Есть немало рериховцев, предпочитающих воплощать на практике идеи Учения без какого-либо участия в политической жизни страны. Другие рериховцы имеют другое мнение по этому вопросу и говорят не только о своем неравнодушии к политике, но и, время от времени высказывая суждение, что нам, рериховцам, надо бы даже создать свою рериховскую партию, отчасти интуитивно, отчасти по некоторым фактам чувствуют, что именно мы, рериховцы, наоборот, не должны открещиваться от политики и должны активно участвовать в политической жизни страны.

Некоторые рериховцы понимают, что рериховское движение отличается от любого другого религиозного или духовного учения тем, что и в книгах нашего Учения, и в письмах Е.И.Рерих прямо и категорически высказывается истинность коммунистических идей. Это известно всем рериховцам и не требует никаких доказательств. Почитайте хотя бы монгольский вариант книги "Община" - там вы найдете не только несколько, а очень много слов о коммунизме. Ни в каком другом духовном учении, кроме, может быть, каких-то очень маленьких сект, о которых лично я ничего не знаю, вы не найдете такого. Рериховское Учение изначально политизировано, изначально привержено к коммунистическому строю.

Поэтому ничуть не случайно, что многие рериховцы чувствуют необходимость так или иначе, с созданием своей партии или без этого, участвовать в политической жизни страны. Поэтому следует ли нам заниматься политикой - это не вопрос. Да, не только следует, но и не только та цитата из ранее данного людям Учения Храма, которая вынесена в эпиграф к этой статье, но и изначальная политизированность нашего Учения безоговорочно требует от нас ею заниматься.

Но в то же время ситуация развивается так, что большинство рериховцев, тем не менее, не только не пытаются заниматься политикой, но и категорически не считает нужным это делать, демонстративно открещиваясь от любой политической деятельности. Почему? Это понятно. Говорят, политика - грязное дело, и нам в этом деле с его грязными технологиями нечего делать. У нас есть достаточно большой фронт работ и без участия в политической деятельности. И действительно - способы политической борьбы в наше время очень часто бывают таковы, что иначе как грязным делом все это не назовешь.

Но положение дел таково, что политика так и будет оставаться грязным делом, пока мы будем к ней так относиться, пока мы, люди, будем делать ее таковой. Как же политика может быть НЕ грязным делом, если даже коммунисты-большевики исповедовали идею, что политика и мораль - это вещи не всегда совместимые, и считали, что в политике (в том числе и в политике коммунистической партии) вполне допустимы действия, которые с точки зрения простой общечеловеческой морали могут казаться аморальными, но, тем не менее, в политике они, такие действия, вполне допустимы, и эта идеология не только исповедовалась в теории, но и использовалась на практике. В реальной жизни все так и делалось! Даже коммунистическая партия, ставящая в основу своей деятельности именно морально-духовные цели - социальную справедливость, ориентацию на общинность, общенародное благо - в то же время утверждала идею, что политика как бы вообще выше морали, что в политических целях можно делать то, что противоречит любым моральным канонам. И эта идеология считалась справедливой.

Некоторые люди могут чураться политики, но хотим мы этого или не хотим, а сама политика заставляет всех нас жить в тех или иных политических условиях. Хотим мы этого или не хотим, но политическая обстановка в стране накладывает те или иные определенные условия на жизнь каждого из нас. И подчас эти условия даже очень сильно, по-настоящему радикально меняют нашу жизнь.

Некоторые из нас чураются политики, но политика в любом случае вмешивается в нашу жизнь, т.е. именно те, кто НЕ чураются политики и влияют на политическую обстановку в стране, именно они и вмешиваются и, подчас, очень жестко вмешиваются в нашу жизнь и меняют ее по своему усмотрению - как им оказывается выгодно (но в то же время так, что это часто бывает очень не выгодно нам и очень плохо для нас; но если мы чураемся политики, то нашего мнения никто и не спрашивает).

Таким образом, получается, что, чураясь политики, мы просто позволяем любому человеку, кто только захочет (и кто не собирается чураться политической деятельности), менять НАШУ жизнь и жизнь вообще всех людей так, как ЕМУ выгодно. А те, кто сейчас на практике не чурается политики и, наоборот, активно занимается политической деятельностью, часто имеют такой низкий уровень сознания, что меняют политическую обстановку исключительно в своих личных эгоистических целях и стараются изменить ее в этих целях как можно сильнее, не обращая никакого внимания на то, что тем самым они подчас полностью ломают жизни сразу миллионам других людей. Разгон политической демонстрации.

Современная политика - это бандит, который врывается в наши дома и творит в них все, что хочет, ничуть не обращая внимания на наши интересы. И такое положение дел будет оставаться до тех пор, пока мы будем упорно продолжать держаться вне политики, а у руля в стране будут стоять совсем другие люди.

Факт в том, что отказ от политической деятельности, попытки во что бы то ни стало держаться подальше от политики, несмотря на последствия этого воздержания, фактически, т.е. на практике, оказываются политикой непротивления злу, непротивлением спокойному распространению зла в нашем мире.

Единственный способ изменить положение дел - это отказаться от политики непротивления злу и попытаться активно бороться с теми, кто сейчас пытается навязывать нам удобные им условия, выгодную им политическую обстановку в стране, и кто именно и делает сейчас политику такой грязной.

Ситуация такова, что если мы ХОТИМ изменить положение дел, то у нас нет другого выхода, кроме как нам самим заняться политикой, ввязаться в политическую борьбу и попытаться заставить тех, кто сейчас делает политику, ослабить позиции, а в идеале и вообще уйти с политической арены.

Но, разумеется, речь не идет о том, чтобы нам, ввязавшись в политическую борьбу, перенимать все те грязные методы, которые сейчас используют современные политики. Нет. С одной стороны - если мы хотим изменить существующее положение дел, у нас нет другого выхода, кроме как самим ввязаться в политическую борьбу, но с другой стороны - наша миссия должна состоять в том, чтобы ввязаться в нее и заниматься ею с чистыми руками и чистыми помыслами.

Разумеется, заниматься политикой таким образом - чистыми руками - и при этом постоянно бороться, конкурировать с другими современными политиками, абсолютно не гнушающимися никакими грязными методами, - это трудно и именно потому, что такая потенциальная возможность борьбы многим современным рериховцам кажется слишком трудной и почти бесперспективной, именно поэтому они и уклоняются от такой борьбы, стараясь вообще не делать ничего, что связано с политикой.

Издатели газет утверждают, что они имеют четкие прокоммунистические убеждения, но издавать материалов, которые как-то затрагивают какие-то политические темы, не хотят. Но вот исторический факт. Когда в России произошла революция и были произведены социалистические реформы с целью улучшения жизни простых трудящихся-россиян, в результате и во всем окружающем капиталистическом мире стали происходить разительные изменения. Когда у нас революция победила, капиталисты всего окружающего мира страшно испугались: а вдруг и в их странах не сегодня-завтра произойдут революции и начнутся национализации...

И это стало очень сильно побуждать капиталистов всего мира к самым активным действиям. Они поняли, что они вынуждены либо идти с народом на компромиссы и хотя бы в какой-то мере добровольно (или делая вид, что они делают это добровольно) улучшать жизнь простых трудящихся людей, но, главное (для них), делая это без изменения политического строя, не заменяя капитализма социализмом, либо, в конце концов, эти самые трудящиеся, возмущенные своими недопустимо тяжелыми условиями жизни, вообще сделают по примеру россиян в своих странах революции и, чего доброго, потом займутся и физическим уничтожением своих бывших угнетателей капиталистов.

И капиталисты всего мира мало-помалу стали улучшать жизнь простых людей! И постепенно эти улучшения жизни во всех капстранах и в том числе в США стали уже настолько обширными, глубокими и широкими (к концу XX века), что те, кто выезжал из СССР на Запад, просто поражались, как там государство заботится о людях...

В результате Запад стал так заботиться о своих гражданах, о простых трудящихся людях, что даже СССР в некоторых случаях такой заботы о своих гражданах не проявлял, вплоть до того, что на Западе, например, уже давно общественный транспорт стал оборудоваться подъемниками для инвалидов в колясках и такими же подъемниками стали оборудоваться различные общественные учреждения, а у нас этого не делается еще и до сих пор (и тем более не делалось во времена существования СССР).

Вообще перемены, произошедшие во всем мире после Октябрьской революции (и именно под её влиянием), настолько велики, что их описанию можно было бы посвятить целую книгу. В этом отношении международное значение Октябрьской революции просто фантастически огромно. Свершение в России революции потом произвело во всем мире такие перемены, каких на Земле не было бы еще несколько столетий, а может и тысячелетий, если бы за это время никакой подобной революции ни в одной стране мира так и не произошло бы - без совершения подобной революции капиталисты всего мира ни в коем случае не произвели бы таких перемен.

И вот какие перемены во всем мире произвела, таким образом, произошедшая в России Октябрьская революция, такие же (по глубине и обширности) перемены неизбежно произведет и изменение нашей стратегии в плане того, что мы провозгласим идею, что политика не выше морали, что политика, делаемая чистыми руками и с чистыми целями, должна подчиняться общечеловеческим моральным ценностям.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы вообще всем рериховцам сейчас же дружно заняться политикой. Нет, конечно. Каждому лучше заниматься той деятельностью, в какой он имеет наибольшие способности. Скажем, если человек имеет сильно развитое эстетическое чувство и его более всего волнуют и интересуют вопросы культуры, такой человек, если он к тому же еще и рериховец, лучше всего реализует себя, если займется, например, организацией выставок картин Н.К. и С.Н. Рерихов и других великих художников. А политикой ему заниматься совсем не обязательно.

Хотя тут я согласен с Г.С. Горчаковым. В плане привлечения новых людей к рериховскому движению выставки не так эффективны, как хотелось бы. Факт: если количество рериховцев не увеличивается, значит все, что мы делали до сих пор, недостаточно эффективно. Поэтому с одной стороны - никто никого насильно не заставляет что-то делать. С другой стороны - нужны новые формы работы. Простое распространение рериховских газет - тоже полезное дело

Вы нас достали!

Главное понять: в наше время не заниматься политикой, стараться держаться подальше от политической деятельности ТОЛЬКО из страха или нежелания "замарать руки", только из нежелания столкнуться и побороться с теми современными политиками, которые и делают политику такой грязной, используя в политической борьбе любые грязные методы, в наше время стараться держаться подальше от политики только по этой причине - это уже просто дезертирство и трусость. Чураясь политики только по этой причине, мы просто пасуем, не желая ввязываться в такое дело, которое считаем слишком трудным и неприятным (грязным) для нас.

Сейчас ситуация складывается именно такая. И эта ситуация не изменится, пока МЫ не изменим своего отношения к ней, пока МЫ не изменим ее. Если мы будем и дальше просто уходить от борьбы, ничего и никогда не изменится, политика вечно будет грязной, и вечно будет вторгаться в нашу жизнь своими грязными методами. Если мы хотим, чтобы положение дел изменилось, мы должны сами начать действовать, а не ждать что это сделает когда-нибудь потом кто-нибудь другой.

Политика так и будет оставаться грязным делом, пока кто-то не покажет на практике, что она МОЖЕТ быть и другой, что она может быть и политикой с чистыми руками и чистыми помыслами. И единственный способ изменить существующее положение дел - это перестать уклоняться от борьбы и показать на деле, как делать политику с чистыми руками и чистыми помыслами. Никто не говорит, что бороться по правилам, используя только морально чистые способы, когда все вокруг используют против нас любые грязные методы борьбы, просто, но это возможно и необходимо.

Правда, с конца 2004 года заниматься политикой таким образом, чтобы организовать свою партию, стало значительно сложнее. В 2004 г. издан закон, по которому теперь организовать какую-то новую партию можно будет только если удастся набрать 50 тысяч человек в качестве членов этой партии. Раньше партию организовать было легче - количество членов партии могло быть от 10 тысяч человек. 50 тысяч человек набрать намного сложнее - так партия власти старается уменьшить количество возможных её конкурентов на будущих выборах. Благоприятное время, когда создание рериховской партии было бы намного проще, упущено…

В конце 2004 г. было обнародовано сообщение, что в России создана партия солдатских матерей. В рериховских кругах уже который год идут разговоры, что вот, мы бы и хотели создать свою партию, но среди нас не находится лидера, который бы это сделал. Но партия солдатских матерей - это партия, состоящая из женщин. И они нашли возможность объединиться. И лидер среди них нашелся. А среди рериховцев есть и мужчины, и женщины. И если даже не говорить о женщинах, то среди рериховцев найдется и достаточно энергичных, волевых мужчин, которые были бы легко способны быть лидерами. Потенциальные лидеры среди нас есть. Но нет желания стать не потенциальными, а действующими лидерами в таком деле, как политика. Нет осознания важности, нужности кому-то стать лидером в таком деле. Нам не хватает не лидеров, а осознания. А время идет. И благоприятные возможности уходят.

Что ж, теперь, если мы всё же захотим обратить внимание на изначальную политизированность нашего Учения, захотим всё-таки участвовать в политической жизни страны путем создания своей партии, это будет сложнее, чем раньше…

Но если верна та статистика, которая упомянута в одной статье в "Знамени Мира" N.2 за 2005 г., если верно то, что в России сейчас более 5 тысяч (!!!) рериховских организаций, набрать из такого количества НАШИХ организаций 50 тысяч членов партии - это дело еще не безнадежное. Если мы этого захотим.

 

22.05.2006.
Владимир Силантьев.
Перепечатывается из газеты
"Знамя Майтрейи" за ноябрь 2005 г.
Фотографии добавлены ред. сайта.

Какой вопрос рериховедения вы считаете наиболее важным? (можно выбрать несколько пунктов, но один раз)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос: