СОДЕРЖАНИЕ      

  • Определение самого понятия «рериховское движение»
  • Каковы были идеалы Рерихов?
  • Что мы видим сегодня в обществе?
  • Построение Нового мира пока задерживается
  • Ростки будущего посеяны
  • Для чего было дано Учение Живой Этики?
  • Кого можно назвать Агни-Йогом?
  • Изучить и применить знания, полученные свыше
  • Записи Е.И. Рерих
  • Какое значение записи Е.И. Рерих имеют для будущего рериховского движения?
  • Почему в рериховском движении разъединение?
  • Как преодолеть кризис в рериховском движении?
  • Строительство новых музеев-храмов в России
  • Современное состояние рериховского движения
  • Болезни рериховского движения Алтая
  • Знамя мира и будущее России
  • Нужны ли рериховские общества?
  • Участие в политической деятельности страны
  • Государственная национальная идея России
  • Будущее России

Определение самого понятия «рериховское движение»

Кто может входить в список участников рериховского движения? − Членом рериховского движения может называться каждый человек, который изучает Учение Живой Этики и созвучит его идеалам. Участники могут соединяться в малые и большие группы, и организации, регистрироваться как юридические лица, если их способности и потребности отвечают задачам, которые они ставят перед собой. Кроме этого, в число участников рериховского движения входят государственные, общественные и частные организации, пропагандирующие художественное и философское наследие Н.К. и Е. И. Рерих.

 

Каковы были идеалы Рерихов?

Оглядываясь вокруг, видя современную экономическую и политическую ситуацию в России, в мире, оцениваем состояние культурного уровня общества, сравниваем и размышляем над тем, какие изменения произошли с того времени, когда жили Рерихи. Что утверждал Н.К. и Е.И. Рерих? Как они хотели бы устроить нашу жизнь, чтобы она соответствовала тому идеалу, который они утверждали на протяжении всей своей жизни? Начнём анализ с культурной сферы.

Культура общества, как видели её Рерихи, включает в себя все сферы деятельности человека - экономику, политику, образование, медицину, искусства, науку, быт, семью. Причём, понятие "культура" по Рериху это не то, что есть всё вместе с хорошим и плохим, а лишь то, что есть «культ света». То есть сферы нашей жизни должны быть «культом света», культом знания, непрестанного усовершенствования, улучшения, познавания, роста. Конечно, свет не есть тьма и на личностном уровне. Именно поэтому свет – это есть нравственность человека, и она должна выражаться в служении добру. По-рериховски, любовь управляет миром. При этом любовь может быть в разных проявлениях − доброжелательность, искренность, терпимость, честность, поддержка, незлобивость, отсутствие раздражения и страха, мужество, героизм, великодушие, взаимопомощь, признательность, простота, сострадание и др. личностные качества.

 

Что мы видим сегодня в обществе?

Люди озлобились, агрессивность и ненависть превалирует. С экранов телевидения льются потоки безобразия, неприятия, агрессии. Можно сказать, что культивируется всё самое негативное. Нет культа добра. Или совсем мало. Сейчас уже нет и свободы слова, нет экономического и духовного развития. Хотя из уст власти мы слышим другое – не то, что видим своими глазами. Президент и первые чины говорят, что идёт рост в экономике, растут зарплаты. Но ведь это ложь и лицемерие, возведённые в ранг государственной политики. Может где-то какой-то рост и есть, но, в общем, по стране мы видим упадок морального и экономического уровня на фоне общего обнищания населения, постоянно растущих цен на бензин, коммунальные услуги, проезд на общественном транспорте, удорожания продуктов питания и всего другого. Нет работы, зарплату не выплачивают вовремя, предприятия закрываются. Зато есть множество торговых центров, полки которых ломятся от китайского товара. Всё то, что производила Россия вчера, сегодня производится в Китае.

В сфере культуры, казалось бы, есть положительные единичные эпизоды. Например, создание Центра Рерихов при Институте Востока, издание записей Е.И. Рерих в Интернете и др. Но, в общем, культура тоже становится недоступной населению из-за бедности. Билеты ведь недешёвые, везде правит рынок. Но зато в России виден рост по линии православной веры, так как растёт количество храмов, прихожан в них на праздники. При этом православные священники развернули беспрецедентную клевету на светочей культуры – Рерихов и Блаватскую. А ведь именно они являются идеалом самоусовершенствования, культа истины и самопознания. Зато церковь, любая, на протяжении многих веков являлась и является оплотом невежества и деградации. Уж какая здесь культура, когда унижаются её идеалы? При этом унижены не только Рерихи, но и, к примеру, Л.Н. Толстой. То есть всё, что против церкви − предано осуждению и анафеме. Так сегодня воспитывается народ – в духе черносотенцев-козаков с нагайками, разгоняющими доведённый до отчаяния беднейший народ. Так что в российском обществе мы видим сегодня не культуру как культ света, а скорее, культ невежества, лжи и суеверий, выраженный в одурманивании религиозными предрассудками. И, конечно, эта антидуховность, это антихристианство продуцируется на все общественные сферы. Почему антихристианство? Да потому что все эти процессы обратные идеалам, которые утверждал Христос – любовь ко всему живому, но ни в коем случае не ненависть, которой учит своих прихожан на примере отношения к Рерихам современная церковь. Идёт процесс разложения и деградации. Как кармическое следствие – обостряется международная политическая изоляция России в мире, неприятие её другими странами, война подбирается к оплоту невежества и лжи. Конечно, это не та Россия, которую хотели видеть Рерихи. В России победили силы тьмы? Россия находится на грани уничтожения? Возможно. Только ведь так сказано, что гибель России – это есть гибель всего мира. Без процветающей России нет будущего у других стран.

 

Построение Нового мира пока задерживается

Таким образом, спустя 70 лет, можно констатировать – Новая Россия и Новый мир не построен так, как это планировалось Высшими силами. Видимо, состояние мира было таково, что процесс очищения человеческого сознания затянулся и идёт полным ходом. По прежнему, в мире идут войны, слышатся угрозы применения ядерного оружия, продолжают накапливаться и совершенствоваться военные потенциалы разных стран. Такое впечатление, что мир готовится к очередной мировой войне, которая, скорее всего, станет глобальной планетарной катастрофой. В основном, угроза мира исходит, как это и было в прошлом веке, от США и Англии. Мир всё так же делится на два лагеря: за США – против России, и против США – за Россию. Армагеддон не кончился, как это предполагалось, а идёт полным ходом, находится в самом разгаре.

 

Ростки будущего посеяны

Основное предназначение великой семьи Рерихов заключалось в том, чтобы дать миру новое «огненное» Учение – Учение Живой Этики, Агни-Йогу. И они выполнили эту миссию. В результате этой деятельности в сознании людей были посеяны ростки лучшего будущего. И эти ростки, несмотря на все противоречия в самом стане последователей Учения, продолжают расти и развиваться. И для их развития сложилась далеко не тепличная атмосфера, но, скорее, с периодами «засухи» и «заморозков». Но движение всё-таки идёт вперёд и вширь, идёт неисповедимыми путями. Пусть пока этот рост плохо виден на физическом плане, но зато на уровне мысли поток действий не остановить никаким злобным силам.

 

Для чего было дано Учение Живой Этики?

Основная функция его состоит в том, чтобы собрать из представителей человечества наиболее зрелые для будущего сознания (1), которые впоследствии, на протяжении сотен, а может быть и тысяч лет должны трансформироваться в новую шестую расу. Потому те, кто прикоснулись к Учению когда-либо, насытили свой дух новыми энергиями, будут сохранены как полезные ростки. Будущее за творцом прекрасного мира – Агни-Йогом. По сути, он есть творческий человек, который обладает огромным потенциалом, способным претворять его в мощнейшие формы физической и духовной красоты. Агни-Йог – это подвижник, герой жизни, который действенно изменяет весь окружающий его мир, начиная с природы и кончая человеческим сознанием. Он творит видимо-невидимо. Агни-Йог насыщает своим излучением пространственную «пустыню» вокруг себя, тем самым, спасая вокруг местность от землетрясений, эпидемий, разложения сознания. Агни-Йог питает ментально окружающее пространство. Но Агни-Йог служит и внешними делами: он распространяет знания, которые накопил в результате долгой работы над собой, над Учением жизни, делится полезным жизненным опытом, эрудицией, научными достижениями. Агни-Йог является средоточием подвига на Общее Благо, потому что он действенно улучшает жизнь красотой. Его религия состоит в несении красоты в окружающий мир. Его предназначение – служение красоте внутренней и внешней, потому всё, к чему он прикасается, получает улучшение и украшение. Агни-Йог стремится к лучшему качеству всех дел, которые он выполняет – начиная от бытовых и кончая пространственным служением.

 

Кого можно назвать Агни-Йогом?

Агни-Йогом можно назвать человека, который в силу готовности духа подошёл к изучению и применению Учения Живой Этики сознательно. Конечно, люди, которые и не подошли к Учению тоже имеют какие-то энергетические проявления. Сам процесс мышления есть процесс огненный, так как уже задействует все высшие нервно-психические центры человека. Чем выше, отчётливее мыслит человек, тем его энергетические центры работают мощнее. Существует несколько ступеней развития Агни-Йога: встревоженный, озирающийся, стучащийся, внемлющий, припоминающий, претворяющий, меченосец, мощный, лампада пустыни, пустынный лев, сотрудник Начал, создатель. Наверное, за одну жизнь эти ступени пройти невозможно. Но зато на первых ступенях мы можем встретить даже тех, кто не знаком с Учением, а идёт по жизни интуитивно, как бы во тьме на ощупь. Конечно, дальнейшее совершенствование без Учения Жизни невозможно, потому основной задачей для человека ищущего должна стать задача изучения, накопления и применения того величайшего знания, которое дано человечеству через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерих свыше.

 

Изучить и применить знания, полученные свыше

Святослав Николаевич Рерих, сын Н.К. и Е.И. Рерих говорил на первой пресс-конференции Советского Фонда Рерихов (2), что для того, чтобы человечество, все народы и страны пришли к миру, к процветанию, необходимо изучить знания, которые даны через Рерихов. И тогда только откроются пути, которые выведут планету к свету, к жизни. А до этого человечество так и будет блуждать на краю пропасти, рискуя то и дело свалиться в кромешную тьму самоуничтожения. Поэтому основной задачей, особенно для последователей Учения Живой Этики, да и, наверное, для всех людей будет следующее – изучить, осознать и применить те знания, которые даны через Рерихов.

 

Записи Е.И. Рерих

Учение Живой Этики начиналось передаваться людям 24 марта в 1920 году словами: «В Новую Россию Моя первая весть». Это были слова Великого Владыки, который, по сути, для человечества является Отцом Небесным, Богом, Христом. Но он же и Будда (3), основатель Ислама (4), других исторических культов и верований. Вместе со своими учениками-помощниками этот величайший светоч охраняет планету со всем её населением от гибели, направляет к знанию, к эволюции. Через несколько десятков лет, человечество, наконец, усвоит, что все религии происходят из Одного Источника – Единой Индивидуальности. И тогда все религии сольются в одну – «религию Белого Братства», как сказала Ванга. И вот этот величайший Создатель, в начале прошлого столетия, заговорил устами Е.И. Рерих, через неё. Поэтому её Он назвал Матерью Агни-Йоги. На протяжении всей своей жизни Е.И. до своего ухода с земного плана 5 октября 1955 года записывала всё то, что ей передавалось. И в результате этого совместного с Высшим сознанием творчества родилось Учение Живой Этики в 14 томах, изданы письма Е.И. Рерих, многочисленные работы по разным насущным темам, переведена Тайная Доктрина Е.П. Блаватской в двух томах, которая тоже была рождена в процессе сотрудничества с тем же Великим Учителем человечества. Но до 2018 г. большая часть трудов Е.И. Рерих всё-таки оставалась взаперти. И вот благодаря усилиям рериховской общественности, министерства культуры РФ, этот ценнейший пласт знаний стал доступен всему миру через публикацию машинописных и рукописных трудов Е.И. и Н.К. Рерих. Это большая победа сил света над тьмой невежества. В этих тетрадях, которые ещё не все изданы и не все переведены в машинописный удобоваримый для изучения текст, мы нашли уже много ценнейших сведений. Конечно, эти сведения предназначались, прежде всего, для самой Е.И. Рерих и её ближайших учеников. Если Учение Живой Этики, письма Е.И. Рерих даны для всего человечества, то тетради – это лишь черновые записи и многие фрагменты из них заслуживают сокровенности. Некоторые из них так и называются – «Сокровенные записи». Но сам Вел. Вл. говорил, что придёт время, когда записи будут обнародованы, и будут изучаться тщательным образом. И в будущем эти «рекорды» будут признаны как святые писания (5). Сведения, которые там даются, на самом деле, представляют собою бесценные сокровища, так как действительно открывают человечеству наряду с самим Учением Живой Этики путь к спасению. И если кто-то думает, что есть другой путь – он ошибается. Путь один – это почитание и уважение Рерихов. Всякое поругание и осуждение их есть очень тяжкий грех, и представляет из себя «хулу на духа святого». И это именно так. Пусть запомнят и одумаются лжепастыри, которые ведут своих прихожан к пропасти, осуждая Рерихов и данные через них знания.

 

Какое значение записи Е.И. Рерих имеют для будущего рериховского движения?

Для начала эти записи нужно до конца издать, перевести в машинописный текст, изучить подробнейшим образом. Тем самым будет выполнен Указ сына Е.И. и Н.К. Рерих − Святослава Николаевича Рериха. И вот тогда откроются пути. То есть сегодня для всего рериховского сообщества эти задачи являются наиважнейшими. Предполагалось, что записи будут обнародованы через сто лет после их написания – то есть в 2055 г. Но случилось так, что они стали доступны раньше на 37 лет. Значит, так необходимо для мира. Возможно, эти записи будут последним предупреждением для многих безумных руководителей агрессивных стран.

 

Почему в рериховском движении разъединение?

Изучив лишь часть тетрадей, уже становится понятным, почему в современном рериховском движении наблюдаются войны, неприятия, разъединение. Здесь несколько причин:

1. Человечество неоднородно. Оно состоит из уранитов (потомки Матери Мира и Вел. Вл., управляющего духа Урана) и люцифериан (потомки Матери Мира от управляющего духа Сатурна-Люцифера) (6). В христианстве его называют сатаной. В силу космических причин в нашем космосе долгое время шла борьба света с тьмою, добра и зла. И иногда зло побеждало, Люцифер захватывал Матерь Мира, величайшую женскую индивидуальность и создавал своё потомство с нею на протяжении целой Манвантары (7). А это тысячи, сотни тысяч лет. Но в 1949 году Люцифер был уничтожен Силами Света. Началась Новая Эра (Письмо Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику, от 1 ноября 1949 г.). Теперь идёт процесс очищения планеты, насыщения её творческими лучами света. Негодные элементы будут убраны с Земли, и Земля продолжит свой путь уже на новом уровне. Но процесс этот не быстрый. И, конечно, рериховское движение тоже вовлечено в вихрь этих очищений. Мы все − дети Матери Мира. И, потому, и среди рериховкого движения есть так называемые «люцифериане», которые постоянно «мутят» воду, создают в силу своей несовершенной природы какие-то смущения, «войны», разъединения. Делают они это не явно, а скрываясь под личиной света.

2. Вторая причина в том, что каждый человек, встав на путь Учения, испытывает активное усиление не только положительных качеств, но и отрицательных. И эти отрицательные всё портят, потому что для того, чтобы справиться с ними понадобится не одна жизнь.

3. Третья причина в том, что мы все, даже, несмотря на то, что встали на путь Учения, всё ещё принадлежим к пятой расе человечества, представители которой, по сути, есть самые опасные хищники на планете. У пятой расы разум развит больше, чем дух-сердце. И даже, несмотря на то, что многие рериховцы на протяжении десятков лет твердят о сердце, при этом всё же слишком часто продолжают поступать бессердечно, эгоистично, ведут себя агрессивно и бескультурно.

4. В чётвёртых, многие рериховцы просто плохо знают Учение Живой Этики. Это часто наблюдается среди так называемых «иерархов» движения. Вроде бы человек знаком с Учением уже на протяжении многих лет, но его знания поверхностны. Он смог усвоить лишь часть каких-то мыслей, а какую-то часть просто не запомнил, не применил, забыл, не осмыслил. И потому Учение у него лишь на устах. Он может использовать терминологию Учения, правильно и красиво говорить, писать, но тут же нарушать, подчас совершенно не осознавая, что он предаёт то, чему учит. Это тоже характерно для пятой «хвостатой» расы.

5. Пятая причина в том, что представители пятой расы просто физически ещё не способны жить в дружбе, в согласии, в общине. Как указывает Вел. Вл., лишь в шестой расе разовьются особые нервы. Тетрадь 14 (№ 89) [«Научные заметки», 1948-1950] (164): «Развитие человеческого строения в следующей расе. У позвоночника разовьется новый нерв, как проводник для высшей энергии и как защищающий психическую энергию. Около позвоночника разовьется нерв, который будет соединять психическую энергию с энергией Высшей. Также синтетический нерв гортани разовьется и через него будет происходить сближение людей по способностям». Кроме того, самым основным достижением человеческой эволюции является развитие чувствознания, чувства распознавания. Именно эти чувства будут основой для всех положительных проявлений в Агни-Йоге. Зачатки этих чувств есть в некоторых представителях среди последователей Рерихов уже сегодня, но, видимо, этого ещё не достаточно. Нужно учиться и совершенствоваться больше, чтобы, в конце концов, изжить в себе «люциферианство».

То, что рериховское движение в мире, в России расколото, в основном, на два лагеря – это факт. Первая часть – это проэмцэровская направленность, которая взращена Шапошниковой Л.В. Конечно, все её последователи несут негативные черты своего руководителя. А она, как известно, была патологической личностью (8). Другая часть – это противники МЦР, которые, в основном, группируются вокруг немецкого сайта «Живая Этика в мире», томской газеты Г. Горчакова «Знамя Майтрей», новосибирского СибРО. Как с той, так и с другой стороны мы видим проявления всех перечисленных выше причин. Каждая из сторон несёт целый ряд несовершенств. Наверное, на современном этапе рериховского движения не представляется возможным прийти к единению и согласию. Нужны десятилетия, смена поколений, смена лидеров организаций, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Пока же наблюдается «самопоедание» друг друга. И в результате, наше общее дело очень и очень сильно страдает. Из-за разрозненности рериховское движение представляет из себя слабый и весьма недобрый «организм». Именно поэтому влияние рериховских идей на общество равно нулю. И мир продолжает оставаться в кризисе, пока идёт «война» в рериховском движении. А ведь именно Учение должно было бы вывести страны, весь мир, все народы на путь эволюционный.

 

Как преодолеть кризис в рериховском движении?

1. Самым первым пунктом будет то, что нужно применить знания, прежде всего, к себе перед тем, как пытаться учить кого-либо. Когда человек не может разобраться, прежде всего, в своей личной карме, когда вокруг этого человека страдают близкие люди – это недостойно. Потому нужно помочь, прежде всего, себе и своим близким.

2. Второе - это непрестанная борьба с невежеством рериховским, личным, общественным, В книге «Зов» сказано (октябрь 3, 1922 г.):  «Надо уявить против разрушителей силу созидания. Умейте призвать новых на постройку. Итак, трудитесь на объединение». Сегодня первоочередной задачей для каждого последователя Рерихов будет изучение записей Е.И. Рерих до последнего листочка. Как можно надеяться на получение чего-то нового, когда ещё не изучено и не применено то, что дано через Е.И. Рерих? Учение Живой Этики дано на тысячелетия.

3. Третьей задачей можно считать творчество во всех возможных формах. В книге «Зов» (1 января 1921 г.) говорится: «Жизни счастье найди в творчестве и око обрати в пустыню».

4. Четвёртой задачей будет возжжение внутренних огней, создание внешних условий для этого процесса: лекарства Агни-Йоги, экологическое питание, молитва, устремление к высшему.

5. Пятое – это помощь людям в знаниях, которыми владеешь сам. Необходимо делиться этими знаниями по мере сил и возможностей. Пытаться как-то донести, найти необходимые формы для этого.

6. Шестое – это улучшение жизни людей. Сделай жизнь лучше в доме, где ты живёшь, на своей улице ли, в своём городе ли, в своей стране ли. Жизнь должна быть украшена и улучшена в сторону целесообразности.

 

Строительство новых музеев-храмов в России

В книге «Зов», от 31 марта 1921 г. говорится: «Сущие храмы создать надо на счастливой, чистой почве в России, в жизни вашей». Так ли буквально нужно понимать эти слова, что нужно строить храмы? Конечно, имеется в виду, что нужно строить храмы знания и красоты, храмы культуры, музеи, культурные центры. При этом указано ещё три условия, при которых может осуществиться это строительство – на счастливой, чистой почве в России, в жизни вашей. Конечно, эти условия пока не совпадают с современной Россией. Ещё важный момент, который нужно здесь учесть. На какие средства можно строить такие грандиозные проекты? Где взять деньги на это строительство? И нужны немалые средства. Можно заработать самим. Но явление Агни-Йога как-то плохо согласуется с явлением бизнесмена. Бизнес всегда находится в поле пониженных духовных вибраций. Ведь не случайно в Учении не очень хорошо говорится о торговцах, о динариях. Можно взять деньги у государства в виде грантов. Но для этого нужно иметь мощную организацию со счётом, с прочным надёжным коллективом. Одному-то Агни-Йогу непросто будет всё это тащить на себе. Можно взять деньги у спонсоров. Однако в условиях жесточайшей клеветы со стороны почти всех религиозных конфессий Агни-Йоги вряд ли найдётся какой-то спонсор, который пожелает финансировать строительство даже дома-музея им. Н.К. Рериха. Таким образом, по причинам, которые мы назвали, сегодня в России музеев-«храмов» им. Н.К. Рериха раз, два и обчёлся. Это, насколько нам известно, музей в Москве при ГМВ, музей в Новосибирске, музей в Верхнем Уймоне, музей в Санкт-Петербурге, музей в Изваре. Это пока всё. И даже сильных обществ, которые способны на подобное строительство в России тоже единицы. Так что пока строим храм в духе, как это делал Христос. Он учил и молиться в духе, и храм строить в духе. И сокровища копить прежде всего на небесах, а не на земле, где моль, вор и ржа.

 

Современное состояние рериховского движения

В начале нашего обзора мы уже говорили о том, что можно называть рериховским движением. Сначала это люди, которые изучают и созвучат Учению жизни, затем это общественные организации из таких людей. Сюда же относятся государственные и частные музеи, которые носят имя Н.К. Рериха.

Совсем недавно был создан Государственный музей им. Н.К. Рериха при ГМВ, но уже вполне ясно видны проблемы, которые стоят очень остро. И в результате музей ещё не успел создаться, а уже стоит вопрос о том, что он скоро будет закрыт. Такое, получается, не совсем удачное построение. Вроде бы и деньги огромные выделяются на его содержание, на мероприятия, которые музей проводит. И штат сотрудников вроде бы есть, и директор-профессионал, и здание, и помощь рериховской общественности есть. Почему так происходит? А происходить это будет всегда так, потому что эта, на первый взгляд, благополучная структура не имеет иерархического высшего начала. Нельзя назначать директором человека, который далёк, и даже в какой-то мере находится в оппозиции к философскому наследию Рерихов. Он может быть хорошим человеком, профессионалом. Но во главе общества, музея, отдела, фонда, галереи им. Н.К. Рериха должен стоять человек, который созвучит Учению жизни, знает его и применяет в жизни. То есть этот человек должен быть Агни-Йогом в полном смысле этого слова. Агни-Йог в той или иной степени находится в иерархической связи с иерархией Высших Сил в лице Вел. Вл. И он знает что делать и как делать, потому что он руководится свыше. Его творчество питается свыше, питается идеями Учения. Этот человек живёт будущим, желает блага России и миру. Если из соображений работников министерства культуры, которые тоже плохо знакомы с Учением Живой Этики, назначается другой человек, посторонний менеджер, то дело, пиши, пропало. Загубили дело на корню. Хотели как лучше, но в силу своего невежества получили отрицательный результат. При назначении нужно ещё учитывать факт раскола рериховского движения на сторонников МЦР и противников. Директор должен устраивать всех. Личность руководителя должна быть творческой, приобщённой к какому-либо искусству. Искусство, оно объединяет. Кроме того, творческий человек, как правило, способен отзвучать на предложения, исходящие от творческих людей. Успех дела может прийти именно от того, в какой мере поддерживаются инициативы, исходящие от творческих людей, занятых различными искусствами. Эволюция любой организации, страны двигается творческими людьми, так как они являются «фокусами» перспективных идей.

 

Болезни рериховского движения Алтая

Примерно такая же ситуация, как в московском музее − в барнаульском музее истории, литературы и культуры Алтая. Этот музей начинался в 1989 году с фонда Рерихов, но затем превратился в рупор местных православников, чиновников и прочих под девизом – «всё, что угодно, только не Рерих». И руководит этим музеем тоже далёкий от рериховского движения человек, который называет себя «рериховедом». На самом деле он, в основном, занимается пропагандой творчества писателя Г. Гребенщикова, чья экспозиция была по страшнейшей ошибке объединена с экспозицией Рерихов в одном общем зале. А почему по ошибке? Да потому что Рерихи Г. Гребенщикова называли предателем. Он отказался печатать книги Учения Живой Этики «Зов» и «Озарение» в силу своего религиозного фанатизма (об этой истории очень подробно в письме Е.И. Рерих Р.Я. Рудзитису от 8 июля 1937 года). Как можно было объединять их фонды и экспозиции? Это преступление, которому мы обязаны художникам Цесюлевичу Л.Р., Рудзите И.Р., бывшему директору музея Вараксиной Т.А. Это они, по невежеству, заложили "бомбу" под ГМИЛИКУ. Общество «Устремление» посылали официальные письма директору музея с просьбой разделить фонды и экспозиции Рерихов и Гребенщикова в разные залы, но к нам никто не прислушался. На наш взгляд, при совершенни этой ошибки была разрушена возможность создания будущего музея Рериха в г. Барнауле. И пока эта ошибка не будет исправлена, вряд ли можно надеяться на что-либо полезное и значимое здесь, в г. Барнауле. В русле рериховской тематики в ГМИЛИКЕ, проводятся какие-то плановые единичные мероприятия для галочки, где, как всегда, доминирует эгоцентризм бийского рериховского общества под громким названием «Беловодье» в лице известной среди рериховского движения особы. На эти мероприятия не приглашаются члены общества «Устремление», так как они нежелательны. Мероприятия зачастую проводятся скрытно, без рекламы в краевых СМИ. Мы много раз предлагали и ГМИЛИКЕ, даже в письменной форме, и руководителю бийского РО как-то скоординироваться, занять более дружелюбную позицию по отношению к тому же РО «Устремление». Но воз и ныне там. Конечно, данная ситуация очень вредна для авторитета Рерихов, потому что создаёт вокруг рериховского движения Алтая ореол скандальности, неблагополучия, отталкивает новоприходящих от Учения жизни.

 

Знамя мира и будущее России

Н.К. Рерих подарил миру Знамя Мира. Это знамя является на самом деле символом Высшего благословения, символом Владык в круге Матери Мира, создательницы нашего космоса. И Знамя мира принадлежит всему человечеству. Самое главное значение этого знамени состоит в том, что оно означает единение и любовь, культ света. Знамя Мира дано свыше через Н.К. и Е.И. Рерих для того, чтобы люди под этим знаменем могли объединяться на основе любви, совершенствоваться, накапливать свои знания, эволюционировать. Знамя Мира – это есть любовь в разных своих ипостасях: доброжелательность, терпимость, великодушие, сострадание, единение. Всё-всё, что делает человека человеком, а не зверем. Однако, и этот светлейший символ оказался центром борьбы в рериховском движении.

1.11.2004 г. МЦР регистрирует этот знак в качестве товарного знака. Конечно, это противоречит самому значению Знамени Мира. Этого делать было нельзя. Может быть, это деяние и ускорило кармические события, свидетелями которых мы были за последние четыре года. В результате этих событий мощнейшая организация под названием МЦР потерпела сокрушительное разорение. На наш взгляд, так же незаконное присвоение символа Знамени Мира мы имеем в лице мексиканской актрисы А. Родригис, так как вручение Знамени Мира всем, кому не пожелается без разбора – это тоже нарушение основ Пакта Рериха. Пакт Рериха должен быть вначале принят, подписан при определении условий соблюдения, ответственности сторон при нарушении своих обязательств. И лишь после этого можно вручать кому-либо символ Знамени Мира. Не должно быть противоречия между значением Знамени Мира и характером деятельности того, кому вручают. В качестве примера такого нарушения можно привести вручение Знамени Мира фашистскому государству Литве. Теперь под нашим Знаменем Мира маршируют фашисты с человеконенавистническими лозунгами. Подробнее о деятельности А. Родригис можно прочитать в статьях «Знамя Мира не бутафория» и «Сетевая компания А. Родригис» на сайте «Устремление1.ру».

Сегодня стоит вопрос – «Как возродить движение по распространению Знамени Мира в России и в мире»? Для начала, необходимо предпринять усилия к тому, чтобы очистить Знамя от всех «захватов» и присвоений. Знамя Мира – это Знамя чистой культуры. И распространять его можно и нужно как общий символ эволюции, добра и света. То есть те, кто принимает добро, истинные знания, эволюционное развитие, тот и имеет право его поднимать. Основная функция Пакта Рериха заключалась в том, чтобы обеспечивать охрану памятников культуры. В России эта проблема тоже очень остро стоит. Памятники культуры разрушаются нещадно. И это наблюдается во всех регионах. Может быть нам всем нужно усилить контроль за финансовыми средствами, которые выделяются на реставрацию памятников? Потому что часто бывает так, что эти деньги просто разворовываются. Нужен активный диалог со всеми, кто участвует в этом процессе. Когда мы говорим, что нужно поднять Знамя культуры над всеми учреждениями культуры, мы должны сознавать следующее – «А несёт ли это учреждение эволюционную работу»? И здесь тоже не должно быть противоречия между внешним и внутренним содержанием.

Как уже указывалось в данном докладе, понятия «культуры» с позиций Н.К. Рериха отличается от традиционного понятия «культура» с точки зрения современной культурологии. Культурологи считают, что понятие «культура» должно включать в себя низшие и высшие проявления. Но по Н.К. Рериху культура должна возвышать, служить эволюции человека и общества, а не опускать их всё ниже и ниже. Для того, чтобы поднять Знамя Мира над каким-либо государственным учреждением культуры ли, образования ли, необходимо сначала получить разрешение от вышестоящего руководства. Вот и получается, что пока Знамя Мира не будет утверждено как государственный символ культуры, поднять его над государственными учреждениями не представляется возможным, за исключением единичных примеров. Но как это сделать, когда против Знамени Мира развёрнута борьба в Государственной Думе, в рядах православных священников? Последние называют символ Знамени Мира «сектантским» символом. Церковь пытается навязывать свою позицию государственным институтам. И это несмотря на то, что церковь по конституции отделена от государства. Но по сути, церковь диктует государству свои старые привычки, выраженные в культе невежества и суеверий.

Но самым основным препятствием к тому, чтобы Знамя Мира было принято, наконец, на государственном уровне, на наш взгляд, является раскол в рериховском движении. Если бы удалось как-то консолидироваться в единый мощный организм со своей единой позицией. Тогда можно было бы выступить единым фронтом. Но пока рериховское движение продолжает ходить по замкнутому кругу. Всё зависит от людей, которые возглавляют рериховское движение. Если они не освободятся от зловредных привычек прошлого, то положение вряд ли улучшится. А надо ведь очень мало – это «совет» со всеми единомышленниками, уважение всех участников движения. Необходимо свести на «нет» свой личный эгоизм, где-то перестать «капризничать» и «вредничать», поставить общее над личным. Необходимо смотреть в будущее, а не зацикливаться на прошлом и настоящем. Рериховское движение должно выйти из сферы маргинальной, но преобразоваться в общественный авангард научного знания. Рериховское движение должно возглавить культурную революцию в России, выраженную в походе против невежества и суеверий. И люди науки здесь будут в первых рядах: философы, физики, математики, биологи, психологи и др. Вот, наверное, тогда в России и начнётся новая эра физически. Знамя Мира будет поднято над Россией как символ Знания и чистоты, правды и любви. В рериховском движении будет любовь и единение, все будут дружить и сотрудничать на благо великой России.

 

Нужны ли рериховские общества?

Рериховские организации в виде обществ, фондов, центров, музеев, которые носят статус официально-зарегистрированных юридических организаций стали зарождаться в СССР с 90-х годов двадцатого столетия после того, как книги Учения Живой Этики были напечатаны и распространены. Это естественная реакция людей на идеи Учения: призыв к действию, помощи людям знаниями, желание применять Учение на каких-то общественно-полезных делах. В последнее время мы наблюдаем существенный упадок в рериховском движении. Количество организаций, юридических лиц падает. Они закрываются и остаются только в интернете. С чем это связано? Это обусловлено рядом причин:

1. Клевета православных пастырей в адрес Рерихов и Блаватской, что отталкивает новичков от учения Рерихов.

2. Возросшие штрафы за различные виды отчётности юридических организаций. Недостаток финансовых средств на содержание организации. Руководителю организации может быть выписан штраф контролирующими органами в 10 т. руб. или 20 т. руб.. И это при зарплате руководителя, к примеру, в 15 т. руб.

3. Усложнение отчётности общественных организаций – много времени уходит на то, чтобы сдавать отчёты.

4. Книжные магазины РФ ломятся от книг, завуалированных под «Новое провозвестие». Многие так называемые «рериховцы» увлеклись этими «новыми» веяниями, и, постепенно покинули ряды рериховского движения. А некоторые люди, которые могли бы попасть в фокус Учения Живой Этики так и не дошли до него, так как отвлеклись на различные другие псевдуховные системы.

5. Неблагоприятная политическая, экономическая и общественно-культурная атмосфера в РФ. Можно попасть под уголовное преследование, быть арестованным, разорённым и осужденным за неосторожное высказывание, поддержку каких-то двусмысленных «картинок» в интернете. Клерикальные организации защитили себя рядом законов, которые делают невозможным говорить правду, направленную против различных церквей.

6. Учение Рерихов воспринимается в обществе как утопическое, а людей, которые участвуют в рериховском движении, позицинионируют как психически больных людей. Эта ситуация создана благодаря усилиям самих участников рериховского движения: агрессивное и неадекватное поведение, протесты, различные воззвания, письма в адрес властных структур, различные высказывания в адрес своих же единомышленников, неумение прийти к единству в рериховском движении, разрозненность различных членов и групп и т.д. и т.п.

Так нужны ли в такой ситуации рериховские общества? Руководить организацией становится опасным занятием, потому что пропустив срок сдачи отчётности можно получить такой штраф, который может просто разорить. Ведь зачастую большую часть финансовых расходов несёт сам руководитель в виду малочисленности организации, слабой активности рядовых членов. Вот и получается, что вместо того, чтобы выполнять уставные задачи, руководитель в одиночку вынужден бегать по налоговым инспекциям, составлять и сдавать отчёты, тратить свои личные сбережения. И всё это ради чего? Ради того, чтобы та организация, которой он руководит, была в списке официально зарегистрированных юридических лиц. Конечно, это нецелесообразно. Кроме того, сама структура устава общества исключает всякую коммерческую деятельность, потому что все заработанные деньги должны идти на реализацию уставных целей. Но даже если и будет какая-то финансовая деятельность, то для того, чтобы её провести, а затем отчитаться необходимо будет нанимать профессионального бухгалтера. А ему нужно платить зарплату. Поэтому организовывать и содержать рериховские общества становится дорогим удовольствием. Последняя организация, которая была создана в рериховском движении является «Национальный рериховский комитет». При этом он создан как организация без образования юридического лица. То есть он не сдаёт отчёты в налоговую, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, статуправление. В этом случае сдаётся только два отчёта, да и то в электронном виде – в министерство юстиции.

Сам Агни-Йог самодостаточен. Он может работать и в одиночку, как уже говорилось, на ментальном и физическом уровне. Но для большего размаха дел, придания этим внешним действиям форм легальности, конечно, организация необходима. И налоговая форма организации без образования юридического лица более предпочтительна. Конечно, она оформляется без сбора членских взносов. Общество «Устремление» тоже оформлено без сбора членских взносов. И каждый год при сдаче отчётов нам задают один и тот же вопрос: «На какие средства вы существуете»? Ответ один: «На личные средства руководителя».

Организация есть община единомышленников, которые смогли объединиться вокруг руководителя для реализации каких-то практических дел в русле Учения: проведение выставок, концертов, семинаров, конференций, собраний, круглых столов, лекций и др. Но у этих перечисленных мероприятий есть существенный минус – они все бесплатные. Это, по сути, благотворительная деятельность, которая очень затратна и вряд ли под силу в российских условиях даже группе из пяти человек. Вот поэтому общества закрываются, потому что содержание их даже на бумаге становится дорогим занятием. В конце концов, после закрытия общества дела можно проводить и без юридической регистрации. Для организации платных мероприятий очень хорошо подойдёт форма отчётности с помощью налогового приложения. Здесь мы можем платить всего 4% налогов от полученной прибыли. Но закон о такой форме отчётности для самозанятых лиц пока ещё не принят для всех регионов России. Для других форм отчётности нужна уже непростая процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. А это уже непросто и занимает много времени и денег.

 

Участие в политической деятельности страны

В рериховской среде уже на протяжении многих лет идёт спор о том, нужно ли последователям Рерихов участвовать в политической жизни страны или нет. Если познакомиться с многочисленными цитатами Н.К. и Е.И. Рерих на заданную тему (9) (10), становится понятным то, что Рерихи были против, так сказать, политических спекуляций и интриг. Они не желали в них участвовать. Именно поэтому они не причисляли себя к какой-либо одной партии, но были всегда «над политикой» и «политической вознёй». Истинная культура охватывает все сферы общественной жизни, включая в себя и экономику, и быт, искусства, науку, образование. Рерихи утверждали прежде всего работу на Общее Благо в виде улучшения жизни простых людей. Но такое улучшение не может быть вне тех процессов, которые в обществе принято называть «политическими». Нельзя жить в стране и быть отстраненным от её насущных проблем, которые, как правило, всегда политизированы. Может быть поэтому в письмах и записях Е.И. Рерих мы часто видим многочисленные «пояснения» от Вел. Вл. о различных сторонах политической жизни различных стран и народов. Собственно говоря, политическая жизнь, к примеру, в России в идеале должна строится исходя из насущных интересов к улучшению жизни населения снизу вверх. Начинается всё с поселковых советов, советов депутатов районного масштаба. Каждый депутат, выдвинутый населением, представленным избирательным округом, защищает интересы тех людей, которые за него проголосовали. Если он хороший добросовестный депутат, то он служит народу, Общему Благу людей. А если недобросовестный и нечестный, то народ в следующий раз не изберёт его. Но сегодня мы видим, что в выборном процессе, часто для того, чтобы прийти к власти, используются многочисленные «политтехнологии», «фальсификации» с голосами избирателей. И, в результате, в большинстве случаев мы имеем власть, которая не представляет интересы народа, а, скорее, работает на его уничтожение. Вот против такой «политики» были против Рерихи. Они были против обмана, интриг, которые и делают политику занятием «недостойным» для честного человека. Но ведь каждый последователь Рерихов имеет по конституции РФ право голосовать за ту или иную политическую кандидатуру. И от его воли, этого выбранного депутата, будет зависеть то, какой в стране будет уровень жизни, как будет развиваться культура, наука и все другие сферы жизни. По сути, когда нам говорят, что политика вне Учения Живой Этики, вне Учения Рерихов, нам предлагают не ходить на выборы. А если всё же ходить, то нужно тогда разбираться в тех людях, за которых вы голосуете сообразно с тем самым чувством распознавания, которое и формирует Учение. А ещё Учение формирует искусство мышления. Наверное, тоже для того, чтобы мы не были «иванами, не помнящими родства». Жить в государстве и быть свободным от государства невозможно. Рерихи были так же против революционной борьбы (11), но они не запрещали заботиться о людях, улучшать жизнь людей там, где живёт каждый последователь, участвовать в общественной жизни страны. Основная задача так называемого Агни-Йога – это изучение знаний и приложение их к жизни. Если последователь видит, что где-то воруют из государственного «кармана», он, что тупо отвернёт голову и сделает вид, что не заметил? Или когда мы видим, что где-то страдает человек, неужели мы ему не попытаемся помочь? Если мы увидим вокруг себя мусор, то неужели мы не предпримем попыток к тому, чтобы этот мусор не накапливался и вовремя убирался? Но ведь эти сферы будут касаться и взаимодействия с властными структурами, деятельность которых и называется политикой? Как же мы тогда можем быть вне её? Сегодня в России сложилась ситуация, когда честному человеку не за кого голосовать. При этом у избирателя отняли право «голосовать против всех». Как быть в данной ситуации, если ни один кандидат в депутаты, в Президенты ли, не отвечает чаяниям простых избирателей? Такая ситуация сложилась в силу того, что власть не допускает к выборам тех, за кого можно было бы голосовать. При, казалось бы, «показушной альтернативности» и «многопартийности» часто бывает так, что среди кандидатов всех уровней отсутствует тот, за кого можно было бы отдать свой голос. Он либо не выдвинут, либо его не допустили, либо его оклеветали с помощью подконтрольных правящей партии средств массовой информации. И это серьёзная проблема сегодня для России. И нам всем нужно очень и очень хорошо подумать, к чему приведёт такое положение. И оставаться в стороне здесь нельзя, потому что в один прекрасный момент такое положение может привести к гибели нашей родины, к гибели России. Для того, чтобы ответить на вопрос «Что делать в данной ситуации?» поможет знание основ Учения.

 

Государственная национальная идея России

Национальной идеей России должен быть не патриотизм и не культ рубля или доллара, стяжательства и материального богатства, а служение Общему Благу. Девиз – «Всё для людей». Жизнь для людей, сделать жизнь людей лучше, удобнее, красивее, духовнее, образованней – вот истинная национальная идея. Патриотизм может прикрываться красивыми словами, такими как любовь к Родине. Но под предлогом патриотических целей может быть развёрнута антинародная компания. И тогда так называемый патриотизм становится хищническим, грабительским, и, даже может стать кровавым. Что это значит? Это значит, что интересы каждого человека могут быть поставлены ниже интересов власти, государства, страны, закона. Что мы и видим в последнее время. Например, принятие и поддержка всеми институтами власти хищнической, несправедливой и антиконституционной так называемой пенсионной «аферы». Власть пошла против народа, против простого человека, обманув его. Все эти, якобы, изменения делаются ради того, чтобы увеличить пенсию пенсионерам. Но получается так, что ни пенсию не увеличили, и так называемых предпенсионеров лишили заслуженного отдыха, по сути, ограбили, присвоили их пенсионные накопления. Условия жизни простого человека сегодня в России не улучшаются, а ухудшаются. Многое совершается не в помощь простому гражданину, а во вред ему. К примеру, население «кормят» поддельными продуктами из пальмового масла. И в этом участвуют частные фирмы, которые принадлежат первым лицам страны. Патриотизм как любовь к Родине не может строиться на пустом месте. Там, где унижается человеческое достоинство, жизнь простого человека с каждым днём становится всё хуже и хуже, будет ли любовь к Родине?

Записи Е.И. Рерих говорят об этом следующее: "Утвердим необходимые устои Государства: - ярое осознание человеческого достоинства, связанного с честностью и добросовестностью и точностью во всём и лучшего сознательного отношения к своим обязанностям. Добросовестность вмещает все лучшие качества человека (предложение подчеркнуто красным)". (Тетрадь № 38 (1948 - 6.10.1950) (103)). "Яро говори о необходимости Знания и яром тут необходимом совершенствовании качества труда во всем. Только путь совершенствования приведет к истинному пониманию Бытия. Осознание необходимости Знания - ярое спасение Стран". (Тетрадь 7 (№ 11м) [Записи бесед с Учителем, 04.03.1953-15.08.1953] (120)). "Многие присутствуют, но яро мало кто подчеркивает Учение Будды как Учение Служения народу, но сейчас это самое нужное, — не проповедь, но ярая помощь всемерная массам, людям нуждающимся". (Тетрадь 7 (№ 11м) [Записи бесед с Учителем, 04.03.1953-15.08.1953] (120)).

В качестве подпункта к заботе о людях, государство должно стимулировать движение женщин, поддерживать женщину как основу духовной эволюции страны. Необходимо так же стимулировать на государственном уровне движение Знамени Мира как форму почитания духовной иерархии, выраженную в культе истинной чистой культуры. Знамя Мира должно быть поднято над Россией и над всеми институтами просвещения.

 

Будущее России

Хочется верить, что Россия будущая и обновлённая воцарится как воскресший из мёртвых Христос. И тогда страна поведёт весь мир по новому пути. Именно поэтому Учение Живой Этики дано на русском языке для всех народов планеты. В начале двадцатого века существовало несколько планов ускорения эволюции. Первый мог быть бы реализован тогда, когда Н.К. Рерих возглавил бы Новую страну Росазию с центром Звенигородом на Алтае. Но этому плану не суждено было исполниться. Второй план был задуман тогда, когда уже после ухода Н.К. Рериха, Е.И. вместе с сыном Ю.Н. Рерихом готовилась переехать в Россию. И там уже создать новые институты в различных государственных сферах, тем самым дать небывалый импульс для развития России. Но и этому плану тоже не суждено было исполниться. Причём, Вел. Вл. сказал, что если Е.И. Рерих не сможет переехать на родину, то задержка будет явлена на сто лет (12). Это было сказано в 1952 г. Это значит, что, скорее всего, сегодняшняя «вакханалия», которую мы наблюдаем в России и в мире будет продолжаться до 2052 г., если только не будет предпринят новый план, разработанный Высшими Силами. Даже Ванга предсказывала, что Россия начнёт возрождаться только к 2040 г. Так что доживём ли до этого времени? Но нужно готовить это время уже сегодня. И надеяться на лучшее. Дел, на самом деле, очень много.

 

1.12.2018 г.

 

Юрий Дворников,

председатель Алтайской краевой общественной организации «Алтайское краевое рериховское общество «Устремление»».

Источник: http://ustremlenie1.ru/rerihovskoe-dvizhenie/perspektivy-rerihovskogo-dvizheniya/ 


Примечания:

 

1. Беспр., ч. 1, 188, 197,217., Письма Е.И. Рерих (1929-1938 г.г.) – 11.09.29 г.

 

2. Речь С.Н. Рериха на первой пресс-конференции Советского Фонда Рерихов: https://www.youtube.com/watch?v=W1dJM_z_t-o&t=941s.

 

3. Записи Е.И. Рерих, Тетрадь № 3м («Прогнозы», 1940-1954) (140): Страницу Моей страстно тяжкой жизни, как Будда, родная. Яро Я ушёл из дома неожиданно, ибо яро не хотел уявиться на ярых тут слезах и негодовании, родная.

 

4. Тетрадь № 8м («Сокровенные страницы», ч.1)(1950-54 г.г.) [143]: Жизнь Магомета. Ярый Магомет не имеет сейчас космического сотрудничества. Ярая жизнь Его после ухода жены яро уявилась на закате. Ярые советники Его принудили принять помощь от богатых Арабов. Ярые уявили Мне требование стать Мужем дочерей их и тогда они яро поддержат Мою армию и станут Моими союзниками.Страстно яро Мне пришлось согласиться. Яро Мне пришлось продать Мое Имя и яро оявиться отцом явленным Мне девушкам. Ярые почитали Меня и оявились Мне сотрудницами во всем и яро не пожелали иметь другого мужа.Яро Я скоро умер, но ярые не пожелали уявиться на новом замужестве. Ярые жены уявили Мне почитание и страстную любовь народа.Ярое Мое Учение стало самым тут приемлемым Учением и ярой религией среди многих народов Востока. Яро Магометанство стало самым распространенным и мощным рычагом среди малых народов Востока и подняло дух народов древних, как Арабы и Мавры, и ярые уявились создателями Новой Империи, и яро уявили новую сказку Мне с тобою. Яро сложилась новая сказка из твоей жизни со Мною среди народов, населявших Аравию, Сирию и Палестину.

 

5. Тетрадь 12 (№ 143) [11.02.1952 - 13.06.1952] (247): Яро, яро уявись, родная, на страстном своем утверждении и уявленой своей работы в Мире и для Мира. Ярые записи будут изучаться тщательно и с великой любовью, с величайшим интересом, родная. Но облик твой оявится во всей его Красоте. Яро нанижем все облики в чудесное ожерелье и ярая Елена будет оявлена яро тут как феноменальное явление, не понятое и в наш век великих открытий. Но ярую будут чтить яро, наравне с величайшими обликами Моими, родная. Яро Мы будем неразлучны на Земле, в Мире Тонком и яро в Огненном. Ярые запечатления Наши будут служить ярыми тут Светочами людям ищущим и яро желающим оявиться на Знании Высшем.

Тетрадь 7 (№ 11м) [Записи бесед с Учителем, 04.03.1953-15.08.1953] (120): Ярые Наши книги будут переведены лучшими переводчиками на все языки и будут оявлены, как Святыня. Как ярое Мое Второе Пришествие Христа и Майтрейи с тобою, родная.

 

6. Тетрадь 10 (№ 1м) [Записи бесед с Учителем, 1921-1940 гг.] (119): Облик Матери Мира начинает входить в жизнь, также и сказанное − наследие для будущего. Ведь Космическое Право есть закон Жизни. Так, р[одная] Свати, твой стан − Ураниты. Конечно магнит сердца притягивает и другие элементы, но нужно научить думать и уважать стан мощный моей Св[ати], ибо Цепь Наша именно Ураниты. Можно замечать как в жизни разные элементы притягиваются к Свати и Ф[уяме]...

 

7. Тетрадь 12 (№ 143) [11.02.1952 - 13.06.1952] (247): Ярая сознательная Человеческая Манвантара уже на яром разъединении тут полов яро тут оявилась на ярой Манвантаре Урана, непосредственно следовавшей за ярой манвантарой Сатурна, и ярая тут Моя Жена уже оявилась тогда с ярым Сатурном, на яром объединении и создании Миров,

 

8. http://ustremlenie1.ru/rerihovskoe-dvizhenie/shaposhnikova-l-v-str-1/ 

 

9. http://roerich.spb.ru/page/nk_rerih_i_ei_rerih_o_politike 

 

10. http://nataman.narod.ru/st/polemika/plm12.html 

 

11. Письма в Америку, т.1, стр. 346. // 22.X.34: Будет ли Друг прощать всех gangsters’ов, и kidnappers’ов, и мошенников, подрывающих авторитет правительства, и тем разлагать сознание масс и подвергать страну опасности революции и анархии? Если так, то он пойдет против всех Учений и Заветов. Ибо все Великие Учения гласят: «За добро – добро, но за зло – по справедливости». Если бы было иначе, то волна зла затопила бы мир. На обязанности всех земных водителей лежит защита вверившегося им народа и ограждение его благосостояния. Потому противление злу должно быть положено в основание каждого строительства. Каждый глава порученного ему Отдела обязан хранить доверенное ему построение от темных разрушителей. Теперь, как поступал Сам Христос? Не изгонял ли Он плетью торгующих в Храме? И как сурово обличал Он фарисеев и книжников! Будем ли мы упрекать Его в противоречии самому себе, понимая Его слова «прощайте врагам вашим» как непротивление злу? Нет, пора осветить Учение Христа в его истинном смысле, а не в навязанном нам узком церковном толковании. Много мест в Евангелии, которые могут быть объяснены лишь законами кармы и перевоплощения. Между прочим, как объясняют церковники проклятие кротким Христом смоковницы, не приносящей плодов?

т. 7. 1940-1947 гг. (МЦР), стр. 220. // №125. И.Э., Г.И. и К.И. Муромцевым. Февраль 1945: Конечно, на ненависти ничего строить нельзя. Старый, уходящий Мир уже доказал это, и скрытая ненависть вылилась в две мировые войны и в кровавые революции. Зная русский характер, русскую незлобивую, жалостливую душу, я не могу поверить, чтобы проповедь ненависти могла ужиться в русском сердце. Ведь сердце русского народа уявилось лучшей спайкой для слагания великой русской Державы.

т. 7. 1940-1947 гг. (МЦР), стр. 432: Мы имеем дело не с революцией, а с настоящим самоуничтожением. Фанатизм мусульман все нарастает, и с неослабевающей яростью. Район за районом, город за городом грабятся, сжигаются, и их обитатели, в основном индусы, вырезаются с неслыханной жестокостью или изгоняются из своих жилищ, лишенные имущества. Тысячи людей живут в лагерях и в джунглях. Большие надежды возлагаются на план разделения на индусскую и мусульманскую территории, но я сильно сомневаюсь в его успехе, слишком много новых проблем и экономических трудностей возникнут после такого произвольного решения. Ясно одно – если не будут приняты разумные и жесткие меры, чтобы остановить религиозный фанатизм, Индию ожидают ужасные кровопролития.

Письма 1932-1955, стр. 215.: Расширение сознания и широкий кругозор должны стать основою и целью воспитания, иначе человечество не выйдет из полосы губительных войн и революций.

т. 8. 1948-1950 гг. (МЦР), стр. 111. // №49. К.Кэмпбелл. 27.10.[1948]: Да, революции являются ужасным бедствием, особенно там, где сознание масс все еще пребывает на уровне дикарей. Будем надеяться, что ситуация под контролем и самое худшее уже произошло. Здесь, в Кхандале, среди местного населения есть и мусульмане и индусы, и они живут в мире и согласии друг с другом.

Тетрадь 7 (№ 11м) [Записи бесед с Учителем, 04.03.1953-15.08.1953] (120): Ярые люди уявляли нам Голгофу тут нередко и яро жестоко уявляли свое презрение самым высоким Примерам Самоотречения. Но ярая масса людская яро хуже ярых диких животных. Но ярые массы - самая страшная мощь в большинстве случаев, мощь разрушительная. Но ярая мощь созидательная яро заключена в ярых оявленных одиноких Героях Самоотречения и ярого им тут оявления Страстного предательства близкими и ярой злобы низких проявлений толпы.

Тетрадь 10 (№ 1м) [Записи бесед с Учителем, 1921-1940 гг.] (119)12/4.: (Мне кажется, что должны существовать два Эгрегора − от народа и от Высш[их] Миров?) Конечно − два Эгрегора. Обычно один будет действовать, а другой отрицать. Ибо обычно порождение масс не будет действенно. Попробуйте сложить все чаяния масс, получится пестрая куча лохмотьев. Массы еще не умеют согласовать желания.

 

12. Тетрадь 12 (№ 143) [11.02.1952 - 13.06.1952] (247): Не забудь, родная, что только ты одна можешь оявить им знания, которые иначе снова на столетие, а может и больше, будут задержаны, и конечно, никогда не будут выданы с такой щедростью, с какой они были предоставлены тебе и через тебя человечеству.