести его космизм, вселенское измерение и масштаб, которые оно придает человеческим попыткам сделаться лучше и совершеннее. Эволюция человека, с точки зрения Агни Йоги, — это прежде всего космическая эволюция, предполагающая расширение индивидуального сознания до беспредельных размеров, установление связей с тончайшими пространственными энергиями, лучами и разумными существами вселенной, что возможно, в свою очередь лишь при помощи многообразной внутренней работы по одухотворению космоса.

Одну из самых существенных граней огненного кристалла Учения составляют понятия: мысли, идеи, мыслетворчество. В своей оценке мысли, как основной творящей силы бытия, Агни Йога продолжает традицию идеализма, восходящую еще к Платону. Однако это особый идеализм, ничего общего не имеющий с абстрактными построениями и схемами. По признанию самого Учения, в нем платоновское оправдание роли идеи («идеология мысли») дополнено подробно разработанным изложением ментальной психологической науки («механика мысли»). Учение включает в себя бесчисленное количество приемов и методов, повышающих творческий мыслительный потенциал человека и позволяющий благодаря этому оказывать благотворное воздействие на тонкую психосферу (ноосферу) планеты. Принципиальная новизна подхода Живой Этики к данной проблеме, по сравнению с учениями прошлого, состоит в выдвижении на первый план принципа ответственности человека не только за действия, но и за собственные мысли. Своеобразие подобного агнийогического идеализма в том, что мысль рассматривается не только с идеальной, смысловой стороны, но и в материально-энергетическом аспекте, как тончайший волновой импульс, живущий в ноосферном пространстве и незримо влияющий на состояние духовности общества. Как видно, философская основа Учения не только идеалистична, но и материалистична, причем этот утонченный и просвещенный материализм, ориентированный на познание тонких свойств материи, составляет важнейшее свойство «Провозвестия ХХ века».

Живая Этика является также натурфилософским учением, озабоченным проблемой восстановления гармоничных взаимоотношений с природой, улучшением экологической ситуации в мире. Природа рассматривается в ней не как мертвая масса движущейся материи, но как живая субстанция, пронизанная и управляемая разумным и одухотворяющим началом — Матерью Мира, творительницей проявленных форм.

И наконец, еще одна важнейшая составляющая Учения — его эсхатология, суммирующая и обобщающая воззрения других религий и доктрин по поводу конца человеческой истории, наступления Новой Эпохи и неизбежных кризисов и катаклизмов переходного периода. Агни Йога на современном и более понятном людям ХХ столетия языке вскрывает сущность предстоящего эволюционного отбора на планете, именуемого на религиозном языке Страшным Судом и дает конкретные указания о путях преодоления кризиса. Эсхатологическое видение Живой Этики отнюдь не напоминает собой мрачный финализм некоторых мистических учений естественно-научных и историософских доктрин. Оно пронизано глубочайшим оптимизмом, хотя и не скрывает трагедийного характера предстоящих потрясений. Заповеданное всеми религиями пришествие Мессии «в конце времен», призванное сокрушить зло и восстановить высшую справедливость, рассматривается в Учении не как личностное воплощение божества в человеческом теле, но как проявление его божественной сущности и утверждение новой ступени мировой гармонии в масштабе планеты. Подобное событие предполагает полноту восстановления истины, потому Агни Йога — Провозвестница великого пришествия — являет собой полноту духовного синтеза, вмещающего в себя все духовные огни мира.

 

* * *

 

II. Кризис современности. Сакральная история. Обновление эзотерической традиции

 

Почему потребовалось обновление прежних религиозных традиций и подходов к вере на глобальном уровне?

Для ответа на этот вопрос придется обратиться к истории человечества вообще и к проблемам ХХ века, возникшим перед людьми, в частности.

Двадцатый век — и об этом писали многие выдающиеся умы человечества — подытожил все наихудшие тенденции человеческой истории и подвел жителей планеты к опасно близкой гибельной черте, за которой всех может ждать катастрофа и закономерное возмездие. Прогресс материальных внешних форм жизни, выразившийся в создании мощной техногенной цивилизации, привел к деградации внутренней душевной сущности человека, дегуманизации его сознания и очерствению сердца. В то же время жесткие острые щупальца цивилизации опутали планету, изрезали ее живое тело железными проводами, соединившись в единую промышленно-информационную сеть, в целостный и страшный в своем единстве организм, который объективно работает на разрушение гораздо мощнее, нежели ранее. Если ранее раздробленность человечества на отдельные культуры и экономические региональные оазисы хотя и замедляла движение промышленной эволюции, науки и техники, но в то же время давала возможность сохранять природу и душу в чистоте и целостности, то в ХХ веке гигантский технический монстр, объединив людей в энергетическое поле комфорта и цивилизации, отнял у них право на свободную жизнь души. Парадоксально, но несмотря на это объединение человечества на идеях всеобщего тяготения к комфорту и поглощению информации, цивилизация разъединила людей в душевном плане, капитулировав перед резко возросшим точечным эгоистическим самоощущением современного человека. В последнем столетии прогресс поработил человечество гипертрофированной стимуляцией потребности к удобствам и пустым удовольствиям, сделав маленькое эгоистическое «Я» верховным божеством. Техника с ее изощренными средствами закрепила в людях алчную склонность требовать немедленного результата в своих индивидуалистических действиях и завершила процесс превращения массового человека в жадного агрессивного автомата, ради достижения цели охотно попирающего тысячелетиями складывающиеся этические нормы. Этика в восприятии подобного массового человека стала досадной помехой, синонимом скуки, превратилась в набор внешних правил, слегка окрашенных в сентиментальные тона. Религия в большинстве проявлений стала пустой формальностью, не нуждающейся в сакральных мистических глубинах, тайнах и таинствах. Прежде всего это проявилось в протестантизме, поскольку католичество и особенно восточное православие все же поддерживало неугасающий огонь живой веры. Но западная протестантская религия во многом превратилась в теплохладную идеологию, чей высокопарный флер едва прикрывал жажду материальной выгоды, идеологию, осужденную еще Иоанном Богословом в «Апокалипсисе». «Бог умер!» — провозгласил в начале века Фридрих Ницше. Если в эпоху Реформации и создания протестантской этики Высшее Начало требовалось как верховный судья, санкционирующий право человека на собственность и освещающий его частнопредпринимательскую активность, то сейчас человек сам стал себе судьей, не нуждающимся в высшей санкции. Стало удобнее опираться лишь на собственное «Я».

Десакрализация отдельной личности привела к десакрализации государства. Королевская власть в европейских государствах, имевшая священный статус, постепенно утратила в сознании людей свое высокое значение и была заменена республиканским правлением с его идеей либерализма и такого удобного государственного устройства, которое потакало бы наиболее примитивным потребностям человека. Результатом расцвета буржуазно-демократического устройства, распространившегося в Европе в ХIХ веке, явился дальнейший рост напряжения в человеческом обществе, накапливание в межличностных и межгосударственных отношениях энергий ненависти, зла, соперничества, зависти, критическая масса которых способствовала в начале ХХ века втягиванию множества государств в глобальный кризис — первую мировую войну. Обильные жертвы и страдания разрядили лишь часть сгустившегося всемирного зла и породили новый виток кармы разрушения. Первой реакцией на кризис буржуазного либерализма стало возникшее вначале левое отклонение от траектории общего пути — большевистская революция, а затем как ответ и отклонение вправо — феномен фашизма. Ужасающие жертвы второй мировой войны несколько разрядили удушающую злобу, но не решили ни одной проблемы кризиса. Ненависть одних народов к другим сохранилась, едва прикрытая цивилизованно-правовым лицемерием. Богатые страны еще более изощренно продолжали грабеж бедных и менее сильных. Культ грубой силы, подкрепленный изобретением чудовищных по разрушительности видов оружия, сделался нормой международной политики. Технократический натиск на природу возрос в геометрической прогрессии. Пошлость культуры, искусства, нравов далеко превзошла декадентские выверты начала века, ныне представляющиеся почти невинными. Планета стала перед реальной угрозой гибели, в которой смешалось и переплелось все — и перспектива экологических катаклизмов, и тревожные зарницы возможного ядерного апокалипсиса, и глубокое разложение сознания человечества. Люди в своем подавляющем большинстве потеряли ощущение правды, чувство смысла бытия, знание путей выхода из тупика. Прежние духовные идеалы, сдерживающие моральные тормоза и путеводные звезды религиозных истин утратили свою сдерживающую и притягательную функцию.

Между тем время планетной эволюции на земле подошло к своему рубежу, к решающему часу испытаний. И хотя религии предпочитали называть этот рубеж Страшным Судом или концом света, эзотерические учения предпочитали говорить о смене человеческой расы, сопровождающейся крупнейшими потрясениями, грозящими всеобщей гибелью, но при благоприятном сценарии событий обещающей стать концом тьмы. Внимательное изучение духовного состояния планеты позволяло сделать вывод о большей вероятности гибельного сценария, поскольку люди оказались не готовыми к преображению своего духа и принятию очищающих огненных энергий, идущих из космоса к земле с целью ее очищения. Материалистическое мировоззрение и атеизм стали повсеместными и не позволяли задуматься о глубинных причинах происходящего кризиса. Религиозность все сильнее превращалась в формальное отправление культовых обязанностей, а религиозные пастыри в своем большинстве утратили ясное понимание путей общественного выхода из кризиса.

Все перечисленные тенденции разложения и распада цивилизации появились, конечно, не в ХХ веке, но значительно раньше, а многие из них уходят в толщу истории задолго до Рождества Христова. Движущей силой истории сокровенные учения считают человеческие устремления, сумма которых в каждом конкретном случае предопределяет конкретные следствия, результаты и судьбы государств во всех областях жизни. Сегодняшние устремления людей — носителей исторического потока — закономерно обусловлены их предшествующими устремлениями. Но помимо движущих сил истории есть силы ее направляющие, помимо видимого пласта истории есть слой невидимый, есть метаистория, творимая из сферы духа. Субъектами или творцами метаистории являются наиболее сознательные и духовно продвинутые люди, самые совершенные из которых уже поднялись на несколько ступеней вверх по сравнению с уровнем человеческой эволюции. Речь идет о Великих Учителях Востока — Гималайских Махатмах. Именно Великие Учителя еще на заре человеческой истории приняли на себя многотрудную и неблагодарную миссию направлять и ускорять движение человеческой эволюции. Как гласят эзотерические учения, они беспрерывно воплощались в царей, вождей, полководцев, пророков, духовных жрецов, учителей, святых, обучали людей ремеслам, основам морали и религии. Все мировые религиозные откровения и провозвестия были посланиями небес, переданные через благородный канал помощи, реализуемый через духовную волю Великих Учителей. Когда прежние откровения и религии приходили в упадок, становились формализованными, застывшими системами обрядов, Махатмы придавали им обновляющий импульс, посылая энергичных реформаторов и святых, или же основывая новую религию. Кроме того, наряду с явленными вовне и широко распространенными религиями, они поддерживали сокровенные Белые Школы и Учения, где скрытая традиция тайного знания пребывала и поддерживалась в незапятнанной чистоте и успешно противостояла многочисленным черным ложам.

К середине ХIХ века духовная ситуация в мире резко ухудшилась. Волна грубого материализма, окутавшая планету, выступила представительницей будущего всплеска технократии, экологического кризиса, опустошения природы и человеческой души, переполненной ненавистью. Стало очевидно, что прежние меры воздействия и прежняя стратегия в духовной области уже не работают в достаточной мере. Время требовало изменения духовной стратегии в плане соотношения между традиционными и нетрадиционными формами религии в пользу высоких нетрадиционных, которые по сути являются обновленным продолжением традиции. Требовался новый язык и новый более всеобъемлющий подход к проблеме совершенствования. Совершенствование из категории благого пожелания превратилось в категорию выживания, в единственное и решающее условие эволюции. Великие Учителя столкнулись с необходимостью изменить свой привычный подход тщательного дозирования истины и обнародовать сокровенные знания о Космосе, человеке, конкретных методах совершенствования и духовной практики. Первым этапом этого обнародавания стала миссия Е.П.Блаватской, основавшей в ХIХ веке Всемирное Теософское Общество и выпустившей в свет свою знаменитую «Тайную Доктрину», которая содержала в себе синтез сокровенной философии, религии и науки. Следующим шагом было появление на свет Агни Йоги, для получения, утверждения и распространения которой главными фигурами были выбраны Н.К. и Е.И.Рерихи.

Выбор ученика, способного воспринять Учение и выступить его апостолом и провозвестником в мире, для Великих Учителей всегда чрезвычайно ответственное событие. Сознавая грандиозную сложность задачи, они реализуют этот выбор с исключительной тщательностью, привлекая лишь тех, чьи духовные силы и способности полностью раскрылись и созрели, в чьей преданности, целеустремленности и находчивости они не сомневаются, так как эти свойства проверены кармическими узами многих жизней.

 

* * *

 

III. Духовный путь Рерихов. Получение Агни Йоги от Великих Учителей по каналу яснослышания. Новый этап эволюции

 

Путь Н.К. и Е.И.Рерихов к выполнению ответственной миссии был непростым. Каждый из них до встречи в одиночку преодолел жизненные трудности, смутно предчувствуя ждущие их впереди великие задачи. Николай Константинович в молодости искал себя в постижении основ древнерусского искусства, истории, археологии. Елена Ивановна тянулась к познанию философии, пристально изучала религии Востока. В дальнейшем внутренняя погруженность в духовный мир Азии у обоих Рерихов становится главным содержанием их жизни. После отъезда из России и длительных странствий по Европе они на несколько лет оседают в Америке, где ведут широкую культурно-просветительскую деятельность и готовятся к трансгималайскому путешествию. Мечта о путешествии на Восток в Индию родилась у Рерихов значительно раньше, еще в 1913 году, однако оформилась в твердое решение лишь за границей, причем немалую роль здесь сыграла их личная встреча с представителями Великих Учителей Востока — Гималайских Махатм в 1924 году в Лондоне.

О Великих Учителях и связанной с ними сокровенной духовно-эзотерической традиции ученичества Рерихи узнали еще в Петербурге. Сосредоточенность на этой проблеме и интенсивность поиска духовных контактов с ними была у Елены Ивановны столь велика, что принесла ей в конце концов высокое мистическое переживание, которое помогло установлению сознательных духовных контактов с Учителем. Эта тончайшая связь постепенно крепла, становилась все более прочной и вот, наконец, в 1920 году получила свое материальное воплощение. День 24 марта этого года стал днем начала первых записей Учения и потому в кругу последователей Агни Йоги считается днем Учителя.

Интересен был сам способ, с помощью которого Рерихи получили Учение. Он не принадлежал к числу широко распространенных устных вариантов передачи знания от учителя к ученику. Скорее он принадлежал к традиции прямого непосредственного получения боговдохновенных истин, к которому были склонны и пророки. Из двух наиболее известных каналов принятия высоких откровений — ясновидения и яснослышания — Рерихи оказались более предрасположенными к последнему каналу, считающемуся в эзотеризме наиболее высоким и точным. Тексты, воспринятые благодаря яснослышанию, считаются наиболее точными и сознательно записанными по сравнению с иными записями мистического толка. Они отнюдь не совпадают с автоматическим письмом или иными разновидностями медиумического восприятия. Оно не может также быть отождествлено с восприятием собственных интуитивных прозрений или вслушиванием во внутренний диалог с самим собой, в поток сознания. Яснослышание предполагает высочайшую степень уровня бодрствования и сознательности. Интенсивность внутреннего состояния сознания при истинном яснослышании столь велика, а степень психоэнергетического наполнения столь впечатляюща, что человеку становятся доступны тончайшие звуковые вибрации.

Яснослышание всегда опирается на углубленную медитацию и слышание так называемого голоса безмолвия — мощнейшей вибрации огненного духовного мира, доступного для восприятия человека лишь при напряженной внутренней работе. По сути яснопонимание — это восприятие голоса Духовного Мира, Учителя, Бога, принявшего звуковой образ для того, чтобы быть понятнее и ближе звучащему любовью сердцу ученика. Вслушиваясь в глубинное звучание Бога в собственном сердце, воспринимаемое вначале как нерасчлененный звук Безмолвия, ученик начинает различать отдельные ноты и модуляции этого высокого космического оркестра. Сквозь Безмолвие, называемое на Востоке «Шабда-Брахманом» или «Брахманом звучащим», в чуткое бодрствующее сознание ученика постепенно пробиваются возвышенные сообщения неба, чистая речь Творца. Божественное неделимое Слово превращается в слова Духовного Учителя, передающиеся по тончайшему космическому эфиру, вначале едва различимые и малопонятные, затем все более ясные и четкие.

В сравнении с ясновидением яснослышание считается эволюционно более высоким видом общения с Богом, поскольку оно предполагает достижение более полного с ним слияния благодаря звуковой объединяющей безмолвной вибрации. При ясновидении же мир остается поделенным на воспринимающий субъект и воспринимаемый объект. В своем высшем проявлении ясновидение подводит к следующей стадии слияния с Творцом — и трансформируется в яснослышание.

Стоит отметить, что все виды общения ученика с Учителем — и ясновидение, и яснослышание, и яснопонимание не относятся к духовнопсихологическому знанию и психотехнике одних лишь эзотерических школ. История традиционных религий полна упоминаний о различных мистических переживаниях, во время которых святые и подвижники созерцали различные высокие видения, беседовали с ангелами и архангелами, и, наконец, достигали состояния всеобъемлющего озарения, после чего получали ключ к пониманию истинной природы вещей и событий. Эзотерические учения лишь обобщили и углубили этот опыт.

Внимательное изучение биографии Елены Ивановны и Николая Константиновича, понемногу открывающее их внутреннюю жизнь, показывает, что духовный канал общения с Учителем также формировался ими через прохождение этих трех стадий. Вначале тонкие знаки и видения, завершившиеся озарением Елены Ивановны и ее первым контактом с одним из Великих Учителей, затем безмолвное слияние с Учителем, Богом и Творцом, увенчавшееся подвигом ясного понимания Учения жизни во всех аспектах. Николай Константинович проходил сходный путь посвящения в Истину. К моменту появления первых записей Агни Йоги сознание обоих Рерихов было вполне подготовлено к восприятию огненной мудрости Провозвестия. Николай Константинович принял самое активное участие в получении этих записей, в духовной настройке, открывающей доступ к этой высокой и прежде закрытой информации. По словам В.Сидорова, «степень участия Николая Константиновича в работе над первой книгой Учения была весьма значительной, в ряде случаев, определяющей». Это хорошо видно по стилистике первой книги Учения «Зов», уже по своему подзаголовку «Листы сада Мории», неразрывно связанной с другой книгой художника — сборником стихов «Цветы Мории». Сам ритм фраз «Зова», тяготеющий к поэтической форме белых стихов, характер образов, интонация текста — все напоминает манеру других книг

Н.К.Рериха. В последующих книгах Учения — особенно это заметно становится начиная с третьей и четвертой книг — стилистика, слог, интонация, система образов, характер изложения претерпевает значительное изменение. Сам текст начинает разбиваться на параграфы, каждый из которых, как правило, содержит одну основную идею или мысль. Смысл каждого отрезка сгущается, становится более плотным. Неясные места текста, вольные поэтические фигуры, образы и символы, в какой-то степени присущие первой книге, в дальнейшем становятся все более четкими, строгими, согласованными с логическими правилами. Кристалл истины делается все более ясным. Сокращается, а затем практически исчезает налет личных обращений Учителя к ученику, предназначенный прежде всего для самих Рерихов и частично включенных ими в издание как материал, который, как они сочли, может быть полезен всем. Учение становится все более безличным, обращенным ко всем людям без исключения. Из этого огромного конгломерата текстов выведена вся закрытая до времени информация, касающаяся судеб России, мира, сроков судьбы, причем осуществление отбора материала в данном случае Учителя поручили Е.И.Рерих.

Тонкий характер всех сообщений, получаемых Еленой Ивановной от Великих Учителей Востока и составивших Учение, приучил ее к тщательной проверке всех своих тончайших чувств и переживаний. Рерихи понимали, что духовный аспект общения с Учителями предполагает прохождение высшей посылки через астральный план, изменчивый, полный иллюзорных ловушек и способный исказить тонкое сообщение. По свидетельству биографа рериховской семьи П.Ф.Беликова, Елена Ивановна тщательно проверяла все сообщения: «Подобные проверки помогали проводить разные пути общения — ясновидения, яснослышание, письменные доказатальства. Все они сверялись и, пройдя сознательную проверку, попадали в книгу Учения». Все полученное из тонкого мира сверялось с физическим измерением. Это дало высокую достоверность записываемым текстам.

Каково основное содержание Учения? В чем состоят его главные идеи?

Соотнося время с вечностью, Агни Йога возвещает новый этап космической эволюции человека, при котором планета, отставшая в своем развитии от необходимых темпов, начинает принимать воздействия мощных, доселе не знакомых, тонких энергий и лучей. Энергии пространственного огня, посланные и усиленно приближающиеся к земле из более высокого уровня бытия, призваны воссоединить разорванную энергетическую ткань планеты, сблизить опасно разошедшиеся планы бытия (физический, астральный и огненный), ускорить процессы очищения планетной кармы и эволюции человеческого духа. Происходит сближение времени с вечностью, в результате чего на планете наступает иное время, рождаются новое небо и новая земля. Огненное крещение планеты по сути представляет собой великий отбор людей, способных преобразить свой внутренний мир и работать на благо человечества. Сближение миров есть эволюционный процесс, которому человек должен содействовать, осуществляя его в собственном сердце, есть и категорический императив выживания и спасения. Соединение миров — объективная закономерность, не зависящая от человеческой воли, человек может лишь усилить или отсрочить это величайшее веление Космоса, оказывая при этом влияние главным образом на самого себя.

Неизбежность грядущего соединения миров объясняется, согласно Учению, основными законами развития Космоса, где периоды погружения человеческого духа в плотные слои материи, называемые инволюцией, закономерно сменяются периодами духовного подъема к более тонким и совершенным мирам, т.е. фазами эволюции. Агни Йога опирается здесь на идеи, высказанные в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской, утверждавшей, что наша земля проходит в продолжении данного эволюционного цикла семь кругов или глобусов. Три из них развиваются по нисходящей (инволюционной) дуге и три по восходящей или эволюционной. Настоящий же срединный четвертый круг — глобус являет собой самую низшую точку инволюции и максимальную плотность материи. Сегодняшнее человечество, живущее на данном четвертом глобусе, где страдания и боль превалируют над счастьем и блаженством, способно уйти от этого бремени лишь в результате сознательного усилия и напряжения творческой мысли.

Мысль, как уже говорилось, рассматривается в Учении как разумное основание бытия, как высший замысел, по которому развивается мироздание. Будучи отражением творческой разумной силы Творца, наделившего своими атрибутами каждую частицу вселенной, мысль, пусть и в различной степени, присутствует как в Космосе, ошибочно считающемся неживым, так и в человеке. Процесс познания, по своей сути, представляет собой осуществляемое посредством человеческой личной мысли извлечение из материи космической безличной мысли, выступающей в виде разумной закономерности мира. Агни Йога в поэтической форме передает это пантеистическое мироощущение, полное преклонения перед миром мысли:

«Если можно утверждать наличие мысли у камня, то какая чистая радуга мысли наполняет пространство! Нужно привыкнуть к сознанию, что все сущее проникнуто мыслью. Явление неотвлеченное и весомое, конечно, остается в понятии энергии, но сохраняет потенциал сознания эволюции. Чувствование растений недавно ограничивалось инстинктом, но исследование инстинкта относит его в область мысли, отсюда наблюдения и вниз, и вверх. Обычна ошибка человекообразных, приписывающих себе исключительное право на мысль. На самых примитивных примерах можно показать, насколько мысль человечества разделена возрастом, положением и народностью. Именно среди людей можно иногда поражаться слабыми зачатками мысли. Зато безымянные пространственные мысли подымают дух.

Вы знаете, что видоизменное радио может уловить пространственные мысли, и мысль, как вещество, может обоюдно питать и возрастать.

Задумайтесь над явлением мысли, осознайте распространение ее и радуйтесь лаборатории мысли, которая от клетки минерала до Беспредельности соединяет начала.

Магнитная волна, искра электричества и мысль — эти три путника встречают стремящегося в Беспредельность».

Мысль и мыслетворчество, согласно Агни Йоге, относятся к факторам, влияющим на состояние психической энергии человека. Хаотические, беспорядочные мысли «съедают» психоэнергетический потенциал, истощают жизненные силы индивида. Мысли упорядоченные, творческие, сосредоточенные конденсируют и утончают психическую энергию. Роль психической энергии в жизни человека, даже если он этого не осознает, чрезвычайно велика, потому следует остановиться на этом вопросе подробнее.

Если мысль, согласно Учению, есть разумное основание Бытия, то психическая энергия может считаться энергетическо-силовым основанием. Она есть та изначальная сила, которая пронизывает все мироздание от атома до человека. Именно она составляет скрытое объяснение большинства так называемых оккультных феноменов. Психическая энергия лежит в основе высоких творческих способностей человека. Она проявляется и в интенсивности духовных исканий личности, а потому может быть отождествлена с духовностью. Учение не один раз говорит о «духовности или психической энергии». Качество психической энергии в человеке зависит от качества его сознания — чем выше, шире, тоньше последнее, тем более высокого качества психическая энергия имеется у данного человека. И в своей мощи, и в своей утонченности психическая энергия не знает пределов или препятствий для развития. Она также обладает свойствами и атрибутами подлинного космического магнита, притягивающего из бесконечно разнообразной вселенной подобные себе силы и отталкивающего силы противоположные и враждебные.

Важной особенностью психической энергии является принцип делимости, т.е. способность к самоотделению ее частей от основного центра и самостоятельное их функционирование. Самоотделившиеся частицы психической энергии могут наслаиваться на каком-либо материальном предмете, концентрироваться в тонком поле вокруг каких-либо людей, дел и обстоятельств. Учение много говорит об умении накапливать психическую энергию, о повышении сознательности подхода к ней, утончении и духовном очищении своего психоэнергетического потенциала, воспитании способности совершать мысленные посылки этой энергии в тонкое пространство с целью очищения психосферы планеты, формировании правильного ритма внутренних переживаний и внешних воздействий. Психическая энергия считается в Учении наилучшим эволюционным достижением человека, имеющим огромное значение для его будущего. Грядущее планеты не может состояться без овладения большинством людей основами психической энергии. Подобное овладение имеет значение не только для индивидуального роста отдельных людей, но и для судеб всей земной цивилизации в целом, поскольку это позволяет решить проблему энергетического кризиса.

Лучший способ ощутить психическую энергию, сделать это чувство реальным для себя — постоянно усовершенствовать себя, воспитывать в себе способности тонкого и целостного восприятия мира. Учение говорит об этом:

«Когда говорим об образовании психической энергии в сознательное оружие, могут спросить — с чего начать? Нужно начать с осознания присутствия ее. Для этого осознания необходимо дотронуться до одного из основных понятий. Иногда это называли неудачно верой, но лучше назвать доверием. Вера отвечает самогипнозу. Доверие соответствует самоанализу. Вера неопределенна в своем существе. Доверие подтверждает непреложность. Нет суеверия осознать мощь человеческого аппарата. Достаточно задуматься над процессами мышления, или рефлекса, или хотя бы пищеварения. Можно легко заметить проявления нервных центров, но нечто объединяет их деятельность сознательно, не входя в пределы разума».

 

* * *

 

IV. Четыре краеугольных камня Учения. Воспитание необходимых психологических качеств. Доктрина Сердца

 

Исполнение этических основ жизни, овладение всеначальной энергией и развитие творческого мышления по сути дела составляют главные направления человеческого совершенствования. Помимо них в Агни Йоге выделены четыре краеугольных камня или принципа.

Первый — Почитание Иерархии, признание существования в мире более продвинутых в плане мудрости, знаний и чистоты духовно-космических индивидуальностей — Великих Учителей. Также как в обычной жизни для получения образования нужны учителя, педагоги и профессора, которые знают и умеют больше учеников, так и в области еще более сложной науки

— духовном совершенствовании — необходимо опираться на опыт людей, проделавших значительно больший путь и превосходящих среднего человека не только количеством знаний, но и нравственной чистотой, силой духа, степенью жертв и усилий, затраченных на улучшение себя и мира. Ученик, устремленный к постижению основ учения, будет успешен, если почувствует эту истину и потянется всем сердцем к поиску подобных школ духа. Отказ от принятия в сознание закона Иерархии в лучшем случае обрекает людей на изобретение велосипедов, в худшем — на бесплодные страдания и ненужные жертвы.

«Какие тернии люди сами вплетают в венки жизни! Какие силы тратят на противодействие тем принципам, на которых держится сама жизнь! Сколько ненужных терний окружает людей, превращая их жизнь в регресс! Ведь не поймут люди высшей мудрости, не поняв прежде всего законов Иерархии; то на чем прогрессирует мир; то чем слагается эволюция; то на чем слагаются лучшие ступени устремленности. Так не уйти человечеству от великого закона Иерархии».

Принцип Иерархии не имеет ничего общего с порабощением воли и свободы человека. Принятие закона Иерархии есть по существу принятие идеи преображения низшей эгоистической природы человека в высшую, духовную, и совершается оно добровольно и в глубине сердца. Подлинная свобода творчества во всех его формах начинается, согласно Живой Этике, только на основе сознательного самоограничения и трансформации худших черт характера.

Второй принцип духовного строительства — Сознание единения — означает признание единства мироздания и включение в это единство человека. Действие закона всемирного тяготения, который наука относит к физическому космосу, Живая Этика усматривает и во всех человеческих отношениях, где он выявляется в виде магнита любви. В наши дни гармоническое действие этого магнита нарушено, верх берет отрицательный полюс магнита — разъединение. Оно приобрело всеобщий характер — вражда между государствами, народами, людьми, антагонизм по отношению к природе и Космосу. Утрата целостного мироощущения, отчуждение от чувства собственной причастности к единству мироздания по неизбежности ведет к отчуждению от себе подобных. Поэтому Агни Йога утверждает единство человека и мира как важнейший принцип бытия, особо подчеркивая необходимость консолидации между всеми сотрудниками, устремленными к свету и совершенству. Сплотиться единым фронтом для отражения атак хаоса и всех темных сил, особенно активизировавшихся в ХХ веке, — так кратко можно сформулировать программу действий, которые вытекают из этого принципа.

Третья основа — Сознание соизмеримости. Речь идет об умении давать правильную оценку каждому событию жизни, точно видеть сущность любого явления или события в целом процессе, в перспективе. Особую важность принцип соизмеримости приобретает в психологической сфере при оценке тех или иных жизненных неудач и депрессий, нередко преувеличиваемых человеком по значению. Совет Агни Йоги — приложить к своему огорчению меру беспредельности — имеет кроме всех прочих смыслов еще терапевтическую направленность. «Что страдает больше всего? Конечно, соизмеримость», — утверждает новое Учение. Критерий точности любой оценки или действия находится в их соответствии внешним идеалам. Живая Этика выдвигает следующую программу преодоления несоизмеримости:

«Если приложить усилия изменить пыльные хлопоты в прекрасный подвиг, то сразу корявый черновик превратится в мачтовую рощу. Когда можно перебросить мысль к пределам чудес, тогда не будем долго говорить о дырявой подошве. Очень советую уничтожить пересуды, ведь целая половина дня освободится. Останется одиноко чашка кофе или стакан пива. Время еды должно быть сокращено, чтобы сохранить облик человекообразия. Нет худшей несоизмеримости как пересуживать за столом пустяки. Нет худшей несоизмеримости как клеветать мелким горошком. Нет худшей несоизмеримости как отложить зовущее действие. Нет худшей несоизмеримости как явить обиду подобно мелкому торговцу. Нет худшей несоизмеримости как освободить себя от ответственности. Нет худшей несоизмеримости как прекратить мышление о красоте. Соизмеримость подобна колонне, держащей дом».

Четвертый принцип, соблюдение Канона «Господом твоим», лучше всего объяснен в письмах Елены Ивановны, призывавшей к его применению буквально на каждом шагу. «При каждом собеседовании, — писала она, — когда нет объединения сознаний, наша первая обязанность не разъярить собеседника противоречием и порицанием его убеждений, но, начав с лучших возможностей его и исходя из уровня его убеждений, и его сознания, постепенно и терпеливо мы должны расширять его горизонт… Не будете же вы говорить ярому шовинисту против его страны, но найдете все лучшие выражения и качества его народа и укажете ему новые пути развития его особых качеств. Высказанная Вами широта понятий народных выражений сгладит представление шовинизма, и неожиданно для себя ограниченное сознание начнет звучать на ноту вмещения. Так все время нужно учиться вести беседы без вражды, но дружелюбно оценивая своего собеседника. Именно вести их с терпением и уважением к противнику, не допуская ни раздражения, ни насмешки, ни прочих недостойных приемов. В каждой беседе нужно жертвовать собою, своим знанием, не кичиться своею просвещенностью… Канон «Господом твоим» есть проявление самопожертвования, без которого ничто не может быть достигнуто».

Живая Этика дает также полное высокой поэзии описание, как лучше провести в жизнь эти четыре основопологающих духовных принципа.

«Для утверждения Первого призовите всю любовь вашу. Припомните из детства вашего лучшие улыбки, самые яркие лучи солнца и первую песнь птиц за окном.

Для Второго — облекитесь в оружие дня, достаньте доспехи ваших действий и освежите восприятие глотком трезвой воды.

Для Третьего — выберите в вашей рабочей комнате самую высокую и отвесную линию и назовите ее размером Плана.

Для Четвертого представьте всю бесконечность звездного мира. Поистине у Отца много домов, который из них запятнаем?

Вспоминая данный канон, представьте, как из запертого дома выходите на свет. Так придет к вам все, в чем нуждаетесь.

Начертайте на первом камне Голубя,  На втором — Воина, На третьем- Колонну,  На четвертом — Солнце».

Немалое место в огненном Учении отведено воспитанию качеств, необходимых для строительства Нового мира на общинных началах. Обширность перечня качеств говорит о нелегкости этого пути и о многосторонности подхода к совершенствованию. В одном случае называется семь главных качеств:

«Укажу качества взыскующих общего блага. Первое — постоянство устремления. Второе — способность вмещения, ибо плох общинник отрицающий, но ищущий правды достоин общего блага. Третье — умение трудиться, ибо большинство не знает ценности времени. Четвертое — желание помочь без предрассудков и присвоения. Пятое — отказ от собственности и принятие на хранение плодов творчества других. Седьмое — бодрствование явите среди тьмы».

В иных шлоках и книгах Живой Этики среди самых важных черт духовного продвижения указана триада — «простота, красота, бесстрашие», а еще — человечность, доброжелательство, мужество, ответственность, совесть, умение быть благодарным, преданность. Преданность идеалам света и любовь рассматривается как основа духовности. Обширен синодик качеств-антиподов, подлежащих сожжению (трансмутации) в огне устремления. Интересно, что нравственно-психологические качества человека рассматриваются в Учении, как разновидности энергий различной тонкости и качества.

«Итак, приступим к трансмутации всех наших энергий, — писала Елена Ивановна, — Начнем с самой упорной энергии эгоизма, этого свирепого дракона самости со всем его хвостом — самомнением, властолюбием, себялюбием, обидчивостью, раздражением, опасением, сомнением и тому подобным «украшением» и заменим его крыльями утверждения единства, полной солидарности со всеми сотрудниками, признанием Иерархии, радостным закреплением дел данных, терпимостью и признательностью к справедливым указаниям и заключим доверием до конца».

Как видно, эгоизм выставлен на первое место, как основа всех темных качеств человека, как «антиэволюционная» вершина треугольника, обращенного вниз. Борьба с эгоизмом одновременно требует и воли, и сердца, и усилий, и любви. Победа собственных недостатков невозможна без воспламенения огней сердца, зажжения в нем устремления ко благу и красоте.

После принятия идеи сердечного устремления к идеалу начинается ежедневная, ежечасная «черновая» работа по очищению мышления, познанию сильных и слабых сторон своего характера, постепенное преодоление негативных его сторон и взращивания светлых. Вопросам самопознания Агни Йога придает исключительный смысл. Дело в том, что при вступлении на путь духовного совершенствования под влиянием пробуждающих мощных сил происходит, как писала Е.И.Рерих, ускоренное «выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств или скрытых желаний, хороших, дурных или безразличных». Она предупреждала также, что каждый ученик должен дать себе искренний отчет — не скрывается ли в его мотивах приближения к Учению тайная мысль применить завоеванную мощь в целях личного могущества и самоутверждения? В этом случае человек должен знать, что скрытый эгоистический замысел не только не даст желаемого результата, но приведет к тяжелым для себя проследствиям.

Агни Йога содержит в себе суровую критику увлечения магией и всеми чисто механическими западными методами пробуждения скрытых сил. Опасность этого пути — в постепенной потере внутреннего равновесия и нравственного здоровья. Человек делается рабом искусственно вызванных неизвестных для него сил и рискует превратиться в безмолвного медиума. Итак, прежде очищение, улучшение обычной жизни, забота о других людях, а затем уже развитие скрытых сил.

В духовной работе и в жизни Агни Йога ориентирует человека на бесстрашие и готовность к преодолению препятствий.

Пересматривается все обыденное отношение к трудностям и напряжениям. «Друзья! — призывает Живая Этика . — Пока нам препятствия не являются рождением возможностей, до тех пор мы не понимаем Учения». «Благословенны препятствия, ими растем», — утверждает она в другом месте. Заповеданные бесстрашие и мужество невозможно воспитать без постепенного открытия и пробуждения беспредельного потенциала человеческого сердца, которое по своей глубинной природе космично и которому в Агни Йоге посвящена целая книга. Сердце названо в этой книге «средоточием жизни», «мостом миров», «оружием света, которое посрамит тьму», «чашей с пламенем, рвущимся кверху», «солнцем солнц». Сердце представляет собой те крылья духа, благодаря которым человек постепенно возносится в пылающие сферы Огненного Мира — своей истинной родины — и тем выполняет свое космическое назначение.

Чем можно объяснить это повышенное внимание к сердцу, пронизывающее все Учение?

Прежде всего, следует оговориться, что под сердцем в Агни Йоге понимается не столько физический орган, сколько эмоционально-духовный центр, средоточие внутренней жизни человека. Такое почтительное отношение Учения к сердцу опирается на могучее силовое поле традиции. И христианство, и буддизм, и индуизм, и суфизм с разных сторон и по-разному освещали важнейшую роль сердца в духовной жизни человека. Поистине неисчислимо количество упоминаний о сердце и обращений к нему в святоотеческой литературе. Буддизм говорил о сердце как о вратах освобождения от действия колеса сансары, а индуизм видел в сердце орган божественной любви. Но Агни Йога не просто продолжает заключенное в религиях прошлого восприятие сердца как чисто эмоционального органа, но выдвигает на первый план его новое значение — ведь многие условия жизни на планете по сравнению с временами раннего буддизма или раннего христианства значительно изменились.

Значение сердца Учение видит в том, что оно выступает сегодня как «мост между мирами», соединяющий видимый план жизни человека с невидимыми космическими измерениями бытия, с беспредельностью. Сегодня в силу ряда серьезных причин физический, тонкий и огненный миры опасно разобщены, что ведет к большому кризису, прежде всего на физическом плане жизни. Сердце, как всеобъемлющий космический орган, призвано соединить миры в нерасторжимое материальное и духовное единство. Агни Йога утверждает, что духовная эволюция человека и достижение космического сознания невозможны без пробуждения и развития беспредельного потенциала сердца. Любая подобная попытка очень опасна, особенно в сегодняшних хаотических разрушительных условиях: она, как считает Учение, неизбежно уведет человека на ложную тропу, называемую в оккультно-мистических доктринах путем «левой руки».

Даже самые надежные и выверенные опытом тысячелетий прежние школы классической йоги, предполагающие пробуждение скрытых сил человека с помощью подъема «энергии Кундалини» по каналам позвоночного столба не могут в наши дни служить универсальным средством возрождения духовности на земле. Такое возрождение может начаться лишь благодаря подключению сердца. Сердце в Агни Йоге — это альфа и омега, начало и завершение духовного пути, место соединения земного и космического начала, ключ к общению с Иерархией светлых сил космоса, с Великими Учителями человечества. Сердце считается здесь центром нравственных переживаний, одаряющим человека либо ощущением внутренней чистоты и безупречности, либо наполняющим угрызениями совести. Сердце соединяет внешний и внутренний пути совершенствования, сансару и нирвану, земной и огненный миры. Невозможно понять Учение, игнорируя сердечный мир, не включая план сердца. Очищение и возвышение мыслей возможно лишь в случае, если пропускать их через пламя духовного сердца. В свою очередь для пробуждения сердца необходимо сосредоточенное и упорядоченное размышление о высоком, космическом, божественном. Без подобных мыслей сердечная энергия так и не будет приведена в движение.

Учение дает подробнейший свод советов о конкретных методах пробуждения сердца. Среди них — перенесение сознания в эмоциональное сердце с постоянным пребыванием внимания в этой области, воспитание привычки мыслить из сердца, упорядочивание хаотичных мыслей и придание им благой направленности, осознание космичности самого принципа сердца и его беспредельной пространственной природы, закаливание сердца в борьбе с жизненными трудностями и препятствиями, высветление тонкого пространства сердца, победа над отрицательными эмоциями и психологическими качествами, подавляющими богатейший сердечный потенциал, размышление о Прекрасном. И, конечно, самый главный метод — подвиг претворения Учения в жизнь, несение Света Истины человечеству, распятие низшей духовной природы во имя Высшей.

Такой подход к срединному эмоционально-духовному центру возник в Агни Йоге не на пустом месте, но опирается на богатейшие духовные традиции различных религий и учений Востока и Запада. В индийской традиции — это бхакти-йога, почитание Кришны, вишнуизм, в Китае — это даосский культ сердца, на Ближнем Востоке — это суфийский кодекс сердца как средоточия бытия. Но основной традицией, на которую в своем отношении к сердцу опиралась Живая Этика, была раннехристианская святоотечественная духовная традиция. Синтезируя восточные и западные подходы к сердцу Елена Ивановна обращала особое внимание на неразрывность сознания и сердца, что имело особое значение в наш век, когда под влиянием двух факторов цивилизации — повышенного рационализма и повышенного невротизма — сознание и сердце разошлись друг от друга очень далеко. Елена Ивановна писала: «Также многие не понимают, что под развитым сердцем нужно прежде всего понимать расширенное сознание. Именно сердце есть престол СОЗНАНИЯ, а не сентиментальности, этого суррогата простоты. Характерно, что все восточники, говоря о высших, сокровенных думах, полагают руку на сердце, ибо они помещают сознание в сердце». Сердечный центр в Учении уподобляется крыльям или воздушному шару на своих тончайших, подобных легкому газу, эманациях, уносящих дух в пылающие сферы Огненного Мира — истинной духовной родины человека.

 

* * *

 

V. Проблема сознания. Эволюция  сознания в Космосе

 

Проблема сердца, сформулированная в Агни Йоге, теснейшим образом переплетается с проблемой сознания. Если сердце рассматривается в Учении как орган, дарованный человеку Свыше для ощущения космического всеединства, то сознание в большей степени предстает как психический фактор, эволюционирующий и восходящий к более тонким мирам снизу. Поскольку вся вселенная в любой своей форме или аспекте состоит из Духа (Субъекта, жизненного импульса, чистой энергии) и Материи (формы, среды, субстанции), то сознание занимает промежуточное положение между этими двумя полюсами мира. Блестящее определение сознания дал комментатор и популяризатор Агни Йоги Александр Иванович Клизовский:

«Если зерно духа… остается постоянным и неизменным, то сознание, находящееся в прямой связи с развивающейся формой, будучи величиной меняющейся, есть результат жизненных накоплений и жизненного опыта данного зерна духа в данной форме жизни. Оно есть первая оболочка из тончайших видов материи, которая окружает зерно духа. Эта оболочка растет и увеличивается, обогащаясь возможностями, благодаря поступающим с каждой жизнью накоплениям. В человеческом царстве жизни сознание человека есть его Эго. Эволюция сознания есть процесс освобождения скрытых в нас божественных возможностей».

Сознание как высшая искра божественного пламени присуще всем формам жизни, но только в различной степени. Это зависит от тонкости и совершенства той оболочки, в которой данное сознание воплощено и от степени духовного баланса и опыта, накопленного сознанием на протяжении бесчисленных воплощений. Оно несет в себе все достижения и энергии, собранные за предшествующие существования в ходе бесконечных космических странствований человека. На ранних стадиях эволюции сознание находится в спящем состоянии и пробуждается лишь от внешних кармических воздействий и ударов, постепенно вызывающих в нас ответные внутренние движения, импульсы и вибрации. Одни воздействия приятны и притягательны, другие, напротив, несут с собой силы отталкивания. Так рождается система предпочтений, симпатий и антипатий, и сознание начинает управляться эмоциональными и побудительными факторами, т.е. желаниями. Фаза желаний на лестнице человеческой эволюции соответствует уровню несовершенного индивида, подверженного эгоистическим и животным притяжениям — порождениям его низшей природы.

По мере накопления духовно-психического опыта и при условии правильного внутреннего развития человек начинает постепенно осознавать последствия своих желаний. Он видит, что слепое следование приятным ощущениям и целям и отказ от неприятных — недальновидно и в конечном счете приводит к увеличению неприятных последствий, что на эмоциональном уровне переживается как страдание. По мере утончения его психики и совершенствования его внутреннего мира эти страдания все более связываются с нравственными причинами, с началом совести. Человек начинает страдать не только тогда, когда его недальновидные эгоистические побуждения принесли вред ему, но и тогда, когда в результате его действий испытывает муки ближний. Таким образом, на развитие сознания начинают оказывать влияние факторы более высокого порядка, нежели желания — воля и совесть. Сознание из инструмента психики, позволяющего наилучшим образом избежать неприятных ощущений и находить пути к приятным, (даже если они в целом вредны человеку), становится инструментом распознавания добра и зла, силой сопротивления низшим эгоистическим желаниям и целям. На этом уровне эволюции сознание начинает ставить перед собой более высокие духовные цели, искать такой смысл жизни, который не уничтожался бы смертью. Оно все больше тянется к религии, философии, эзотерическим и мистическим учениям. С определенного момента человек сознательно выбирает путь духовного восхождения и победы над низшими влечениями и привычками. Он осознает, что его так называемое состояние сознания, погруженного в эгоистические жизненные программы и бытовые заботы, есть форма духовного сна. Поэтому человек всеми силами стремится к пробуждению своего духовного сознания для того, чтобы стать учеником Света и Белого Братства.

Агни Йога постоянно говорит о том, что Космос устроен по иерархическому принципу: над нижестоящими мирами и их обитателями находятся миры более совершенные, тонкие и прекрасные. Они населены более продвинутыми в нравственном и духовном плане существами. Человек не является высшим существом во вселенной — лестница сознаний, превосходящих его во всех планах бытия, уходит в беспредельность. Каждое сознание, находящееся на более высоком иерархическом уровне, отличается большей широтой кругозора, глубиной познания мира и самого себя, а также большей степенью осознанности действий и побуждений. Агни Йог, желающий установить духовный контакт с находящимся на более высоком уровне совершенства Учителем, должен работать над своим сознанием в плане его дальнейшего пробуждения, расширения и утончения. Пробуждению духовного сознания Учение уделяет серьезнейшее внимание. Психологический сон, погруженность сознания в хаотическую работу ума и механически протекающий поток мыслей, почти гипнотическое отождествление с суетой внешней жизни — все это должно быть заменено духовным бодрствованием, постоянным, сознательно поддерживаемым памятованием о Высшем, высокой степенью рефлексии и самоконтроля. Идеал Агни Йога — воин, «бодрствующий и предусмотревший», который осуществляет»священный дозор» над всеми направлениями жизни и путями духа, заботливо оберегая их от зла и разрушения. Расширение сознания предполагает увеличение его объема, распространение его внимания на сферы беспредельного космического пространства. От осознания собственной телесной природы человек постепенно должен перейти к осознанию космичности собственной природы, иначе говоря, расширить свой внутренний мир до вселенского масштаба, слиться с универсумом. Такое расширение сознания не может быть одним лишь линейным количественным процессом. Один из главных сакральных принципов Учения — принцип качества. Не только вширь, но и вглубь собственной вселенной — лишь подобный путь позволяет совершенствующемуся сознанию человека овладеть новыми, более тонкими возможностями, вибрациями и энергиями. Об этом постепенном, бесконечном, трудном пути утончения сознания, позволяющего более глубоко и точно познавать внешние и внутренние стороны бытия, Агни Йога говорит следующие слова: «Ошибочно думать, что восхождение сознания совершается сверхъестественными восхищениями. Как внизу, так и наверху — везде труд и опыт. Сознание питает рост тонкого тела. Нет того малейшего ощущения, которое не создавало бы ткань тонкому телу. Именно это условие обычно упускается из виду людьми. Они думают, что можно покрыть большим поступком ряд мелких домашних действий. Но где большое, где малое? Не надо надеяться, что завтра можно посадить сад новый. Только немедленно, неотложно можно укрепить питомник сознания. Садовник изучает каждый новый корень, найденный в саду. Для йога каждая нить сознания будет нитью дальних миров».

Пробуждение сознания, его расширение и утончение обязательно предполагает его очищение от ненужных мыслей и освобождение от всего психологического балласта негативных эмоций, желаний и состояний, мешающих восхождению. На этом пути человек все глубже и полнее погружается в собственную психологическую природу, сталкивается лицом к лицу с ядром характера, восходит к своей глубинной причине, сложившей его личность. Он преодолевает темные силы в самом себе, а также устанавливает связь с «высшим Я». Он стремится установить связь с духовным Учителем, Иерархией, Шамбалой — центром эзотерических знаний на планете Земля, обителью Белого Братства. «Отказывающиеся признать существование Белого Братства отказываются от величайшей идеи и высшей красоты, до которой когда-либо поднималась человеческая мысль, — писала Е.И.Рерих. — Белое Братство — мечта человечества, твердыня знания и сокровищница жизнедательной энергии».

 

* * *

 

VI. Белое Братство. Шамбала. Учителя Света и основы духовного ученичества

 

Тема Белого Братства, Шамбалы и духовного ученичества — одна из самых главных тем, содержащихся в Учении и в письмах Е.И.Рерих. В одном из таких писем говорится о том, что «Твердыня Великого Знания существует с незапамятных времен и стоит на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и направляя в спасительное русло течение мировых событий.

…История всех времен, всех народов хранит свидетельства этой помощи… обычно приходящей в поворотные пункты истории стран». Приходится сожалеть, что довольно обширная на Западе и Востоке литература на эту тему почти не известна в нашей стране. Правда, среди достоверных легенд и строго установленных фактов немало вымыслов. Елена Ивановна приводит в письмах некоторые общеизвестные факты истории:

«…Западная христианская церковь в двенадцатом и тринадцатом веках знала о существовании таинственного Духовного Убежища в Сердце Азии, во главе которого стоял тогда Пресвитер Иоанн, как именовал себя этот великий Дух. Этот Пресвитер Иоанн от времени до времени посылал Папам и прочим главам церкви свои обличительные грамоты».

История человечества — трудный процесс, сплошь да рядом замешанный на крови. Елена Ивановна подчеркивала, что, вправляя грозные события в «спасительное русло» и нередко действуя по принципу выбора наименьшего зла, Великие Учителя никогда не упускали случая предупредить массы людей через их земных руководителей о надвигающихся испытаниях, сетовали, как выйти из этих испытаний с наименьшими потерями:

«По истории красной нитью проходят эти предупреждения. За малыми исключениями, все подобные предупреждения оставались без внимания. Так, можно вспомнить, как шведский король Карл ХIIполучил сильное предупреждение не начинать рокового похода против России, положившего конец развитию его государства. Со времени опубликования дневника графини д’Адемар, придворной дамы, состоявшей при злосчастной Марии Антуанетте, стал широко известен факт неоднократного предупреждения королевы путем писем и личного свидания, через посредство той же графини, о грозящей опасности стране… И, неизменно, все эти предупреждения шли из одного источника, от графа Сен-Жермена, члена Гималайской Общины. Но все спасительные предупреждения и советы его принимались за оскорбление и обман. Он подвергался преследованиям, и ему не раз грозила Бастилия. Трагические последствия этих отрицаний всем хорошо известны.

Можно вспомнить и Наполеона, так любившего в первые годы своей славы говорить о своей ведущей Звезде, но, который, тем не менее, отуманенный успехами и обуянный гордостью, не принял всего Совета и пошел против главного условия — он не должен был нападать на Россию, — разгром его армий и печальный конец его также известны.

Также мы знаем, что при президенте Вашингтоне состоял таинственный профессор, советами которого он пользовался, отсюда его успех. При объявлении свободы Америки, при отделении ее от Англии, засвидетельствован факт, как во время этого исторического Собрания появился высокий Незнакомец, который произнес зажигательную речь, закончив возгласом — «Америка да будет свободна!». Энтузиазм Собрания был поднят, и свобода Америки подписана. Когда же присутствующие пожелали приветствовать помогшего принять им великое решение, то Незнакомца нельзя было найти, он исчез». Кстати говоря, в современной американской литературе появились работы, конкретно исследующие роль Белого Братства в провозглашении Америкой независимости.

Но если Шамбала реальный факт, то естественно ожидать попыток проникнуть туда. И такие попытки делались. Обличительные послания «Пресвитера Иоанна» заинтересовали в свое время Ватикан. Но снаряженная папской курией экспедиция в Индию вернулась ни с чем. Поиски обителей Белого Братства продолжаются и сегодня группами путешественников или отдельными лицами. Но не позванный не попадет. По словам Е.И.Рерих, ашрамы Шамбалы не только надежно укрыты, но и надежно ограждены силовыми полями от всяких незванных гостей. Проводники из местных жителей дальше известных границ не поведут никакую экспедицию ни за какие деньги. Если же «экскурсанты» отправятся самостоятельно, их может встретить, как это было неоднократно, предупреждающая снежная лавина или камнепад… Почему? По той же причине, по которой охраняется любое важное земное дело от праздного любопытства.

Но путь в Белую Обитель не закрыт никому, и это, прежде всего, путь Живой Этики, воспитания в человеке мужества, преданности Благу, самоотверженности, доброжелательства ко всему сущему. Иначе говоря, дорога в Шамбалу пролегает через сердце каждого человека.

Стремясь показать двусторонний характер контактов Шамбалы с человечеством, связанный не только с помощью Учителей с Гималайских вершин, но и с устремлениями людей к этим вершинам, Елена Ивановна приводит исторические примеры людей, посещавших духовную Обитель и их последующую судьбу:

«Так, в свое время, Парацельс провел некоторое время в одном из ашрамов Транс-Гималайской Твердыни, обучаясь великому знанию, которое он изложил во многих томах, часто в затуманенных формулах, ибо велико было гонение на этих светочей знания… Вспомним и нашу много оклеветанную Е.П.Блаватскую, пробывшую три года в одном из ашрамов Тибета и принесшую великое знание и светлую весть о Махатмах».

Многим людям трудно было принять идею существования Учителей в силу необычности самого явления. В этом случае робеющему мышлению предлагалось углубить свое размышление о месте необычного в жизни планеты. Живая Этика говорит по этому поводу: «Прежде всего ясно ли принимаете существование Учителей? Когда вы читаете о нахождении яиц динозавра, вы легко примете сообщение. Так же легко примете сообщение о новом виде обезьяны, о неизвестном металле, о новом племени потомков, потерпевших кораблекрушение. Целый ряд сообщений, выходящих из вашего обихода, вы примете легко. Почему же трудно принять, что группа, получившая знание путем упорного труда, может объединиться во имя Общего Блага? — Опытное знание помогло найти удобное место, где токи позволяют легче сообщаться в разных направлениях. Вы, конечно, слышали рассказы путешественников о нахождении в пещерах неизвестных йогов. Если вы продолжите этот факт в направлении обширного действенного знания, вы легко дойдете до ощущения группы Учителей Знания».

Однако, прежде всего, человек должен искать сначала не географическое местопребывание Учителя, но его «зов» в собственном сердце, ибо искра духа живет в каждом, и раздутое в пламя сердце, она непременно приведет к встрече с Учителем. Методика воспитания сердца и подготовительные шаги к принятию ученичества занимают особое место в письмах Е.И.Рерих. «Все Великие Учителя заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире побуждений и мысли». Главный метод духовной работы, способный приблизить несовершенную душу земного человека к просветленному сознанию Учителя, есть «концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него». Положительный результат будет достигнут только в том случае, если «такая концентрация продолжается безостановочно», и если, «что б не делал такой ученик, мысль его неотступно держится около Идеала». Полезны испытательные сроки, которые, согласно восточной традиции, длятся три года или семь лет, при этом испытание назначает не кто-то, а ученик сам себе, наблюдая за изменениями собственного духовного роста. Письма Елены Ивановны полны предупреждений о вреде половинчатых устремлений:

«Учитель ждет лишь того, кто твердо, неуклонно в своем всепоглощающем устремлении к единой цели, чтобы протянуть ему руку, когда он пройдет последнее препятствие, отделяющее его от Учителя. Много толпящихся и идущих по пути, но, конечно, Учителя не ждут их, ибо вершина высока и узка, и многие устрашатся крутого подъема и уклонятся, не дойдя и половины пути. Лишь перейдя известную черту, ученик может надеяться обратить на себя внимание Учителя».

«Известная черта» состоит, по мысли Елены Ивановны, именно во внутреннем преображении себя. Никакие внешние меры, притворство, ухищрения, высокие слова, также как и благочестивая религиозность, не затрагивающая основ души, не помогут приблизится к огненному рубежу:

«Часто внешний человек много лучше внутреннего, но Великие Учителя принимают во внимание именно внутреннего человека. Кроме того, в задание нашего общества не входит создание ангелов, пусть этим занимается церковь. Кстати, тысячелетия ее существования и мирового распространения и владычества наглядно показали, насколько она в этом преуспела. Следствия налицо. Наша задача гораздо скромнее. Мы просто желаем помочь приходящим к нам хотя бы несколько расширить сознание и получить ответ на многие проблемы жизни, на которые не смогла ответить церковь… Итак, пусть не ищут ангелов среди наших членов, мы заняты людьми».

Основы духовного ученичества, предназначенные для всех устремленных и заинтересованных людей, состоят, таким образом, в воспитании чувства преданности Свету и избранному Учителю, а также к умению подходить к каждой жизненной ситуации как к учебной. Это убыстряет процесс извлечения драгоценных крупиц опыта, составляющих чашу накоплений духа, и укрепляет связь с Учителем. В конечном счете, благодаря такой внутренней работе, улучшается духовная атмосфера планеты.

 

* * *

 

VII.  Космические законы

 

Путь к Учителям Света есть, согласно Агни Йоге, путь вселенский и потому предполагающий открытие космических чувств и опору на космические законы. Главные из этих законов — это Закон Космического Всеединства, Закон Беспредельности, Закон Жертвы и Закон Космического Магнита. По поводу первого закона Е.И.Рерих писала, что «во всех древнейших учениях Космос всегда рассматривался как единый организм» и указывала, что «существует сравнение Космоса с организмом человека». Она высказывала сожаление, что человек, будучи частью Космоса, «не видит своей солидарности, своего единства с Космосом», потому «наблюдения над явлениями природы не рождают в нем аналогий». Через расширение сознания до космического масштаба человек сможет не просто ментально принять, но и существенно прочувствовать простую и вместе с тем глубочайшую истину: все, что есть в нем, — есть в Космосе, и наоборот — Космос живет и дышит, и дыхание Космоса присутствует в дыхании человека, в биении человеческого сердца.

Человек, как и Космос, во всей своей полноте и потенциале не имеет пределов. Е.И.Рерих писала об этом: «И так как мы являемся частицами Абсолюта, и каждая частица Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, то мы можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных воплощений и тысячелетий, уходящих в Беспредельность». Беспредельность рассматривается в Учении опять-таки не только с количественно-астрономической точки зрения, но прежде всего с качественно-духовной. Тогда ключом к познанию Беспредельности становится познание и реализация в самом себе принципа «беспредельности любви и преданности», которая соединяет человека как с более высокими мирами Учителей Света, так и с мирами, лежащими ниже человеческого уровня эволюции.

Путь к достижению беспредельности связан, согласно Агни Йоге, с овладением наукой духовного совершенствования, ведущей к так называемому открытию центров или чакр. Под центрами или чакрами Учение, в соответствии с восточной метафизической и психологической доктриной, понимает сформированные эволюцией особые психофизиологические структуры, механизм действия которых практически неизвестен науке Запада.

В процессе духовного труда и преображения сознания, а также, следуя принципам здорового образа жизни, у человека постепенно открываются все центры (семь основных и двадцать один вспомогательный), наполняя его ощущением неисчерпаемых сил, полноты и совершенства. За ступенью открытия центров идет ступень их огненного очищения или трансмутации, при которой человек постигает свое единство с Космосом окончательно, уже не теряя его и становясь целостным, совершенным и полным человеком.

Учение всегда выступает против искусственного открытия центров с помощью волевой концентрации внимания на них, к нему стремились люди, увлеченные магией или ищущие в йоге средство достижения личного могущества. Подобный путь ведет, по ее мнению, к безумию и вырождению человека. «При духовном развитии, — писала Е.И.Рерих, — раскрытие центров происходит нормально. Именно раскрытие и развитие этих центров должно начаться сначала в психических или духовных соответствиях их». Главным духовным соответствием центров Елена Ивановна считала центрирование устремлений человека на высоком, а главным центром, определяющим правильное раскрытие остальных в условиях современной жизни, центр сердца. Пробуждение сердца дает возможность почувствовать пульсацию «великого Космического Сердца».

Помимо познания Закона Космического Единства и Закона Беспредельности, открытие и трансмутации центров дают возможность постигать и другие космические законы — Закон Жертвы и Закон Космического Магнита. «Приходится утвердиться на великом законе, положенном в основании жизни всего Космоса, — делилась мыслями она с корреспондентом, — именно на законе Великой Жертвы. Именно, в Природе все живет за счет друг друга. Но по мере роста сознания жертва становится тоньше, возвышеннее, все же оставаясь жертвой. И лишь на высших мирах этот принцип даяния и отдачи преображается в источник высшей радости». Ярчайший пример подобной жертвы она видела в поведении и труде Гималайских Махатм и их ближайших продвинутых учеников, которые, добровольно отказавшись от покоя и творческой деятельности в любимых духовных областях, жертвуют своими силами, посылая их на удержание мирового равновесия. Человек, способный оценить масштаб Великой Жертвы, принесенной всеми светочами духа для его же продвижения, быстрее сможет включиться в эволюционную цепь Белого Братства, где он, жертвуя привязанностями и свойствами, порожденными низшей природой, пробуждает в себе высшую и делится приобретенными силами со всеми людьми. По мнению Елены Ивановны, принятие этого закона означает рост сострадания и мудрости. Сотрудникам, жаждущим развить у себя космическое сознание, она советовала в первую очередь осознать «Закон Великой Жертвы, этот вечный круговорот обмена энергии в Горниле Космоса, все трансмутирующем в вечном устремлении к усовершенствованию».

Закон Космического Магнита означает, что в процессе космической эволюции человеческий дух подвергается притяжению именно тех сфер и планов бытия, к которым он близок. «Подобное притягивается к подобному» и потому сознание, всю жизнь вращающееся в кругу ничтожных интересов и малых целей, к концу земного пути по неизбежности столкнется с построенной им самим темницей духа. В точности так же человек, устремленный к вершинам и искренне жертвующий своим малым точечным сознанием и эгоистическими интересами во имя Целого, с неизбежной закономерностью обретает свое «Я» в космической беспредельности, в чувстве единства со всем человечеством. Поэтому Елена Ивановна не уставала повторять: «Устремляйтесь к самому большому, ибо назначившие себе малый круг называются обреченными, и все возможности для них пройдут тем же радиусом».

 

* * *

 

VII.  Принципы этики. Очищение пространства

 

Этические принципы Агни Йоги, вытекающие из ее антологии, пронизывают все сферы Бытия. Главный постулат большинтсва этических систем мира, «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе», охватывает в Учении не только область поступков, но и распространяется на мышление. Повторен и научно обоснован древний завет Зороастра: «Добрая мысль, доброе слово, доброе дело». Считая мысли первопричиной поступков, Учение указывает на недопутимость разрыва между мыслью и действием, внешним и внутренним. Рассматривая ноосферу как всеобщее достояние людей, оно, в соответствии с основами восточной эзотерики, утверждает ответственность человека за мышление как верховный нравственный закон.

Низкие, эгоистические мысли вредны прежде всего тем, кто их породил. Ведь будучи однажды порожденной, «темная мысль» имеет тенденцию к многократному повторению, подобно шальной пуле она летит в пространстве со всеми опасностями рикошета. Но в отличии от пули не теряет в полете, а приобретает от повторений свою «убойную» силу и способна к многократным «рикошетам».

«Мысль есть магнит, — утверждала Елена Ивановна, — и каждая мысль мрака порождает наслоения тяжких флюидов, которые притягиваются и собираются тождественным сознанием. Помните, что мысль действует как бумеранг, ибо мысль, посланная сознательно человеку, в котором нет тождественной с нею вибрации, возвращается к пославшему, по пути усиливаясь тождественными вибрациями, всегда в изобилии носящимися в пространстве и ищущими соединения. Легко можно представить себе, какое разрушающее действие может получиться для пославшего, если мысль его была полна злобы».

Некоторые подтверждения постулату о материальности мысли мы находим в теории психофизиологической доминанты Ухтомского. Согластно ей, возникшая в головном мозге мыслительная доминанта, представляющая собой единство субъективного смысла мысли и преобладающего возбуждения определенных участков мозга, «запоминается» им, откладывается в глубинной памяти человека и по прошествии времени начинает всплывать в сознании, подталкивая человека к определенным поступкам и решениям.

Не меньший, если не больший, вред отравленные низкими чувствами «мыслеформы» наносят всей ноосфере человечества, которую Агни Йога рассматривает, как живую тонкоматериальную субстанцию. Все эти мысли и образы запечатлеваются на невидимых скрижалях пространства, складывая в своей совокупности тяжкую духовную атмосферу человечества и препятствуя обновлению жизни.

Согласно Живой Этике, духовное пространство имеет множество слоев, которые подразделяются в зависимости от уровня сознания людей, его творящих. Низшие слои — царство тьмы, источник ночных кошмаров, полный беззвучных стонов, кровоточащих язв и теней предательства. Другие, высшие слои пространства или, выражаясь современным языком, ноосферы — вместилище лучших человеческих мечтаний, сияющих мыслей прозрения, образов красоты, возвышенных замыслов. Все эти мысли связаны между собой, не случайно открытия в науке делались несколькими ничего не знающими друг о друге учеными почти одновременно, словно подтверждая скрывающийся за «объективной необходимостью» открытия закон незримой циркуляции идей в пространстве. Ничто не исчезает бесследно — ни подвиг, ни предательство, ни высокое, ни низкое. Отсюда неустанные призывы Учения — очищать пространство, посылая в него чистые и светлые мысли и подымая этим сознание человечества к нравственным высотам. Каждый взлет героизма, творение искусства, достижение культуры, каждая оригинальная мысль, яркий образ, научное открытие, философский символ, молчаливое устремление духа к небу, прорыв сознания в понимании жизненных законов — подобно незримым лампадам освещают пространство и облегчают всем мыслящим людям нахождение выхода из запутанного лабиринта судьбы.

Другой основополагающий принцип, на который Елена Ивановна обращала особое внимание, заключается в бескорыстии действий и поступков. Самопожертвование и совершение добра только тогда заслуживают этого названия, когда совершаются без малейшего расчета и выгоды. Сама мысль о вознаграждении привносит в добрые дела и сознание совершающего их не сразу уловимый, но реальный дух саморазрушения и темноты. По мере роста дел растет честолюбие, и, если его надежды на желанную цель и вознаграждение не сбываются, оно может обернуться своей противоположностью и даже превратиться во зло. Мечтающий о награде уже наградил себя и лишил подлинной и духовной радости, помощи людям или свободного творчества.

Этическая философия Учения сцементирована прочной верой в конечную победу добра над злом. Подобная мысль требует расшифровки. Понимая зло как отражение несовершества самого человека и видя невозможность его искоренения в течение длительного времени, Агни Йога призывает людей, исповедующих идеалы добра, к единственно правильному отношению к его диалектической противоположности: воспринимать зло как необходимый трамплин на эволюционном пути восхождения к свету.

На следующих эволюционных ступенях зло, как сила противоположная добру, утратит характер сознательного противостояния и станет инерцией, сопротивлением материи. На новый качественный уровень перейдет и добро, став творческим светом, который, словно солнце, одинаково светит для всех — более совершенных и менее совершенных. Подобное отношение и знание эволюционно-этических законов помогает человеку обрести качество вмещения и терпимости по отношению ко всем людям, в чьем внутреннем мире зло переплетено с добром. Поэтому высшим мерилом, которое смогло бы определить границы между добром и злом в каждом конкретном случае, является не какой-либо абстрактный принцип или формула добра, но человеческое сердце (при его открытости или пробужденности). Совершенствование добра связано с раскрытием потенциала сердца, которое, сохраняя субъективную окраску каждого добра, побуждения, оценки или действия, развивает в человеке способность к объективному качеству добра или справедливости. У продвинутых в духовном плане мудрецов или подвижников доброта и справедливость приобретают качества безупречности или «сияющей целесообразности».

 

Источник:

 

Сергей Ключников. Введение в Агни Йогу. Издательство: Беловодье, 1995.

Какой вопрос рериховедения вы считаете наиболее важным? (можно выбрать несколько пунктов, но один раз)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос: