"Теперь человечество овладеет мощью цвета.

И потому вопрос костюма и обихода помимо красоты внешней заключает

в себе великое значение внутреннее...

И вся жизнь полна этими великими знаками".

Статья Н.К.Рериха "Одеяние духа".

  Фото 1. Скульптор С.В.Манцерев перед московским мемориалом, размещённым на территории МЦР.

После публикации на нашем сайте статьи "Как МЦР очерняет Рерихов", которая входила в блок статей "Как МЦР...", на сайте МЦР возникла статья-ответ "В защиту памятников Рерихам". Авторами этой статьи являются архитекторы мемориала Рерихам, установленного в 1999 году на территории МЦР, И.Р.Красавцева-Байда и В.В.Байда. Эти архитекторы, написавшие свою статью по указке правления МЦР, называют критику в их адрес как "возмутительные и необоснованные материалы, невежественно критикующих памятники Рерихам в Москве". Ниже мы попытаемся показать, что наша критика была не столь "невежественна", а также что были и более лучшие технические решения в выборе материала (читай, цвета) памятников Рерихам.

Единственное обвинение с нашей стороны в адрес московских памятников - это их чёрный цвет. Если у тамошних архитекторов, И.Р.Красавцевой-Байда и В.В.Байда, не вызывает уважение цитата из первого параграфа книги "Аум", которая была приведена в эпиграфе вышеуказанной статьи, и в которой говорится о низком уровне сознания, выбирающего тёмные, плотные краски, то таких архитекторов можно только пожалеть, ибо согласно словам Учителя "такие люди уничтожаются, ибо переработка их почти невозможна". Недаром эти московские МЦРовские архитекторы называют точку зрения, основанную на Агни Йоге, "невежественной и необоснованной". Воистину к таким людям лучше не прикасаться. Но данная статья написана не для МЦРовских архитекторов, а для простых рериховцев, которые должны защищать имя и честь своих учителей и основателей движения, которое называется Рериховским.

Тема памятников Рерихам приобретает на настоящий момент высшую актуальность, т.к. на днях из Санкт-Петербурга получены вести, что там 17 февраля 2006 года вышло постановление Правительства Санкт-Петербурга No. 156 "Об установке памятника Н.К.Рериху", согласно которому в 2009 году на большом проспекте Васильевского острова в саду "Василеостровец" планируется установка памятника Николаю Константиновичу Рериху. С подробностями этого проекта можно ознакомиться на сайте на www.pamyatniknkr.narod.ru. В постановлении губернатора в частности говориться, что отныне вопросом установки памятника Н.К.Рериху будет заниматься Международный благотворительный фонд "Рериховское наследие".1 Какое цветовое решение найдут рериховцы Санкт-Петербурга? Пойдут ли они по пути московских архитекторов, и создадут бронзово-тёмную статую тому, кто всю жизнь боролся с тьмою? Или всё же у рериховцев с родины Н.К.Рериха хватит тонкости чувств, чтобы понять, что тёмный цвет памятника просто не вяжется со светлым ликом Н.К.Рериха? Поживём - увидим. Но уже скоро настанет время, когда нужно заключать договор со скульптором, в котором будет указан материал (читай цвет) памятника Н.К.Рериху.

Открытие памятника С.Н.Рериху на территории МЦР, 2005. Директор МЦР, Л.В.Шапошникова, стоит четвёртая слева. Рядом с ней, пятый слева, стоит бывший председатель КГБ Примаков.

Памятник Ю.Н.Рериху на территории МЦРПамятник С.Н.Рериху на территории МЦР

В связи с актуальностью данной темы обоснуем более подробно всю спектральную "низость" чёрного цвета, который не отражает от своей поверхности ни единого лучика света, т.е. поговорим о характере и признаках чёрного цвета.

Во всех языках и у всех народов с прилагательным "чёрное" всегда связывались все самые низкие, бездуховные и античеловеческие существительные. Вот лишь некоторые из них: черная зависть, черная неблагодарность, чёрная месть, чёрная злость, чёрное предательство, черное одержание, черная тень и т.д. Накануне черного предательства может приснится сон с тёмными фигурами, как он приснился Е.И.Рерих накануне предательства Эстер Лихтман и супругов Хоршей: "Как правильно было мое видение на 13 июня трех совершенно черных фигур и слова: "Какие ужасные преступники!""2 А когда Е.И.Рерих говорит о причинах этого черного предательства, то она употребляет снова "черное" прилагательное: "Черная зависть и страшное честолюбие невежества трех апостатов, не говоря уже о корыстолюбии, привели к безумию бешенства".3 Затем Еленой Ивановной Рерих анализируются действия предателей, и нам - современным читателям - становится ясно, что они стали инструментом тёмной ложи, которая полностью овладела аурой Э.Лихтман: "Также шлю родному Авираху признательность за его защиту Щитов. Теперь он знает, какая черная сила двигает кем-то. Да, сущность природы давно была указана, и, гонимая малодушием и страхом, утратив всякую логику, принимает черные послания".4 От принятия и передачи этих чёрных посланий от тёмной ложи путём автоматического письма аура Э.Лихтман стала чёрной: "Но как черна Иента! Истинно лукавое вращение!"5 Именно эти предатели принесли с собой, как пишет Е.И.Рерих, "черную полосу следствий".6

А когда Елена Ивановна говорит о террористическом убийстве короля Александра, который был склонен подписать Пакт Рериха, то она снова применяет "чёрный" эпитет: "...черная рука пресекла эту прекрасную героическую жизнь". С чёрным цветом у Е.И.Рерих связанны не только ассоциации с предателями, террористами, завистниками и прочими негодяями, но с психической энергией, которая выражалась у неё в различных цветовых манифестациях зрения: "Видение черных звездочек для переживаемого нами времени очень правильно, ибо именно сейчас пространство наполнено разрывающимися темными снарядами. Обычно черные пятна указывают на приближение тьмы или хаотических энергий. При этом советуется проявлять большую осторожность во всем. Так, когда я вижу черные звездочки, они часто означают идущую неприятность и предостережение в отношении здоровья. Чем крупнее они, чем больше их, тем больше осторожности следует проявлять. Иногда можно видеть даже как бы большие, черно-бархатные пятна, плавающие в пространстве. Лиловые, синие и серебристые, иногда золотистые, всегда благие посланники или близость эманации Учителя. Желтые предостерегают о возможной опасности, красные указывают на чрезвычайное напряжение в атмосфере, и можно ожидать землетрясений, бурь и даже восстаний".7

Так и Н.К.Рерих - как великий мастер русской словесности - часто употреблял "чёрные" прилагательные. Говоря о состоянии людей эпохи Армагеддона, Н.К.Рерих пишет: "Уж, кажется, испоганили люди все сокровища. Солгали на все самое священное. Умалили все высокое, но не забыли сердца, колыбели любви. Отемнились люди всею тьмою. Очернили язык самым черным предательством. Разбили сосуды самые ценные. Удушились мерзостью самою тяжкою. Но сохранили память о сердце, как о последнем прибежище".8

Сам Учитель, давший Учение Живой Этики, употребляет "чёрные" прилагательные в своей оценке действий министра с/х США, сотрудничавшего с американскими рериховцами первой половины прошлого столетия: "...зная, что сослуживец черный, представитель департамента позволяет чернить имя, то результаты очень печальны. Не может белый прятаться за черного без темных последствий".9 А когда Учитель говорит о противоположном стане, то Он однозначно называет цвет противоборствующего стана: "Черная Ложа предполагает подавить путем денег, потому нужно внимательно усмотреть, где источник дохода".10

О противниках человечества нужно сказать особенно, т.к. именно с ними связанны все самые тёмные, чёрно-багровые тона. Чернокнижники и черные колдуны изучают чёрную магию, а затем служат свои черные мессы, поклоняясь князю тьмы, который верховодит тёмными ложами, количество которых в темный век кали-юги достигало неимоверной цифры. Вот несколько цитат из писем Е.И.Рерих, говорящих о свойстве тёмных сил:

"Черная Ложа существует, и она очень мощна, ибо действует массами, и лучшие их служители вербуются из слабых оккультистов, из теплых и шатающихся. Темные во всем стараются подражать Белой Ложе и под личиною Света всеми силами стараются проникать в очаги духовности для внесения смуты и разложения".11 "Тяжкая задача Белого Братства и заключается в том, чтобы противостать таким губительным средствам и предотвратить взрыв планеты и воспрепятствовать проникновению на Землю Луча смерти, насылаемого Черным Братством".12 "Черные ложи очень деятельны, потому так важно, чтобы светлые силы без промедления объединились между собою в сознательном и активном противодействии темным силам зла. Но, увы, сейчас между ними гораздо меньше согласия, нежели среди темных".13Картина Н.К.Рериха "Зловещие", 1901 г.

А Н.К.Рерих, получающий в своё время прессу со всего мира, пишет по поводу деятельности тёмных лож в таких черных эпитетах: "Сообщается о попытках каких-то организаций возобновить черную магию на Брокене. И девушка-красавица, и козел, и прочие атрибуты черного шабаша были приготовлены. В Финляндии открыта целая темная организация некромантов. Осквернение трупов, какие-то действа на кладбищах и полное служение черного ворона было обнаружено".14 Кстати, в 1901 году Н.К.Рерих написал даже картину под названием "Зловещие", где изображены чёрные вороны.

Неужели все эти приведённые цитаты, однозначно говорящие о неприемлемости черного цвета к Рерихам, снова заклеймятся МЦРовскими архитекторами как "возмутительные и необоснованные материалы"? Какие доводы нужно ещё приводить для рериховской организации, в стенах которой хранятся оригиналы этих самых цитат? Неужели чиновники МЦР, принимающие проекты московских архитекторов, никогда не берут в руки книг, которые сами же и печатают?

В своей статье архитектор этого чёрного московского мемориала, И.Р.Красавцева-Байда, говорит, что "авторы памятников Рерихам в Москве остановили свой выбор на благородном сочетании бронзовой скульптуры и постамента из лабрадорита" (чёрного гранита), и обосновывает этот свой выбор тем, что в городе Москве полно таких чёрных памятников. Такая позиция не удивительна, ибо все неразвитые сознания стремятся опереться на мнение толпы по принципу "А у нас как у всех". То есть даёт себя знать стадный инстинкт. По поводу мнения толпы, одобряющей черные пошлые памятники, на которое опираются МЦРовские архитекторы, Н.К.Рерих писал следующие: "Когда толпа обращается в стадо, что случается? Тогда возникает черное царство пошлости. "Стадо" стремится к вратам пошлости. То же самое сверхъестественное превращение человеческой толпы в стадо видим при суете поезда, при суматохе собраний, при куплях-продажах, при ужасе несчастий. Та же суета часто запечатлевается в музыке, в живописи, в линии рисунка или в ритме ваяния".15 Московский мемориал стал именно таким выражением черной пошлости. Из всех выше приведённых цитат ясно видно, что чёрный цвет был противоположен светлой сущности Рерихов, которые всю жизнь бились с тьмою. Это ещё раз подтверждает, что московский мемориал, установленный на территории МЦР, является умалением светлой памяти и чести Рерихов!

Но МЦРовские архитекторы упорствуют в своей тёмной пошлости, и пытаются доказать, что материал памятника - бронза, покрытая чёрной патиной - является оптимальным выбором в условиях городского климата центра Москвы, перенасыщенного выхлопными газами, т.е. сернистыми соединениями. Обратимся по этому поводу к мнению специалистов:

"В настоящее время для изготовления монументальных скульптур на большинстве заводов России применяют бронзу БрОЦС 5-5-5 состава (в процентах по массе: Sn 4,0-6,0; Zn 4,0-6,0; Pb 4,0-6,0; Сu - остальное) как наиболее технологичную и относительно дешевую. Высокая коррозионная стойкость меди и её сплавов с оловом в естественных условиях объясняется образованием на их поверхности тонких защитных слоев так называемой патины. Цвет патины зависит от атмосферы. В атмосфере промышленного города, содержащей сернистые соединения, образуется зеленовато-черная или черная пленка".16

Таким образом, чёрный цвет памятников объясняется выбором материала - в данном случае бронзы. И то что на его поверхности образуется черная патина, конечно, было известно архитекторам и заказчикам рериховского памятника. Они, впрочем, этого и не скрывают, а даже пытаются придать черному цвету патины бронзы некий "благородный" шарм.

Чтобы разобраться, кто и на какой стадии принимал решения об изготовлении московского мемориала, опишем процесс изготовления бронзовых памятников. Сначала архитектор (в нашем случае И.Р.Красавцева-Байда) делает эскиз, и представляет его заказчику (т.е. директору МЦР Шапошниковой Л.В.). После утверждения эскиза находится скульптор (в нашем случае это С.В.Манцерев), который будет выполнять задумку архитектора. Скульптором изготовляется уменьшенный макет памятника из гипса, который показывается заказчику и архитектору. Затем согласно этому гипсовому макету, начинает изготовляться глиняное изваяние в полную величину.

На фотографии номер 2 виден и гипсовый макет, и глиняный прообраз будущего бронзового памятника. Здесь скульптор должен показать всё своё мастерство по обработке глины. На фото номер 3 запечатлено окончание этой фазы работы, когда скульптор Манцерев доводит до художественной завершённости глинный прототип будущего бронзового памятника. Следующий этап заключается в обжиге глиняного прототипа, и отливки по нему шаблона, в который будет заливаться бронзовый оригинал. На фото номер 4 видна команда мастеров-литейщиков, которые выполнили эту работу. После того как бронзовый оригинал готов, шлифуются швы и другие шероховатости. Словом, бронзовый оригинал доводится до готовности, чтобы заказчик мог принять его, и дать добро на установку по месту назначения.

Фото 2. Скульптор С.В.Манцерев перед глиняным прототипом памятника Рерихам.Фото 3. Скульптор С.В.Манцерев обрабатывает глиняный прототип памятника Рерихам.
Фото 4. Команда мастеров-литейщиков перед только что вылитым бронзовым памятником Рерихам, который ещё не успел покрыться черной патиной.

Теперь снова обратимся к специалистам за сведениями о бронзовой патине, которая наслаивается на бронзовых памятниках с течением времени: "Патина, образовавшаяся на поверхности памятников или скульптур с течением времени, органически присуща им и является одним из основных элементов их истории. Поэтому её следует сохранять с такой же тщательностью, как и саму скульптуру или старинные здания, камни которых разрушаются. Существует много способов очистки памятников и скульптур, но патину нужно оставлять, так как, удаляя её слишком радикально, можно повредить как металл, так и внешний вид памятника или скульптуры. Для удаления следов пыли и гари с поверхности скульптур широко используют метод обработки поверхности мощными струями воды, однако от него лучше отказаться, поскольку он может вызвать отслоение патины и повреждение металла".17

Как видно из данного абзаца, черную патину, которой покрылся МЦРовский памятник, удалять нельзя в виду угрозы разрушения бронзы. Также видно, что всё же уход за бронзовыми памятниками необходим, как и за другими объектами, находящимся под открытым небом. Несуществующий белый памятник Рерихам.

Теперь, уважаемый читатель, давайте предположим, что архитектор И.Р.Красавцева-Байда решила выбрать не бронзу, которая покрывается чёрной патиной, а белый мрамор, скажем марки Карара. Впрочем, не только эта дорогая и престижная марка белого мрамора, но десятки других сортов мрамора светлых оттенков пригодны для наружных памятников.18 В результате такого решения рериховцы бы имели белоснежный памятник Рерихам, светлейшим изваяниям которых не был бы страшен ни московский мороз, ни патина, ни влажность. Конечно, необходим был бы минимальный уход за таким памятником, но он должен был быть не намного больше, чем уход за бронзовой скульптурой.

МЦРовские архитекторы говорят, что мрамор не подходит для Москвы, и что его нужно на зиму укрывать в фанерные коробки. Но из этого затруднения есть выход. В фанеру укрывают от снега и влажности. Но МЦРовский мемориал стоит около здания, и поэтому можно было бы соорудить простой стеклянный навес над мраморным памятником со стороны здания. Такой навес предохранял бы белый мрамор не только от снега, но и от летних дождей.

Почему другие заказчики из того же московского региона ставят мраморные памятники, и при том на открытых площадках? К примеру, на фотографии номер 5 показана скульптурная композиция "Солдат", которая установлена в красногорском сельском округе мытищинского района московской области, и которая выполнена из белого мрамора.19 Фото номер 6 показывает фрагмент мраморного памятника, установленного в Калуге в честь воинов, погибших во время Второй Мировой Войны. Белые мраморные памятники ставят не только московские и калужские заказчики, но и оренбургские, где зимы суровее, чем в средней Европе России. На фото номер 7 показан общий вид мраморного памятника павшим солдатам последней войны, который установлен в Оренбурге.

Фото 5, 6, 7.

Мраморная городская скульптура находит своё применение не только в российских городах и сёлах, но и в европейских столицах. К примеру, почти в то же время, когда устанавливался московский бронзовый мемориал, в Австрии жители Вены праздновали открытие скульптурной композиции, посвящённой композитору Антонио Вивальди. На фото номер 8 запечатлена торжественная церемония и сам белоснежный памятник, который сделан из белого мрамора марки Карара.20 Неужели память венских горожан светлее памяти московских рериховцев? Неужели австрийцы меньше любят своего композитора, чем русские - Рерихов? И неужели горожане Вены решили установить менее долговечный памятник Вивальди, чем москвичи - Рерихам? На эти риторические вопросы ответ ясен. Словом, сделать памятники Рерихам вполне можно было в духе светлого Учения Жизни, которое Рерихи принесли всем людям нашей планеты!

Открытие в Вене скульптурной композиции, посвящённой композитору Антонио Вивальди.

Но что делать теперь? Не поступать же действительно так, как предлагает И.Р.Красавцева-Байда: "Недовольным можно ответить: "Сделайте лучше"". Нет смысла соревноваться в установке каменных или металлических статуй, пускай даже и Рерихам, которые, кстати, отрицательно относились к культивированию личности, а также всю свою жизнь отдали на развитие сознания людей нашей планеты. Вместо нового, более лучшего памятника Рерихам, было бы нужнее создать научную лабораторию по изучению Психической Энергии. Средства на создание небольшой лаборатории были бы как раз соизмеримы с затратами на трёхметровый бронзовый памятник. Но впрочем, если кто-то хочет выразить своё почитание в виде установки памятника, то это нужно сделать на максимально высокой эстетической планке, а не плодить очередное тёмное пятно в городском пейзаже. Фото 9. Памятник Штраусу в Вене

Но что же сделать с МЦРовским чёрным изваянием? - Необходимо исправить ошибку путём изменения цвета этого мемориала. Сейчас трудно сказать о точном решении этого вопроса, но если бы архитекторы МЦР задались такой целью, то они бы нашли приемлемые решения. К примеру, можно взять за образец тех же австрийцев, которые установили в городском парке Вены памятник композитору Штраусу, который покрыт каким-то покрытием, напоминающим золото (см. фото 9). Может быть это не идеальное решение, но такой памятник выглядит намного красивее, чем чёрные бронзовые статуи, покрытые буро-зелёными пятнами патины. Как говорится, было бы желание, а решение этой проблемы найдётся.

Но само по себе ничего не делается. Светлые желания не появится в тёмных сознаниях. Только активное выражение общественного мнения сознательных рериховцев заставит МЦРовских (и прочих) архитекторов уважать светлую память Рерихов. Да, трудно входит в жизнь новое светлое мировоззрение! Тяжка битва тьмы и света, и, как писал Н.К.Рерих, "...во дни смертельной борьбы между механической цивилизацией и грядущей культурой духа, особенно трудны пути красоты и знания, особенно тягостны нападения черной пошлости. Но они и не скрывают, что борьба тяжела и за ней уже растут крылья освобожденного Духа".21

 


Примечания редакции сайта:

1. Международный благотворительный фонд "Рериховское наследие". Юридический адрес: 199034 Санкт-Петербург, 18-я линия, д.1, лит. А. Тел./факс: 323-08-85 Президент Фонда - Бондаренко Алексей Анатольевич. www.roerich-museum.org

2. Письмо Е.И.Рерих к Н.К. и Ю.Н. Рерихам от 25.07.1935.

3. Письмо Е.И.Рерих к Ф.Грант, К.Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам от мая 1937 г.

4. Письмо Е.И.Рерих к З.Г. и М. Лихтманам от 2.08.1935.

5. Письмо Е.И.Рерих к Н.К. и Ю.Н. Рерихам от 27.06.1935.

6. Письмо Е.И.Рерих к Н.К. и Ю.Н. Рерихам от 1.12.1934.

7. Письмо Е.И.Рерих от 06.12.34.

8. Н.К.Рерих. "Corason". 27 Февраля 1935 г. Из сборника "Врата в будущее".

9. Письмо Е.И.Рерих к Н.К. и Ю.Н. Рерихам от 30.08.1934.

10. Письмо Е.И.Рерих к американским сотрудникам от 13.05.1931.

11. Письмо Е.И.Рерих к В.М.Сеплевенко от января 1937 г.

12. Письмо Е.И.Рерих от 08.02.38.

13. Письмо Е.И.Рерих от 17.02.34.

14. Н.К.Рерих. 24 ноября 1932, "Окостенение", из сборника "Твердыня Пламенная".

15. Н.К.Рерих. "Действие", 1922 г., из сборника "Пути благословения".

16. Цитата из статьи "Коррозия металла: разрушение бронзовых памятников и скульптур"

17. Цитата из статьи "Коррозия металла: разрушение бронзовых памятников и скульптур"

18. По следующему адресу можно посмотреть много сортов скульптурного мрамора http://ugk-stone.com/mramor/index.html

19. Фотография взята с сайта Sculptor.ru из раздела "Изготовление мраморных памятников"

20. Подробную информацию о данном памятнике можно прочитать из статьи "Alsergrund: Vivaldi-Denkmal im Votivpark enthuellt" от 18.6.2001

21. Н.К.Рерих. "Пути Благословения".

_________

 

МЦРовский памятник можно обсудить на форуме в теме "Какими должны быть памятники Рерихам?"

Санкт-Петербургский проект по установке памятника Н.К.Рериху можно обсудить на форумах по следующим адресам:

Кого вы считаете авторитетным деятелем Рериховского Движения из ныне живущих? (Голосовать можно за нескольких человек сразу, но только один раз)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос: