В последнее время среди членов и сторонников опального Международного Центра Рерихов (далее − МЦР) всё чаще и чаще можно встретить ложное утверждение, что Е.И.Рерих запрещала публикацию её манускриптов в течении ста лет после её ухода. Источником этой "утки" является МЦР, который на протяжении 26 лет удерживал манускрипты Е.И.Рерих, выдавая лишь мелкие крупицы из этого бесценного наследия в сборниках "У порога нового мира". В 2017 году МЦР лишился права управления рериховским наследием, которое перешло государству. По инициативе рериховской общественности в 2018 году государство профинансировало оцифровку всего огромного архива семьи Рерихов и его публикации в интернете для свободного доступа и изучения. Последний факт вызывает негодование со стороны МЦР. Приведём совсем свежий пример такого недовольства со стороны самого представительного коллективного собрания сторонников МЦР − Круглого стола «Проблемы сохранения наследия Рерихов в России», участниками и организаторами которого являлись три родственные организации: Международный Центр Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха (далее − МСРО), Международное Содружество Рериховских организаций. Данное собрание проходило в Москве 10 октября 2019 года. В его резолюции есть такие строки (подчеркивания мои − А.Л.):

 "Еще одним актом вандализма в отношении наследия семьи Рерихов является тиражирование дневниковых записей Е.И. Рерих в нарушение ее авторских прав. <...> Известно, что срок издания дневников Е.И. Рерих еще не пришел. В своих письмах она подчёркивала, что записи будут доступны «для ознакомления не раньше ста лет» после ее ухода (Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 43)."[1]

Сканкопия стр. 439 девятого тома писем Е.И.Рерих (МЦР, 2009). 
  • Tom_9_str.439

Если открыть 43-ю страницу 9-го тома писем Е.И.Рерих (МЦР, 2009), то там такой цитаты не найти. Как мы увидим ниже, здесь имеет место ошибка в номере страницы − речь идёт не о 43-й странице, а о 439-й странице указанного тома. В вышеуказанной резолюции МЦР-МСРО цифра "9" в ссылке на источник потерялась. Но почему? Это ошибка или сознательное желание авторов резолюции запутать следы своей подтасовки? А ложь эта уже тиражируется по всем опусам МЦР, в том числе рассчитанной на научную среду. Так, в совсем свежей "научной" статье супругов Соколовых, посвященной критическому разбору трудов Ю.С.Избачкова и К.Е.Рыбака, МЦР-овские научные сотрудники корят их за псевдонаучность и упрекают в отсутствие ссылок в их трудах. При этом сами же Соколовы страдают той же "болезнью" − вкладывают в уста Е.И.Рерих кардинальные запреты, не приводя ссылки на источник. Так, в своей статье Соколовы пишут (подчеркивания мои − А.Л.):

"Третья статья [Ю.С.Избачкова и К.Е.Рыбака − прим. А.Л.] по-прежнему не блещет ни хотя бы каким-то подобием анализа, ни оригинальностью мысли, она откровенно пуста, заангажирована, полна нелепых противоречий. Авторы продолжают нарушать элементарные правила написания научных статей. Например, посвятив статью Живой Этике, они не приводят на её тексты ни единой ссылки, но ссылаются на дневниковые записи Е.И. Рерих. Нужно подчеркнуть, что, во-первых, дневники Е.И. Рерих и книги Живой Этики – далеко не одно и то же: последние являются лишь частью дневниковых записей, к тому же переработанных самой Еленой Ивановной и специально оформленных в книги этой философской системы. Во-вторых, дневниковые записи Е.И. Рерих, как это хорошо известно, в том числе Ю.С. Избачкову и К.Е. Рыбаку, были запрещены ею к обнародованию в течение ста лет после её ухода. Это – воля автора, и она представляет собой незыблемый нравственный закон. Но, судя по тому, с каким «вдохновением» читают эти записи Ю.С. Избачков и К.Е. Рыбак, для них этот нравственный закон – пустой звук".  

Такой вот выверт "научной" мысли супругов Соколовых, базирующийся на выдуманном МЦР-овцами "нравственном законе", ложно приписанного Е.И.Рерих. В принципе, эта ложь о ста годах не нова. Более года назад, 24.07.2018, в "Заявлении Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха в связи с незаконной публикацией дневниковых записей Е.И. Рерих на сайте Государственного музея Востока" утверждалось то же самое (подчеркивания мои − А.Л.):

"Среди культурных ценностей... особое место занимает рукописный архив Е.И. Рерих. В него входят дневниковые записи, личные заметки и письма. Известно, что срок издания дневников Е.И. Рерих еще не пришел. В своих письмах Е.И. Рерих подчёркивала, что записи будут доступны «для ознакомления не раньше ста лет» после ее ухода [Ссылка: Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 9. – М.: Международный Центр Рерихов, 2009. С. 439.]."[2]

Если пройти по указанной ссылке и открыть 439-ю страницу указанного 9-го тома, то там мы найдём письмо Е.И.Рерих к супругам Фосдик от 20 августа 1954 года. Полностью цитата выглядит в таком виде (подчеркивания мои − А.Л.):

"Огненный Опыт тоже будет запечатлен, и мне Сказано собрать то, что останется с сотрудниками ближайшими. Остальное будет сохраняться в особом месте и, вероятно, будет доступно для ознакомления не раньше ста лет после моего ухода".

Сканкопия оригинала письма от 20 августа 1954 г. (Эпистолярный архива Е.И.Рерих на сайте ГМР, файл "PEIR-138.pdf", pdf-страница № 220). 
  • PEIR-138_220

Если обратиться к оригиналам эпистолярного наследия Е.И.Рерих, свободно доступного сегодня в интернете, то указанное письмо Е.И.Рерих от 20 августа 1954 года можно найти на сайте Государственного музея Рерихов (ГМР) в разделе "Архив Рерихов. 02-2. Е.И.Рерих - эпистолярный архив"[3] в pdf-файле под номером 138 с названием "Письма Е.И.Рерих. Фосдик Зинаиде Григорьевне, директору Мастер-Института Объединенных искусств. Том II". На 220-й pdf-странице этого файла находится интересующее нас письмо.[4] Посмотрев его, легко убедится, что оригинал соответствует вышеприведенной цитате, в которой есть слово "вероятно".

Как видит читатель, МЦР-овцы просто выдернули цитату из контекста, опустив слово "вероятно". Е.И.Рерих выразила допущение, вероятность некоего события, а МЦР-овцы купировали это целостное предложение Е.И.Рерих и сделали из него обрубок утвердительного характера. Что это, как не ложь?! Что это, как не подтасовка фактов?! При том ложь эта не единичного человека, заблуждающегося по неведению, а сознательное искажение истины, последовательно и упорно проводимое целым коллективом людей (читай − МЦР и его сателлитами).

"Ложь на лжи ложью погоняет" − этот народный афоризм вполне справедлив для многих публикаций, распространяющихся на МЦР-овских сайтах. В частности, этот афоризм справедлив для громких заявлений МЦР о наличии исключительных прав МЦР на манускрипты Е.И.Рерих. Так, в качестве примера приведём последнюю публикацию по этому поводу из уже выше упоминаемой МЦР-овской Резолюции Круглого стола «Проблемы сохранения наследия Рерихов в России» от 20.10.2019 (подчёркивания мои − А.Л.):

"Еще одним актом вандализма в отношении наследия семьи Рерихов является тиражирование дневниковых записей Е.И. Рерих в нарушение ее авторских прав. Игнорируются также и права МЦР, поскольку данные дневники были незаконно изъяты у общественной организации вместе с прочими архивными материалами и ценностями при силовом захвате усадьбы Лопухиных. Известно, что срок издания дневников Е.И. Рерих еще не пришел. В своих письмах она подчёркивала, что записи будут доступны «для ознакомления не раньше ста лет» после ее ухода (Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 43). Каждый автор имеет право определять сроки вхождения в мир своих творений, таким правом обладала и Е.И. Рерих. Однако в наши дни мы стали свидетелями того, как ее законное авторское право узурпировано и беспринципно попирается. В законе об авторском праве ГК РФ (часть четвертая, раздел VII, глава 70 «Авторское право») говорится об охране «авторства, имени автора и неприкосновенности произведения» и после смерти автора (Ст. 1267, п. 1). Также отмечается: «Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)» (Ст. 1268, п. 3). В России никто, кроме МЦР, не обладает исключительным правом на дневниковые записи Е.И. Рерих, кроме того, их использование идет против воли автора, определенно выраженной в письмах Е.И. Рерих".

Карикатура. МЦР с носом Буратино. 
  • icr_buratino

После прочтения таких лживых резолюций на ум приходит один сказочный персонаж по имени Буратино, нос которого, как известно, вырастал от каждой лжи, произносимого его устами. Если бы нос коллективного лица МЦР имел такие же свойства, как у Буратино, то нос МЦР уже давно превратился бы в мощный и бурно растущий ствол дерева :-)

По поводу первого утверждения МЦР, что мол "данные дневники были незаконно изъяты у общественной организации", нужно вспомнить Постановление Верховного Суда РФ от 20 июня 2014 года, согласно которому "«Международный Центр Рерихов» не является наследником, указанным в завещании Рериха С.Н., не является правопреемником Советского Фонда Рерихов".[5] Как известно, дневники Е.И.Рерих были переданы С.Н.Рерихом в Советский Фонд Рерихов (далее − СФР) и позже оприходованы сотрудниками МЦР, на что имеется соответствующий документ −  Перечень дневников Е.И.Рерих 1920-1955 гг., переданных С.Н.Рерихом СФР в 1990 г.[6] Согласно вышеуказанному решению ВС РФ от 20 июня 2014 года, МЦР не имеет прав распоряжаться имуществом СФР, а значит и дневниками Е.И.Рерих. Также и выселение МЦР из здания усадьбы Лопухиных было одобрено Верховным Судом РФ 12 февраля 2018 года.[7] Поэтому изгнание государственными органами МЦР из усадьбы Лопухиных и лишения МЦР доступа к рериховским архивам, в том числе дневникам Е.И.Рерих, совершилось строго в рамках закона.

Если же рассуждать на эту тему с точки зрения обыкновенной морали, то и здесь можно сказать, что жестокая судьба, постигшая МЦР, есть лишь следствие причин, посеянных самим МЦР. Чтобы это понять, нужно вспомнить, что рождение МЦР произошло на костях неправомочно закрытого СФР, в котором Л.В.Шапошникова (создатель МЦР) узурпировала власть, изгнав из СФР двух доверенных лиц С.Н.Рериха − Р.Б.Рыбакова и С.Ю.Житенева. Всю эту нелицеприятную историю рассказала Н.А.Тоотс, на глазах которой происходила вся эта "реформация"[8], а также сам Р.Б.Рыбаков[9] и С.Ю.Житенёв[10] в своих видео-интервью. После неправомочного закрытия СФР (о котором подробно рассказала А.Юферова, председатель ревизионной комиссии СФР[11]) и создания в сентябре 1991 года на его материальной базе МЦР, Л.В.Шапошникова отправилась в весной 1992 года в Бангалор к С.Н.Рериху, чтобы легализовать свои преступные действия по трансформации СФР в МЦР. В Бангалоре Л.В.Шапошниковой удалось войти в сговор с секретаршей С.Н.Рериха, М.Пунача, и заполучить документы в пользу МЦР с поддельными подписями С.Н.Рериха. Подробности этой аферы автор этих строк описал в статье "Анализ писем С.Н.Рериха Ельцину и Лужкову".[12] После создания МЦР и узурпации прав на распоряжения рериховским наследием, переданных С.Н.Рерихом всему советскому народу, согласно Уставу СФР[13],  Л.В.Шапошникова сознательно отказалась от государственного финансирования по содержанию и ремонту усадьбы Лопухиных и притянула к МЦР для этих целей частного банкира − Б.И.Булочника (директора Мастербанка), впоследствии оказавшегося преступником и мошенником, подавшемуся в 2013 году в бега, после того как ЦБ РФ вскрыл незаконную деятельность Мастербанка.[14] При этом МЦР являлся частью преступной схемы этой мошеннической кредитной организации.[15] В результате  бегства своего главного и единственного спонсора, МЦР оказался неспособным самостоятельно финансировать свою деятельность и содержать усадьбу Лопухиных, где находился музей с рериховским наследием. В результате отказа от сотрудничества с государством и ряда контрпродуктивных действий со стороны руководства МЦР, встала угроза вывоза рериховского наследия заграницу в Индию[16], что было своевременно пресечено в результате спецоперации по выселению МЦР из усадьбы Лопухиных в конце апреля 2017 года[17], и передачи прав управления рериховским наследием Государственному музею Рерихов, который и открыл доступ к рериховским архивам (в том числе тетрадям Е.И.Рерих), полностью оцифровав его и опубликовав в интернете в 2018 году на своём сайте.[18] И сделано это было в полном соответствии с законом "Об авторском праве и смежных правах", о чём речь пойдёт ниже.

Теперь разберём утверждение МЦР, что мол "в России никто, кроме МЦР, не обладает исключительным правом на дневниковые записи Е.И. Рерих". Как уже сказано выше, согласно решению ВС РФ от 20 июня 2014 года, МЦР потерял права распоряжаться имуществом СФР, куда входили и тетради Е.И.Рерих. В своём завещании на имя СФР[19] С.Н.Рерих не указал отдельно об авторских правах на труды своих родителей. Сам С.Н.Рерих получил имущественные права от своей матери, Е.И.Рерих, согласно её завещанию.[20] На момент вступления в имущественные права (1955 г.) С.Н.Рерих был гражданином Индии, и при том без двойного гражданства, т.е. без гражданства СССР.

Паспортная учетная карточка гражданина Индии, С.Н.Рериха. 
  • india_passport_card_s.n.roerich

Старшие Рерихи также никогда не имели гражданства СССР или РФ. Они были подданными старой царской России и в результате вынужденной эмиграции в СССР никогда не жили, так как после Октябрьской революции волей судьбы оказались за границей (в Финляндии). За границей Рерихи жили сначала по паспортам, выданным в 1918 году консульством Швеции от лица царского Временного правительства[21], а затем по консульским визам тех странах, где они временно проживали. В Индию Рерихи попали через американское консульство. Позже в Индии они получили своеобразный вид на жительство и индийские удостоверения личности.

Итого, в нашем случае, когда 1) отсутствует документально подтверждённые специальные права на копирайт на произведения Е.И.Рерих (т.е. нигде специально не указано о копирайте), и 2) последний умерший наследник на интеллектуальные права Е.И.Рерих (С.Н.Рерих) был гражданином Индии, то наличие притязаний кого-либо на интеллектуальную авторскую собственность Е.И.Рерих подчиняются индийским законам. Продолжительность защиты авторских прав в соответствии с законом Индии об авторском праве (Intellectual Property Rights). определяется как продолжительность жизни автора плюс 60 лет с начала календарного года, следующего за годом, когда автор умер.[22] В нашем случае − это 1 января 2016 года (1955 + 60 лет = начало следующего года). Это значит, что с этой даты права на интеллектуальную собственность Е.И.Рерих по законам Индии имеют свободный копирайт. Это же правило распространяется и на дневники Е.И.Рерих, переданные С.Н.Рерих в СССР в 1990 году для СФР, так как по ныне действующему закону РФ "Об авторском праве и смежных правах", согласно статье 5 пункта 4, "срок действия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения".[23] Другими словами, в РФ принимается приоритет национальных (в нашем случае − индийских) правил на копирайт.

Итак, согласно законодательству РФ, копирайт на интеллектуальную авторскую собственность Е.И.Рерих истёк 1 января 2016 года. Согласно ст. 28 п. 1 указанного закона, "истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние".[24] А это значит, согласно ст. 28 п. 2 того же закона, "произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (статья 15 настоящего Закона)".[25]

Таким образом, на сегодняшний момент никто не обладает исключительным правом на дневниковые записи Е.И.Рерих, так как они перешли в общественное достояние. Поэтому заявление МЦР-МСРО о том, что "в России никто, кроме МЦР, не обладает исключительным правом на дневниковые записи Е.И. Рерих", не соответствует действительности. Ни МЦР, ни МСРО, никто другой, не имеют никаких прав − ни моральных, ни юридических − на литературное наследие Е.И.Рерих, которое с 1 января 2016 года принадлежит всему человечеству и призвано служить общему благу всех людей, жаждущих пищи духовной.

 

А.Люфт

31.10.2019

 


[1] 20.10.2019. Резолюция Круглого стола «Проблемы сохранения наследия Рерихов в России». URL: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6437 

[2] 24.07.2018. Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха в связи с незаконной публикацией дневниковых записей Е.И. Рерих на сайте Государственного музея Востока: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5914 

[4] URL данного pdf-файла: https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/PEIR/PEIR-138.pdf 

[5] См. Решение Верховного Суда: МЦР не имеет право на наследие Рерихов: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-icr/244-sud-isr-gmv 

[6] См. Перечень МЦР записей (дневников) Е.И.Рерих 1920-1955 гг., переданных С.Н.Рерихом СФР в 1990 г.: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-icr/546-dnevniki-sfr-icr 

[7] См. Верховный суд России согласился с выселением МЦР из усадьбы Лопухиных: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/541-vs-icr-12-02-2018 

[8] См. Наталья Тоотс об истории создания МЦР: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/216-natalya-toots-ob-istorii-sozdaniya-mtsr 

[9] См. Стенограмма видео-интервью с Р.Б. Рыбаковым о передаче рериховского наследия в СССР (видео): http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/339-rybakov-stenogr 

[10] См. Интервью с С.Ю. Житенёвым, зам. председателя Правления Советского Фонда Рерихов: http://lebendige-ethik.net/index.php/video/video/zhitenev 

[11] См. Интервью с А.Юферовой, искусствоведом и председателем ревизионной комиссии СФР: http://lebendige-ethik.net/index.php/video/video/juferova 

[12] См. Анализ писем С.Н.Рериха Ельцину и Лужкову: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/372-analiz-pisem-s-n-roerich 

[13] См. Учредительные документы Советского Фонда Рерихов, Устав Советского Фонда Рерихов, п.2.:  "2. Фонд создан по инициативе общественности, прежде всего Советского фонда культуры и Советского фонда мира, и в соответствии с волей, выраженной в письме от 3 июля 1989 г., единственного владельца и хранителя многогранного наследия семьи Рерихов - Святослава Николаевича Рериха, передающего советскому народу это наследие". (URL: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-sfr/34-uchreditelnye-dokumenty-sovetskogo-fonda-rerikhov#01  )

[14] См. подборку материалов по Мастербанку: http://lebendige-ethik.net/index.php/component/tags/tag/47-master-bank 

[15] См. Новая Газета: МЦР − часть преступной схемы Мастербанка: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/375-novaya-gazeta 

[16] См. О планах МЦР по передачи рериховского наследия Индии: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/405-icr-india 

[17] См. Выселение МЦР связано с внесудебным расторжением договора аренды Росимуществом (ВИДЕО): http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/415-rosim-icr 

[18] См. Архив Рерихов: http://roerichsmuseum.ru/index.php/museum/arkhiv 

[19] См. Документ "Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве" от 19 марта 1990: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-sfr/221-s-n-roerich-19-03-1990 

[20] См. завещание Е.И.Рерих мужу и своим сыновьям от 20 декабря 1935 года: https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/BD/BD-366.pdf 

[21] См. Заграничный паспорт Е.И.Рерих, выданный Российским консульством в Стокгольме: https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/BD/BD-362a.pdf 

[22] См. Авторское право в Индии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Авторское_право_в_Индии 

[23] См. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1 (последняя редакция): http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2238/ 

[24] См. там же.

[25] См. там же.

Как Вы относитесь к антирериховским публикациям К.Е.Рыбака и Ю.С.Избачкова? (можно выбрать несколько пунктов)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос: