СОДЕРЖАНИЕ        

  • Государственный контракт на создание портала «Рериховское наследие»
  • Была ли произведена оцифровка архивных документов?
  • Происхождение файлов в рубрике портала "Архив"
  • Происхождение файлов в рубрике портала "Каталог"
  • Происхождение файлов в рубрике портала "Библиотека"
  • Происхождение файлов в рубрике портала "Наследие"
  • Невыполнение других условий гос.контракта по отдельным пунктам
  •                 1) Архивные материалы − 845 вместо 3000 единиц
  •                 2) Перевод на английский − 38543 вместо 200000 печатных знаков
  •                 3) Отсутствие расширенного поиска, календаря мероприятий и соц.сетей
  •                 4) Отсутствие некоторых разделов портала
  •                 5) Отсутствие каталога-резоне картин Н.К.Рериха
  • Какова фактическая стоимость выполненных работ при создании портала?
  • Какую сумму "отката" получил Т.К.Мкртычев − 1 миллион рублей?
  • Что получило Рериховское Движение от этого проекта?

 

Государственный контракт на создание

портала «Рериховское наследие»

 

Директор государственного музея Рерихов (далее − ГМР), Т.К.Мкртычев, не раз заявлял о своих предпочтениях в сотрудничестве: "Очевидно, − пишет 18 октября 2017 г. Тигран Мкртычев активистам рериховского движения, − что у меня - как у руководителя музея - есть приоритеты - мои музейные партнёры - Питер и Нью-Йорк".[1] Поэтому не трудно догадаться, кому принадлежит идея создания портала "Рериховское наследие", призванного объединить усилия этих трёх музеев под эгидой Т.К.Мкртычева в качестве директора ГМР как филиала Государственного музея Востока:

"Портал "Рериховское наследие", − сообщается о данном проекте на его страницах, − под патронажем Министерства культуры РФ создается представителями трех различных институций, которые занимаются сохранением, изучением и популяризацией наследия семьи Рерихов. Роль ведущей организации исполняет Государственный музей Востока (Москва) при активном участии Санкт-Петербургского музея-института семьи Рерихов и Музея Николая Рериха (Нью-Йорк)".[2]

Фото. Т.К.Мкртычев рассказывает о проекте портала "Рериховское наследие" на его страницах.[3] 
  • screenshot-1_roerich-heritage.ru

Известно, как готовятся и финансируются такие проекты. Дирекция музея (или филиала) разрабатывает проект, выбирает подрядчиков, готовит документы и подаёт их в Минкультуры для одобрения. В случае положительного решения заключается государственный контракт от имени Минкультуры с подрядчиком, который выполняет проект, разработанный музеем (или его филиалом), призванным проконтролировать его исполнение. В нашем случае был заключён Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года.[4] Подрядчиком стало некое ООО "Музей Плюс", которое приняло на себя обязательство по созданию интернет-портала "Рериховское наследие" согласно техническому заданию (см. Приложение №1 указанного гос.контракта). Читаем пункт 2.1. данного контракта: "Общая цена работ по настоящему государственному контракту составляет 2080000 (Два миллиона восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек". Как указано в таблице №3 "Основные этапы и содержание выполняемых работ", 80% этой суммы приходится на подготовку контента портала − текстовых и графических материалов. На страницах контракта перечисляется объём этих работ, основную часть которых занимает оцифровка предметов рериховского наследия: "Обеспечение подготовки и передачи цифровых изображений... Оцифровка и обработка архивных кинофотодокументов".[5] Рассмотрим, насколько выполнены эти пункты гос.контракта по созданию портала "Рериховское наследие".

 

Была ли произведена оцифровка архивных документов?

 

Оцифровка архивных материалов − писем, фотографий, манускриптов, а особенно многостраничных книг, а также фотографирование картин и предметов декоративно-прикладного искусства − требует большого объёма трудовых затрат. Как правило, оцифровка архивных материалов делается на специальных крупноформатных сканерах, на которых архивные работники страничку за страничкой сканируют документы и сохраняют их в компьютере. Из массива таких цифровых файлов формируется электронная база данных архива, которая затем может быть обработана и опубликована в интернете для всеобщего доступа, что в конечном итоге и является целью всех таких проектов.

Фото. Оцифровка архивных документов в Национальном архиве Республики Татарстан.[6] 
  • ozifrofka

Именно такая оцифровка и обработка архивных документов предполагалась при создании портала "Рериховское наследие", что следует из вышеуказанных пунктов таблицы №3 гос.контракта. То же самое создатели портала намеривались сделать согласно пункту 2.3.1: "Оцифровка и подготовка изображений для наполнения электронной базы данных".

Наверное, читатель уже предвкушает, что сейчас будут перечислены сотни и тысячи новых страниц архивных документов из рериховского наследия, оцифрованных подрядчиком ООО "Музей Плюс", получившим за свои труды немалые деньги. Но... придётся разочаровать и даже огорчить потребителей культурных услуг, предоставляемых ГМР (филиала ГМВ), т.к. при создании портала "Рериховское наследие" подрядчиком ООО "Музей Плюс" не было оцифровано ни одного (!) нового документа из рериховских архивов, и более того, многие ранее доступные материалы рериховского наследия из ГМВ в новый портал не были включены, т.е. пропали из интернет-пространства. Приведём доказательства.

Состав сегодняшнего ГМР (филиала ГМВ) сформирован в основном из сотрудников отдела "Наследия Рерихов".[8] Официальный сайт этого отдела с 2009 года располагался на домене "orientmuseum-roerich.ru", который был закрыт летом 2016 года за пару месяцев до заключения гос.контракта по созданию портала "Рериховское наследие". Это говорит о том, что старый сайт "orientmuseum-roerich.ru" был закрыт в ходе подготовки проекта нового портала "Рериховское наследие", располагающегося на домене "roerich-heritage.ru".

Содержимое старого сайта "orientmuseum-roerich.ru" сейчас недоступно, но есть возможность ознакомиться с его копией на сайте "Wayback Machine", который специализируется на создании цифрового архива всемирной паутины.[9] Читатель может кликнуть по этой ссылке[10] и сразу попасть на копию главной страницы старого сайта отдела ГМВ "Рериховское наследие".

На открывшейся копии сайта "Государственный музей искусства народов Востока, Наследие Рерихов" в левом меню в самом низу нужно кликнуть на ссылку "Архивы" − откроется страница, на которой представлена таблица с архивными материалами, хранящимися в отделе ГМВ "Рериховское наследие". Всего их по списку − 178 наименований. Теперь откроем другую вкладку браузера и обратимся в новому сайту − порталу "Рериховское наследие".

 

Происхождение файлов в рубрике портала "Архив"

 

Чтобы ответить на вопрос о происхождении файлов в рубрике "Архив (Документы - Переписка - Дневники - Фотодокументы)"[11] портала "Рериховское наследие" нужно обратиться к той странице старого сайта, на которую было указано в предыдущем абзаце, а именно на страницу "Архивные материалы"[12] с табличным списком из 178 документов, со ссылками "Скачать", которые вели к pdf-файлам самих архивных материалов.

Начнём со страницы "Архив - Документы"[13] нового портала. На ней ГМВ приводит только 2 документа: 1) ЭССЕ МИХАИЛА ФОКИНА О Н.К.РЕРИХЕ, 1918, листов: 8; и 2) НИКОЛАЙ РЕРИХ, 15.04.1935, листов: 5. Оба эти документа находились на старом сайте под номерами 53 и 39.[14] Архивный сайт "Wayback Machine" не сохраняет объёмные pdf-файлы, поэтому указанные файлы под номерами 53 и 39 там не доступны. Но автор этих строк сохранил в своё время все архивные материалы старого сайта и поэтому они приводятся в примечаниях в качестве доказательства.[15] Читатель может легко сам убедиться в этом, открыв ссылки на вышеуказанные страницы. Для наглядности снимки (скриншоты) этих страниц приводятся ниже в фотогалерее 1 (см. screenshot-1). Подрядчик ООО "Музей Плюс" просто перевёл страницы старых pdf-файлов в постраничную, графическую форму подачи материала, что с помощью компьютерной программы (например, Adobe Photoshop) делается очень легко и быстро.

Теперь обратимся к странице "Архив - Переписка"[16] нового портала. На ней приведены 36 архивных документов ГМВ. Все до одного из этих документов раньше находились на старом сайте. Полный список соответствий приводится в примечаниях.[17] Здесь же приведём только два первых документа: 1) ПИСЬМА Ю.Н.РЕРИХА З.Г.ЛИХТМАН, 26.04.1934; 28.04.1934. Листов: 4 − Номер 27 старого сайта. 2) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 27.04.1934. Листов: 4 − Номер 11 старого сайта. Для доказательства в примечаниях приводятся два pdf-файла, которые на старом сайте находились под этими номерами − 27 и 11.[18] Как видит читатель, подрядчик ООО "Музей Плюс" поступил также как и в предыдущем случае − просто скопировал файлы со старого сайта. (См. screenshot-2 фотогалереи 1.)

Кликнем теперь на страницу "Архив - Дневники"[19] портала "Рериховское наследие". Здесь находится всего два документа, которые также скопированы со старого сайта отдела "Наследие Рерихов" ГМВ: 1) Н.К.РЕРИХ. «ЛИХОЧАСЬЕ. ЛИСТЫ ДНЕВНИКА», ДНЕВНИК МАНЬЧЖУРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (1934), ДР. МАТЕРИАЛЫ, 12.12.1934. Листов: 12 − Номер 22 старого сайта. 2) Н.К. РЕРИХ. ДНЕВНИК МАНЬЧЖУРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (1934). Листов: 13 − Номер 5 старого сайта. В примечаниях приводятся эти два pdf-файла, которые на старом сайте находились под этими номерами − 22 и 5.[20] Как это видно, подрядчик ООО "Музей Плюс" поступил также как и в предыдущих двух случаях − просто скопировал файлы со старого сайта. (См. screenshot-3 фотогалереи 1.)

Если перейди на страницу "Архив - Фотодокументы" и поставить галочку против "Государственный музей Востока" или "Музей Николая Рериха", то появится надпись "Отсутствуют произведения по выбранным параметрам". Если поставить галочку против "Санкт-Петербургский музей-институт семьи Рерихов", то откроется страница с 50 фотографиями из этого музея. Все они в хорошем качестве и большинство из них ранее были неизвестны. Это говорит о том, что они были оцифрованы специально для портала "Рериховское наследие". Но трудно предположить, чтобы сотрудники московской подрядческой фирмы ООО "Музей Плюс" специально ездили в Санкт-Петербург, дабы отсканировать 50 фотографий, раз уж даже у себя дома в Москве они не оцифровали ни одного документа. Скорее всего сотрудники Санкт-Петербургского музея-института семьи Рерихов сами загрузили эти фотографии на портал "Рериховское наследие" по удалённому доступу.

Фотогалерея 1. Сравнение вебстраниц рубрики "Архив" портала

  • screenshot-1
  • screenshot-2
  • screenshot-3

Simple Image Gallery Extended

 

Происхождение файлов в рубрике портала "Каталог"

 

Вернёмся к копии старого сайта отдела "Наследие Рерихов" ГМВ. Кликнув в рубрике "Каталог" на верхний пункт меню "Рерих Николай Константинович", читатель попадёт в каталог картин Н.К.Рериха, хранящихся в ГМВ.[21] На этой странице находятся ссылки с названиями и миниатюрами 257 картин Н.К.Рериха. Теперь сравним эту страницу со старого сайта со страницей "Каталог - Государственный Музей Востока"[22] нового портала "Рериховское наследие". На ней размещены всё те же миниатюры картин, но только меньшим количеством − 219 штук. (См. screenshot-1 фотогалереи 2).

Если кликнуть на одну из миниатюр или названий картин, что откроется страница с описанием этой картины. На старом сайте описание картин открывалось в выпадающем окне при  нажатии на знак "плюс" внизу картины. Эти данные на архивном сайте "Wayback Machine" не сохранились. Но они были сохранены на другом сайте, который скопировал страницы старого сайта отдела "Наследие Рерихов" ГМВ − это сайт "Культура.рф. Виртуальные музеи".[23] На этом сайте можно найти копии вебстраниц старого сайта отдела "Наследие Рерихов" ГМВ с картинами Н.К.Рериха, фотографиями и описаниями, которые полностью совпадают с вебстраницами на новом портале "Рериховское наследие". Приведём несколько примеров.

Вот ссылка[24] на картину "Идолы" нового портала. Вот ссылка[25] на ту же картину со старого сайта. Как видит читатель, фотография и описания этой картины полностью идентичны. Но на новом портале отсутствует указание на литературные источники, что понижает научную ценность нового портала. (См. screenshot-2 фотогалереи 2).

Вот ссылка[26] на картину "Ростов Великий. Теремки княжеских палат" нового портала. Вот ссылка[27] на ту же картину копии старого сайта. Снова то же самое − фотография и описание идентичны, указание на литературные источники отсутствует. (См. screenshot-3 фотогалереи 2).

Вот ссылка[28] на картину "Строят ладьи" нового портала. Вот ссылка[29] на ту же картину копии старого сайта. Снова то же самое − фотография и описание идентичны, указание на литературные источники отсутствует. (См. screenshot-4 фотогалереи 2).

Вот ссылка[30] на картину "Голубиная книга" нового портала. Вот ссылка[31] на ту же картину копии старого сайта. Снова то же самое − фотография и описание идентичны, указание на литературные источники отсутствует. (См. screenshot-5 фотогалереи 2).

Такое положение дел со всеми картинами нового портала.[32] Отсюда следует вывод, что подрядчик ООО "Музей Плюс" не занимался ни оцифровкой картин, ни их описанием, а просто скопировал графические файлы картин и описание к ним со старого сайта отдела "Наследие Рерихов" ГМВ.

Отрицательным моментом является то, что подрядчик ООО "Музей Плюс" даже не удосужился включить в "Каталог" нового портала 180 картин С.Н.Рериха из собрания ГМВ, которые были доступны на старом сайте.[33]

Единственным положительным моментом рубрики "Каталог" нового портала является то, что в разделе Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха помещено 100 графических рисунков С.Н.Рериха, которые раньше широкой публике были недоступны. Но здесь также можно с уверенность сказать, что это заслуга сотрудников Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха, а не московского ООО "Музей Плюс", не летавших за океан из-за 100 картинок.

Фотогалерея 2. Сравнение вебстраниц рубрики "Каталог" портала. 

  • screenshot-1
  • screenshot-2
  • screenshot-3
  • screenshot-4
  • screenshot-5

Simple Image Gallery Extended

 

Происхождение файлов в рубрике портала "Библиотека"

 

Откроем страницу "Библиотека − Публикации Н.К.Рериха"[34] нового портала. Если поставить галочку напротив "Музей Николая Рериха" или "Санкт-Петербургский музей-институт семьи Рерихов", то никаких публикаций не видно. А если поставить галочку против "Государственный музей Востока", то появятся 13 книг, которые якобы находятся в ГМВ. В том, что это не соответствует действительности легко убедиться, кликнув на одну из книг. Например, нажмём на ссылку "Листать" возле самой первой книги "НЕКОТОРЫЕ ДРЕВНОСТИ ШЕЛОНСКОЙ ПЯТИНЫ И БЕЖЕЦКОГО КОНЦА". Кликнув один раз на обложке, читатель попадает на титульную страницу, где на обратной стороне обложки виден фирменный штемпель Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха: "The Archive of Nicholas Roerich Museum". Если посмотреть на сайт этого музея в раздел "NICHOLAS ROERICH’S WRITINGS",[35] то на самой первой позиции находится та же книга. Если кликнуть на ссылку этой книги, то читателю откроется pdf-файл книги.[36] Сравнив две эти публикации на  портале "Рериховское наследие" и сайте Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха, то можно легко убедиться, что они идентичны. (См. screenshot-1 фотогалереи 3).

Проверив таким же образом и другие 12 книг, можно сказать то же самое − все книги страницы "Библиотека − Публикации Н.К.Рериха" нового портала "Рериховское наследие" являются копией книг из виртуальной библиотеки Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха (см. screenshot-2 фотогалереи 3). А это значит, что ООО "Музей Плюс" предоставляет недостоверную информацию.

Вообще, в главном описании рубрики "Библиотека" портала "Рериховское наследие" почему-то говорится только об архивном и библиотечном собрании Нью-Йоркском музея Н.К.Рериха. По всей видимости, вся "Библиотека" портала "Рериховское наследие" составлена из копий файлов Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха. Это говорит о том, что подрядчик ООО "Музей Плюс" и здесь не занимался оцифровкой документов.

Фотогалерея 3. Сравнение вебстраниц рубрики "Библиотека" портала. 

  • screenshot-1
  • screenshot-2

Simple Image Gallery Extended

 

Происхождение файлов в рубрике портала "Наследие"

 

Рассмотрим последнюю рубрику "Наследие"[37] нового портала, где размещены предметы декоративно-прикладного искусства (далее − ДПИ) из собрания ГМВ. В аннотации к этому отделу портала его создатели поместили описание, в котором сказано: "В настоящее время в состав коллекции, хранящейся в ГМВ, входит более двухсот различных предметов... В 2014 году эта часть коллекции Рерихов была опубликована в книге О.В.Румянцевой «Щедрый дар»".[38]

Если открыть этот прекрасный альбом О.В.Румянцевой, то очень легко понять, что все иллюстрации взяты из этого альбома (см. screenshot-1 фотогалереи 4). При близком рассмотрении отдельных фотоснимков этих предметов не остаётся никакого сомнения в их идентичности, с той лишь разницей, что фотографии на портале более качественны, чем снимки в альбоме, что объясняется разницей между цифровой и типографской копией одного и того же фотоснимка (см. screenshot-2 фотогалереи 4). Это говорит о том, что подрядчик ООО "Музей Плюс" и в этой рубрике просто скопировал уже имеющиеся файлы снимков предметов ДПИ из книги О.В.Румянцевой «Щедрый дар», а не занимался их оцифровкой, как это указано в гос.контракте. Нужно отметить, что в альбоме О.В.Румянцевой "Щедрый дар" указано, кем производилась фотосъёмка этих предметов.[39] Это говорит о том, что процесс оцифровки этих предметов уже оплачивался ГМВ в ходе подготовки к изданию этого альбома.

При этом из 240 предметов ДПИ, полученных ГМВ от Кэтрин Кемпбэлл-Стиббе и воспроизведённых в альбоме О.В.Румянцевой "Щедрый дар", в разделе "Наследие" нового портала нашли место только 105 предметов (раздел ДПИ − 45 предметов, раздел "Скульптура" − 4 предмета, раздел "Предметы быта" − 10 предметов, раздел "Предметы культа" − 46 предметов). Это значит, что ООО "Музей Плюс" даже за такие большие деньги не соизволил разместить уже готовые оцифрованные фотографии всех предметов ДПИ из коллекции ГМВ.

Фотогалерея 4. Сравнение вебстраниц рубрики "Наследие" портала

  • screenshot-1
  • screenshot-2

Simple Image Gallery Extended

 

Невыполнение других условий гос.контракта по отдельным пунктам

 

1) Архивные материалы − 845 вместо 3000 единиц

 

В вышеуказанном гос.контракте на создание портала "Рериховское наследие" в пункте 5.2.8 "Требования к контенту" есть такие условия:

"Должна быть... обеспечены получение и подготовка цифровых изображений архивных материалов (в качестве пригодном для комфортного чтения):

- 1000 единиц - из фондов Государственного музея Востока

- 1000 единиц - из фондов Музея Николая Рериха в Нью-Йорке

- 1000 единиц - из фондов Санкт-Петербургского музея-института семьи Рерихов".[40]

Эти условия гос.контракта о подготовке и размещении 3000 единиц архивных материалов выполнены лишь частично, а именно на 845 единиц. Так, из фондов Государственного музея Востока на портале "Рериховское наследие" размещено всего только 40 документов (2 единицы − раздел "Документы", 36 единиц − раздел "Переписка", 2 единицы − раздел "Дневники"). Из фондов Музея Николая Рериха в Нью-Йорке − 262 документа (262 единицы − раздел "Переписка"). Из фондов Санкт-Петербургского музея-института семьи Рерихов − 543 документа (189 единиц − раздел "Документы", 299 единиц − раздел "Переписка", 5 единиц − раздел "Дневники", 50 единиц − раздел "Фотодокументы"). Если выразить уровень выполнения этого пункта гос.контракта в процентах, то он отработан лишь на 28%.

 

2) Перевод на английский − 38543 вместо 200000 печатных знаков

 

В пункте 5.2.9. "Требования к подготовке информационных материалов" есть такие условия: "Должен быть осуществлен перевод подготовленных информационных материалов на английский язык в объеме: не менее 200000 и не более 312000 знаков".[41] Если скопировать весь английский текст со всех вебстраниц портала "Рериховское наследие", поместить его в программу Microsoft Word, то она автоматически посчитает количество печатных знаков. В нашем случае весь английский текст портала составил 38543 знака, включая пробелы. Основную массу этого текста составили вводные статьи рубрик "CATALOGUE", "ARCHIVE", "HERITAGE", "LIBRARY", "ABOUT PROJECT". Самое прискорбное, что название и описания ни одного (!) предмета из всего портала не переведены на английский язык.[42] Если выразить уровень исполнения этого пункта гос.контракта в процентах, то он выполнен лишь на 19%.

 

3) Отсутствие расширенного поиска, календаря мероприятий и соц.сетей

 

В пункте 5.2.2. "Требования к блокам навигации и взаимодействия с коллекциями" гос.контракта указано на 2 следующие опции: 1) "Необходим Поисковый механизм, включающий поисковую строку и расширенный поиск по музейным предметам и архивным материалам портала", и 2) "Необходим Календарь мероприятий и событий (на основе новостной ленты современных событий и объявлений о мероприятиях), связанных с предметами коллекции".[43]

"Календарь мероприятий" на портале отсутствует полностью, а поисковый механизм реализован лишь в самом примитивном виде простого поиска, который выдаёт на одной своей странице до 999 результатов, что очень неудобно для пользователей, пользующихся медленным или мобильным интернетом на переносных устройствах (мобильные телефоны и планшеты). Функция расширенного поиска с различными фильтрами, позволяющими ограничить ареал поиска по музейным предметам и архивным материалам портала, как это требуется в гос.контракте, не реализована.

В пункте 5.2.10. "Требования к поисковой оптимизации Портала" есть такое условие: "Должна быть возможность интеграции в социальные сети страниц Портала, новостей, анонсов, фотографий и экспонатов через блок «Поделиться»".[44] Этот пункт об интеграции в портал простого блока, позволяющего поделиться материалами в соц.сетях (на Фейсбуке, ВКонтакте, в Одноклассниках и т.п.) также подрядчиком не выполнен.

 

4) Отсутствие некоторых разделов портала

 

В пункте 5.2.1. "Требования к структуре и разделам" указаны разделы, которые должны быть на портале. Согласно этому перечню, на портале должны быть следующие разделы: "Идеи Пакта Рериха (архивные материалы, специальные акции и пр.); Члены семьи Рерихов; Каталог собраний Р[ериховского] Н[аследия] - музеи, организации, частные коллекции".[45] На прилагаемой фотографии эти пункты отмечены красной стрелкой.

Фото. Карта сайта и страница гос.контракта с предписанием структуры сайта. 
  • struktura_portala

Если открыть карту сайта[46] портала, то таких разделов там не обнаружить. И даже после тщательных поисков внутри портала на нём не найти ни одного материала о Пакте Рериха или о биографии членов семьи Рерихов. Также будет напрасны поиски каталога собраний рериховского наследия по различным музеям, организациям, частным коллекциям.

 

5) Отсутствие каталога-резоне картин Н.К.Рериха

 

В п.2. "Цели и задачи выполнения работ" рассматриваемого гос.контракта сказано: "Результаты, достигаемые за счет создания интернет-портала «Рериховское наследие»: создание в электронном формате каталога-резоне Н.К.Рериха, в котором будет собрано и систематизировано собрание художника".[47] О том же самом каталоге-резоне говорится в п.5.2.1. "Требования к структуре сайта": "Электронная публикация каталога-резоне Н.К. Рериха, в котором будет собрано и систематизировано собрание художника".[48]

Что такое каталог-резоне? "Каталог-резоне, − читаем мы в Википедии, − научное исследование, включающее все известные произведения определенного художника. Каталог-резоне отличается от выставочного каталога или книги тем, что в нём невозможно вольное или выборочное представление работ, поскольку каталог-резоне должен исчерпывающим образом освещать творческий путь автора. В первую очередь каталоги-резоне составляются для ученых, предоставляя в их распоряжение заслуживающую доверие полную и исчерпывающую базу работ определенного художника. Создание каталога-резоне занимает долгие годы, а порой и десятилетия. Репродукции работ в каталоге-резоне располагаются по хронологии, каждую работу сопровождает информация о размере, технике, участии в выставках, всех упоминаниях в научных монографиях и статьях, провенансе работы".[49]

Итак, каталог-резоне художника Н.К.Рериха должен содержать все его известные картины. И если в гос.контракте указано о публикации каталога-резоне Н.К.Рериха на портале "Рериховское наследие", то значит там должны быть собраны все его картины, при чём информация о картинах должна располагаться в хронологическом порядке и сопровождаться данными о размере, технике, участии в выставках, всех упоминаниях в научных монографиях и статьях, провенансе и т.д. Что же мы видим на самом деле?

Если открыть страницу "Каталог"[50] портала "Рериховское наследие" и посчитать все приведённые там картины Н.К.Рериха, то мы получим 524 наименования: 301 − Нью-Йоркский Музей Николая Рериха, 4 − Санкт-Петербургский музей-институт семьи Рерихов, 219 − Государственный музей Востока. Эта цифра на порядок отстаёт от электронного каталога В.Н.Бендюрина, который собрал на своём сайте "Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов" самые полные данные о 4400 картинах Н.К.Рериха.[51] В.Н.Бендюрин трудился над своим каталогом не одно десятилетие, и при том бесплатно и бескорыстно. Его каталог действительно можно назвать каталогом-резоне художника Н.К.Рериха.

А как же назвать каталог портала "Рериховское наследие"? − Т.К.Мкртычев пришёл в Рериховское Движение пару лет назад, не имея никаких публикаций на рериховскую тематику. Потом он заявляет, что за несколько месяцев создаст каталог-резоне Н.К.Рериха. Т.К.Мкртычев берёт под свои голословные заявления миллионы из бюджета. Подотчётная ему фирма-подрядчик просто копирует прошлые наработки отдела "Наследие Рерихов" ГМВ и выдаёт их за свои, кладя в карман бюджетные миллионы при молчаливом согласии Т.К.Мкртычева, призванного контролировать выполнение гос.контракта. При этом об окончании работы над каталогом-резоне все дружно забывают − как заказчик, так и подрядчик. Как это назвать? − Не иначе как рвачеством, не имеющим ничего общего со служением культуре. Такое поведение больше подходит под статьи Уголовного Кодекса, но никак не соответствует высоким целям, заявленным в гос.контракте при создании портала "Рериховское наследие":

"Цель создания Портала вывести изучение и популяризацию рериховского наследия на качественно новый уровень, что означает максимально полное и максимально открытое представление академически выверенной информации о жизни и творчестве Н.К. Рериха и членов его семьи".[52] − Это голословные заявления и очковтирательство со стороны руководителя этого проекта, Т.К.Мкртычева.

 

Какова фактическая стоимость выполненных работ при создании портала?

 

Итак, подведём итог, что же фактически сделано при создании портала "Рериховское наследие". Подрядчик − ООО "Музей Плюс" − разработал и установил CMS[53] портала "Рериховское наследие", разработал структуру портала и наполнил его содержимым (контентом). При этом контент был полностью предоставлен со старого сайта ГМВ заказчиком в лице Т.К.Мкртычева (как руководителя данного проекта).

Рынок веб-разработок в России, а тем более в Москве, очень развит и на нём царит жёсткая конкуренция, т.к. предложение сильно превышает спрос. По этой причине такие заказчики как государственные учреждения являются VIP-клиентами,[54] пользующиеся особенными привилегиями со стороны подрядчиков. Другими словами, при выборе подрядчика на создание веб-порталов государственные учреждения могут выбрать наиболее надёжные и опытные фирмы, занимающиеся веб-разработками не один год. При этом цена таких услуг не может превышать среднерыночные, т.к. любая фирма посчитает за честь положить в свой портфель заказов контракт с государственным учреждением, и поэтому будет готова предоставить все скидки и преференции такому заказчику.

Теперь вернёмся к нашему подрядчику − обществу с ограниченной ответственностью "Музей Плюс" (ОГРН 1147746825907, ИНН 7701402053).[55] По идее, эта фирма должна быть одной из самых лучших, самых опытных, старых и успешных. Но на самом деле она является очень молодой − зарегистрирована в 2014 году. Дела у этой фирмы идут плохо. Согласно открытой бухгалтерской отчётности, в первый год своего существования в 2014 году была получена маленькая прибыль в 219 тыс.руб., а затем пошли большие убытки: в 2015 году − минус 4 млн. 601 тыс. руб., в 2016 году − минус 2 млн. 867 тыс. руб.[56] При этом эта фирма участвует в государственных закупках, и за последние годы являлась поставщиком в 12 государственных контрактах на сумму 11696742 руб.[57] Веб-разработки не являются материальным производством, к примеру, скоропортящихся продуктов, поэтому по определению они не могут быть убыточны. Всё это говорит о том, что данная фирма уходит от налогов, т.е. является недобросовестным игроком на рынке. И проведённый выше анализ гос.контракта на создание портала "Рериховское наследие" лишь подтверждает сказанное.

В интернете много аналитических материалов, интерпретирующих вопрос, из чего складывается стоимость разработки сайта. Обратимся к мнению независимых и опытных экспертов. Возьмём, например, статью "Сколько стоит разработка сайта и из чего складывается эта цена".[58] В данной статье приводится подробный анализ как и из чего складывается цена создания сайтов силами серьезных студий веб-разработчиков. Приводится диапазон цен от 50 тыс. до 700 тыс. руб. Последний диапазон считается для инопланетян. Что же сказал бы автор этой статьи про наш случай в 2 млн. 80 тыс. рублей!? По всей видимости, автор той аналитической статьи и руководитель студии веб-разработки даже и не слышал о таких запредельных суммах как наша.

Фото. Цены на создание сайтов в Москве по данным студии
веб-разработки Aquatos (источник). 
  • zeny_webdesign

Если же реально оценить в каком ценовом сегменте находится создание портала "Рериховское наследие", исходя из анализа вышеприведённой статьи, то нужно выбрать промежуток от 100 до 200 тыс. рублей. "Мы наконец подошли к тем, − сообщается в статье о фирмах, работающих в этом ценовом сегменте, − кто реально смотрит на вещи. Как правило, в этой цене можно получить оптимальный уровень сервиса и качества работы".[59]

Итого, реальная стоимость создания портала "Рериховское наследие" − максимум 200 тыс. руб. Поэтому можно с уверенностью сказать, что закупочная цена портала  "Рериховское наследие" более чем в 10 раз превысила рыночную стоимость фактически выполненных работ. О чём это говорит? − А именно о том, что автор-разработчик, руководитель и заказчик этого проекта, директор ГМР − Т.К.Мкртычев, сознательно завысил стоимость работ, что обычно делается для того, чтобы получить т.н. "откат", который является разновидностью взятки, принимаемыми должностными лицами в обмен на заключение гос.контракта: "Одним из самых распространённых видов взятки в России, − говорится в Википедии, − является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определённое предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки".[60]

 

Какую сумму "отката" получил Т.К.Мкртычев − 1 миллион рублей?

 

Напомним читателю, что сумма рассматриваемого нами гос.контракта на создание портала "Рериховское наследие" составляет 2 млн. 80 тыс. рублей. Какую сумму отката получил руководитель этого проекта − Т.К.Мкртычев? Для этого нужно знать какой процент от суммы контракта берётся чиновниками.

"Реформировать действующую систему госзакупок, − сообщается в статье "Российское правительство объявило войну "откатам"", − еще в ноябре 2010г. поручил Дмитрий Медведев, будучи президентом РФ. В послании Федеральному собранию он заявил, что только по самым скромным оценкам, нецелевые расходы при госзакупках, включая воровство и "откаты", составляет не менее 1 трлн. руб. в год. А это около 15% от ежегодного объема госзакупок. Сведения о среднем размере "отката" при госзакупках, по понятным причинам, доподлинно неизвестны. Однако эксперты ранее сообщали, что речь идет о 20-50% от стоимости закупки".[61]

Исходя из того, что в нашем случае речь идёт о 10-кратном завышении стоимости выполненных работ, то можно смело говорит о сумме отката в 50% от его стоимости, что составит 1 млн. 40 тыс. рублей. Хотя можно смело предположить и гораздо большую сумму "отката", учитывая низкое качество выполненных работ при создании портала "Рериховское наследие".

Каким образом происходят сегодня "откаты" при госзакупках? "Напрямую сумму взятки уже никто не называет, − говорится в статье "Как зарабатывают на госзакупках". − «Чиновники, наверное, получали высшее актерское образование», – смеется директор веб-студии, который выиграл несколько тендеров по изготовлению сайтов для госорганов, Сергей Самарин. «Они так правдоподобно разыгрывают роль загруженных, уставших и беспомощных, что уже готов в это поверить и «усыновить» этого человека», – говорит предприниматель. По его словам, в ходе общения с потенциальным подрядчиком чиновники часто достают огромный список документов, требований и согласований, который нужно собрать и получить для получения от них заказа. «Брать его нет смысла, все равно этих документов не соберешь вовремя. Эти списки часто составляются так, что пока человек получит один документ, срок действия другого уже истечет. Такой себе замкнутый круг. Лучше подыграть взяточнику и попросить его подсказать, как можно ускорить процесс сбора документов», – советует Сергей Самарин. Эта «волшебная» фраза почти всегда находит отклик. Предпринимателям даются визитки компаний, которые смогут помочь в их вопросе. «Такие компании-«помогалы» просто выжимают из предпринимателя нужное количество денег на вроде бы законных основаниях – за услуги. Они часто открываются либо родственниками чиновника, либо доверенными лицами»".[62]

Фото. Коррупционная схема при создании портала "Рериховское наследие". 
  • Chema_portal

Скорее всего, и Т.К.Мкртычев работает через свои "компании-помогалы". По этой причине официальный доход заместителя генерального директора ГМВ, директора филиала "Музей Рерихов", Т.К.Мкртычева, сравнительно небольшой. Согласно открытым "Сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минкультуры России, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г."[63] годовой доход Т.К.Мкртычева составил 2 млн. 329 тыс. 940 рублей, что в месяц составляет около 194 тыс. рублей.

Если правоохранительные органы РФ, призванные бороться с коррупцией в гос.органах, заинтересуются этим случаем, то им нужно будет тщательно проверить каким фирмам ("компаниям-помогалам") отчислялись деньги со стороны ООО "Музей Плюс" в ходе этого проекта. По закону жанра, владельцы таких "компаний-помогал" должны быть как-то связанны с Т.К.Мкртычевым.

Т.К.Мкртычев уже был замешан в серых коррупционных схемах во время подготовки и проведения выставки «Николай Рерих. Восхождение».[64] По всей видимости, им уже отработаны схемы вывода бюджетных средств в ходе подготовки и заключения гос.контрактов. Если этот человек и дальше останется на посту директора ГМР, то можно смело предположить, что эта порочная практика продолжится.

 

Что получило Рериховское Движение от этого проекта?

 

Вся проблема при "откатах" заключается в низкой мотивации достижения целей проекта: "Главное отличие от правил «отката» в бизнесе – чиновникам безразличен полученный результат. Они заключают контракт с теми, кто им больше «откатит». Либо с «проверенными товарищами» – дружественными фирмами. Ни интересы госучреждения, ни сам предмет сделки главной роли не играют".[65]

Из вышеизложенного анализа исполнения гос.контракта по созданию портала "Рериховское наследие" отчётливо видно, что руководитель этого проекта, Т.К.Мкртычев, не проконтролировал и не добился полного исполнение подрядчиком ООО "Музей Плюс" всех пунктов гос.контракта, что говорит о слабой заинтересованности Т.К.Мкртычева в отстаивании позиций вверенного ему музея. Такое халатное и даже преступное отношение к делу негативно сказывается на развитии Рериховского Движения, информационное поле которое после этого проекта недосчиталось 138 архивных документов и 180 картин С.Н.Рериха, которые раньше были доступны на старом сайте отдела "Наследие Рерихов" ГМВ.[66] Также справочные материалы о выставках, техниках исполнения картин, жанрах, категориях, местонахождении картин, которые были доступны на старом сайте, стали недосягаемы для читателей нового портала.[67]

Вообще, целесообразность этого проекта вызывает больше вопросов, чем ответов. Почему к созданию сводного каталога рериховского наследия привлечены только 3 музея, пускай даже и самые крупные? Художественное, литературное, научное наследие Н.К.Рериха и членов его семьи находится в разных странах. В Российской Федерации, помимо заявленных двух музеев (ГМР, МИСР), рериховское наследие хранится ещё в шести российских музеях: 1) в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, свыше 400 ед. хр.); 2) в Государственной Третьяковской галерее (Москва, свыше 50 ед. хр.); 3) в Государственном художественном музее (Нижний Новгород, 11 ед. хр.); 4) в Государственном художественном музее (Новосибирск, 60 ед. хр.); 5) в Мемориальном кабинете Ю.Н.Рериха в Институте востоковедения; 6) в Государственном Музее-усадьбе Н.К.Рериха в Изваре (Ленинградская область).[68]

Фото. Совещание руководителей рериховских музеев в Нью-Йорке, 2016 г. 
  • NY_2016

Почему эти российские музеи не привлечены к созданию сводного каталога на портале "Рериховское наследие"? Они хоть и имеют свои сайты в интернете, но предметы рериховского наследия на них или отсутствуют совсем, или слабо выделены. Вместо того, чтобы развивать сотрудничество с этими, российскими музеями, автор проекта по созданию портала "Рериховское наследие", Т.К.Мкртычев, втянул в него заокеанский музей, который нисколько не нуждается в помощи со стороны российского Министерства культуры, т.к. уже на десятилетие опередил российских коллег по оцифровке своих музейных архивов. Для чего этого сделано? − Наверное, Т.К.Мкртычеву просто очень нравятся заокеанские командировки в Нью-Йорк за счёт государственной казны.

Резюме из всего сказанного очень печальное. Если в Рериховское Движение приходят такие случайные люди как Т.К.Мкртычев, преследующие свои корыстные и подчас преступные цели, то от этого страдает, прежде всего, дело культуры, дело Рерихов, дело Учителя. − Доколе!?

 

А.Люфт

18 марта 2018 г.



[1] См. "Как А.Пузиков выступил против НРК и последовавшая за этим переписка" (Тигран Мкртычев, 18 октября 2017 г.): http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/549-puzikov-vs-nrk 

[2] См. Портал "Рериховское наследие", О ПРОЕКТЕ: http://roerich-heritage.ru/about/index.php 

[3] Скриншот страницы "О ПРОЕКТЕ": http://roerich-heritage.ru/about/index.php 

[5] Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года. Стр. 12.

[6] Источник фото. Национальный архив РТ: история и современность: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/_go/anonymous/print/?id=13291&type=article 

[7] Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года. Стр. 11.

[8] См. отдел "Наследие Рерихов" в ГМВ:  http://www.orientmuseum.ru/art/roerich/default.aspx 

[9] См.https://en.wikipedia.org/wiki/Wayback_Machine 

[14] См. пп. 53 и 39 (в п.53 опечатка, вместо "417 л." нужно "8 л."): https://web.archive.org/web/20160329085526/http://orientmuseum-roerich.ru/index_acrhive.shtml 

[15] 1) Файл под номером 53 (Ксерокопия рукописи эссе Михаила Фокина об Н.К.Рерихе 1918 г.): http://lebendige-ethik.net/images/files/KKC-053.pdf 2) Файл под номером 39 (Приветствие Н.К.Рериха конвенции в Вашингтоне к 15.04.1935, на имя Г.Уоллеса): http://lebendige-ethik.net/images/files/KKC-039.pdf 

[17] 1) ПИСЬМА Ю.Н.РЕРИХА З.Г.ЛИХТМАН, 26.04.1934; 28.04.1934. Листов: 4 − Номер 27 старого сайта. 2) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 27.04.1934. Листов: 4 − Номер 11 старого сайта. 3) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 01.05.1934. Листов: 4 − Номер 6 старого сайта. 4) ПИСЬМО Ю.Н.РЕРИХА З.Г.ЛИХТМАН, 07.05.1934. Листов: 2 − Номер 26  старого сайта. 5) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 16.05.1934. Листов: 2 − Номер 8  старого сайта. 6) ПИСЬМА Н.К.РЕРИХА И Ю.Н.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 23.05.1934, 24.05.1934. Листов: 8 − Номер 12  старого сайта. 7) ПИСЬМА Н.К.РЕРИХА И Ю.Н.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 25.05.1934; 27.05.1934. Листов: 5 − Номер 28  старого сайта. 8) ПИСЬМА Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 01.06.1934, 01.06.1934. Листов: 3 − Номер 14  старого сайта. 9) ПИСЬМА Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 23.06.1934, 16.06.1934. Листов: 3 − Номер 10 старого сайта. 10) ПИСЬМО Ю.Н.РЕРИХА З.Г.ЛИХТМАН, 19.06.1934. Листов: 2 − Номер 15 старого сайта. 11) ПИСЬМО Ю.Н.РЕРИХА З.Г.ЛИХТМАН, 23.06.1934. Листов: 2 − Номер 10 старого сайта. 12) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 26.06.1934. Листов: 2 − Номер 13 старого сайта. 13) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. МАТЕРИАЛЫ, 01.07.1934. Листов: 4 − Номер 25 старого сайта. 14) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. МАТЕРИАЛЫ, 05.07.1934. Листов: 6 − Номер 30 старого сайта. 15) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. МАТЕРИАЛЫ, 16.07.1934. Листов: 12 − Номер 29 старого сайта. 16) ПИСЬМА Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. КОРРЕСПОНДЕНТАМ, 18.07.1934; 24/26.07.1934; 26.07.1934. Листов: 14 − Номер 24 старого сайта. 17) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. МАТЕРИАЛЫ, 31.07.1934. Листов: 6 − Номер 31 старого сайта. 18) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 19.08.1934. Листов: 2 − Номер 36 старого сайта. 19) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 27.08.1934. Листов: 3 − Номер 37 старого сайта. 20) ПИСЬМО Ю.Н.РЕРИХА З.Г.ЛИХТМАН, 05.09.1934. Листов: 2 − Номер 34 старого сайта. 21) ПИСЬМА Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. КОРРЕСПОНДЕНТАМ, 07.09.1934, 11.09.1934, 13.09.1934. Листов: 14 − Номер 2 старого сайта. 22) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. КОРРЕСПОНДЕНТАМ, 15.09.1934. Листов: 19 − Номер 7 старого сайта. 23) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. МАТЕРИАЛЫ, 24.09.1934. Листов: 5 − Номер 38 старого сайта. 24) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 29.09.1934. Листов: 5 − Номер 1 старого сайта. 25) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА Г.Э.УОЛЛЕСУ, 01.10.1934. Листов: 3 − Номер 32 старого сайта. 26) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. КОРРЕСПОНДЕНТАМ, 02/05.10.1934. Листов: 10 − Номер 17 старого сайта. 27) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. МАТЕРИАЛЫ, 10.10.1934. Листов: 10 − Номер 17 старого сайта. 28) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И И.А.КИРИЛЛОВУ, 14.10.1934. Листов: 4 − Номер 21 старого сайта. 29) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 18.10.1934. Листов: 8 − Номер 23 старого сайта. 30) ПИСЬМА Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. КОРРЕСПОНДЕНТАМ. 22.10.1934; 24.10.1934. Листов: 7 − Номер 4 старого сайта. 31) ПИСЬМА Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА И ДР. МАТЕРИАЛЫ, 04.11.1934, 07.11.1934, 09.11.1934. Листов: 12 − Номер 35 старого сайта. 32) ПИСЬМО С.ЗЕНКЕВИЧА И А.САЛЬНИКОВА Н.К.РЕРИХУ И ДР. МАТЕРИАЛЫ, 25.11.1934. Листов: 15 − Номер 20 старого сайта. 33) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, б/д, усл. 30.11.1934. Листов: 6 − Номер 19 старого сайта. 34) ПИСЬМО Ю.Н.РЕРИХА З.Г.ЛИХТМАН, 27.12.1934. Листов: 2 − Номер 16 старого сайта. 35) ПИСЬМО Н.К. РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА (14.06.1934); ПИСЬМО Н.К. РЕРИХА Г.Г. ШКЛЯВЕРУ (27.12.1934); ДНЕВНИК МАНЬЧЖУРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (25.12.1934, 26.12.1934, 27.12.1934). Листов: 9 − Номер 3 старого сайта. 36) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА Л.Л.ХОРШУ, 11.09.1935. Листов: 2 − Номер 33 старого сайта.

[18] 1) Файл под номером 27 (Письма Ю.Н.Рериха З.Лихтман): http://lebendige-ethik.net/images/files/KKC-027.pdf 2) Файл под номером 11 (Письмо Н.К.Рериха сотрудникам Музея Рериха в Нью-Йорке): http://lebendige-ethik.net/images/files/KKC-011.pdf 

[20] 1) Файл под номером 22 (Н.К.Рерих. «Лихочасье. Листы дневника»): http://lebendige-ethik.net/images/files/KKC-022.pdf 2) Файл под номером 5 (Дневник Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха): http://lebendige-ethik.net/images/files/KKC-005.pdf 

[32] Читатель может сам в этом убедится, перейди по этой ссылке: https://www.google.de/search?q=Рерих+site%3Avm1.culture.ru%2Fmuzey_iskusstva_narodov_vostoka 

[38] См. НАСЛЕДИЕ. ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЯ СЕМЬИ РЕРИХОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ВОСТОКА: http://roerich-heritage.ru/heritage/index.php 

[39] Фотосъёмка живописи и графики − А.Ершов (ЗАО "ЭПОС"), предметов ДПИ − Е.И.Желтов (ГМВ).

[40] Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года. Стр. 19.

[41] Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года. Стр. 20.

[42] За исключением названий лишь 4 картин на странице "Main - Catalogue - Saint-Petersburg state Roerich family Museum and Institute": http://roerich-heritage.ru/reference/museums/spb-inst/index.php?lang=en 

[43] Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года. Стр. 16.

[44] Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года. Стр. 20.

[45] Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года. Стр. 16.

[47] Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года. Стр. 10.

[48] Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года. Стр. 16.

[52] Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года. Стр. 10.

[56] См. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МУЗЕЙ ПЛЮС". Бухгалтерская (финансовая) отчетность: http://www.rusprofile.ru/accounting?ogrn=1147746825907 

[57] См. Участие в государственных закупках: http://www.rusprofile.ru/id/8341874 

[59] Там же.

[61] См. Российское правительство объявило войну "откатам": https://www.rbc.ru/economics/23/05/2013/570408fb9a7947fcbd4493b2 

[62] См. Как зарабатывают на госзакупках: http://dengi.ua/clauses/120643_Kak_zarabatyvayut_na_goszakupkah.html 

[63] См. сайт ГМВ. Противодействие коррупции. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей и заместителей руководителей территориальных управлений Минкультуры России: http://www.orientmuseum.ru/about/corruptions/default.aspx 

[64] См. Критические замечания на альбом-каталог «Николай Рерих. Восхождение» (2017, ГМР, Т.К.Мкртычев и Д.Н.Попов): http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/540-albom 

[65] См. Как зарабатывают на госзакупках: http://dengi.ua/clauses/120643_Kak_zarabatyvayut_na_goszakupkah.html 

[66] См. список из 179 архивных документов в разделе "Архивные материалы" копии старого сайта: https://web.archive.org/web/20160217141711/http://orientmuseum-roerich.ru/index_acrhive.shtml 

[67] См. "Справочные материалы" копии старого сайта: : https://web.archive.org/web/20160217202302/http://orientmuseum-roerich.ru/glossary/ 

[68] См. Список рериховских музеев: http://lebendige-ethik.net/index.php/rerikhovedenie/275-roerich-museum