О РЕЗОЛЮЦИИ МЦР-СЪЕЗДА

(об отлучении "эзотеризма" и "оккультизма")

  • icr_16.02.2020
В Резолюции Съезда организаций МЦР (8-9 февраля 2020), в целом написанной на высоком и достойном уровне, к сожалению, закралось весомое, чёрное пятно, или миазм болезни Никодима (боязнь признания своих убеждений и веры). 

Так, в Резолюции Съезда неоднократно упоминается Учение Живая Этика, но ни разу не сказано, что данное Учение связано с Великим Владыкою, или по крайней мере – с Махатмами, теми самыми, описанными ещё Блаватской в «Тайной Доктрине», от Которых и получено Рерихами это великое Провозвестие – Живая Этика. Провозвестие, отражённое в картинах Н.К.Рериха и в литературном творчестве Е.И. и Н.К. Рерихов и которое Рериховскому движению и вменялось распространять по планете. Точно так же, какова была миссия у последователей Христа и у последователей Будды распространять их Учения. Христос сказал ученикам и последователям – вы соль земли. Почему, – потому что они своим знанием и своим соприкасанием Завету и Христу стали зачатком, или семенами Нового Мира, которые должны пустить повсеместно свои ростки. Точно ради того же создавалось и Рериховское движение. Ну не для распространения же культуры или картин Рериха. Они не цель, а всего лишь вспомогательное средство для привнесения Учения и Нового Мира. Согласно тому же главному залу в Музее Рериха, созданного Л.В.Шапошниковой, этот главный зал был посвящён Иерархии, возглавляемой Владыкой Мориа. Это полностью соответствует мироощущению и миропониманию Николая и Елены Рерихов, это выражает всё их литературное и изобразительное творчество.

В тексте Резолюции Съезда на весь его немалый объём упомянуто всего один раз во множественном числе слово «Учителя́», и для людей, не связанных с Живой Этикой, под этими словами видится сугубо Н.К.Рерих и Е.И.Рерих, то есть Учение и наследие Рерихов низводится на уровень чисто светского, научно-философского мероприятия, подобного, скажем, философско-литературному и этическому учению Льва Толстого или любого иного светского великого мыслителя или социального реформатора.

И, разумеется, после такого умалчивания о Гималайской Шамбале, о Мировом Незримом Правительстве, о Космической Иерархии Света, о Матери Мира, о Космическом животворении, о священных реликвиях и понятиях, присутствующих у последователей Живой Этики (Камень Чинтамани, Чаша Будды и мн. другое), и о чём прямым текстом говорится в книгах Агни Йоги, после этого, или в контексте такого чисто светского обыденного формата Резолюции Съезда – делается громогласное заявление всего Съезда (209 представителей от 111 рериховских организаций из 10 стран мира) касательно природы и содержания Учения Живой Этики, что оно: «…не связано ни с эзотерикой, ни с мистикой, ни с оккультизмом, ни с религией, поскольку представляет открытую систему знаний». Что имеется ввиду «открытости», и кто будет тем самым "открывателем" и "закрывателем" это, конечно, вопрос открытый, но в отношении эзотеризма, да, собственно, и правильного понимания предмета оккультизма (а не вульгарных его подделок) сказанное в Резолюции является – ОБМАНОМ. Такое заявление Резолюции Съезда направлено, выражаясь словами самой Резолюции, на «фальсификацию… идей Живой Этики».

Понятно, для чего писалась Резолюция Съезда и в какое время – при разгроме главного эпицентра Рериховского движения – Музея Рериха в усадьбе Лопухиных. Но в таком случае, если главная цель мероприятия была чисто светской, была направлена на решение острой ситуации прессинга и разгрома извне, связана с взаимоотношениями с Министерством культуры и государством в целом, для чего тогда здесь же трогать нашу внутреннюю систему представлений и сокровенных убеждений и громогласно на всю страну и мир, простите – ВРАТЬ! От Кого и от Чего подобной Резолюцией открещиваются! И это в XXI веке? У нас что, эпоха Инквизиции? Скармливание христиан львам?!

Не подобное ли открещивание от Главных Ценностей вверенного Наследия Рерихов – Учения о сокровенном, о существовании Великих Владык Космоса – попытка прикинуться «философами» и «наукой», что удобно для выживания, привели Международный Центр Рерихов и Общественный Музей Рерихов в усадьбе Лопухиных в конечном итоге к грандиозному разгрому?

Учение Живая Этика является комплексным Учением, и имеет также название Агни Йога. Ни в одном из высказываний в книгах Агни Йоги (Живой Этики) никогда значение «Йоги», в том числе и Агни Йоги, не низводилось с его высокого понимания особенной практики, известной в традиции индийских Учений и буддизма, до так называемой «науки» или «философии» в их сугубо светском и, собственно, сугубо теоретическом, кабинетном понимании. Великие философы, а также великие представители «науки», как известно, не сводили всю широту бытия до специализированного уровня и метода ни «науки», ни «философии», многие из них признавали помимо научной и философской области существование ещё и сакрального, так сказать, потустороннего, иных миров, равно и знали о фактах взаимодействия с Сакральным и Высоким. Сводить к предмету «науки» или «философии» целый ряд постулатов и событий, названных в книге «Беспредельность», или же практический опыт Матери Агни Йоги, или Архатов, описанный в книгах Агни Йоги – это заведомая фальсификация.

Заявляя в Резолюции Съезда, что Учение Живая Этика – не религия, соответственно, что его ведущая организация – МЦР – не церковь, руководители МЦР в таком случае не должны в подобных резолюциях уподабливаться решениям Русской православной церкви об отлучении Льва Толстого, или же об «отлучении» РПЦ в 1994 году Рерихов и Блаватской, «оккультизма» и «эзотеризма». <...>

МЦР держал взаперти Записи Е.И.Рерих 1950-х годов и представлял Письма Е.И.Рерих вне контекста того, что написано в этих Записях, а главное, МЦР фальсифицировал само отношение Е.И.Рерих, которое в 1950-е по вопросам об "эзотеризме" и о самой о ней (о Е.И.) стало значительно отличаться от того, о чем она писала в 1930-1940 годы.

 

А.В.Владимиров,

17 февраля 2020 г.

Источник: https://vk.com/feed?w=wall269563352_946 

 

ОБ ЭЗОТЕРИЗМЕ

 

Откуда пошло представление у рериховедов о том, что якобы Эзотеризма нет в Агни Йоге и что Эзотеризм - "ругательное слово"?

А.М.Асеев с 1934 года издавал журнал "Оккультизм и Йога", в котором в первых номерах опубликовала некоторые материалы Е.И.Рерих. За неимением знающих авторов и в связи с тем, что и сам он не владел даже элементарными основами Восточных учений, его журнал, рассчитанный на широкую аудиторию, достаточно быстро превратился в малопродуктивный сборник, отражающий лишь поверхностные и часто ошибочные, или неконструктивные представления из западной литературы на совершенно непонимаемый здесь Эзотеризм. Асеев сблизился с «Русским оккультным центром» в Шанхае, основанным в 1936 г. К.В.Батуриным и харбинцем В. П. Пьянковичем (см.: Карма. – Шанхай : Р.О.Ц., 1940. – 15; Практический курс сосредоточения. Оккультное руководство. – Шанхай : Изд. Р.О.Ц. Б.и., Б.г. – 56 с.). Одновременно данный центр и Батурин лично поддерживали фашистские начинания. Асееву Рерихи до начала Второй мировой войны писали, что с Батуриным необходимо порвать, однако тот не прислушался.

В 1954 году, когда после войны у Е.И.Рерих возобновилась переписка с Асеевым, она после слов Владыки касательно А.М.Асеева написала тому: "Не смешивайтесь ни с Батуриным, ни с Сальниковым. Они нам не попутчики, пусть идут своим путем. <...> Не люблю я тоже термин «эзотерики», звучит уже чем-то изжитым и ненужным. Вчерашний эзотеризм никого не привлекает, и новое Знание требует совершенно иной подход и отношение к нему" (Е.И. – А.М.Асееву 07.12.1954).

Но у Великого Владыки говорилось не против Эзотеризма, как получилось в письме, а против недомыслия в вопросах Эзотеризма у Асеева: "20.09.1954. Ярый окружился знаком отжившего тут эзотеризма вчерашнего дня. Ярый ни в чём не разбирается и не знает Учения Востока. Потому настоящий эзотеризм не может быть понятен ему. Ярый никогда не интересовался трудами Вивекананды и ярыми Упанишадами, и ярым тут Буддизмом, но, конечно, не в комментариях Запада и Макс Миллера" (Тетр. 201 /4м/, с.126).

Таким образом, у Елены Ивановны было написано частное письмо в связи с частной ситуацией, которое, впрочем, мало повлияло на содержание асеевского журнала, а рериховеды из подобного сделали общие запретительные выводы.

 

А.В.Владимиров,

13 августа 2019 г.

 

ОБ ЭЗОТЕРИЧЕСКОМ В АГНИ ЙОГЕ

 

Существует недопонимание касательно места эзотерического в Агни Йоге. Среди занятых пропагандой и интеграцией рериховского Наследия в широкое общественное сознание, особенно среди занятых сохранением и экспозицией художественного Рериховского наследия, занятых музейной работой, распространены заявления о том, что в наследии Рерихов, или даже в самой Агни Йоге – нет эзотеризма, что эзотеризм – это очень плохо, и что сводить к эзотеризму Живую Этику и Наследие Рерихов – недопустимо.

Живая Этика, Агни Йога, всё то, что было дано Великим Учителем – конечно, не сводится к так называемому «эзотеризму». Учение, данное для Нового Мира, свести к чему-то одному – невозможно.

Вместе с тем, ни слово «эзотерический», ни данная сфера не являются у Владык «презренными» и «ругательными». По письмам Е.И.Рерих о йоге или теософии, по Беседам и Записям с Великим Учителем это хорошо видно, можно было бы на нескольких страницах привести примеры.

Важно понимать, что если мы будем брать 14 книг Учения, записанных до 1944 года, то само Учение некоторыми формулировками давалось с учётом конкретной исторической ситуации, в первую очередь, как в России, которая должна была стать главным носителем Нового Учения, так и с поправкой на сознание самих Рерихов, которое за время от начала 20-х годов постепенно осваивало новые горизонты и радикально менялось. Примером может служить, например, книга «Община» (Ургинский вариант), записанная в надежде на взаимодействие Рерихов с Советским правительством, и новая редакция «Общины», данная спустя десять лет после несостоявшегося сближения. Это заметно две разные книги. Аналогичное касалось и многих других базовых представлений, некоторые из которых в семье Рерихов стали доступны лишь Матери Агни Йоги и Матери Мира, и лишь после 1949 года. Речь идёт об Огненной Практике, о происхождении Космоса и человека, о Вершинах Иерархии.

Ещё больше можно сказать об историческом Рубиконе, который прочертила победа Великого Владыки и Матери Мира в Армагеддоне, низвержение в 1949 году господства Люцифера. После этого события радикально многое изменилось. Мировоззрение Е.И.Рерих, как и акценты в новых текстах Учения – после победы в Армагеддоне стали явно иными. Явно иным ходом пошла и мировая история, и иначе стали выстраиваться линии на Россию. Если ещё и оставались в поздних письмах Е.И.Рерих в 1950-е годы некоторые умолчания, то это рассчитывалось исключительно на советско-коммунистическое время, на труднейший путь вхождения Агни Йоги в СССР. Перестройка в СССР, падение цензуры и коммунистического режима к началу 1990-х всё это решительным, можно сказать, взрывным образом изменило. Публикация в России ранее недоступных архивных текстов довершила дело.

Ключевые фрагменты из «Писем Махатм» и «Тайная Доктрина» Блаватской были переведены самой Е.И.Рерих по указанию Великого Владыки, и они являются неотъемлемой частью нашего Учения. Но как можно после этого исключить у нас «эзотерику» и в антитезу ей противоставить якобы «науку»? Какая нынешняя наука, какая Академия наук примет за научные тезисы положения нашего Учения о Приходе Майтрейи, о Планетарных Управителях, о Космическом Разуме и Иерархии Света, о посмертном пребывании человека в Дэва Чане, о Высшем «Эго» и цепочке «личностей», о духовных половинах и Космическом Праве, о двудольном Зерне Духа, о законах Кармы и достоверности Астрологии, наконец, о пути достижения Архатства и Бессмертия?

Если вы владеете знанием об ограничениях ментала, если вы освоили хотя бы начальный курс основ Теософии, то «научный метод», «рациональность» и прочие почитаемые в современном обществе определения – отнюдь не вершина устремлений для Агни Йога. Наше Учение и Практика, как и окружающая реальность, имеют разные слои, и есть и такие, куда ни наукой, ни научным методом, ни обычно наследуемыми современным человеком качествами его центров и оболочек – не войти. Не войти туда и религией, или вероисповеданием. Научное всегда движется снаружи и снизу, эзотерическое с точностью до наоборот: изнутри и Сверху. Научное – выводится, эзотерическое – воспринимается и преосуществляется. Иное дело, что оба этих движения, оба метода, научный и эзотерический, и, собственно, к ним необходимо добавить и религиозно-духовный, втроём они призваны в Новом Мире обрести плодотворное сотрудничество. Как низший манас с Высшим Манасом и Чувством. Как ум, Высший Разум и Сердце.

Если обратиться к авторитету наших текстов, то негативное отношение Великий Владыка высказывал не в отношении эзотеризма, а в отношении «оккультизма», касательно того, во что оккультизм превратился у всевозможных шарлатанов в XIX и XX веке. Иными словами, проблема не в области практики и познания, которыми фактически одинаково заняты и эзотеризм и оккультизм, различаясь лишь методом, а проблема в злоупотреблениях и в лжебратии.

Если взять стремительно происходящие в жизни события, то невозможно игнорировать факт того, что с 2018 года кроме общеизвестной части Учения нам стала доступна и сокровенная часть записей Урусвати. Это как Галилеем или Коперником утвердить совсем иное устроение Космоса, не такое, какому учила Церковь. Это подлинная мировоззренческая Революция!

Если говорить о науке, то в нашем Учении о ней говорится с большим уважением. Науке отводится большое будущее. Но какой науке? Нынешняя материалистическая наука, как и многое сегодня – в будущем сильно изменится. И понятно, в какую сторону. И это уже будет заметно иная наука. В Учении именно о такой – новой, незашоренной науке говорится.

Теперь касательно религии, с которой как и с наукой в той или иной мере соприкасается наше Учение. В нашем Учении уважается и Религия. Но в каком смысле и какая Религия? С изменениями, которые могут произойти как в Космическом пространстве, так и в человеке, изменятся и возможности взаимодействия человека с Надземным Миром и с духовными планами. То, к чему ранее в силу высоких духовных свойств получали доступ лишь редкие Подвижники и Святые, в будущем получат доступ, или касание – многие люди. Соответственно это будет и в ином смысле Религия – не столько набор культовых действий и догматов массового верования, сколько реальный, личный духовный опыт каждого человека.

Таким образом, на пути человеческого познания и восхождения всегда будут существовать разные методы, равно и разные уровни достижения. И всегда будет оставаться Тайна, всегда будет манящий Свет нового Откровение. А это и называется – Эзотерическое. В Учении говорится:

«…Знак о Сокровенной Тайне также осознан лишь немногими. Легкомыслие шепчет, что не нужно всё Сокровенное. <…> Поистине, Сокровенное есть соизмеримость, которая даёт возможность подниматься без шатания. Тайною Мир держится. Нет предела Беспредельности».

Конечно, это – не наука. Но в таком признании «ненаучности» вовсе не умаление, а почитание и уважение.

Если прочесть Записи Е.И.Рерих 1950-х годов, то можно прикоснуться к тому, что такое настоящее Эзотерическое Знание (например, работа «Центры», или о «Космогенезисе»). И тогда станут понятны пределы возможностей методов науки, пределы областей, которыми занимается и которыми не занимается наука, равно и религия. У Йоги, у эзотерического имеется своя особая область и стезя. Только в духе и подвиге достигается наивысшее.

Многие, третирующие или ругающие «эзотерическое», даже не понимают, о чём они выражаются. Эзотерическое – это не «гадание на кофейной гуще» и это не чудотворство и не магия, а это – внутренний подвиг и Великое Посвященческое Знание, которыми приближаются к Торжеству Духа. Это путь к Великой Ответственности и к Космическому Водительству.

Если такая квинтэссенция не для массового применения, и если у нашего Движения есть ещё и другие, массовые задачи, в частности, задачи Культуры, Мира и Просвещения, то всё же это не означает, что мы не должны почитать вершину нашего Учения – Эзотерическое Знание.

Выходя на широкую аудиторию, мы должны, конечно, знать меру Откровения. Мы не должны всуе говорить о Тайне.

Тем не менее, уважая наших Учителей и Владык, именем того, что мы знаем о великом пути Их воплощений и достигнутых Ими результатов, – мы должны не стыдиться Эзотерического, а должны этим гордиться.

Таково место Эзотерического в нашем Учении.

 

А.В.Владимиров,

6 мая 2019 г.

Источник: https://vk.com/feed?w=wall269563352_948