СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Лексический анализ фрагмента Т.Книжник
  • Почерковедческий анализ фрагмента Т.Книжник
  • С тетрадью №147 Т.Книжник работала ещё в конце 1990-х
  • Дискуссия на сайте "Адамант"
  • Т.Книжник подыграла НРК?
  • Мотивы Т.Книжник − «Так не доставайся же ты никому!» 

 

Введение

 

Недавно на сайте Международного Центра Рерихов (далее − МЦР) была опубликована статья главного редактора МЦР, Т.Книжник, под названием "«Самомнение подсказывает, что все должно быть доступно…». Еще раз о дневниках Е.И. Рерих".[1] В этой публикации Т.Книжник делает сенсационное заявление, что, мол, нашлись записи Е.И.Рерих, в которых самим Учителем устанавливаются сроки публикации записей Его бесед с Е.И.Рерих.

Процитируем слова Т.Книжник: "В связи с тем, что дневники Е.И.Рерих стали вожделенной добычей и предметом яростных споров о том, кто протолкнется к продукту поближе и урвет от него кусок побольше, хотелось бы ознакомить вас с одним материалом, обнаруженным в процессе работы над текстологическим комментарием к книгам Живой Этики. Страничка эта была наклеена перед титульным листом одной из тетрадей, думается, специально, чтобы на нее обратили внимание.

Фото 1. Фрагмент рукописного текста, представленный Т.Книжник (увеличенный в размере и контрасте). 
  • Fragment_T.Knizhnik

«Яро утверждаю необходимость запечатлеть в записях. Яро напишешь новую книгу о своем огненном опыте – ярую мы оявим для потомства. Но ярые записи целиком оявлены будут не раньше трехсот лет после твоего ухода. Ярая будет вести дневник полный, яро уявлю тебе Мою диктовку. Яро начни с 6-го числа. Явление это Мне страстно необходимо». ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 147."[2]

Прилагаемый к статье Т.Книжник черно-белый фотоснимок фрагмента наклеенной странички отличается пониженной чёткостью и слабой контрастностью. Такой важный документ и вдруг такое низкое качество подачи материала − почему? Это говорит о том, что Т.Книжник очень не хотела бы, чтобы его рассматривали под лупой. Именно это придётся сделать, чтобы провести полный анализ этого фрагмента. Для этого для начала с помощью фотошопа увеличим размер и контрастность приводимого Т.Книжник фрагмента (см. фото 1).

Фото 2. Фрагмент тетради Е.И.Рерих с записями от 3-4 февраля 1929 г.[3] 
  • Tetrad_27_3-4.02.1929

Как пишет Т.Книжник, "страничка эта была наклеена перед титульным листом одной из тетрадей, думается, специально, чтобы на нее обратили внимание". Такое явление не характерно для манускриптов Е.И.Рерих. Ни одна из 47 известных тетрадей Е.И.Рерих не имеет никаких наклеек. Дело в том, что начиная с 1924 года, Е.И.Рерих записывала свои тетради очень плотным текстом − без пропусков, без абзацев, без отступлений, − и так от корки до корки (см. фото 2). По всей видимости это было сделано Е.И.Рерих специально для того, чтобы никто не смог вписать подложный текст в её записи. Поэтому единственно возможным вариантом привнести чужой текст в дневники Е.И.Рерих − это приклеить листочек с подделанным текстом. Именно это и сделала Т.Книжник.

Вообще-то, большой вопрос, есть ли этот листочек на самом деле или же это выдумка Т.Книжник от начала до конца. Если сотрудники государственного музея Рерихов (далее − ГМР), на сохранении у которых находятся манускрипты Е.И.Рерих, не найдут этого листочка в указанной тетради, то Т.Книжник заявит, что они его уничтожили. И обвинит их в сокрытии фактов, и прочих грехах. В условиях сегодняшней тотальной войны МЦР с ГМР такой скандал будет только на руку МЦР.

Фото 3. Коробки из отдела рукописей МЦР, в которых хранятся манускрипты Е.И.Рерих. В коробке № 13 находится тетрадь № 147. И страница номер 22 описи №1-2 с единицей хранения № 147 − "То же, тетрадь 7". 
  • Delo_147

В конце своей цитаты из наклеенной записки Т.Книжник указывает архивные данные хранения этой тетради: ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 147. Расшифровка этой аббревиатуры гласит: Отдел Рукописей МЦР, Фонд 1, Опись 1-2, Дело (единица хранения) № 147. Фонд 1 − это "Фамильный фонд семьи Рерихов". В интернете имеется фотография коробки из этого фонда, в которой хранится эта тетрадь (на фото 3 в правой части с надписью "КОРОБКА 13", обозначено красной стрелкой), а также сама опись №1-2, которая описывает эту тетрадь по номером хранения №147 (см. фото 3, обозначение красной стрелкой). Как видит читатель из приводимой рядом фотографии этой описи[4] (графа №147), упомянутая Т.Книжник тетрадь датируется 1929 годом, а именно охватывает период записей с 23.10.1929 по 22.12.1929 гг.

Проведём лексический и почерковедческий анализы фрагмента рукописного текста, приводимого Т.Книжник, а затем логически проанализируем, почему этот "сенсационный" документ появился именно сейчас и кому это выгодно.

 

Лексический анализ фрагмента Т.Книжник

 

Ещё раз процитируем текст из фрагмента Т.Книжник, который она выдаёт за записи бесед Е.И.Рерих с Учителем (выделения мои − А.Л.): «Яро утверждаю необходимость запечатлеть в записях. Яро напишешь новую книгу о своем огненном опыте – ярую мы оявим для потомства. Но ярые записи целиком оявлены будут не раньше трехсот лет после твоего ухода. Ярая будет вести дневник полный, яро  уявлю тебе Мою диктовку. Яро начни с 6-го числа. Явление это Мне страстно необходимо». (ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 147.")[5]

Жирным текстом выделены слова "яро", "ярую", "ярые", "ярая". На сегодня известны почти все записи бесед Е.И.Рерих с Учителем, написанные до 3 февраля 1935 года.[6] В этот период никогда не имелось записей, в которых вышеуказанные слова встречались так часто в одном небольшом абзаце − 7 раз. (Хотя Учитель всегда любил это слово). Такой стиль речи был характерен записям 1950-х годов, что легко проследить по письмам Е.И.Рерих, в которых она цитировала слова Учителя.[7] Это не согласуется с датировкой тетради (1929 г.), на которой Т.Книжник якобы обнаружила наклеенную страничку.

Начало четвёртого предложения со словами "Ярая будет вести дневник полный..." повествует о Е.И.Рерих в третьем лице, тогда как во второй части этого же предложения (как и в предыдущем предложении и последующих) Учитель обращается к Е.И.Рерих во втором лице. Такие речевые ошибки не характерны для чистого и красивого языка Учителя.

 

Почерковедческий анализ фрагмента Т.Книжник

 

В своей прошлой работе "Исследование почерка Е.И.Рерих в её тетрадях-манускриптах и оценка объёма работы по набору 200-х тетрадей из ГМР в печатный текст"[8] автор этих строк уже показывал, что сама Е.И.Рерих делила свои тетради на две части: 1) первая партия тетрадей − крупный почерк, орфография старорусская (с 1920 г. по 1923 гг); 2) вторая партия тетрадей − мелкий почерк, орфография современная (с 1924 по 1955 гг.).

В приводимом Т.Книжник фрагменте мы видим скорее почерк первого вида, где каждая буква старательно выписана. Но орфография современная. По идее, если бы это был почерк Е.И.Рерих, то он должен быть написан в старой орфографии. А если текст написан в новой орфографии, то он должен иметь характер скорописи, чего на фрагменте Т.Книжник не наблюдается. Это противоречие указывает на то, что данный фрагмент рукописного текста не принадлежит руке Е.И.Рерих. И подробный сравнительный анализ отдельных слов подтверждает это. Приведём доказательства.

Сделаем сравнительный анализ написания слов "трехсот лет" из фрагмента Т.Книжник с такими же словами из тетрадей Е.И.Рерих. Из тетрадей Е.И.Рерих взяты следующие отрывки фраз с этими словами:

  • "Многие животные живут до трехсот лет, но если они найдут средство..." (3 ноября 1932 г.)
  • "Перерасход около трехсот тысяч можно было спасти..." (4 мая 1929 г.)
  • "...осталась у Нас вместо трех лет – семь лет". (26 сентября 1927 г.)
Фото 4. Сравнительный анализ написания слов "трехсот лет". 
  • Analiz_slov_TRECHSOT_LET

На приводимом коллаже (см. фото 4) с фрагментами записей Е.И.Рерих и Т.Книжник, ярко видны различия в написании этих слов. Во фрагменте Т.Книжник (с левой стороны коллажа) слово "трехсот" начинается в буквы "т", прописанной печатным шрифтом. Тогда как Е.И.Рерих (фрагменты с правой стороны) писала это букву прописным шрифтом "m". Такое же несовпадение наблюдается в написании последней буквы в слове "лет".

Вообще, нужно сказать, что Е.И.Рерих никогда до 1935 года не писала букву "т" печатным шрифтом, а всегда прописным шрифтом "m". Ни в одной тетради Е.И.Рерих до 1935 года невозможно найти букву "т", прописанной таким образом как во фрагменте Т.Книжник. В качестве примера этого несовпадение написания строчных букв "т" рядом приведен коллаж (см. фото 5), на котором сравнивается фрагмент Т.Книжник и фрагмент рукописи Е.И.Рерих с записью от 12 марта 1929 г.

Фото 5. Сравнительный анализ написания буквы "т". 
  • Analiz_bukvy_T

Проведём теперь сравнительный анализ написания слова "Яро" из фрагмента Т.Книжник с такими же словами из тетрадей Е.И.Рерих. В приведённом фрагменте Т.Книжник слово "Яро" встречается 3 раза. В левой части коллажа на фотографии №6 показан фрагмент Т.Книжник, из которого выделены части с написанием слова "Яро". В правой части коллажа собраны фрагменты из тетрадей-манускриптов Е.И.Рерих,[9] в которых встречается то же слово "Яро". Это следующие фрагменты:

  • "Яро говорите о комм[унизме]". (15 января 1926 г.)
  • "Яро покажите, что знаете куда идете". (15 января 1926 г.)
  • "Яро Учитель сражается". (15 мая 1927 г.)
  • "Ярое неразумие, конечно, не пригодно для психических исследований". (2 мая 1939 г.)
  • "Яро нужно устремиться к обновлению жизни". (2 февраля 1943 г.)
Фото 6. Сравнительный анализ написания слова "Яро". 
  • Analiz_slovo_YARO

Как видит читатель, написание слова "Яро" на фрагменте Т.Книжник не совпадает с написанием из тетрадей-манускриптов Е.И.Рерих. Так, заглавная буква "Я" на левой стороне имеет форму прямостоящей "ракеты", тогда как заглавная буква "Я" на правой стороне прописана в форме "парусника", наклоненного в левую сторону. Стиль написания строчной буквы "р" с левой стороны вообще не совпадает с направлением прописи этой буквы с правой стороны, а также наблюдается полное не совпадение по форме. То же самое можно сказать про букву "о", которая с левой стороны не имеет каких-то строгих начертаний, так как это видно на правой стороне.

Можно привести ещё ряд несовпадения почерка на фрагменте Т.Книжник с почерком Е.И.Рерих, но не будет утомлять читателя лишними рассуждениями. Пожалуй, приведенных доказательств и так достаточно, чтобы читатель понял, что фрагмент, представленный Т.Книжник как записи Е.И.Рерих, таковыми не являются.

Интересно другое. В своей статье Т.Книжник выдаёт этот фрагмент в качестве воли Великого Владыки, записанной рукой Е.И.Рерих. Но самое удивительное, что в своей пространной статье Т.Книжник нигде (!) напрямую не утверждает, что представленный фрагмент записан самой Е.И.Рерих. По всей видимости, Т.Книжник таким образом обезопасила себя от возможных судебных преследований в подлоге, т.к. предполагала, что может быть проведена почерковедческая экспертиза её фрагмента.

 

С тетрадью №147 Т.Книжник работала ещё в конце 1990-х

 

Тетради с записям бесед Е.И.Рерих с Учителем были переданы С.Н.Рерихом Советскому Фонду Рерихов согласно документу "Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве"[10] от 19 марта 1990 г. и проходили там под пунктами с названиями "Записи Е.И.Рерих", "Записи по Живой Этике", "Тексты Учения", "Тексты из Агни Йоги", "Рукописи текстов Живой Этики" и др. Все эти тетради сотрудниками отдела рукописей МЦР были разобраны, описаны и пронумерованы, что следует из документа "Перечень МЦР записей (дневников) Е.И.Рерих 1920-1955 гг., переданных С.Н.Рерихом СФР в 1990 г."[11], подписанного вице-президентом МЦР, В.Б.Моргачевым, и заведующей отделом рукописей МЦР, И.В.Орловской. Позже все эти тетради-манускрипты Е.И.Рерих были поставлены на постоянный учёт в фонд №1 общего фамильного фонда семьи Рерихов, о чём свидетельствует опись 1-2 отдела рукописей МЦР с единицами хранения 141-332а (стр. 22-35).[12]

Фото 7. Первая и последняя страница Перечня МЦР записей (дневников) Е.И.Рерих 1920-1955 гг., переданных С.Н.Рерихом СФР в 1990 г. с подписями В.Б.Моргачева и И.В.Орловской. 
  • Peretshen_ICR_dnevniki

Из вышеуказанных документов следует, что с тетрадями Е.И.Рерих в МЦР основательно работали начиная с 1990-х годов, и не могли не заметить наклейку рукописного фрагмента, приводимого Т.Книжник. Но ничего такого не случилось. Не произошло этого и тогда, когда в конце 1990-х годов редакторский отдел МЦР в лице Н.Г.Михайловой и Т.Книжник приступил к подготовке дополненного издания сборника "У порога нового мира", вышедшего в 2000 году под редакцией этих двух дам. В ходе этой работы именно с указанной Т.Книжник тетрадью (номер хранения №147) от 1929 года работали составители этого сборника, Н.Г.Михайлова и Т.Книжник. Поясним этот момент.

Первое издание сборника "У порога нового мира" состоялось в 1993 году. В первые две главы − "Сны и видения" и "Огненный опыт" − вошли дневниковые записи Е.И.Рерих, нарезанные Н.Г.Михайловой из первых тетрадей её записей бесед с Учителем. Глава "Огненный опыт" заканчивалась дневниковой записью Е.И.Рерих от 26 июля 1929 г. Эта дата почти соответствует концу тетради №146, согласно описи 1-2 фонда 1 ОР МЦР.[13]

Фото. Обложка, и страницы с выходными данными и содержанием сборника "У порога нового мира" первоначального издания (МЦР, 1993-1997, 176 стр.). 
  • U_poroga_1997

Так как этот сборник стал бестселлером (вышло четыре издания − в 1993, 1994, 1996, 1997 гг.), то в конце 1990-х Н.Г.Михайлова и Л.В.Шапошникова (составители первого издания) решили дополнить его, и привлекли к этой работе Т.Книжник, которая до того момента была младшим редактором публикаторского отдела МЦР. В итоге, первоначальное издание сборника "У порога нового мира", вышедшего в 2000 году, выросло по объёму печатного материала более чем в два раза (со 176 до 464 страниц) за счёт дополнительных трёх новых глав: "Страницы дневника Е.И.Рерих", "Космологические записи..." и "Изучение свойств человека".

Глава "Страницы дневника Е.И.Рерих" представляла собой публикацию записей Е.И.Рерих с 30 июня по 1 ноября 1929 г., которые находятся в тетрадях №145, №146 и №147 (согласно стр. 22 описи 1-2 ОР МЦР).[14] Последняя тетрадь (№147) и есть та самая тетрадь, в которой по словам Т.Книжник якобы находится наклеенный фрагмент рукописного текста. То есть во время подготовки этого издания зав.архивом МЦР, И.В.Орловская, много-много раз выдавала Т.Книжник и Н.Г.Михайловой для работы в архивном отделе МЦР эту самую тетрадь №147. Это значит, об этом наклеенном фрагменте уже в конце 1990-х годов должна была знать не только Т.Книжник, но и Н.Г.Михайлова, которая, между прочим, являлась сожительницей Л.В.Шапошниковой.[15] Это значит, и последняя знала об этой наклеенной записке, в которой содержится указание Владыки о сроках публикации дневников Е.И.Рерих. Получается, что все составители сборника "У порога нового мира" (Л.В.Шапошникова, Н.Г.Михайлова, Т.Книжник) знали указание Владыки о том, что записи Его бесед с Е.И.Рерих не должны увидеть свет раньше трехсот лет после ухода Е.И.Рерих с земного плана в 1955 году, но проигнорировали эту указание и успешно выпустили в свет сборник "У порога нового мира" с текстами дневников Е.И.Рерих, включая не только записи до 1929 года, но и более поздние записи 1940-50-х годов, которые вошли в главы "Космологические записи..." и "Изучение свойств человека" указанного сборника.

Если Т.Книжник говорит правду о наклеенной страничке на тетради №147, то в 2000 году Л.В.Шапошникова, Н.Г.Михайлова, Т.Книжник нарушили волю Владыки. Но скорее всего, Т.Книжник говорит неправду, и никакой наклеенной странички в тетради №147 нет и никогда не было. Если бы такой и был, то им уже давно бы воспользовались в ходе жестоких и громких разбирательств об авторских правах на рукописи Е.И.Рерих, которые разгорелись после того, как издательство "Сфера" выпустила свою версию "компилятивной подборки извлечений"[16] из тетрадей Е.И.Рерих в 2002 году (2 тома "Высокий Путь" и 1 том "Откровение"). Эта война длилась три года и имела большой резонанс в Рериховском Движении.[17] Дело дошло до судебных разбирательств, которое окончилось поражением МЦР, вынужденного 15 апреля 2005 г. забрать своё заявление о взыскании 5000000 рублей с ООО "Издательство Сфера".[18]

По поводу войны с издательством "Сфера", Л.В.Шапошникова в 2002 году написала статью "Предатели".[19] В ней она пыталась доказать, что на издание записей был "наложен запрет самой Еленой Ивановной",[20] но в тоже время у них есть "инструкции" С.Н.Рериха (которых никто никогда не видел), позволившие им опубликовать сборник "У порога нового мира".

"Реклама, − пишет Л.В.Шапошникова в своей статье "Предатели", − помещенная в Интернете издательством «Сфера», была сделана в самых лучших рыночных тонах. В качестве главного «блюда» этого «пиршества» были обещаны дневники Елены Ивановны Рерих, те самые дневники, срок публикации которых еще не пришел и на обнародование которых был наложен запрет самой Еленой Ивановной. Оригиналы этих дневников были переданы в 1990 г. Святославом Николаевичем Рерихом в Международный Центр Рерихов вместе с остальным наследием Е.И. и Н.К. Рерихов. Тогда же он и дал инструкции, как поступить с дневниками. В 1992 г. С.Н.Рерих дополнил свои указания, позволившие нам опубликовать в 1993 и 2000 гг. книгу «У порога Нового Мира»..."[21]

О подтасовках документов с подделанными подписями С.Н.Рериха, предпринятых Л.В.Шапошниковой в 1992 году, автор этих строк уже не раз писал.[22] Здесь стоит обратить внимание на тот момент, что Л.В.Шапошникова на протяжении всей статьи пытается всеми правдами и неправдами запретить издание дневников Е.И.Рерих, пытаясь привлечь на свою сторону давний 70-летний запрет Е.И.Рерих о чтении дневников, украденных Хоршами. Глядя на всю неистовость Л.В.Шапошниковой, выраженной в её статье "Предатели", очень трудно предположить, что Л.В.Шапошникова имела в руках такой козырь как трёхсотлетний запрет от самого Владыки, и им не воспользовалась. Такой аргумент уже давно бы и прочно поставил точку в этом деле. Но даже Л.В.Шапошникова не опустилась до такой низкопробной подделки записей Е.И.Рерих, на которую решилась Т.Книжник.

 

Дискуссия на сайте "Адамант"

 

Вышеуказанная статья Т.Книжник была перепечатана на сайте "Адамант",[23] позволяющего оставлять комментарии на опубликованные материалы. Редакция сайта "Адамант" отличается ярко выраженной проМЦРовской позицией, не допускающей критики действий сотрудников МЦР. Но даже ярые поклонники МЦР задаются вопросом, почему же такой важный документ был опубликован только сейчас. Приведём характерную цитату из комментариев на статью Т.Книжник.

Михаил Бакланов: "Еще один вопрос по статье, кто может на него дать ответ – автор или другие осведомленные лица. Вот многие годы ломались копья с обеих сторон по поводу Дневников. Одни говорили, ссылаясь на письма Елены Ивановны, что публиковать Дневники можно не ранее чем через 100 лет после ее ухода, другие требовали письменных доказательств, считая фразу о «столетии» не абсолютно корректной. И война эта шла «не на жизнь, а на смерть». И вот теперь, когда Дневники оказались в руках ГМР, вдруг нашлись такие документы, как автограф ЕИР, где вообще срок определен в 300 лет. Причем нашлись не в глубинах материалов, которых никому читать нельзя, а на самом виду - на титуле одной из тетрадей, которая прошла архивную обработку. Так вот вопрос: нельзя ли было этот документ опубликовать сразу и раньше, в начале всех дискуссий, чтобы сразу положить им конец? Или это была великая тайна или просто невнимательность архивариусов к такому жгучему вопросу в текучке рериховской жизни?"[24]

На этот вопрос Михаила Бакланова Татьяна Книжник отвечает следующими словами: "Уважаемый Михаил! Понимаете, вопрос доверия доверенному лицу (прошу прощения за тавтологию) С.Н.Рериха - это все же вопрос нашего с вами выбора. Л.В.Шапошникова неоднократно писала и говорила о том, что в вопросах публикации архивных материалов четко следует распоряжениям, полученным от Святослава Николаевича Рериха. Что и кому она должна была доказывать? <...>

Не могу говорить за архивистов, скажу за себя. Этот фрагмент был обнаружен мною и еще двумя сотрудниками публикаторского отдела, занимающимися подготовкой книг Живой Этики, несколько лет назад. Людмила Васильевна была с ним сразу же ознакомлена и еще раз подтвердила, что да, так и есть. Все это в русле указаний Святослава Николаевича".[25]

В своём ответе Т.Книжник сказала неправду по срокам ("несколько лет назад"). Как уже показано выше, Т.Книжник работала с этой тетрадью №147 около 20 лет назад в ходе подготовки дополнений к сборнику "У порога нового мира" (МЦР, 2000 г.). Это говорит о том, что Т.Книжник запуталась в своём обмане.

Т.Книжник не только неправильно указала сроки обнаружения этого листочка, но и не дала вразумительного ответа на вопрос М.Бакланова, почему этот документ не был опубликован раньше, а вместо этого Т.Книжник всё списала на волю не живущих людей − Л.В.Шапошникову и С.Н.Рериха. (Благо, мёртвые безмолвны). При этом призвала к беспрекословному "доверию доверенному лицу" (Л.В.Шапошниковой), что говорит о том, что сотрудники МЦР культивируют бездумный сектантский подход к жизни у своих сторонников. Не удивительно, что в этих рядах звучат укоры в адрес руководства МЦР, которые не украли ("пересохранили") манускрипты Е.И.Рерих перед тем, как МЦР изгнали из усадьбы Лопухиных.[26] Сторонники МЦР готовы на самую мерзкую кражу во имя Владыки света и нравственной чистоты! Воистину, сотрудники МЦР взрастили достойную себя иезуитскую паству.

 

Т.Книжник подыграла НРК?

 

Свою подделку Т.Книжник опубликовала именно сейчас, когда ведётся борьба рериховской общественности за публикацию тетрадей-манускриптов Е.И.Рерих, хранящихся в архивах ГМР. Члены Национального Рериховского Комитета (далее − НРК) сначала попытались использовать дневники Е.И.Рерих только в собственных интересах, опубликовав 15 января 2018 года у себя на сайте "Позицию научных партнеров НРК из Алтая относительно публикации дневников Е.И.Рерих".[27] После того как рериховская общественность резко возмутилась против позиции алтайских членов НРК,[28] руководство НРК смягчило свою позицию, что выразилось в допущении частичной публикации дневников Е.И.Рерих. Эту точку зрения озвучили член НРК и зав.архивом ГМР, Д.Попов, и президент НРК, А.П.Лосюков в их ответе А.Хартманису 25 января 2018 года:

"Сейчас дело находится на стадии систематизации, − пишет Д.Попов. − По завершении этой работы и по её результатам будет принято коллегиальное решение о подготовке к печатному изданию той части материалов, которая будет признана предназначенной к этому".[29]

"Лично я не вижу причин, − пишет А.П.Лосюков, − по которым нельзя было бы опубликовать содержание дневников. Ограничения могут возникнуть, если только обнаружатся какие-либо письменные свидетельства того, что Е.И. таковые наложила. Пока этого не произошло".[30]

Не прошло и месяца после ответа А.П.Лосюкова, и вуаля, как чёрт из табакерки, на свет выскочила Т.Книжник со своей придуманной подклеенной страничкой, исполняя слова А.П.Лосюкова об обнаружении "каких-либо письменных свидетельств". Т.Книжник подыграла НРК? − Ответ на этот вопрос зависит то того, как поведёт себя НРК в этой ситуации. Но одназначно ясно, что А.П.Лосюков снова, как в случае с опальными алтайскими профессорами,[31] накликал новые проблемы на НРК. Как видно, стареющий А.П.Лосюков не поспевает за стремительно развивающимися событиями вокруг дневников Е.И.Рерих из-за своей слабой компетентности в рериховских вопросах. Поэтому вполне возможно, что он (как и всё НРК) попытается отмолчаться. Но это лишь ослабит и без того низкий авторитет НРК, т.к. рериховцы поймут, что эта организация не способна отвечать на актуальные вопросы Рериховского Движения.

 

Мотивы Т.Книжник − «Так не доставайся же ты никому!»

 

Что касается, Т.Книжник, то её меркантильные мотивы вполне понятны. Когда МЦР владел манускриптами Е.И.Рерих, то публикаторский отдел МЦР под руководством Т.Книжник успешно осваивал дневники Е.И.Рерих, издав с 1993 года минимум 6 изданий сборника "У порога нового мира" тысячными тиражами.[32] После того, как МЦР в апреле 2017 года изгнали из усадьбы Лопухиных и лишили доступа к архивам, то они решили придумать "трёхсотлетний запрет" на издание записей Е.И.Рерих. Здесь Т.Книжник поступила как герой фильма "Бесприданница" (по мотивам пьесы А.Н.Островского) Юлий Карандышев, убивший убегающую от него невесту Ларису Огудалову выстрелом из пистолета со словами: «Так не доставайся же ты никому!»[33] Если принять во внимание серьёзность вопроса о публикации дневников Е.И.Рерих, то наш сюжет не менее драматический, чем в пьесе А.Н.Островского. Если предположить, что Рериховское Движение так же поблагодарит Т.Книжник за "убийство" тетрадей Е.И.Рерих на триста лет, как это сделала бесприданница Островского, то драматический сюжет становления шестой расы может принять необратимо апокалипсический характер со всеми плачевными последствиями для всей планеты.

Кадр из фильма «Бесприданница» (1936 г.). Карандышев убивает Ларису Огудалову со словами «Так не доставайся же ты никому!» 
  • Bespedanniza_1936

Помимо отстаивания политики МЦР, у Т.Книжник имеются и личные мотивы сокрытия дневников Е.И.Рерих. Во время войны МЦР с издательством "Сфера" Т.Книжник написала статью "Откровение от "Сферы"" (2005),[34] в которой она вполне справедливо раскритиковала низкий уровень научной и текстологической подготовки сферовских книг "Откровение" и Высокий Путь" под редакцией Д.Попова. Но в своей компиляции дневников, изданных в дополненном сборнике "У порога нового мира", Т.Книжник сработала не сколько не лучше Д.Попова, а может даже и хуже. И открытие доступа к тетрадям-манускриптам Е.И.Рерих в архивах ГМР даёт возможность исследователям проверить работу Т.Книжник. Именно этого она и боится, поскольку нещадно резала записи Е.И.Рерих.[35]

Поэтому не стоит удивляться, почему МЦРовский сборник "У порога нового мира" не принёс больших плодов в научной среде − читатели этого сборника так и не смогли переступить порог, за которым им должен был открыться новый мир, описанный в тетрадях Е.И.Рерих, посколько они просто мало что поняли, т.к. его составители, Т.Книжник и Н.Г.Михайлова, нарезали "винегрет" из записей Е.И.Рерих по своему убогому представлению, купировав, по всей видимости, все самые ключевые моменты бесед Е.И.Рерих с Учителем.

Только полная публикация всех записей Е.И.Рерих сможет дать исследователям возможность самим сложить свою картину понимания высоких истин, изложенных в тетрадях Е.И.Рерих. Все сокращённые, купированные, компилированные издания записей Е.И.Рерих не принесут пользы, ну, разве что только кошельку их издателей. Поэтому необходимо настаивать на скорейшей публикации отсканированных рукописей Е.И.Рерих в интернете, чтобы рериховская общественность смогла свободно заняться их исследованиями, а не довольствоваться текстологическими "винегретами" от Т.Книжник, Д.Попова или кого-то ещё.

 

А.Люфт

27 февраля 2018 г.



[1] Татьяна Книжник. «Самомнение подсказывает, что все должно быть доступно…». Еще раз о дневниках Е.И. Рерих (22.02.2018): http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5755  

[2] Татьяна Книжник. «Самомнение подсказывает, что все должно быть доступно…». Еще раз о дневниках Е.И. Рерих (22.02.2018): http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5755 

[4] См. Опись 1-2 фонда 1 ОР МЦР с перечнем тетрадей-манускриптов Е.И.Рерих: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-icr/547-opis-1-2  

[5] Татьяна Книжник. «Самомнение подсказывает, что все должно быть доступно…». Еще раз о дневниках Е.И. Рерих (22.02.2018): http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5755 

[6] См. первые 40 тетрадей на сайте "Библиотека Урусвати": http://urusvati.agni-age.net 

[7] Цитаты из писем Е.И.Рерих со словами Учителя: "Яро не разрешаю распространение Моего Учения путем радиорекламы... Учение не может уявиться на таком яром унижении. <...> Зина должна яро понять значение Космического События. <...> Ярые прекратят усмешки, когда уявятся на яром событии сначала в А[мерике], а затем и у себя дома". (28.01.1950). "Скажи Зине о новом Моем приказе явить спокойствие ярое за Дедлея". (12.07.1950). "Б[оллинг] действительно шел правильно, ибо сердце его привело к моему Учению и Моим Делам. Яро помог делам в самую трудную минуту, но скоро будет сам нуждаться в Помощи". (28.11.1950) "Ее лучи действуют яро на нервную систему наших землян и усиливают боли в организме, уявленном на яром переутомлении или заболевании". (03.02.1952). "Всей Азии и всем странам, оставшимся на огрызке Европы, придется перестроиться на яром мощном строительстве на кооперативных началах или на страстно "усовершенствованном коммунизме. <...> Оявите больше доверия существу несчастному из-за ярой одержимости матери. <...> Наши пути с ними разошлись навсегда, и яро мы знаем, что они осуждены всем Вел[иким] Бел[ым] Братством, ибо многократно предательствовали. <...> Ярая тень последнего предательства оявила широкое распространение, оявив до предела оскорбление Сокровенного Имени и кощунство Великих Понятий и тем затронув Космическое Равновесие". (27.05.1952). "Моя Страна окажется победной во всем, но яро не уявляйте ужаса, но храните спокойствие. Моя Страна никого тут не тронет и яро ничего никому не сделает, но яро сотрудничает со Мною в новом Строительстве народном, уявленном на выборном правительстве. Ярая сотрудничает с народами Запада и Востока на самой широкой кооперации между ними. Мы начнем Новую Эпоху Народного Правительства, оявленного на Знании и страстной честности". (11.10.1952). "Ярое Наше Основное Учение должно продолжаться без промедления с изданием и переизданием Книг. Главная Наша забота - в издании новых книг Учения. Яро необходимо иметь полную библиотеку всех Наших Книг в нескольких экземплярах. Ярая ошибка была в том, что сотрудники не могли понять, что Главная Наша Забота была скорейшее издание всех Книг". (13.04.1953).

[8] См. А.Люфт, Исследование почерка Е.И.Рерих в её тетрадях-манускриптах и оценка объёма работы по набору 200-х тетрадей из ГМР в печатный текст (2 февраля 2018 г.): http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/522-manuscript-e-i-roerich 

[9] См. Сканкопии манускриптов-дневников Е.И.Рерих в формате DjVu: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/dnevniki-e-i-rerikh/164-skankopii-manuskriptov-dnevnikov-e-i-rerikh-v-formate-djvu 

[11] См. Перечень МЦР записей (дневников) Е.И.Рерих 1920-1955 гг., переданных С.Н.Рерихом СФР в 1990 г.: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-icr/546-dnevniki-sfr-icr 

[12] См. Опись 1-2 фонда 1 ОР МЦР с перечнем тетрадей-манускриптов Е.И.Рерих: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-icr/547-opis-1-2 

[13] См. там же.

[14] См. там же.

[15] См. МЦР пропагандирует однополый брак Л.В. Шапошниковой: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/350-lvs-same-sex-marriage 

[16] См. ПЕРЕПИСКА ИЗДАТЕЛЬСТВА "СФЕРА" С МЦР: http://agni3.narod.ru/Perepiska.htm 

[17] См. подборку материалов на нашем сайте: http://lebendige-ethik.net/index.php/component/tags/tag/42-sfera 

[18] См. Определение Зюзинского районного суда г.Москвы о прекращении производства по делу иска МЦР  к ООО "Издательство Сфера" (Приложение 2): http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/93-pechalnaya-istoriya-khronika-konflikta-izdatelstva-sfera-s-mezhdunarodnym-tsentrom-rerikhov 

[19] См. Л.В.Шапошникова, "Предатели": http://lib.icr.su/node/221 

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] См. подборку материалов по теме "Анализ подписи С.Н. Рериха":  http://lebendige-ethik.net/index.php/component/tags/tag/48-analiz-podpisi-snr 

[24] Адрес тот же. Михаил Бакланов, комментарий от 24-02-2018 в 13:47:01.

[25] Адрес тот же. Татьяна Книжник, комментарий от 24-02-2018 в 17:26:01.

[26] Адрес тот же. Комментарий Светланы от 23-02-2018 в 15:41:01 на сайте "Адамант" к статье Т.Книжник: "Видя растущие с каждым годом напор и наглость со стороны минкульта и ГМВ и нагнетающуюся атмосферу вокруг МЦР, возможно, надо было бы Дневники вывезти из Усадьбы в надёжное место. Это не в укор сотрудникам Центра, но, думаю, так было бы правильно, тем более, беспрепятственные возможности для этого были до захвата. Считаю, Рукописи Елены Ивановны - самое ценное в Наследии, и о Них надо было бы позаботиться в первую очередь, учитывая горький опыт со "Сферой". Не просто же так Попов рвался в усадьбу, чтобы превратить общественный музей в государственный. У него, конечно же, цель была одна - Записи. И это надо было предвидеть. Понимаю, что это сложная и ответственная операция - пересохранение Дневников, но она могла бы быть осуществима. Думаю, произошло непреднамеренное упущение определённого срока, учитывая весь кошмар, свалившийся на МЦР".

[28] См. Реакция рериховской общественности на позицию Алтайских членов НРК по поводу публикации тетрадей Е.И.Рерих: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/514-nrk-altai 

[30] Там же.

[31] См. Президент НРК, А.П.Лосюков, уволил алтайских профессоров задним числом: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/523-altai-prof-nrk 

[32] Первое издание: 1993, 1994, 1996, 1997. Второе, дополненное издание: 2000, 2007.

[34] См. Т.Книжник, Откровение от "Сферы": http://www.icr.su/rus/protection/copyrights/sfera.pdf 

[35] Автор этих строк делает такие выводы на основе предварительного сравнительного анализа тестов МЦРовского сборника "У порога нового мира" с уже опубликованными тетрадями Е.И.Рерих из Амхерст-колледжа.