Любители творчества Николая Рериха с большой надеждой ожидали выставку картин, открывшуюся в Москве 19 декабря 2017 г. в залах государственного музея Рерихов. Выставка знаменитого художника собрала произведения из российских и зарубежных коллекций: Русского музея, Третьяковской галереи, музея Востока и музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Она прошла достаточно успешно, во время новогодних каникул в музее не иссякал поток посетителей. Авторы этих строк также посетили эту выставку. Несмотря на её внешний успех имеются и огорчительные факты, о которых трудно умолчать.

 

Каталог издали, но в продажу он не поступил

 

В официальном пресс-релизе Государственного Музея Востока (далее − ГМВ), филиалом которого является Государственный Музей Рерихов (далее − ГМР), было заявлено о выпущенном каталоге: "К выставке подготовлен альбом-каталог, рассказывающий об основных этапах творческого пути, большой общественной работе, а также сложных духовных поисках художника".[1]

Фото. Обложка альбом-каталога "Николай Рерих. Восхождение" (2017, ГМР, Т.К.Мкртычев и Д.Н.Попов) 
  • Album_cover

Вообще-то, первоначально данное предложение звучало таким образом: "К выставке подготовлен альбом-каталог, рассказывающий о творческих этапах жизни художника, о его большой общественной работе по защите памятников культуры, а также сложных духовных поисках, создавших Николаю Рериху скандальную известность как "мистика", "буддиста" и "шпиона" разных разведок".[2] Это предложение было урезано до предыдущего, после того как один из авторов данной статьи критически отозвался о такой формулировке, выразив непосредственно его авторам своё недовольство на страницах фейсбука в следующих словах: "Надо понимать, что кураторы этой выставки (Попов и Мкртычев) являются поклонниками-читателями клеветнических измышлений Шишкина и Андреева, раз делают рекламу таким инсинуациям: "... сложных духовных поисках, создавших Николаю Рериху скандальную известность как "мистика", "буддиста" и "шпиона" разных разведок"".[3] Хорошо, что у авторов этого перла хватило ума подкорректировать на официальном сайте ГМВ свои сентенции, имеющие сомнительный привкус. Хотя они остались на форумах и в соц.сетях, где они не имеют администраторских прав для коррекции опубликованных сообщений.

Несмотря на то, что о данном каталоге было широко заявлено ещё до открытия выставки "Николай Рерих. Восхождение", на самой выставке этот каталог не продавался, не было его и на прилавках книжного киоска в головном здании ГМВ на Никитском бульваре, также и в розничную продажу он не поступал. Он вроде бы формально есть – выпущен к вернисажу, но широкая публика его так и не получила. Что же произошло, куда исчез каталог и почему?

 

Отсутствие в каталоге типографских выпускных данных

и индексов УДК и ББК

 

Альбом-каталог "Николай Рерих. Восхождение" представляет собой массивное издание: твёрдая обложка, альбомный формат А4, 208 страниц плотной, белоснежной, мелованной бумаги с текстом и цветными изображениями. На титульной странице указаны солидные организации, под патронажем которых выпущен этот каталог: "Министерство культуры РФ, Государственный русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей Николая Рериха (Нью-Йорк), Государственный музей Востока, Музей Рерихов".[4]

Чуть ниже на той же титульной странице указано, что авторами-составителями являются Т.К.Мкртычев и Д.Н.Попов. Альбом-каталог открывается вступительным словом министра культуры РФ В.Р.Мединского, также – директора ГМВ А.В.Седова и директора музея Рерихов (Филиала ГМВ) Т.К.Мкртычева. Понятно, что подобные вступительные статьи готовят авторы, и "генералы" не имеют к ним никакого отношения. Поэтому досадную опечатку во вступительном слове А.В.Седова полностью относим на счёт авторов каталога: "В феврале 1916 года было принято решение о создании музея Рерихов – филиала Музея Востока". На время обойдем вниманием неверное использование заглавных и прописных букв. Сейчас важно совсем другое. Оказывается, новый музей Рерихов создан 101 год назад! Досадная ошибка, на самом деле – 2016 год.[5]

Фото. Титульный лист каталога. 
  • Album_titul
 

Переворачиваем титульную страницу и видим на ней выходные сведения, которые, регламентируются ГОСТом.[6] "Выходные сведения — сведения о печатном издании, необходимые для его библиографической обработки и статистического учета, а также для информирования потребителя... С 1 января 2007 года содержание и расположение выходных сведений регламентирует ГОСТ Р 7.0.4-2006 "СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления"".[7]  Согласно ГОСТу, выходные сведения должны, кроме всего прочего, содержать классификационные индексы (УДК и ББК). Таковые в каталоге отсутствуют напрочь. Индексы библиотечно-библиографической классификации (ББК) и универсальной десятичной классификации (УДК) необходимы для классификации издания, когда оно попадает в библиотеку. Похоже, что с самого начала издатели альбома-каталога "Николай Рерих. Восхождение", Т.К.Мкртычев и Д.Н.Попов, не собирались не то, чтобы выполнять правило обязательного экземпляра,[8] согласно которому каждое издание должно передаваться в крупные библиотеки страны, но даже просто передавать этот альбом-каталог в научную библиотеку своего родного ГМВ или ГМР.

Фото. Оборот титульного листа каталога. 
  • Album_oborot

Также согласно ГОСТу в книжном издании должны быть типографские выпускные данные. "Выпускные данные — часть выходных сведений печатного издания. Размещаются на последней странице книги на месте исторического колофона. Согласно ГОСТу Р 7.0.4-2006 выпускные данные книжного издания содержат: дату подписания в печать; формат бумаги и долю листа; объем издания в условных печатных листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; юридическое имя издателя и его адрес; юридическое имя полиграфического предприятия и его адрес".[9]

Типографские выпускные данные в каталоге также отсутствуют. Это говорит о том, что данное издание носит нелегальный характер, т.к. невозможно проследить, где оно издавалось, каков тираж, сколько было уплачено за его печать.

 

Анализ макета каталога

 

Фото. Страницы 8-9 и 10-11 каталога как пример дизайнерского решения макета всего каталога. 
  • Album_str.8-11
 

Анализ издания следует начать с макета. Он подготовлен достаточно оригинально. Это дело вкуса дизайнера. Страницы широкоугольной книги на 30–50 % пустые. В итоге выходит, что текст разогнан на одну треть, минимум! Значит, объем каталога неоправданно увеличен. Чем больше объем издания, тем выше стоимость выполненных работ. Авторам каталога просто не хватало текста для достижения требуемого объёма. Нормальные издатели наоборот экономят место, чтобы удешевить объём издания с целью экономии средств. Но в данном издании это не наблюдается, а наоборот видно, что авторы стремятся раздуть издание, чтобы сделать его как можно дороже. Это явный признак того, что издание оплачивается из бюджета и авторы желают освоить бюджетные средства по полной. Ниже будет показано, что данный каталог действительно оплачивался из гос.бюджета по тех.заданию Минкультуры.

 

Текстологический анализ каталога

 

Автор данной статьи не является большим знатоком грамматики русского языка. Поэтому в вопросе текстологического анализа каталога он опирается на мнение специалистов, с выводами которых автор статьи был ознакомлен. Нижеприведённый анализ базируется на выводах этих специалистов, имена которых оставляются за скобками.

На титульной странице и на её обороте слово "авторы-составители" написано по-разному: в первом случае без дефиса, во втором – с дефисом. Здесь же на обороте титула указан корректор А.З.Зимин, сотрудник ГМР и близкий друг автора каталога и директора музея Рерихов Т.К.Мкртычева (занимает стол рядом с директором в его кабинете). Акцент на корректора важен для нас в свете рассмотрения всего текста.

Фото. На выходе из ворот ГМР, Т.К.Мкртычев (слева), А.З.Зимин (справа). 16.11.2017 г.[10] 
  • Mkrtychev_Zimin_gmr

Аннотация содержит три ошибки по пунктуации и согласованию частей речи. Нигде не указана дата рождения Н.К.Рериха (ни в аннотации, ни в тексте). Нужно заметить, что титул, оборот титула и вступительные статьи – это лицо издания.

В содержании на стр. 5 имеется раздел "Путями Азии (1924–1934)", посвященный путешествиям Н.К. Рериха по Центральной Азии. Правильные даты: 1923–1935.

По факту работа корректора выполнена недобросовестно. Практически на каждой странице есть корректорские недоработки. Текст каталога содержит большое количество грамматических, пунктуационных и лексических ошибок (согласование частей предложения, неправильное употребление деепричастных оборотов, написание дефиса вместо тире, повторы слов, неправильные переносы, др.). Их количество превышает число 180. Приведем несколько примеров.

В разделе "Сказки Нового Света" слово "недаром" написано раздельно (с. 67). Речь идет о поездке Рерихов на юго-запад США: "Сердце этого обширного края – штаты Нью-Мексико и Аризона – не даром [sic] именуются американским Тибетом". Напомним правило: НЕДАРОМ[11] – это с определённой целью, по определённой причине, не без основания. НЕ ДАРОМ – это не бесплатно, а за какую-то плату.  

Далее обзорно. "Раннее утро" с одной буквой "н" (с. 74). Частица "не" пишется раздельно в словосочетании "никому не известных" (с. 82). И частица "же" пишется раздельно: "в то же время" (с. 103 и 174). Подлежащее и сказуемое запятыми не разделяется: "Этот чрезвычайно интересный феномен сформировался в Центральной Азии" (с. 91, также с. 100). Сравнение "как на полотнах Рериха" выделяется запятыми (с. 104). В словосочетании "несмотря на то что" запятая перед "что" не ставится (с. 82). Налицо незнание правил написания частицы "же", слитно или раздельно, в конструкциях "так же" и "также" (с. 164). Часто точка стоит внутри кавычек при окончании предложения, а не вовне, как того требует правило: см. с. 12, 58, 78, 108. Ошибочное использование деепричастного оборота: "И уже проживая на севере Индии в долине Кулу… нетрудно представить, что “русская тема” для окружающих представлялась невероятной экзотикой" (с. 154).

В тексте каталога встречаются и другие казусы. Самый яркий пример следующий: "Этому камню суждено стать важной частью тех воззрений, которые…" (с. 190). – Как камень может стать частью воззрений? Или другое: "Вся фигура "Учителя" окружена сияющей аурой" (с. 197). Слово "Учитель" взято в кавычки. Что же это значит? Что не является Учителем?    

Очевидно, что к подготовке альбома-каталога не привлечен ни научный, ни литературный редактор. В результате вкрались ошибки при воспроизведении цитат из очерков Н.К.Рериха. Цитата из очерка "Софийский собор", содержит 20 ошибок (с. 128), из очерка "Сколько" – 3 ошибки (с. 154). Сверка цитат входит в обязанности редактора. 

Непростительными для каталога подобного уровня, выпущенного под эгидой Министерства культуры, являются ошибки в названиях картин. Так, под изображением картины "Сокровище мира" дано название другой картины "Тень Учителя" (с. 96). Картина "Пересвет с Челубеем" названа "Пересвет с Челибеем" (с. 154), "Песнь о Шамбале" имеет название "Песнь Шамбале" (с. 198), "Весть Тирону" дана с искажением, а именно: "Весть Трону" (с. 154). В названии картины "Часовня св. Сергия на перепутье" присутствует орфографическая ошибка, написано "на перепутьи" (с. 97). Помимо того, воспроизведена картина Н.К.Рериха "Монхиган (Мэн)" как принадлежащая МЦР, то есть Международному центру Рерихов (с. 62).

Встречается несоответствие текста и изображений, о которых в тексте идет речь, разрыв достигает десятка и более страниц. Картина "Пленница" приведена на странице 138, а её описание дано на с. 170–172 (текст); триптих "Мадонна Орифламма" на с. 111 и с. 120–122 (текст).

Фото. Картина Н.К.Рериха "Fiat Rex" (центральная часть триптиха). 
  • Fiat-Rex_fragment

Имеются и смысловые ошибки в описаниях произведений Н.К.Рериха. В картине "Пленница" авторы считают круглое тюремное окно, через которое падает лунный свет, "полной луной" (с. 172), а в описании триптиха "Fiat Rex" обруч в руках "Учителя" неожиданно превращается в "Камень Чинтамани" (с. 197), что не соответствует действительности. Эту деталь на картине "Fiat Rex" описывает Е.И. Рерих в одном из своих писем: "На картине Великий Владыка держит Венец. Обруч с одним камнем-алмазом есть символ Братства и Его Главы. Обруч этот отвечает сияющему обручу, видимому над головою Высоких Духов".[12]

 

Раздел "Каталожная часть" каталога

 

Поначалу кураторы и устроители выставки "Николай Рерих. Восхождение" планировали выставить 193 картины Н.К.Рериха. Поэтому в разделе каталога "Каталожная часть" указано 193 картины. Также в широкой прессе на страницах ТАСС было заявлено, что "в экспозицию войдут около 190 произведений".[13]  Несмотря на то, что на территорию музея были завезены все 190 картин, по какой-то непонятной причине на выставке фактически было представлено только 145 картин. В результате неумелых действий кураторов и устроителей выставки, публика не увидела 45 картин Н.К.Рериха, которые пылились в соседних закрытых помещениях ГМР.

Хуже того, авторы этого альбома-каталога, Т.К.Мкртычев и Д.Н.Попов, воспользовались фотографиями картин, которые были выполнены фотографами МЦР. Теперь нужно ожидать судебные претензии от МЦР по этому поводу, т.к. копирайт на фотографии защищен законодательством. Юристы МЦР смогут легко доказать, что Т.К.Мкртычев и Д.Н.Попов использовали фотографии МЦР без их разрешения. Кто будет платить штрафы по этому делу − авторы каталога, фирма-изготовитель каталога или российские налогоплательщики из бюджета Минкультуры? Ответ на этот вопрос оставляем профессиональным юристам.

 

Кто платил за издание каталога и кому?

 

ГМР - государственное учреждение, финансируемое из бюджета РФ. По закону, такие мероприятия как устроение картинной выставки заказывается Минкультуры и выставляется им на сайт госзакупок для проведения свободного конкурса для поиска наилучшего исполнителя заказа. Открытый конкурс по выставке «Николай Рерих: Восхождение» состоялся 28.09.2017 и уже 20.10.2017 был определён его победитель.[14] Победитель конкурса получил техническое задание с описанием работ и денежные средства на их выполнение. В нашем случае победителем тендера на проведение выставки «Николай Рерих: Восхождение» стало некое Акционерное Общество "МарКом".[15] Стоимость этого государственного контракта №0173100007717000396 составила 12 миллионов 250 тысяч рублей.[16]

В эту сумму входило и издание каталога к выставке. Так, в техническом задании Минкультуры на оказание услуг по организации и проведению выставки «Николай Рерих: Восхождение» читаем: "4.3. Написание каталога выставки объёмом не менее 5 и не более 10 авторских листов. Каталог должен содержать вводную статью объёмом не менее 1 авторского листа, изображения экспонатов выставки в качестве не менее 300 dpi, каталожные описания не менее 150 и не более 250 экспонатов".[17]

Судя по рассматриваемому нами альбому-каталогу, это тех.задание было выполнено. Это значит, что АО "МарКом" получило за него деньги. Сколько именно − нам неизвестно. Но нам известны авторы текста этого каталога. В одной дискуссии на фейсбуке Д.Н.Попов и Т.К.Мкртычев 23 декабря 2017 года утверждали, что они являются авторами текста каталога (трудно это отрицать, т.к. на его страницах указаны их фамилии), но денег за написание текста они не получали.

Д.Н.Попов на открытии выставки «Николай Рерих. Восхождение», 19.12.2017. 
  • D.N.Popov_19.12.2017

Д.Попов: "За выставки их музейные кураторы не получают никаких гонораров, а делают это за свою обычную музейную зарплату. За свою немалую работу, как один из двух кураторов и основной автор выставки "Николай Рерих. Восхождение" и соавтор текста иллюстрированной монографии-каталога, выпущенной к этой выставке, я не получил никаких денег, а сделал это исключительно в порядке нашего межмузейного сотрудничества. Хотя вообще-то вовсе не считаю зазорным получать деньги за работу".[18]

Т.Мкртычев: "Конечно, по-хорошему, куратор за идею и подготовку выставки должен получать какой-то гонорар. По крайне мере, мне так кажется. Но это нигде в наших правилах не прописано, и мы работаем за свою зарплату".[19]

Согласно российскому законодательству каждый труд должен быть оплачен, хотя бы по минимальному тарифу. В противном случае такие действия квалифицируются как преступление в виде ухода от уплаты налогов на фонд заработной платы. Даже лазейка с волонтёрами не поможет, т.к. акционерные общества (АО "МарКом") не могут использовать труд волонтеров в производстве продуктов, за которые они получают бюджетные деньги по госконтракту.

Итак, фирма АО "МарКом" получила деньги за изготовление каталога к выставке, но не заплатила его авторам, Д.Н.Попову и Т.К.Мкртычеву, за написание текста каталога. В этом случае мы имеем двойное нарушения: 1) получение бюджетных средств за работу, которую АО "МарКом" не выполняла; 2) использование АО "МарКом" бесплатного труда и уход от уплаты налогов на заработную плату.

Что касается первого соавтора каталога, Д.Н.Попова, то в 2017 году он не являлся сотрудником ГМР (он был включен в штат ГМР в январе 2018 г.), а работал, по его словам, в Нью-Йоркском музее Н.К.Рериха, частной американской организации. Ну, а вот второй соавтор этого альбома-каталога, Т.К.Мкртычев, является государственным служащим РФ, и поэтому должен будет отчитаться перед Минкультуры за то время, которое он потратил на безвозмездный труд в пользу коммерческой фирмы АО "МарКом", т.к. Т.К.Мкртычев является директором государственного учреждения и в его рабочем договоре, скорее всего, в графе часы рабочего времени указан ненормированный рабочий день.

В этом случае проглядывается коррупционная составляющая в отношениях директора ГМР Т.К.Мкртычева и директора АО "МарКом", С.В.Моисеева, т.к. Т.К.Мкртычев должен контролировать исполнение тех.задания Минкультуры на проведение выставки "Николай Рерих. Восхождение", деньги за которую получил С.В.Моисеев. Здесь контролёр (Т.К.Мкртычев) бесплатно работает на своё подконтрольное лицо (АО "МарКом" − С.В.Моисеев), и сам же контролёр (Т.К.Мкртычев) закрывает глаза на нарушения подконтрольного лица, самим же собой допущенное. Здесь Т.К.Мкртычеву может быть предъявлено обвинение в пособничестве мошенничества по статье 159 ч. 3 Уголовного кодекса РФ, которая гласит:

"Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового".[20]

Тот факт, что каталог не поступил в продажу к выставке, говорит о неполном выполнении тех.задания Минкультуры, т.к. в конкурсной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению выставки «Николай Рерих: Восхождение» в вышеприведённом пункте 4.3. ясно сказано, что каталог должен быть изготовлен для выставки, а не для мусорной корзины и не для закрытых кладовых усадьбы Лопухиных. Если за каталог уплачены деньги, он напечатан, но не поступил на выставку ни в каком виде − ни в продажном, ни подарочном и ни презентационном виде, то это равносильно тому, что его вообще нет. Здесь наблюдается не только не выполнение целей тех.задания Минкультуры, направленного на популяризацию творчества Н.К. Рериха (см. п. 3 тех.задания), но и упущенная прибыль в виде непроданных экземпляров дорогостоящего альбома-каталога. Здесь АО "МарКом" может быть обвинено в растрате бюджетных денежных средств, а директор ГМР, Т.К.Мкртычев − в ненадлежащем контроле за использованием средств Минкультуры, направленных на выставку "Николай Рерих. Восхождение".

Схема финансирования выставки «Николай Рерих: Восхождение». 
  • Chema_finanzen

Вообще, нужно отметить, что схема, когда директор музея становится куратором выставки, за которую некая коммерческая фирма получает бюджетные деньги, является мягко говоря, подозрительной, т.к. контролёр (директор музея) выполняет работы по устроению выставки, за которую подконтрольная ему коммерческая фирма получает деньги.

В настоящее время рериховское наследие, хранящееся в ГМР, находится под контролем государства, которое представляет интересы российского народа. И это означает, что общественность имеет право знать, как государственные служащие распоряжаются наследием семьи Рерихов.

 

А.Люфт

16 февраля 2018 г.

 


[1] См. официальный сайт ГМВ, Выставка "Николай Рерих. Восхождение": http://www.orientmuseum.ru/exhibitions/archive/-item=604.aspx 

[2] См. копию этого сообщения, размещенного на форуме: http://forum.roerich.info/showthread.php?t=20507 или на фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/roerichs.movement/permalink/1950072631920477/ 

[4] Альбом-каталог «Николай Рерих. Восхождение», 2017, Москва, ГМР, авторы-составители Т.К.Мкртычев и Д.Н.Попов, стр. 3.

[5] См. Проект государственного Музея семьи Рерихов утверждён коллегией Минкультуры: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/245-projekt-roerich-museum 

[6] См. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. ИЗДАНИЯ. ВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ: http://bibliography.ufacom.ru/method/gosts/7-4/7_4.htm 

[12] Письмо Е.И.Рерих к Ф.А.Буцену от 10.05.1937.

[13] См. ТАСС, Около 190 картин Николая Рериха представят на выставке в Москве: http://tass.ru/kultura/4823373 

[15] См. Организация АО "МАРКОМ" на сайте "Каталог организаций России": http://www.list-org.com/company/4377792 

[16] См. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 20.10.2017 №ПРО1: http://zakupki.gov.ru/44fz/filestore/public/1.0/download/priz/file.html?uid=5BE66503F835019AE0530A86121F8452 

[17] Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению выставки «Николай Рерих: Восхождение», Техническое задание, стр. 57. http://zakupki.gov.ru/44fz/filestore/public/1.0/download/priz/file.html?uid=5A3FA8F3A2C30198E0530A86121F38C5 

[20] См. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017). Статья 159. Мошенничество: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/8012ecdf64b7c9cfd62e90d7f55f9b5b7b72b755/