4. Нужен ли всемирный единый орган, представляющий интересы рериховцев планеты? Если да, то какие функции он мог бы исполнять, и какими правами он мог бы быть наделён?
Полагаем, что такой единый орган нужен. При этом в каждой стране может быть создан свой орган, объединяющий рериховские организации данной страны, координатором будет выступать единый международный орган, в который войдут представители из центральных органов стран.

5. Какое место было бы на ваш взгляд наиболее подходящим для проведения МКРД: большой город, провинциальный город, загородное место на природе?
На наш взгляд, наиболее подходящим местом для проведения МКРД является провинциальный город.

6. В какой стране должен проходить МКРД?
Полагаем, что проходить МКРД должен в России, что связано со следующим:

  • именно в России существует большее количество рериховских обществ, чем в иных странах и в целях обеспечения возможности участия представителей обществ в МКРД, местом его проведения должна быть Россия;
  • экономическое положение страны, в том числе многих рериховских организаций России, сложное, и в целях уменьшения финансовых затрат на участие в МКРД, полагаем местом его проведения должна стать Россия;
  • проведение МКРД в России, полагаем, сможет благотворно повлиять на атмосферу страны, призванной стать ведущей на пути духовного преобразования человечества;
  • Учение, данное на русском языке, через русских, на наш взгляд будет лучше понято именно в России.

С уважением,
сотрудник общества Гехт Маргарита

".*

Редакция благодарит Сургутское общество "Феникс" за это письмо! Теперь, уважаемые читатели, давайте все вместе проанализируем инициативу грузинских рериховцев путём поиска вариантов ответов на ранее поставленные нашей редакцией шесть вопросов. Отправной точкой будет служить письмо Маргариты Гехт.

Вопрос первый
Считаете ли вы необходимым проведение
Международного Конгресса Рериховского Движения (МКРД)?

Маргарита, на наш взгляд, предлагает абсолютно универсальную формулу - "если мотивы его проведения чисты и искренни"! В этом ответе уже заложено решение проблемы сегодняшнего Рериховского Движения (далее - РД), которому действительно в проведении конференций не хватает искренности и чистоты.

Не для кого не секрет, что сегодня РД расколото на три лагеря:
1) на сторонников Международного Центра Рерихов (МЦР), признающих руководящую и ведущую роль этой организации;
2) на тех, кто не признаёт ведущей роли МЦР;
3) на тех, кто пытается сохранить нейтралитет между первым и вторым лагерем.

Первая группа обществ довольно многочисленна, и несколько лет назад была в большинстве. Но после того как МЦР скомпрометировал себя неэтичными действиями по отношению к издательству "Сфера" (и некоторым другим обществам) количество сторонников этой организации сильно уменьшилось. Также и попытка МЦР использовать патентование знака Знамени Мира в целях давления на рериховские общества заставила многих людей задуматься о соответствии таких методов Учению Живой Этики. Главным отличием конференций, проводящихся этой группой, является требование к участникам признать главенствующую роль МЦР. Тот, кто не признаёт ведущей роли МЦР, зачисляется во враги этой организации. Присутствует жесткий надзор за подчинёнными по отношению к их связям со сторонниками второго лагеря, сотрудничество с которыми расценивается в качестве предательства (свежий пример - недавний случай с белорусским обществом). То есть целью всех конференций этой группы становиться объединение вокруг одной организации, а именно МЦР. Вопросы подчинённости и борьбы с врагами являются главными на конференциях этой группы.

Вторая группа обществ РД на сегодня наиболее многочисленна. К ней относятся рериховские общества, которые концентрируют свою деятельность на культурных мероприятиях, ставя вопросы подчинённости на второстепенные роли. Конференции, проводимые этой группой, отличаются направленностью на определённые научные или культурные темы, которые рассматриваются с позиций Учения Живой Этики. Требования о признание того или иного центра за ведущее начало отсутствуют. В конференциях этой группы может принять участие любой желающий. Организационные вопросы по созданию общего центра, координирующего работу этой группы, отсутствуют. Скорее всего, это происходит по причине боязни всяких центров, имеея перед собой отрицательный пример деятельности МЦР. Главными темами проводимых конференций являются вопросы культурного или научного характера, так или иначе связанных с Агни Йогой.

Третья группа малоактивна. Поэтому очень трудно проследить настроения в этой среде. Причины, по которым рериховцы этой группы не хотят примыкать ни к одному из лагерей, могут быть различны - от простого неприятия всех вопросов, связанных со светско-организационной деятельностью, до желания сохранить целостность РД любыми путями.

Теперь попытаемся подумать, какие мотивы созыва конференции можно считать чистыми и искренними? На наш взгляд, только мотивы, направленные на Общее Благо, могут быть чистыми. Инициатива грузинского рериховского общества носит именно такой характер. Они предлагают провести конференцию во имя сохранения Учения, во имя создания этического центра РД, который смог бы представлять всё мировое РД. То есть речь идёт не о главенстве какой-то одной организации, а о коллегиальном, демократически выбранном центре, который бы формировался из представителей рериховских обществ всех регионов и стран. То есть инициатива вождя грузинских рериховцев академика Т.П.Тавадзе лишена каких-то личных мотивов, и преследует цели Общего Блага. Такие мотивы трудно назвать нечистыми или неискренними.

Вопрос второй
Какие существующие проблемы способен решить МКРД?

Рериховцы Сургута в лице Маргариты Гехт при ответе на этот вопрос делают упор на организационные проблемы РД:
1) решение проблемы ведущего начала;
2) рассмотрение вопросов взаимодействия между центром и периферией;
3) создание иерархической цепи.

Рассмотрим подробнее эти пункты.
Первое. Общепризнанное ведущее начало в сегодняшнем РД отсутствует. Таким ведущим началом в прошлом были представители Учителя - Блаватская, Рерихи, которые доказывали своё право Ведущего не нотариальными заверениями, а силой своего знания, силой убеждения, силой своего интеллекта. При этом никогда не ставилась под вопрос свобода выбора каждого приверженца вековой мудрости. А тем более, никогда не оказывалось давление в целях подчинения. Сегодня таким ведущим началом смог бы стать коллективный орган всех рериховских обществ, в который должны войти наиболее духовные представители из разных стран мира, объединённых вокруг Учения Живой Этики.

Второе. Взаимодействие периферийных рериховских организаций с таким единым коллегиальным центром может строиться только на добровольных основах. Никакой силы и принуждения, только добровольность и взаимоуважение, только взаимопомощь и сотрудничество во имя Общего Блага, только стремление вперёд, к лучшему будущему должно проходить красной нитью через все отношения между центром и местными организациями.

Третье. В случае если Международная Конференция Рериховского Движения объединит действительно всех искренних и преданных сторонников Живой Этики, то почему не надееться, что связь с Иерархией, с Учителем возобновиться? Ведь было же обращение Учителя к участникам всеобщей рериховской конференции 1995 года. А если возобновится связь Иерархии с конференцией, то можно надеется, что выбранный коллегиальный орган такой конференции также получит покровительство со стороны Иерархии. Весь вопрос в том, будет ли такая конференция или её орган в состоянии влиять на вопросы Общего Блага всей планеты? Ибо возобновление связи с Учителем не есть самоцель (!!!), а целью объединения рериховцев всей планеты может быть только помощь Невидимому Международному Правительству в решении злободневных планетарных проблем с позиции Учения Живой Этики! То есть Международная Конференция Рериховского Движения могла бы учредить постоянно действующий орган, который смог бы проводить в жизнь решения Невидимого Международного Правительства.

Вопрос третий
Какие вопросы необходимо вынести на МКРД?

Нужно заранее определиться с кругом тем, которые необходимо решить на такой конференции. Было бы лучше всего, если бы такие темы были подсказаны рядовыми рериховцами. Поэтому, дорогие читатели, редакция продолжает принимать письма по инициативе грузинских рериховцев о созыве Международной Конференции Рериховского Движения (МКРД). Пишите, предлагайте, критикуйте! Мы опубликуем все точки зрения!

Вопрос четвёртый
Нужен ли всемирный единый орган,
представляющий интересы рериховцев планеты?
Если да, то какие функции он мог бы исполнять,
и какими правами он мог бы быть наделён?

Рериховцы из общества "Феникс" полагают, "что такой единый орган нужен. При этом в каждой стране может быть создан свой орган, объединяющий рериховские организации данной страны, координатором будет выступать единый международный орган, в который войдут представители из центральных органов стран".

Редакция полностью согласна с таким решением, по которому будет выстроена иерархическая пирамида Рериховского Движения на справедливых, демократических и свободных началах. К сказанному можно лишь добавить, что такой единый орган сможет не только помогать Невидимому Международному Правительству, но и решать массу внутренних проблем РД, связанных с сохранением, развитием и распространением Учения Живой Этики. Так сегодня назрела насущная проблема выработки единого подхода к изданию как самих четырнадцати книг Учения Живой Этики, так и других первичных источников - писем и дневников семьи Рерихов. Существует проблема переводов книг Агни Йоги на другие языки. Существует проблема публикации уже выполненных переводов Учения. Все эти и многие другие проблемы могла бы решить МКРД.

О процедуре создания всемирного единого рериховского представительства можно сказать, что такая процедура должны быть демократической, т.е. такой орган должен быть коллегиальным правлением, избираемым на определённый срок.

Вопрос пятый
Какое место было бы на ваш взгляд наиболее подходящим
для проведения МКРД:
большой город, провинциальный город, загородное место на природе?

Мы задали это вопрос не случайно, т.к. имели в виду тяжелую атмосферу, тяжёлую ауру больших городов, в которых трудно надеется на невидимую помощь со стороны Светлой Иерархии. На природе же, вдали от "ментального смога" большого города, можно было с легкостью сосредоточиться на решении вопросов с позиции сердца. Но, к сожалению, загородные конференц-залы и необходимая инфраструктура (гостиницы, столовые) очень дороги, и поэтому для рериховцев непригодны. Поэтому предложение сургутских рериховцев о проведении МКРД в небольшом городке, где можно найти недорогие помещения и недорогой сервис, и в котором было бы достаточно свежей праны, кажется наиболее приемлемым.

Вопрос шестой
В какой стране должен проходить МКРД?

Аргументы, выдвинутые Маргаритой Гехт в пользу России убедительны и неоспоримы! Конечно, страной проведения МКРД должна стать Россия. Но где? В каком регионе? В каком городе? Дорогие читатели, пишите нам, предлагайте ваши варианты. Если какое-то местное общество возьмется за организацию приёма участников МКРД, то мы с огромной радостью оповестим об этом всех рериховцев нашей планеты на трёх языках - русском, английском, немецком. Пишите! Предлагайте! Сотрудничайте!

 20.06.2004


Примечание
* электронный адрес Маргариты Гехт в редакции.