В статье "Критические замечания на статью И.Силарса "Предки Рериха: легенды и архивные свидетельства"" мы затронули вопрос о происхождении Н.К.Рериха в свете писем его деда Фридриха и генеалогического древа рода Рерихов, хранящегося в "Фонде Рерихов" Лиепайского музея истории и искусства. Поводом к написанию данной работы стала всё та же статья Иварса Силарса (Ivars Silaers) "Предки Рериха: легенды и архивные свидетельства".1 В ней латышский историк утверждает: "Трудно сказать, знал ли Николай Рерих правду о своём происхождении. Как бы то ни было, особого повода гордится своими корнями в петербургском аристократическом обществе у него не было. Поэтому-то и возникли – надо думать не без его участия - хорошо известные нам сегодня легенды о "родовитых предках" Рерихов - шведском генерале, варягах и основателе Руси Рюрике, а также о "древнем" гербе рода Рерихов".
В этой статье И.Силарса есть не только отрицательные стороны и грубые ошибки, о чём мы писали в нашей предыдущей критической работе, но и положительные стороны. В первой части своей публикации И.Силарс довольно аргументировано критикует т.н. скандинавскую теорию происхождения рода Рериха, которая в настоящее время занимает господствующее положение в рериховедении. Приверженцами шведского происхождения рода Рериха являются такие корифеи как П.Ф.Беликов, Е.И.Полякова, В.П.Князева, Г.Рудзите. И все остальные современные рериховеды лишь подхватывают и перепевают на разные лады мнение этих основоположников. Но, как правильно показывает в своей статье И.Силарс, скандинавская теория происхождения имени Рериха не подкреплена никакими (!) историческими документами, кроме как выдуманными кем-то легендами, подчас противоречащими друг другу. Впрочем, такое развитие теории происхождения имени Рериха было вполне предсказуемо, т.к. указанные пионеры рериховедения, проводя параллели между Рерихом и Рюриком, лишь следовали в общепринятом фарватере нордической теории происхождения князя Рюрика, основоположника русской государственности. Но в настоящее время в свете новых археологических находок эта теория иностранного, скандинавско-шведского происхождения Рюрика справедливо подвергается массированной критике, и аргументировано возрождается альтернативная теория происхождения князя Рюрика – померанско-славянская, или другими словами, прусская. Как показано ниже, родословная Рериха также уходит корнями в эти прибалтийские земли. Приведём доказательства.
Пусть читатель ещё раз обратит внимание на карту Курляндии, на которой указаны немецкие лютеранские приходы, в метриках которых в XVIII и XIX веках имеются записи о рождении детей с фамилией Рерих (см. рис. 1). Из неё видно, что в Курляндии проживало несколько сотен людей с этой фамилией. Все они исповедовали немецкую лютеранскую веру, крестились в немецких лютеранских приходах, где метрики велись на немецком языке (см. ниже фото 1).
Рисунок 1. Немецкие лютеранские приходы Курляндии, в метриках которых в XVIII и XIX веках встречается фамилия Рерих (по данным И.Силарса). |
Фотография 1. Запись в приходской книге (метрике) лютеранской кирхи города Тукумса о рождении Александра Рериха (дяди Н.К.Рериха), сына Фридриха Рериха от Дорис Пореп, 7 сентября 1854 г., на немецком языке, правая страница, внизу. (Государственный исторический архив Латвии, фонд 235 – опись 6, снимок 27.)2 |
Фотография 2. Фридрих Рерих (дедушка Н.К.Рериха) с женою Дорис Пореп и сыном Александром, возрастом 12 лет, 1866 г., г. Тукумс. (Архив Лиепайского музея).3 |
Фотография 3. Фотокопия автографического письма Фридриха Рериха к своему внуку Н.К.Рериху от 3.12.1901, на немецком языке.4 |
Фотография 4. Письмо Изабеллы Рерих (кузины Н.К.Рериха) к члену Латвийского общества Рериха Эйжении Фрицберг, на немецком языке, конец 1934 г. (Архив Лиепайского Музея, LM 14545:2).5 |
Фотография 5. Первая страница завещание Фридриха Рериха (двоюродного брата отца Н.К.Рериха), на немецком языке, обнародовано сразу после смерти составителя в 1988 г. (Архив Лиепайского Музея, LM 14544:5).6 |
Фотография 6. Генеалогическое древо рода Рерихов (нем.: Stammbaum der Familie Roerich), составленное Изабеллой Рерих (из архива Лиепайского музея).7 |
Все выше приведенные автографические документы семьи Рерихов – письма дедушки Рериха (см. фото 3, на древе он обозначен жёлтой стрелкой), письма Изабеллы Рерих (см. фото 4, на древе она обозначена красной стрелкой) и ею составленное генеалогическое древо рода Рерихов (см. фото 6), завещание её отца Фридриха (см. фото 5, на древе он обозначен зелёной стрелкой, на коллаже помещён фрагмент из его завещания и дом, где жила его большая семья, сам Н.К.Рерих отмечен на генеалогическом древе синей стрелкой) – все эти документы написаны на немецком языке. Это говорит о том, что родным языком для них был немецкий.
Все отпрыски рода Рерихов, как это видно из генеалогической таблицы Изабеллы Рерих, носили немецкие имена – Иоганн, Вильгельм, Фридрих, Карл, Генрих, Теофил, Бенедикт, Изабелла, Лаура. Все мужчины рода Рерихов были женаты на немецких фрау – Иоганн (прадедушка Н.К.Рериха) на Дорис Шульц, его сыновья: Иоганн на Марии Бранденбург, Вильгельм на Аннете Таговски, Фридрих на Лизетте Кнопке; двоюродные братья К.Ф.Рериха (отца Н.К.Рериха): Александр на Катерине Винтер, Фридрих на Отиллии Байер; двоюродные кузены Н.К.Рериха: Фридрих на Юлии Добель, Александр на Олинке Нойманн, Карл на Иделе Кронберг, Бенедикт на Марте Цайтц.
Все вышеприведенные документы свидетельствуют о том, что Рерихи принадлежали к этнической группе балтийских немцев. Историческая справка: "Балтийские немцы – этническое немецкое (немецкоязычное) меньшинство, с XII века проживавшее на восточном побережье Балтийского моря, на территории современных Эстонии, Латвии и Литвы. Балтийские немцы составляли верхние слои общества - аристократию (дворянство) и большую часть среднего сословия - свободных городских граждан (бюргеров) в тогдашних провинциях Курляндия, Лифляндия и Эстляндия и оказали значительное влияние на культуру и язык местных жителей - современных эстонцев и латышей. В современной Германии, имеющей богатую историю репатриации этнических немцев из исторических эксклавов, термин "балтийские немцы" имеет такое же хождение и легитимное этнографо-историческое употребление, как и например, "судетские немцы", "силезские немцы", "карпатские немцы" и т. п."8
Следовательно, Константин Федорович Рерих – отец Н.К.Рериха – был обрусевшим балтийским немцем. Подростком он отправился из курляндской провинции в столицу Российской империи – в Санкт-Петербург, где сделал хорошую карьеру – стал нотариусом Санкт-Петербургского окружного суда. Вполне типичное занятие для русских немцев, т.к. немцы в Санкт-Петербурге имели репутацию добросовестных, порядочных и честных людей. При получении российского паспорта Константин выбрал для себя русское отчество, превратившись из Константина Фридриховича в Константина Федоровича, что говорит о его желании полнее влиться в русскую среду Санкт-Петербурга. С женитьбой на исконно русской девушке Марии Васильевне Калашниковой, в отличии от его многочисленных кузенов, выбравших себе в жены немецких фрау, Константин Федорович стал полноправным гражданином российской империи, и при том с хорошим приданным в виде каменного двухэтажного дома и земельных владений в г. Острове Псковской области.
Фотография 7. Семья Рерихов, слева направо: Мария Васильевна, Борис, Лидия, Константин Федорович, Николай. Санкт-Петербург, 1880 г. |
Но Константин Федорович (Фридрихович) Рерих своих немецких корней забывать не стал, поэтому отдал своих детей в Санкт-Петербургскую частную немецкую гимназию Карла Мая, где преподавание велось с углубленным изучением немецкого языка. В гимназии Карла Мая Н.К.Рерих учился 12 лет, получал все свои годовые аттестаты на немецком языке, хорошо знал немецкий язык, и мог хорошо писать общепринятым тогда во всей Германской империи шрифтом Зюттерлина, на котором писал и его дед Фридрих, письмо которого приведено выше.
Фотография 8. Годовой аттестат, выданный гимназией Карла Мая Н.К.Рериху в марте 1890 г., на немецком языке. | Фотография 9. Годовой аттестат, выданный гимназией Карла Мая Н.К.Рериху в декабре 1890 г., на немецком языке. |
Фотография 10. Годовой аттестат, выданный гимназией Карла Мая Н.К.Рериху в ноябре 1891 г., на немецком языке. | Фотография 11. Годовой аттестат, выданный гимназией Карла Мая Н.К.Рериху в декабре 1891 г., на немецком языке. |
Приведём один из автографических документов Н.К.Рериха – разворот праздничной открытки, подписанной 15-летним Н.К.Рерихом 1 июля 1889 года (день рождения отца) стихами в честь его отца К.Ф.Рериха, рифмованных на немецком языке, и написанным готическим курсивом Зюттерлина:
Фотография 12. Разворот праздничной открытки, подписанной 15-летним Н.К.Рерихом 1 июля 1889 года (день рождения отца) стихами в честь его отца К.Ф.Рериха, рифмованных на немецком языке шрифтом Зюттерлина (рукописный готический курсив).9 |
Оригинальный немецкий текст | Перевод на русский язык |
Zum heutigen frohen Feste Wünsch' ich, o Vater, Dir Das Schönste und das Beste Und deine Liebe mir. Nimm meinen Wunsch und meinen Sinn Und treue Liebe freundlich hin. Dich möge Gott beglücken, Der seine Kinder liebt, Mit schönen Blumen schmücken Den Pfad, den er Dir gibt, Und Kraft zum Guten mir verleihen, Dich, Vater, immer zu erfreuen. Nikolaus Röhrih. |
К сегодняшнему радостному празднику Желаю я, о отец, тебе Прекраснейшего и наилучшего И твою любовь ко мне. Прими радостно мои пожелания мои чувства И верную любовь. Пускай Бог тебя осчастливит, Он любит своих детей, И украсит прекрасными цветами Путь, который он даёт тебе, И силы к добру мне придаст, Чтоб тебя, о отец, всегда радовать. Николай Рерих. |
Итак, происхождение Н.К.Рериха из этнической среды балтийских немцев можно считать доказанным. Теперь проследим, как появились немцы в Курляндии (по-немецки: Kurland), откуда происходит род Н.К.Рериха. Начало проникновению немцев в восточную Прибалтику было положено Северными крестовыми походами в начале XIII века, когда немецкие крестоносцы – католические духовно-рыцарские ордена – Тевтонский, Ливонский, Меченосцев – начали захват прибалтийских земель. В результате образовалось владения Тевтонского и Ливонского духовно-рыцарских орденов, которые вошли в состав Германской Священной Римской империи. В 1230 году жители Курляндии приняли христианство и пообещали заодно с немцами воевать против язычников. Историческая справка: "Немецкие рыцари впоследствии составляли дворянский и помещичий слой общества, в то время как деревенское население, представляющее местные племена, в значительной части было крепостными крестьянами. В городах, построенных немецкими и датскими поселенцами, - таких как Ревель (ныне Таллин), Рига и Дерпт (ныне Тарту) и других - преобладали ремесленники и купцы. Население балтийских ганзейских немецких городов состояло из свободных граждан (бюргеров), которые, как и в других ганзейских городах, выбирали городской Совет и городского голову - бургомистра и, будучи независимы от феодалов, самоуправлялись по законам немецкого городского или Любекского права".
Фотография 13. Карта прибалтийский немецких провинций XIV и XV веков, занятых немецкими рыцарскими орденами (синий фон). Красным подчеркнуты немецкие ганзейские города (некоторые по побережью, с севера на юг): Reval (Таллин), Riga (Рига), Windau (Вентспилс в Курляндии), Memel (Клайпеда), Königsberg (Калининград). |
В XV-XVI веках Курляндия (нем.: Kurland) управлялась всё той же немецкой Ливонской конфедерацией, которая затем трансформировалась в герцогство Курляндия и Семигалия, просуществовавшее с 1562 по 1795 года. И только в 1795 году Курляндия отошла к Российской империи. Но и после этого, весь XIX век балтийские немцы оставались жить в Прибалтике, вплоть до их массовой репатриации в Третий Рейх перед Второй мировой войной в 1939-1940 гг. На примере генеалогического древа, составленного Изабеллой Рерих, можно проследить социальное положение балтийских немцев Курляндии. Прадедушка Н.К.Рериха – Иоганн Рерих – был арендатором имения, т.е. управленцем-хозяйственником. Дети Иоганна: Фридрих стал госслужащим губернского уровня, а Иоганн – успешным кожевником, имел свой цех. Внук Иоганна Константин (отец Н.К.Рериха) и правнук Карл – нотариусы, Александр – владелец городской аптеки, Бенедикт – военный врач, погиб в русско-японской войне, Изабелла – учительница в гимназии. Вполне достойные уважения интеллигентные люди, родством с которыми Н.К.Рериху можно гордиться.
Фотография 14. Генеалогическое древо рода Рерихов с фотографиями персон, чья личность установлена.10 |
Фотографии 15-25. Записи барона М.А.Таубе по исследованию генеалогии рода Рерихов. |
В своём письме от 22 августа 1930 г. Ю.Н.Рерих, будучи в Париже, где он встречался с бароном М.А.Таубе, пишет своей матери Е.И.Рерих: "Бар[он] Таубе нашел в своих изысканиях о нашем роде, что в 1246 г. в Померании жил Friedrich von Roerich, comtur11 ордена Тамплиеров. Там до сих пор существует замок Roerichen и река Roericke. Много интересных подробностей". Исследователям удалось найти эти заметки барона Таубе,12 которые находились в Бангалорском архиве С.Н.Рериха.13 Они оформлены в виде рукописных набросков на 10 страницах, разделённых на три главы римскими цифрами со следующими названиями: I. Происхождение фамильного прозвища Roerich. II. Различные новые члены фамилии Рерих. III. Род Рериха в России.
Фотография 26. Кирха комтура Рёрхен ордена Тамплиеров в Померании (сегодня польская деревня Rurka). |
Мы поместили здесь рукописные оригиналы вместе с транскрипцией14 этого текста, чтобы каждый читатель смог сам ознакомиться с данным важным документом, который здесь публикуется впервые. Как мы видим из этих записей, профессиональный генеалог М.А.Таубе считал, что фамилия Рерих могла происходить от нижненемецкого15 слова Röhrig (по-немецки читается как "Рёриг"), что значит "камыш", или от слова Röhricht (по-немецки читается как "Рёрихт"), что значит почти тоже самое: "плавни".16 Подтверждение этой версии можно найти в исторических документах, когда из фамилии "Рёрихт" (Röhricht) пропадает последняя согласная, и эта фамилия превращается в слово "Рёрих" (Röhrich). Так, согласно церковным метрикам города Наумбурга, Иеремия Рёрих17 (Jeremias Röhrich), рождённый в 1643 г. в Наумбурге, и давший свою фамилию пятерым детям, при рождении именовался как Рёрихт (Röricht). В пользу данной "камышовой" этимологии фамилии Рерихов Таубе указывает на древние географические названия, которые могли быть даны по наличию на местности камышового биотопа. Среди таких географических названий он перечисляет возможные названия Rörich, Rorich, Rörichen, и конкретно указывает на протекающую в Померании речку Röhrike (по-немецки читается как "Рёрике") и находящейся на ней деревне Röhrchen18 (по-немецки читается как "Рёрхен"), где в 1234 г. немецкий рыцари основали свой комтур с замком, о котором пишет Ю.Н.Рерих в своём письме Е.И.Рерих, приводимом выше. Данный замок, правда, в 1377 году был разрушен, о чем Таубе мог и не знать, но деревня и кирха сохранилась. Таубе правильно приводит имя комтуров этого замка: в 1268 году – Фридрих фон Рёрике (Friedrich von Rörike), в 1285 году – Бернард де Рёрик (Bernardus de Roerek). Приставка "фон" говорит о том, что Фридрих был немецкого происхождения, а приставка "де" в имени Бернарда говорит о том, что он был французского происхождения. 19
Далее барон Таубе совершенно справедливо замечает: "Независимо от этого при генеалогическом исследовании о Рёрихах необходимо иметь в виду и различные производные формы имени, которые могли обозначать, быть может, членов всё того же рода." 20 Им приводится фамилия Rohrer (по-немецки читается как "Рорер") или Röhrer (по-немецки читается как "Рёрер"), встречающаяся в 1410 г. в Баварии, члены благородного рода которой имеют сходный герб с курляндскими Рерихами. В Средневековье гербы имели право носить только благородные княжеские рода, поэтому можно говорить, что герб курляндских Рерихов, к которым принадлежал род Н.К.Рериха, имеет старые, средневековые традиции.
Фотография 27. Герб Александра Рериха из Либавы (Лиепаи), 1850 г., страница из книги "Beitrag zur Baltischen Wappenkunde...", Max Mueller, 1931, Riga.21 | Фотография 28. Герб рода Рерихов из одного писма Н.К.Рериха в Латвию. (Архив Латвийского общества Рериха).22 |
Барон Таубе нашёл в Европе также следы других Рерихов. В Нижней Саксонии Таубе обнаружил аристократический род с фамилией фон Рёриген (von Rцrigen), но с уже другим гербом. Также им упоминается Георг Рёрих, проживавшим в Силезии в XVI веке. От своих латвийских друзей Таубе имел фотографию некоего договора от 1777 г., в котором участвовал Иоганн Теодор Рёрих (Iohann Theodor Röhrich). "Нужно надеяться – делает примечание Таубе, – что эта фамилия даст ещё забытые находки (ибо опекуном мог быть только ближайший родственник) хотя она в Лифляндии не известна, – будучи, очевидно, небольшого происхождения". Барон М.А.Таубе был знатоком генеалогии аристократических родов Европы, поэтому ему и не был известен род курляндских Рерихов, которые, как мы видели из генеалогического древа Изабеллы Рерих, занимали средние позиции в общественных слоях Курляндии. Но барон Таубе был прав, что это имя даст новые находки в генеалогии рода Рерихов. Ярким тому подтверждением являются исследования И.Силарса лютеранских метрик Курляндии и архивные документы рода Рерихов, хранящиеся в "Фонде Рерихов" Лиепайского музея.
Размышляя о возможности причастия одного итальянского имени Calaminus (по-латински: камыш) к генеалогии Рерихов, Таубе пишет: "Хотя в виду его рождения в Италии, можно скорее думать, что он был природный итальянец и, следовательно, не имел ничего общего с германскими Roerich'ами, но не исключена возможность, – "тоже на бывшем примере" – это его близкие или дальние предки "Рёрихи" пришли из Германии, и на новой родине преобразовались в "Calamini", также как это сделали несколько позже некоторые из них, очутившись в Германии (в Силезии) родичей. По поводу Силезии и следующих уже стран с не меньшим вниманием я замечал, что пределы распространения имени собственного, известного, а может быть и формами, "Roerik – Rurik" в средние века, были чрезвычайно широки: я нашёл в 1536 году польского воеводу Ририка, убитого под Себежем в бою с русскими". Здесь барон Таубе снова оказался прав, что имя "Рерих" и его производные имеют широкое распространение по всей Европе. К примеру, в дневниках Е.И.Рерих есть информация о том, что в Венгрии есть исторические записи о роде Рерихов: "Брат Раккотцы сетует, что вы не обращаете внимания на Венгрию. Она может быть вам дружественна. Установление Нового Государства не должно быть враждебно стране, которая еще помнит об Азии. Кроме того, имя Рерих имеется в венгерских исторических анналах. Не нужно забывать ветви великого рода".23 Указание на то, что род Рерихов является великим, подкрепляет нахождение бароном Таубе в Баварии в 1410 г. членов благородного рода Рерихов, т.к. Бавария и Венгрия граничащие друг с другом земли. По-видимому, венгерскую ветвь Рерихов также нужно искать в 1400-х годах, а может быть и позже. Кстати, по словам Таубе, баварский аристократический род Рерихов имел сходный герб с курляндскими Рерихами. Из этого указания Таубе можно сделать вывод, что именно курляндская ветвь рода Рерихов, из которой происходил Н.К.Рерих принадлежит к роду Рерихов, названного Учителем великим. Насколько великим, станет ясно ниже.
Доказательства распространения по всей Европе фамилии "Рерих" и его производных, о чём говорил Таубе, сегодня можно легко найти в Интернете. В глобальной сети есть такой ценный и мощный ресурс www.genealogy.net, который создан немецким Некоммерческим Объединением Компьютерной Генеалогии (нем.: Verein fьr Computergenealogie e.V.). Данный союз объединяет в себе 3000 человек из 55 региональных обществ любителей генеалогии и геральдики стран Германии, Швейцарии и Австрии. 24 Компьютерная генеалогия этих стран представляет возможность поиска в следующих оцифрованных базах данных: церковные метрики, региональные исторические адресные и телефонные книги, газетные объявления по поиску родственников, список погибших в Первой мировой войне, список захоронений на кладбищах, многочисленные генеалогические публикации и исследования. Можно изучить каждую из этих баз данных в отдельности, а можно и все вместе на странице поиска: http://meta.genealogy.net , которая также доступна на русском языке. Давайте воспользуемся этим удобным сервисом и поищем слова, упомянутые бароном Таубе в его генеалогическом исследовании рода Рерихов (каждый желающий может перепроверить наши находки указанным способом). Среди географических названий Таубе названы следующие слова: Rцhrike (Рёрике), Rörich (Рёрих), Rorich (Рорих), Rörichen (Рёрихен), Rцhrchen (Рёрхен). Из всех фамилий, перечисленных Таубе есть смысл сделать поиск по следующим словам: Roerich (Рёрих), Rerich (Рерих), Rörich (Рёрих), Röhrich (Рёрих), Rцhrig (Рёриг), Rцrig (Рёриг). Последнее две фамилии вполне отвечает параметрам поиска, т.к. в немецком языке буква "г" в окончании слова очень мягко произносится, поэтому в окончаниях буквы "х" и "г" часто взаимно заменяются, чему ниже будет приведён исторический пример генеалогической мутации названия немецкого городка Рёрих-Рориг-Рёриг.
В результатах поиска по слову "Roerich" (по-немецки читается как "Рёрих") сайт genealogy.net выдал самые древние исторические документы. Среди них средневековые архивные записи XVI века на семью Ганса Рёриха25 (Hans Roerich) из города Хаммельбурга.26 Этот город лежит в центральной части Германии недалеко от Франкфурта на Майне. Хаммельбург был основан в 716 году и имеет богатую историю. Согласно архивам, в 1561 г. Ганс Рёрих взял в жёны Элизабет Шмидт (Elisabeth Schmid), которая родила ему пятерых детей, младшую из которых звали Барбара Рёрих (род. 1560), а старшую – Анна Рёрих (род. 1577).
В фамильных хрониках земли Северная Рейн-Вестфалия нашлось упоминания о двух Рёрихах. Первый Рёрих27 имел даты жизни 1651-1698 гг. и проживал в городке Эшвайлер (Eschweiler), находящегося между Аахеном и Кёльном. Второй Рёрих28 проживал совсем рядом в 15 км от Эшвайлера в деревне Бьюр (Buir), годы его жизни: с 1835 по 1848 гг.
Следующая находка переносит нас в Прибалтику в немецкий город Мемель (сегодня Клайпеда, Литва), в котором в начале XIX века проживал Георг Райнхольд Рёрих29 (George Reinhold Roerich) по профессии портной высшей категории (нем.: Schneidermeister). Он был женат на Генриетте Минут (Henriette Minuth), от которой в 1835 году у него родился сын Вильгельм Герман Рёрих (Wilhelm Hermann Roerich). В том же Мемельском крае нашлась ещё одна запись конца XIX века о некой Лине Рёрих30 (Lina Roerich), состоящей в браке с Густавом Адольфом Ветцгером (Gustav Adolf Wetzger, 1851-1933). Мемельский край граничит с Курляндией. Поэтому можно сделать вывод, что эти Рёрихи принадлежали к той же этнической группе балтийских немцев, к которой принадлежал и отец Н.К.Рериха – Константин Фёдорович (Фридрихович) Рёрих.
В архивных списках потерь Германии в Первой мировой войне нашлось два солдата с именем Рёрих. В списке номер 760 от 30 октября 1915 г. в числе легко раненых указан Пауль Рёрих31 (Paul Roerich) из города Пайц32 (Peitz, земля Бранденбург). В списке номер 1295 от 5 декабря 1916 г. указан тот же Пауль Рёрих из Пайца, но уже, к сожалению, в числе павших. В списке номер 924 от 3 апреля 1916 г. в число легко раненых попал Рихард Рёрих из того же бранденбургского городка Пайц. Скорее всего Пауль и Рихард были братьями.
Поиск по фамилии Rerich (Рерих) дал немного результатов, но они оказались очень интересными. Так нашлось несколько надгробных памятников – два на севере Германии в Нижней Саксонии и один на юге в Баден-Вюртемберге. Нижняя Саксония (Фризия): Герта Рерих (1920-2011) в городе Эмден и Эвальд Рерих (1935-1999) в городе Куксхафен. Баден-Вюртемберг: Юрий Рерих (1968-1999) в городе Пфорцхайм. Последний умер в молодом возрасте (31 год), и что интересно, является не только однофамильцем, но и теской старшего сына Н.К.Рериха – Юрия Николаевича Рериха (1902-1960).
Фотография 29. Надгробный памятник, Герта Рерих (1920-2011) , г. Эмден, Нижняя Саксония, ФРГ. | Фотография 30. Надгробный памятник, Эвальд Рерих (1935-1999), г. Куксхафен, Нижняя Саксония, ФРГ. |
Фотография 31. Надгробный памятник, Юрий Рерих (1968-1999), г. Пфорцхайм (Pforzheim), Баден-Вюртемберг, ФРГ. | Фотография 32. Надгробный памятник, Магдалена Рёрих (Magdalena Röhrich, 1888-1966) и Элизабет Рёрих (Elisabeth Röhrich, в замужестве Косиоль, 1914-1977), г. Бремен, ФРГ. |
Фотография 33. Надгробный памятник, Альфред Рёрих (1914-1989), г. Мёглинген, Баден-Вюртемберг, ФРГ. | Фотография 34. Надгробный памятник семьи Рёрих: Анна Рёрих (1898-1982), Пётр Рёрих (1893-1978), Катерина Рёрих (1922-2008), Пётр Рёрих (1919-1980), г. Пфорцхайм, Баден-Вюртемберг, ФРГ. |
К надгробным памятникам относятся также несколько находок по слову "Röhrich" (по-немецки читается как Рёрих). Так в Бремене под одним камнем похоронены мать и дочь: Магдалена Рёрих (Magdalena Röhrich, 1888-1966) и Элизабет Рёрих (Elisabeth Röhrich, в замужестве Косиоль, 1914-1977). Там же стоит надгробный памятник из черного гранита супругов Рёрих: 33 Германн Рёрих (Hermann Röhrich, 1868-1902) и Элла Рёрих (Ella Röhrich, урождённая Мюллер, 1876-1923). А на кладбище города Мёглинген (Баден-Вюртемберг) находится могильный камень в память об Альфреде Рёрихе34 (Röhrich Alfred, 1914-1989). В городе Пфорцхайм (Баден-Вюртемберг) лежит могильный камень, под которым покоится прах следующих членов одной семьи:35 Анна Рёрих (Anna Röhrich, 1898-1982), Пётр Рёрих (Röhrich Peter, 1893-1978), Катерина Рёрих (Röhrich Katharina, 1922-2008), Пётр Рёрих (Röhrich Peter, 1919-1980).
Другая запись нашлась в фамильной хронике венгерского городка Чолнок (Csolnok36 ), в котором 10 марта 1774 был крещён мальчик Йозеф Цальски (Josef Szkalsky), крестным отцом которого выступал Франц Рерих (Franz Rerich). Может быть этот человек как-то связан с тем родом венгерских Рерихов, о которых говорилось в дневниках Е.И.Рерих?
В России нашлась интересная запись37 в фамильной хронике немецкого поселения Рибенсдорф на Дону (Воронежская обл., с 1916 г. переименовано в село Рыбное38 ) о браке поволжской русской немки Эмилии Рерих (Emilia Rerich, 1894-?), рождённой в немецком селении Ной Брунен (Neu Brunnen) в Самарской области, с таким же по национальности мужчиной Карлом Георгом Лотцем (Karl Georg Lotz, 1896-1976), рождённым в немецкой деревне Кано (Kano) Саратовской области. История деревни Рибенсдорф на Дону показывает, откуда появились в сегодняшней России люди с фамилией Рерих: "В фамильной хронике идёт речь о немецких колонистах Рибенсдорфа, начиная с 1766 г., до их сегодняшних потомков во всём мире. В период с 1759 по 1763 часть жителей из южно-немецких земель Вюртемберга и других областей Германии отправилась в Данию, в надежде получить землю и стать колонистами. В это время манифестом от 22.07.1763 императрице Екатерине Великой удалось привлечь немцев в свою страну, поэтому некоторые семьи покинули в 1764/65 Данию, чтобы поселиться в России. Немецкие колонисты переправлялись через порты Любек и Данциг морским путём в Ораниенбаум. Основным направлением колонизации правительство решило сделать регион Волги, однако часть колонистов была направлена в другие регионы страны. Например, 60 семей Вюртембергцев из южно-немецких земель, которых в августе 1765 г. было приказано отправить по первому снегу через Москву, Тулу и Воронеж в Острогожскую провинцию. ... Так появился Рибенсдорф, получивший название "Рыбное" от "богатой рыбой местности".39 Таким образом понятно, россияне, носящие сегодня фамилию Рерих, происходят от немецких переселенцев времён Екатерины Великой.
Фамилии Rörich и Röhrich (оба слова читаются как "Рёрих") встречаются в электронных генеалогических каталогах массовым образом – первая 65 раз, вторая – 144 раз. Мы собрали эти данные в табличной форме, проведя классификацию по времени жизни и месту проживания. Затем для наглядности мы перенесли данные этих таблиц на карту (см. ниже). Из неё видно, что наибольшая концентрация Рерихов присутствует вокруг Кёльна в земле Северная Рейн-Вестфалия, также в соседней земле Баден-Вюртемберг, в бывшей немецкой Силезии, а также в бывшей немецкой колонии дунайских швабов в Банате на территории сегодняшней Румынии. В независимости от региона проживания, все они принадлежали к немецкому народу, сами имели немецкие имена и такие же давали своим детям, имели немецких супругов, исповедовали христианскую веру – на юге католическую, на севере – лютеранскую. Электронные базы данных компьютерной генеалогии открыты для всех желающих, поэтому любой пытливый исследователь может перепроверить наши результаты, к обоснованию которых мы подошли со всей тщательностью и честностью.
п.н. | Фамилия и имя | Годы жизни | Город | Земля |
1 | Rörich Christoph | 1755-1799 | Böttchersdorf (Севское) | Восточная Пруссия |
2 | Rörich Th. | около 1909 | Memel | Восточная Пруссия |
3 | Rörich Wilhelm | 1 мир. война | Alt Schalkowitz (Oppeln) | Пруссия (Силезия) |
4 | Rörich Anna Margarethe | род. 1688 | Schöningen | Нижняя Саксония |
5 | Rörich | род. 1590 | Blankenheim | Северная Рейн-Вестфалия |
6 | Rörich | 1697-1782 | Eschweiler | Северная Рейн-Вестфалия |
7 | Rörich Balthasar | 1725-1805 | Köln | Северная Рейн-Вестфалия |
8 | Rörich Anna Maria | род. 1739 | Köln | Северная Рейн-Вестфалия |
9 | Rörich Anna Christina | 1744-1769 | Köln | Северная Рейн-Вестфалия |
10 | Rörich | род. 1746 | Bergheim | Северная Рейн-Вестфалия |
11 | Rörich | род. 1756 | Nümbrecht | Северная Рейн-Вестфалия |
12 | Rörich Gottfried | род. 1758 | Fürvels (Bergisch Gladbach) | Северная Рейн-Вестфалия |
13 | Rörich Anna Gertrud | род. 1761 | Köln | Северная Рейн-Вестфалия |
14 | Rörich | род. 1770 | Menden | Северная Рейн-Вестфалия |
15 | Rörich | род. 1788 | Endenich | Северная Рейн-Вестфалия |
16 | Rörich | род. 1792 | Paffrath | Северная Рейн-Вестфалия |
17 | Rörich | род. 1865 | Glessen | Северная Рейн-Вестфалия |
18 | Rörich Heinrich | около 1925 | Eschweiler | Северная Рейн-Вестфалия |
19 | Rörich Jьrgen | около 1671 | Magdeburg | Саксония-Анхальт |
20 | Rörich Gertraud | около 1669 | Magdeburg | Саксония-Анхальт |
21 | Rörich Martin | около 1681 | Magdeburg | Саксония-Анхальт |
22 | Rörich Catharina Elisabeth | 1767-1833 | Magdeburg | Саксония-Анхальт |
23 | Rörich N. | ум. 1833 | Magdeburg | Саксония-Анхальт |
24 | Rörich Otto | 1 мир. война | Gonna (Sangerhausen) | Саксония-Анхальт |
25 | Rörich | род. 1579 | Mühlhausen | Тюрингия |
26 | Rörich Christoph | около 1630 | Eisenach | Тюрингия |
27 | Rörich Peter | около 1630 | Eisenach | Тюрингия |
28 | Rörich Hans | ум. 1640 | Eisenach | Тюрингия |
29 | Rörich | род. 1520 | Deidesheim | Рейнланд-Пфальц |
30 | Rörich | род. 1548 | Billigheim | Рейнланд-Пфальц |
31 | Rörich | род. 1564 | Minfeld | Рейнланд-Пфальц |
32 | Rörich | род. 1710 | Höchstenbach | Рейнланд-Пфальц |
33 | Rörich | род. 1732 | Hamm / Sieg | Рейнланд-Пфальц |
34 | Rörich | род. 1752 | Wied (bei Hachenburg) | Рейнланд-Пфальц |
35 | Rörich | 1716-1739 | Wahlrod | Рейнланд-Пфальц |
36 | Rörich | род. 1760 | Kratzhahn (Birkenbeul) | Рейнланд-Пфальц |
37 | Rörich | род. 1779 | Hachenburg | Рейнланд-Пфальц |
38 | Rörich | род. 1779 | Hattert-Laad | Рейнланд-Пфальц |
39 | Rörich | род. 1814 | Hattert | Рейнланд-Пфальц |
40 | Rörich Karl | 1 мир. война | Hottenbach | Рейнланд-Пфальц |
41 | Rörich Conrad | 1 мир. война | Saarbrücken | Саар |
42 | Rörich Hans | 1590-1668 | Winterkasten | Гессен |
43 | Rörich Georg | род. 1610 | Offenbach | Гессен |
44 | Rörich Anna Maria | род. 1636 | Offenbach | Гессен |
45 | Rörich Johann Justus | род. 1660 | Wildungen | Гессен |
46 | Rörich Johann Justus | 1668-1740 | Pfungstadt | Гессен |
47 | Rörich Johann Christoph | род. 1689 | Nieder-Beerbach | Гессен |
48 | Rörich Matthдus Wilhelm | род. 1691 | Pfungstadt | Гессен |
49 | Rörich Johann Justus | род. 1694 | Nieder-Beerbach | Гессен |
50 | Rörich Georg Adam | род. 1696 | Nieder-Beerbach | Гессен |
51 | Rörich Philipp Peter | род. 1698 | Nieder-Beerbach | Гессен |
52 | Rörich Johann Jacob | род. 1704 | Nieder-Beerbach | Гессен |
53 | Rörich Catharina Margaretha | род. 1701 | Nieder-Beerbach | Гессен |
54 | Rörich Sebastian | род. 1720 | Niedervellmar | Гессен |
55 | Rörich Anna Katharina | род. 1742 | Oberkleen | Гессен |
56 | Rörich Johann Georg | род. 1640 | Vaihingen an der Enz | Баден-Вюртемберг |
57 | Rörich Anna Elisabetha | 1644-1694 | Untergruppenbach | Баден-Вюртемберг |
58 | Rörich Maria Barbara | род. 1674 | Vaihingen an der Enz | Баден-Вюртемберг |
59 | Rörich Friedrike Kathrine | около 1874 | Kleiningersheim | Баден-Вюртемберг |
60 | Rörich Adolf | 1 мир. война | Winterbach-Schorndorf | Баден-Вюртемберг |
61 | Rörich Friedrich | 1 мир. война | Besigheim | Баден-Вюртемберг |
62 | Röhrich Alfred | 1914-1989 | Möglingen | Баден-Вюртемберг |
63 | Rörich Oskar | около 1939 | Hirschberg | Баден-Вюртемберг |
64 | Rörich | 1536-1564 | Hammelburg | Бавария |
65 | Rörich Anna Maria | род. 1750 | Reistenhausen | Бавария |
п.н. | Фамилия и имя | Годы жизни | Город | Земля |
1 | Röhrich | около 1798 | Merzdorf (Marcinowice) | Пруссия |
2 | Röhrich Christian Gottlieb | около 1750 | Schwarzau (Lüben, Czerniec) | Пруссия (Силезия) |
3 | Röhrich Georg Friedrich | род. 1776 | Schwarzau (Lüben, Czerniec) | Пруссия (Силезия) |
4 | Röhrich Johann Gottlieb | род. 1778 | Schwarzau (Lüben, Czerniec) | Пруссия (Силезия) |
5 | Röhrich Georg Friedrich | род. 1780 | Schwarzau (Lüben, Czerniec) | Пруссия (Силезия) |
6 | Röhrich Karl Heinrich | род. 1782 | Schwarzau (Lüben, Czerniec) | Пруссия (Силезия) |
7 | Röhrich Anna Rosina | род. 1784 | Schwarzau (Lüben, Czerniec) | Пруссия (Силезия) |
8 | Röhrich Johanna Susanne Johanne | род. 1806 | Schwarzau (Lüben, Czerniec) | Пруссия (Силезия) |
9 | Röhrich Johann Gottlieb | 1807-1814 | Schwarzau (Lüben, Czerniec) | Пруссия (Силезия) |
10 | Röhrich Johann Wilhelm | род. 1810 | Schwarzau (Lüben, Czerniec) | Пруссия (Силезия) |
11 | Röhrich Friedrich Eduard | род. 1812 | Schwarzau (Lüben, Czerniec) | Пруссия (Силезия) |
12 | Röhrich Johann Gottlieb | род. 1814 | Schwarzau (Lüben, Czerniec) | Пруссия (Силезия) |
13 | Röhrich | около 1825 | Crossen an der Oder | Пруссия |
14 | Röhrich Sophie | род. 1844 | Leobschьtz | Пруссия (Силезия) |
15 | Röhrich | около 1852 | Breslau | Пруссия (Силезия) |
16 | Röhrich Emma Klara Martha | 1881-1962 | Petschkendorf (Pieszkow) | Пруссия (Силезия) |
17 | Röhrich Frieda | род. 1903 | Memelland | Пруссия Восточная |
18 | Röhrich August | около 1913 | Kroitsch | Пруссия (Силезия) |
19 | Röhrich Alfred | 1 мир. война | Lüben | Пруссия(Силезия) |
20 | Röhrich Ernst | 1 мир. война | Groß Strehlitz | Пруссия (Силезия) |
21 | Röhrich Karl | 1 мир. война | Ober Kunzendorf (Schweidnitz) | Пруссия (Силезия) |
22 | Röhrich Otto | 1 мир. война | Königsberg | Пруссия Восточная |
23 | Röhrich Paul | 1 мир. война | Gottesberg (Waldenburg) | Пруссия (Силезия) |
24 | Röhrich Paul | около 1923 | Pribbernow (Cammin) | Пруссия (Померания) |
25 | Röhrich Bruno | около 1927 | Allenstein (Olsztyn) | Пруссия Восточная |
26 | Röhrich Arnold | около 1937 | Beuthen | Пруссия (Силезия) |
27 | Röhrich Artur | около 1939 | Waldenburg (Wabrzych) | Пруссия (Силезия) |
28 | Röhrich August | около 1941 | Peterwitz (Stoszowice) | Пруссия (Силезия) |
29 | Röhrich Anneliese | около 1942 | Striegau (Strzegom) | Пруссия(Силезия) |
30 | Röhrich Alfons | около 1942 | Schweidnitz (Swidnica) | Пруссия(Силезия) |
31 | Röhrich Emil | 1887-1945 | Hamburg | Гамбург |
32 | Röhrich Klara | 1891-1967 | Emden | Нижняя Саксония |
33 | Röhrich Helmut | 1910-1972 | Emden | Нижняя Саксония |
34 | Röhrich Gustav | 1 мир. война | Duingen (Alfeld) | Нижняя Саксония |
35 | Röhrich | около 1920 | Magdeburg | Нижняя Саксония |
36 | Röhrich Alfons | около 1963 | Aschendorf | Нижняя Саксония |
37 | Röhrich Alfons | около 1963 | Papenburg | Нижняя Саксония |
38 | Röhrich Hermann | 1868-1902 | Bremen | Бремен |
39 | Röhrich Gustav | 1879-1965 | Bremerhaven | Бремен |
40 | Röhrich Magdalena | 1888-1966 | Bremen | Бремен |
41 | Röhrich Hans | 1907-1985 | Bremen | Бремен |
42 | Röhrich Elisabeth | 1914-1977 | Bremen | Бремен |
43 | Röhrich Friedrich | 1933-2006 | Bremerhaven | Бремен |
44 | Röhrich Edith | 1935-1999 | Bremerhaven | Бремен |
45 | Röhrich | 1757-1807 | Nьmbrecht | Северная Рейн-Вестфалия |
46 | Röhrich | около 1769 | Leichlingen | Северная Рейн-Вестфалия |
47 | Röhrich | около 1818 | Oberkassel | Северная Рейн-Вестфалия |
48 | Röhrich | около 1863 | Stolberg | Северная Рейн-Вестфалия |
49 | Röhrich | около 1867 | Glessen | Северная Рейн-Вестфалия |
50 | Röhrich | около 1867 | Pulheim | Северная Рейн-Вестфалия |
51 | Röhrich (Röricht) Jeremias | 1643-1704 | Naumburg | Саксония-Анхальт |
52 | Röhrich Anna Ursula | 1669-1731 | Naumburg | Саксония-Анхальт |
53 | Röhrich Johann Christoph | род. 1671 | Naumburg | Саксония-Анхальт |
54 | Röhrich Anna Maria | род. 1672 | Naumburg | Саксония-Анхальт |
55 | Röhrich Johann Georg | род. 1674 | Naumburg | Саксония-Анхальт |
56 | Röhrich Anna Sabina | род. 1677 | Naumburg | Саксония-Анхальт |
57 | Röhrich Paul | около 1760 | Benndorf/Naundorf (Geiseltal) | Саксония-Анхальт |
58 | Röhrich Johanna Dorothea | около 1793 | Benndorf/Naundorf (Geiseltal) | Саксония-Анхальт |
59 | Röhrich | около 1822 | Berlin (Klosterstraße 60) | Берлин |
60 | Röhrich | около 1822 | Berlin (Prentzlauer Straße 31) | Берлин |
61 | Röhrich Adolf | около 1902 | Berlin (Grünstr. 36) | Берлин |
62 | Röhrich | около 1854 | Frankfurt am Oder | Бранденбург |
63 | Röhrich Gustav | 1 мир. война | Schönwalde | Бранденбург |
64 | Röhrich | около 1865 | Steinfeld | Рейнланд-Пфальц |
65 | Röhrich | около 1891 | Steinweiler | Рейнланд-Пфальц |
66 | Röhrich Albert | около 1927 | Bielefeld | Рейнланд-Пфальц |
67 | Röhrich Albert | около 1954 | Düren | Рейнланд-Пфальц |
68 | Röhrich | около 1644 | Gerstungen | Тюрингия |
69 | Röhrich Maria Elisabeth | 1760-1813 | Roben | Тюрингия |
70 | Röhrich (также Rцrig) | род. 1559 | Winterkasten | Гессен |
71 | Röhrich Anna Elisabeth | ум. 1781 | Nieder-Wildungen | Гессен |
72 | Röhrich | около 1847 | Darmstadt | Гессен |
73 | Röhrich Elisabeth | 1871-1967 | Groß-Umstadt | Гессен |
74 | Röhrich Eduard | 1 мир. война | Frankfurt am Main | Гессен |
75 | Röhrich Wilhelm | 1 мир. война | Oberkleen (Wetzlar) | Гессен |
76 | Röhrich | около 1704 | Neumark | Саксония |
77 | Röhrich | около 1801 | Neumark | Саксония |
78 | Röhrich Robert Otto | 1 мир. война | Leipzig | Саксония |
79 | Röhrich Johann Georg | род. 1650 | Vaihingen | Баден-Вюртемберг |
80 | Röhrich Johann Georg | 1679-1679 | Vaihingen | Баден-Вюртемберг |
81 | Röhrich Gottlieb | 1817-1884 | Strömpfelbach | Баден-Вюртемберг |
82 | Röhrich | около 1909 | Hirschberg (Schützenstraße 29) | Баден-Вюртемберг |
83 | Röhrich | около 1909 | Hirschberg (Hirschgraben 3) | Баден-Вюртемберг |
84 | Röhrich August | 1 мир. война | Ilsfeld | Баден-Вюртемберг |
85 | Röhrich Christian | 1 мир. война | Helfenberg (Marbach) | Баден-Вюртемберг |
86 | Röhrich Friedrich | 1 мир. война | Neu Ulm | Баден-Вюртемберг |
87 | Röhrich Otto | 1 мир. война | Ulm | Баден-Вюртемберг |
88 | Röhrich Theodor | 1 мир. война | Walheim (Besigheim) | Баден-Вюртемберг |
89 | Röhrich Paul | 1 мир. война | Stuttgart | Баден-Вюртемберг |
90 | Röhrich Wilhelm | 1 мир. война | Баден-Вюртемберг | |
91 | Röhrich Berta | 1926-2012 | Rechberghausen (Göppingen) | Баден-Вюртемберг |
92 | Röhrich Gretel | 1938-1984 | Möglingen | Баден-Вюртемберг |
93 | Röhrich Alfred | около 1939 | Waldenburg | Баден-Вюртемберг |
94 | Röhrich Elsa | 1921-2003 | Pforzheim | Баден-Вюртемберг |
95 | Röhrich Anna | 1898-1982 | Pforzheim | Баден-Вюртемберг |
96 | Röhrich Johannes | около. 1627 | Mühlfeld | Бавария |
97 | Röhrich Anna | род. 1627 | Mühlfeld | Бавария |
98 | Röhrich Catharina Barbara | род. 1628 | Mühlfeld | Бавария |
99 | Röhrich Nicolaus | род. 1628 | Mühlfeld | Бавария |
100 | Röhrich Maria Magdalena | 1742-1840 | Gottlob (Banat) | Австро-Венгрия |
101 | Röhrich Anton | род. 1784 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
102 | Röhrich Michael | 1810-1855 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
103 | Röhrich | около 1815 | Sankt Georgen an der Bega (Banat) | Австро-Венгрия |
104 | Röhrich Martin | 1821-1876 | Offsenitza (Banat) | Австро-Венгрия |
105 | Röhrich Andreas | 1822-1889 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
106 | Röhrich Anna Maria | род. 1831 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
107 | Röhrich Anna | около 1832 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
108 | Röhrich Susanna | 1832-1832 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
109 | Röhrich Johann | 1835-1836 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
110 | Röhrich Margaretha | 1835-1909 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
111 | Röhrich Anna-Maria | 1835-1908 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
112 | Röhrich Nikolaus | 1837-1837 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
113 | Röhrich Johann | род. 1838 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
114 | Röhrich Adam | 1838-1838 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
115 | Röhrich Margaretha | 1839-1897 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
116 | Röhrich Margaretha | 1841-1842 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
117 | Röhrich Peter | 1841-1842 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
118 | Röhrich Anna-Maria | 1842-1865 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
119 | Röhrich Georg | род. 1843 | Offsenitza (Banat) | Австро-Венгрия |
120 | Röhrich Margaretha | род. 1843 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
121 | Röhrich Nikolaus | род. 1845 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
122 | Röhrich Michael | 1845-1847 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
123 | Röhrich Jakob | 1848- 1848 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
124 | Röhrich Anton | 1849-1888 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
125 | Röhrich Paul | 1850-1874 | Knees (Banat) | Австро-Венгрия |
126 | Röhrich Josefa | род. 1856 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
127 | Röhrich | около 1858 | Almasch (Bacsalmas) | Австро-Венгрия |
128 | Röhrich Barbara | 1868-1874 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
129 | Röhrich Elisabeth | 1869-1869 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
130 | Röhrich Magdalena | 1871-1871 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
131 | Röhrich Franz | 1872-1948 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
132 | Röhrich Margaretha | род. 1873 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
133 | Röhrich Margaretha | 1874-1942 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
134 | Röhrich Elisabeth | род. 1877 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
135 | Röhrich Rosina | род. 1878 | Offsenitza (Banat) | Австро-Венгрия |
136 | Röhrich Katharina | род. 1879 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
137 | Röhrich Nikolaus | род. 1880 | Offsenitza (Banat) | Австро-Венгрия |
138 | Röhrich Margaretha | 1880-1947 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
139 | Röhrich Eva | 1881-1881 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
140 | Röhrich Susanna | род. 1882 | Warjasch (Banat) | Австро-Венгрия |
141 | Röhrich Magdalena | 1883-1887 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
142 | Röhrich Anton | 1886-1887 | Zichydorf (Banat) | Австро-Венгрия |
143 | Röhrich | около 1890 | Josefsdorf (Banat) | Австро-Венгрия |
144 | Röhrich | около 1896 | Giseladorf (Banat) | Австро-Венгрия |
Рисунок 2. Карта немецкого региона Европы, где проживали люди с фамилией Рёрих (круглые точки). На карте также указаны населенные пункты (квадратики), название которых происходит от слова Рёрих. |
Поиск географических названий по слову Röhrig (по-немецки читается как Рёриг40 ) дал результат в самом центре сегодняшней Германии – деревня Röhrig в Тюрингии (индекс 37318). Данная деревня лежит рядом с горой под названием Рёригсберг (Röhrigsberg) высотой 485 метров. Впервые эта деревушка упомянута в 1536 году под названием Рорихт (Rohricht). Сами немцы придерживаются такого же мнения как и барон Таубе: "Имя деревни происходит от характеристики местности, в которой она располагается. Раньше этот населенный пункт лежал в болотистой низменности. На нижненемецком диалекте слово Рёриг обозначает камыш."41 Поэтому в гербе этой исторической деревни присутствует изображение камыша.
Фотография 36. Фотографии деревни Рёриг и герба этой деревни. |
Поиск по слову "Röhrchen" (по-немецки читается как "Рёрхен") вебсайт genealogy.net выдал несколько результатов, из которых следует, что в 1805 году существовала деревня Röhrchen под местом Lübzin. Последний населенный пункт располагается в Передней Померании и называется сегодня Warnow.42 Интересно, что данное место лежит на т.н. Мекленбургском озёрном плато и имеет ярко выраженный камышовый биотоп.
Также нашлась ещё одна деревня Рёрхен (Rörchen) в Восточной Померании на территории сегодняшней Польши. До Второй мировой войны район, куда входила эта деревня, назывался Naugard43 и принадлежал Пруссии. По состоянию на 1932 год в этот район входило 4 города и 111 деревень. Под номером 90 числилась деревня Рёрхен (Rörchen). По слову "Rörich" в земле Гессен ФРГ удалось обнаружить деревню Röhrig, 44 исторические корни которой прослеживаются до 1333 года. Средневековые хроники позволяют проследить изменение названия этой деревни в ходе веков: Рёрих (Rörich) в 1450 году, Рориг (Rorig) в 1598 году, Рёриг (Röhrig) с 1753 года по сегодняшний день. Данное изменение наглядно иллюстрируют генеалогическую мутацию слова "Рёрих", о которой писал барон Таубе.
В Восточной Фризии земли ФРГ Нижняя Саксония на границе с Нидерландами есть городок с названием Рорихум (Rorichum).45 В различных хрониках он назван как Rorechum, Rorichsheem, Rarichum и Rarchum. Если исходить из немецкого языка, где окончание "um" придаёт слову собственному обобщающие значение, то название этого местечка можно разбить по слогам "Рорих-ум" (Rorich-um), что можно интерпретировать как владения Рориха. На такое разделение подталкивает и название другой деревни, находящейся по соседству. Её название Рорихмор (Rorichmoor), которое также разделяется как Rorich-moor, что значит Рорих-мох, ибо окончание "moor" по-немецки есть название растения мох, которое очень распространено в Восточной Фризии.
В Передней Померании сегодня находится приморский город Рерик (Rerik), названый так в честь старинного славянского городища, раскопанного археологами в этих краях. Историческая справка: "Рерик – средневековый город, торговый центр (эмпория) на южном побережье Балтийского моря, центр ободритов. Раскопки Кильского университета и Археологического ведомства земли Мекленбург-Передняя Померания, проводившиеся в 1995-1998 годах в пределах села Гросс-Штрёмкендорф на восточном побережье Висмарского залива Мекленбургской бухты, открыли большую часть некоего торгового центра и прилегающих к нему захоронений площадью 23 гектара. Поселение в Гросс-Штрёмкендорфе являлось одним из самых крупных торговых центров в южной части побережья Балтийского моря между Хедебю и Волином в устье Одера - его территория в 2 раза превышала по площади города Хайтабу (Хедебю) и Рибе того же периода. В поселении обнаружены находки раннего славянского периода, которые дендрологическим методом оцениваются в диапазоне от 735 года до 811 года. Топографическое расположение и датировка (согласно находкам и дендрохронологии) довольно точно соответствуют времени существования Рерика. Рерик был построен около 700 года, когда ободриты поселились в регионе, и скоро стал полиэтническим городом со смешанным славяно-скандинавским населением".46 Интересно также другие исторические наименования жившего в этих краях ободритского племени – рароги или ререги.47 Не от слов ли "рёриг" или "рёрихт" произошло название этого племени, а также как и самого городища Рерик?
В дневниках Е.И.Рерих есть такие слова:
– Что значит "Юта-богатырь", слышанн[ое] мною?
– Юта-богатырь – Ф[уяма] в Исландии, когда начинал род Рюриков.48
Исландия – островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана (к северо-западу от Великобритании). Известно, что этот остров первыми заселили скандинавские викинги. Значит род Рюриков имеет всё же скандинавские корни. Но скандинавский мир в ту эпоху был обширен и включал в себя не только Швецию и Норвегию, но и Британию, Данию, Фрисландию. И как показывает наше исследование распространения имён и названий Рюрик-Рерик-Рерих и многих производных от этих слов, путь великого рода Рюриков из Исландии в Новгород пролегал не через северное побережье Балтики (сегодня это Швеция, Финляндия, Норвегия), а через южное (сегодня это Дания, северная Германия и Польша, Литва, Латвия, Эстония), т.е. по линии Ютландия-Померания-Курляндия. И сам Н.К.Рерих придерживался такого же мнения. В письме к барону Н.Н.Врангелю от 9 сентября 1904 года Н.К.Рерих писал:
"Многоуважаемый Николай Николаевич.
В прошлом году Вы спрашивали у меня мои биографические сведения. Помнится я упоминал Курляндию. Нынче мне пришлось заняться нашей генеалогией и оказалось, что Курляндия для нашего рода чистая случайность. Род шведский, шел через Померанию, а Курляндия – просто ничего не значащая остановка. Сообщая Вам для верности сведений. Это такая скука отыскивать старые бумаги и сведения.
Искренне жму Вашу руку.
Преданный Вам Н. Рерих."49
Позже Н.К. Рерих скорректировал свои взгляды в части вопроса о происхождении своего рода, вполне правильно заменив "шведский род" на Ютландию и Исландию. Так в 1938 году он писал в одном письме: "Скажу лишь, что впервые имя появляется в скандинавских хрониках восьмого или девятого века в Ютландии и Исландии".50
Если читатель вспомнит последнее предложение предыдущего абзаца: "Рерик ... стал полиэтническим городом со смешанным славяно-скандинавским населением", то можно легко допустить, что датско-скандинавское имя Рюрик проникло в городище Рерика в славянскую среду прибалтийских племён ободритов, один из княжеских представителей которых позже призван в Новгород на вече, где был избран правителем земель русских. Эта версия происхождения князя Рюрика называется в исторической среде "прусской", и являлась противовесом норманской теории, согласно которой Рюрик был шведским иностранцем. Основоположником прусской теории был М.В.Ломоносов, который считал, что упомянутые в летописи Нестора варяги были не шведами, а славянскими племенами. В своей книге ''Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или да 1054 года'', вышедшей в 1766 году, Ломоносов писал: "Не правильно рассуждает кто варяжское имя предписывает одному народу, многие сильные доказательства уверяют, что они из разных племен языков состояли. ... Когда Рурик с братьями, со всем родом и с Варягами Россами переселился к Славянам Новгородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах Поруссами или оставшимися по Руссах проименованы". Тогда прусская теория Ломоносова не нашла поддержки у правящего тогда дома Романовых, которым была выгодна норманская теория, согласно которой Рюрики – основоположники государства российского – были такие же иностранцы, как и половина представителей рода Романовых. История, как известно, самая политизированная наука. Ярким примером тому, как официальная версия происхождения Рюриков зависела от политической конъюнктуры, служит брак Екатерины Ивановны51 из правящего дома Романовых на немецком герцоге Карле Леопольде Мекленбург-Шверинском, родоначальником которого был славянский ободритский князь Никлот.52 Во время этого брака, благодаря трудам немецких историков Ф.Томаса и И. Хюбнера, норманская теория снова уступила место прусской:
"В первой четверти XVIII в. появилось несколько трудов по генеалогии правящей династии в германской земле Мекленбург, когда-то заселенной ободритами. Поводом послужил заключенный в 1716 г. брак герцога Мекленбурга Карла Леопольда с Екатериной Ивановной, племянницей Петра I, матерью будущей правительницы России Анны Леопольдовны. В сочинении "Разыскание родства" Ф.Томас проводил идею о родстве между русскими и полабско-поморскими славянами (называвшимися германскими источниками вендами), а также о родстве между правящими российской и мекленбург-шверинской династиями. Отвергая скандинавское происхождение Рюрика, он считал его выходцем из славянской Вагрии. Ссылаясь на источники XV в., Ф.Томас проводит мысль о том, что Рюрик был внуком короля ободритов Витслава (умер в 795 г.) и сыном Годлиба (Годслава), погибшего в 808 г. при штурме датчанами города Рерик. Другой немецкий историк начала XVIII в. И. Хюбнер, используя тот же источник, полагает, что сыновья Годлиба - Рюрик, Сивар и Трувор отправились в 840 г. в Новгород. ... Ободритская гипотеза происхождения Рюрика в определенной мере согласуется с данными некоторых русских летописей (Густынская, Иоакимовская, Новгородская четвертая) о Гостомысле. "Великий град", в котором последний правил, мог быть тем Велиградом, который считается столицей бодричей."53
Рисунок 3. Карта Франкской империи около 814 года, племя ободритов проживало тогда на территории сегодняшней Померании.54 |
Современные историки отмечают, что в новейший период истории России на свет выходит много новых доказательств в поддержку прусской теории происхождения Рюрика. Надо полагать, что нелогичная норманская теория со временем изживёт себя как политический заказ правящих на Руси 300 лет полуиностранцев Романовых. Здравый смысл подсказывает, что новгородцы-славяне не могли поставить над собой скандинавского чужака-иноземца, не говорящего на их языке. Чтобы объединить разрозненные племена – что сделал Рюрик – нужно было очень хорошо владеть языком этих племен. Нужно очень не уважать русский дух, чтобы допустить, что гордые и независимые русские язычники, имевшие свою развитую религиозную систему, покорились заморскому князю, поклоняющегося скандинавскому Одину. Поэтому, уважая русский народ, нужно априори исходить из того, что Рюрик был выходцем из каких-то западнославянских, племён - руян, вагров, ободритов, поморян или других полабских55 славян, проживавших на побережье Южной Балтики, где, к примеру, в таких городищах как Рерик происходило полиэтническое датско-немецко-славянское смешение, в результате которого исландское племя Рюрика-Юты-богатыря проникло в славянский род, один из представителей которых в конечном итоге стал новгородским Рюриком - основоположником русской государственности. Простому человеку, не знакомому с историческими хитросплетениями, очень трудно разобраться в данном вопросе, поэтому мы можем порекомендовать облегчённую версию славяно-прусской теории, которую в данное время отстаивает популярный писатель Михаил Задорнов, снявший на эту тему документальный фильм "Рюрик. Потерянная быль".56
Николай Рерих, 1934 г. |
Несмотря на трехсотлетний спор сторонников славяно-прусской и шведско-норманской теории о происхождении Рюрика и русской государственности, для нас ясно, что Фуяма (Н.К.Рерих) был основоположником рода Рюриков. Ещё при жизни Н.К.Рериха в народе ходили такие легенды, и при том задолго до выше цитируемой записи Е.И.Рерих от 1927 г. о Юте-богатыре. В дневниках З.Г.Фосдик есть запись от 16 января 1923 года во время пребывания Н.К.Рериха в США: "Н.К. приехал из Детройта ... Как раз перед отъездом на вокзал к Н.К. подошел простой русский рабочий – механик, и говорит ему: "Ведь вы князь Рюрик из дома Рюрика". Когда Н.К. спросил, откуда он знает, ответил, что он масон и ему многое понятно из каталога Н.К." В дневниках Е.И.Рерих в записи от 5 декабря 1932 года Учитель подтверждает, что такая легенда о Н.К.Рерихе имела широкое хождение: "Обещал вам сказать несколько легенд... Кто же иной может принять имя Рюрика?"57 Эта легенда родилась задолго до широкой международной деятельности Н.К.Рериха. Ещё во время пребывания семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, знакомый с Рерихами композитор С.И.Танеев,58 по-видимому в беседе с Императором Российской Империи Николаем II, назвал детей Н.К.Рериха Юрия и Святослава варягами-Рюриками, намекая на то, что сам Н.К.Рерих происходит из рода Рюриков, чем очень смутил подозрительного самодержца.59 И это понятно почему, конкуренты на престол императору Романову были не нужны.
Но есть высший космический закон, который ставит во главу народа высокий дух, немало потрудившийся во славу этого народа. Если дух Рериха зачинал род Рюриков в Исландии, можно предположить, что и в следующих воплощениях он рождался в этом роде. Из дневников Е.И.Рерих известно, что Рерих в одной из прошлых жизней был славянским жрецом по имени Речуя,60 служившего главному богу славян – Свентовиту, культ которого исполнялся в главном городе полабских славян – городище Аркона,61 располагавшегося на одноимённом мысе балтийского острова Рюген. Это воплощение приходилось на VI век н.э. Вполне возможно, что в IX веке н.э. дух Рериха снова воплотился в тех же местах – в полабских славянах – и позже пришёл в Новгород и стал тем, кого русский народ сегодня чтит как князя Рюрика, основателя русской государственности. В воплощении Н.К.Рериха в 1847 году этот дух снова приходил на землю в прибалтийском регионе – в Санкт-Петербурге. Можно предположить, что род прибалтийских Рерихов, из которых происходил Н.К.Рерих, о чём подробно описано в данной статье, имеет непосредственную кровную, генетическую связь с исландским родом Рюриков, родоначальником которого был дух Рериха. Наверное, именно эту связь чувствовали простые люди во времена Н.К.Рериха, приписывая ему происхождение из дома Рюрика. Если последний оформил русский этнос в рамки римской цивилизации, то первый придал ему черты восточной мудрости – именно так можно характеризировать современный российский народ, живущему по римскому светскому праву, но с христианско-византийской верой в высшую справедливость. В этом особый путь России, и в этом сила Святой Руси! Поэтому слова Владыки Шамбалы: "Рерих, люби русских – тебе суждено руководить Россией",62 – становятся понятными именно в свете великой миссии, врученной высшими силами нашей планеты духу Рериха со времён его исландского воплощения в роде Рюриков. Великий план этой миссии предусматривает скрепление Святой Руси с планетарной иерархией – Великим Светлым Братством Шамбалы. Н.К.Рерих пытался завершить этот тысячелетний план Шамбалы в проекте построения Новой Страны, но тёмные силы помещали осуществить его. Но дух Рериха придёт снова, чтобы довести Великий План до победного завершения. Этот великий дух – по-восточному Махатма – снова воплотится, чтобы стать великим кормчим русского государства. И вполне возможно, что в генах это великого вождя будет снова течь кровь древнего рода Рюриков!
30.04.2014
Голенищева-Кутузова В.Е.,
сотрудник отдела "Наследие Рерихов" в ГМВ с 2000 по 2008 гг., Москва.
Люфт А.,
редактор сайта "Живая Этика в мире", Германия.
Примечания
1. Сборник "Рерихи: мифы и факты" под редакцией А.И.Андреева и Д.Савелии, изд-во Нестор-История, СПБ, 2011 г., стр. 8-29.
2. Источник: статья Гунты Рудзиты "Рерих и Латвия" на сайте Латвийского общества Рериха расположена по следующему адресу: http://www.latvijasrerihabiedriba.lv/images/konference/RerihsLatvijakr.htm
3. Источник: там же.
4. Письма Фридриха Рериха к своему внуку Н.К.Рериху, а также годовые аттестаты Н.К.Рериха из гимназии К.Мая, будут опубликованы в готовившейся в настоящем времени к печати сборнике "Автомонографии Н.К. Рериха "Великая симфония жизни"", составитель Т.В.Ларкина. Авторы статьи выражают свою благодарность Т.В.Ларкиной за возможность привести эти документы в данной статье.
5. Источник: статья Гунты Рудзиты "Рерих и Латвия" на сайте Латвийского общества Рериха расположена по следующему адресу: http://www.latvijasrerihabiedriba.lv/images/konference/RerihsLatvijakr.htm
6. Источник: там же.
7. Источник: там же.
8. Источник цитаты Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Балтийские_немцы
9. Данный документ находится в архиве Государственной Третьяковской галереи и будет опубликован в готовившейся в настоящем времени к печати сборнике Т.В.Ларкиной "Автомонографии Н.К. Рериха "Великая симфония жизни"". Авторы статьи выражают свою благодарность Т.В.Ларкиной за возможность привести этот документ в данной статье.
10. Копируется с сайта Латвийского общества Рерихов: http://www.latvijasrerihabiedriba.lv/images/konference/RerihsLatvijakr.htm
11. Комтур – глава комтура, минимальной административной единицы немецких рыцарских орденов, состоявшая из одного замка и непосредственно прилегающих к нему территорий. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Комтурство
12. Таубе Михаил Александрович (1869-1961) – барон, доктор международного права, профессор Петербургского университета, действительный член Историко-родословного общества в Москве, с 1909 г. представитель России в Постоянной палате Международного третейского (арбитражного) суда в Гааге, заместитель министра просвещения, с 1917 г. в эмиграции во Франции, член Русского историко-генеалогического общества в Париже, автор огромного числа книги по генеалогии, истории, праву. Барон Таубе приходился двоюродным братом Н.К. Рериху, активно участвовал в проектах Н.К.Рериха: являлся его личный представителем в Европе, был председателем (с ноября 1931) Русской Ассоциации Общества Рериха в Париже, почетным советником, генеральным делегатом и председателем отдела Музея Рериха в Нью-Йорке, организатором и председателем (с марта 1932 г.) Особого Комитета Пакта Рериха при Европейском центре.
13. Авторы статьи выражают благодарность доктору исторических наук В.А. Росову за предоставление этих материалов.
14. Транскрипция рукописного текста барона Таубе в печатный текст выполнена Т.В. Ларкиной, за что авторы статьи выражают ей большую благодарность и особое признание её высоких способностей в работе с историческими документами. Адрес pdf-файла: http://lebendige-ethik.net/pdf/Taube_1931.pdf
15. Нижненемецкий язык ? язык, представляющий собой совокупность диалектов, распространённых преимущественно на севере Германии и Нидерландов. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Нижненемецкий_язык
16. Röhricht (рус.: биотоп плавни) ? длительно затапливаемые поймы рек и озёр, и дельты, покрытые зарослями кустарника, тростника, рогоза или осоки. См. http://de.wikipedia.org/wiki/R%C3%B6hricht
17. См. http://www.online-ofb.de/famreport.php?ofb=naumburg_queis&ID=I13100
18. Сегодня называется Rurka и принадлежит Польше. См. http://de.wikipedia.org/wiki/Rurka_%28Chojna%29
19. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фамильная_приставка
20. Стр. 3-4 указанного выше документа.
21. Данная фотография герба взята из статьи Г.Рудзите "РЕРИХ И ЛАТВИЯ", расположенной по адресу: http://www.latvijasrerihabiedriba.lv/images/konference/RerihsLatvijakr.htm
22. там же.
23. Дневники Е.И.Рерих, тетрадь 37, запись от 16 августа 1933 г.
24. Полный список этих обществ расположен по следующему адресу: http://wiki-de.genealogy.net/Portal:Vereine
25. См. http://gedbas.genealogy.net/person/show/51123972
26. См. http://de.wikipedia.org/wiki/Hammelburg
27. См. http://foko.genealogy.net/?ID=1248709
28. См. http://foko.genealogy.net/?ID=709332
29. См. http://www.online-ofb.de/famreport.php?ofb=memelland&ID=I162699
30. См. http://www.online-ofb.de/famreport.php?ofb=memelland&ID=I40298
31. См. http://des.genealogy.net/search/show/3242017
32. См. http://de.wikipedia.org/wiki/Peitz
33. См. http://grabsteine.genealogy.net/tomb.php?cem=135&tomb=10163
34. См. http://grabsteine.genealogy.net/tomb.php?cem=508&tomb=668
35. См. http://grabsteine.genealogy.net/tomb.php?cem=884&tomb=13259
36. См. http://hu.wikipedia.org/wiki/Csolnok
37. См. http://www.online-ofb.de/famreport.php?ofb=riebensdorf&ID=I17791
38. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рыбное_(Воронежская_область)
39. См. http://www.online-ofb.de/riebensdorf/?lang=ru
40. По правилам немецкого языка согласная буква "h" после гласного звука не произносится, а указывает на удлинение этого звука.
41. См. http://www.vg-uder.de/orte/roehrig.htm Оригинальный текст: "Der Name des Ortes stammt aus der Beschaffenheit desselben. Der Ort liegt in einer Niederung, die frьher sehr sumpfig gewesen sein muss. In der niederdeutschen Sprache geht das Wort Rцhrig auf Schilfrohr zurьck".
42. См. Википедия: http://de.wikipedia.org/wiki/Warnow_%28bei_B%C3%BCtzow%29
43. См. Википедия: http://de.wikipedia.org/wiki/Landkreis_Naugard
44. См. Википедия: http://de.wikipedia.org/wiki/R%C3%B6hrig_%28Biebergem%C3%BCnd%29
45. См. Википедия: http://de.wikipedia.org/wiki/Rorichum
46. Цитата из Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рерик_(поселение)
47. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бодричи_(племя)
48. Дневники Е.И.Рерих, тетрадь 24, запись от 18 сентября 1927 г. См. http://lebendige-ethik.net/fremd/tetrad24_30.03.1927-25.11.1927.html
49. Оригинал этого письма находится в архиве Института русской литературы Российской АН (Пушкинский дом), копия имеется в Нью-йоркском музее Рериха, цитируется по статье Иварса Силарса (Ivars Silaers) "Предки Рериха: легенды и архивные свидетельства", сборник "Рерихи: мифы и факты" под редакцией А.И.Андреева и Д.Савелии, изд-во Нестор-История, СПБ, 2011 г., стр. 11.
50. Письмо Н.К.Рериха эстонскому поэту А.Ранниту от 18 апреля 1938 г.
51. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатерина_Иоанновна
52. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_герцогов_и_великих_герцогов_Мекленбурга
53. "Знаменитости России. Рюрик", Роман Рабинович, канд. ист. наук. См. http://www.bankgorodov.ru/fame/index.php?fid=659
54. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бодричи
55. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Полабские_славяне
56. См. http://www.youtube.com/watch?v=oMjT8fNrO8E
57. Дневники Е.И.Рерих, тетрадь 36, запись от 5 декабря 1932 г. См. http://lebendige-ethik.net/fremd/tetrad36_27.11.1932-10.05.1933.html
58. Танеев Сергей Иванович (1856-1915) – русский композитор.
59. Дневники Е.И.Рерих, тетрадь 37, запись от 9 июля 1933 г.:
60. "– Правильно, что понятие Рюрика смущало Царя? Но кто мог сказать ему, неужели М.С. Путятин, называвший Юр[ия] и Св[ятослава] варягами-Рюриками, мог быть столь бестактным?
– Нет. Танеев. Но пусть все будет на пользу.
– Но неужели Н[иколай] II мог этим смущаться?
– Ибо по природе он был подозрителен".
61. Дневники Е.И.Рерих, запись от 9 мая 1921 г. См. http://lebendige-ethik.net/fremd/tetrad1_24.03.1920-31.05.1921.html
62. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аркона_(Яромарсбург)
63. Дневники Е.И.Рерих, запись от 5 ноября 1921 г. См. http://lebendige-ethik.net/fremd/tetrad3_29.09.1921-12.11.1921.html