Усадьба Лопухиных versus ВДНХ
Переезд государственного музея Рерихов в 13-й павильон ВДНХ является положительным моментом с точки зрения музейного дела. Главная задача любого музея − это показ своих экспонатов людям. Формула успеха тут проста: если посетителей музея мало, то музей плохо выполняет свою работу, и наоборот, если посетителей много, то музей хорошо выполняет свою работу. С этой точки зрения музей Рерихов на ВДНХ гораздо лучше отвечает основному требованию, чем музей Рерихов в усадьбе Лопухиных, т.к. число посетителей музея Рерихов в 13-м павильоне ВДНХ только за один месяц работы превысило всю годовую посещаемость музея Рерихов в усадьбе Лопухиных.[1] Эта огромная разница объясняется несколькими факторами, которые обуславливали низкую посещаемость музея Рерихов в усадьбе Лопухиных. Среди них можно назвать следующие:
1) МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ
Невыгодное локальное положение усадьбы Лопухиных в глубине Малого Знаменского переулка Москвы, являющейся причиной слабой проходимости и малозаметности музея Рерихов.
2) ЭКСПОЗИЦИЯ
Низкий профессиональный уровень постоянной музейной экспозиции и временных выставочных проектов государственного музея Рерихов (далее − ГМР) в усадьбе Лопухиных.[2]
3) ИМИДЖ
Невысокая степень доверия деятельности руководства ГМР со стороны широкой рериховской общественности, вызванного рядом факторов, среди которых можно называть следующие:
а) непонимание руководством ГМР основных идей рериховского наследия (в том числе полное неприятие Живой Этики);[3]
б) ставка на сотрудничество с одной общественной рериховской организацией (НРК), собранных по местечковому принципу в основном из жителей г.Москвы, вместо того, чтобы налаживать сотрудничество и открытый диалог со всеми рериховскими организациями Российской Федерации (не говоря уже о международном масштабе);[4]
в) потеря информационной поддержки в средствах массовой информации РД, к которым относятся, в основном, группы в соц.сетях и интернет-сайты;[5]
г) использование руководством ГМР помещения государственного музея в личных целях.[6]
4) "ПОДЗАБОРНИКИ"
Осада усадьбы Лопухиных сотрудниками и сторонниками Международного Центра Рерихов (далее − МЦР) и создание скандальной ситуации вокруг периметра ГМР, отпугивающих простых посетителей музея Рерихов.[7]
По поводу последнего пункта стоит сказать отдельно. Приведём мнение одного из очевидцев "подзаборной" ситуации усадьбы Лопухиных (форумное сообщение от 26.12.2018):
"В настоящее время Кононов В.А., выполняя просьбу Генерального директора ГМВ Седова А.В. об устранении круглосуточного дозора МЦР, предлагает вывезти всё содержимое Государственного Музея Рерихов на ВДНХ, сказав такие слова: "Вынесем мёд из дома и осы сами отсюда улетят." На самом деле, стараниями руководства МЦР и их спонсоров стоит старый пикапчик на дороге под забором ГМИИ им. А.С. Пушкина уже примерно полтора года. Тут власти Москвы и ДПС не могут чем-либо им в этом препятствовать. Стоянка оплачена и там живут круглосуточно рьяные защитники не существующего общественного музея. Более того, они всё это время попарно стоят под забором или фланируют по территории усадьбы Лопухиных, когда Музей открыт для доступа посетителей. Они не просто молча бродят по территории или стоят возле забора, они очень активно и не стесняясь, ведут контрагитацию против Государственного Музея Рерихов. Об этом неоднократно докладывала охрана ГМР, слыша эти разговоры и видевшие, как они спрашивающих людей возвращают прочь от ворот усадьбы Лопухиных. Кажется, они не нарушают закона РФ и г. Москвы. Пикет не более двух человек, и плакатов, призывающих против государственной власти, нет. <...>
Фото. Агитационная Газель МЦР на стоянке рядом с усадьбой Лопухиных.
Вот поэтому, - пишет корреспондент в том же форумном сообщении, - на фоне не прекращающейся оголтелой борьбы с государством, ведущейся руководством МЦР и их сторонниками как в России, так и за рубежом, предлагается вывезти всё Наследие, собранное наконец-то в одном месте, на ВДНХ. Там, конечно, условий для хранения картин и архива даже нет на то, чтобы осуществлять постоянную экспозицию. Условий для обеспечения музейного дела вообще не существует. Как убедить одержимых самодуров убрать эти пикеты и прекратить войну с государством, пока никто не знает. Вся эта долголетняя борьба за защиту Имени и выполнение Воли Дарителя, столько нанесли вреда авторитету Рерихов и всему, что связано с их Именами, что трудно себе представить. Сколько же времени и сколько созидательной энергии понадобиться, чтобы в сознании всех людей эти Имена звучали с таким же уважением и благоговейным трепетом сердец, каким это было в конце восьмидесятых и начале девяностых лет прошедшего столетия".[8]
Фото. Бывшие члены МЦР у забора усадьбы Лопухиных.[9]
Сами МЦР-овцы называют подзаборные пикеты − "вахтой" или "дозором". В соц.сетях и на проМЦРовских сайтах много фотографий и статей по этому поводу. К примеру, на сайте "Адамант" в материале "Мысли о стражах музея (фоторепортаж наших дежурств у здания МЦР)" собрана целая фотолетопись подзаборных акций.[10] Каждому здравомыслящему человеку понятно, что МЦР внёс большой вклад в то, чтобы музея Рерихов в усадьбе Лопухиных не существовало. МЦР поступил как собака на сене − ни себе, ни людям. Но они просчитались и музей Рерихов получил новое место в огромном и недавно отреставрированном павильоне номер № 13 на ВДНХ.
Фото. Фасад павильона номер № 13 на ВДНХ.
С переездом ГМР на ВДНХ Минкультуры одним махом решило все вышеперечисленные проблемы, а именно по пунктам:
1) МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ
В 2018 году ВДНХ посетило 30 млн. человек.[11] Павильон, где сейчас разместился гос.музей Рерихов, располагается в очень выгодном, проходимом месте − на центральной аллее недалеко от фонтана "Каменный цветок".[12] Таким образом, потенциальная возможность посетить музей Рерихов появляется у 30 миллионов человек в год, что несравненно больше, чем малочисленные прохожие Малого Знаменского переулка. От переезда музея Рерихов на ВДНХ Рериховское Движение ждёт большая выгода, т.к. картины Рерихов смогут увидеть много новых людей, которые раньше даже ничего не знали о творчестве Рерихов. Известно, что часто люди, прикоснувшиеся к изобразительному творчеству Рерихов, позже начинают искать о них информацию и таким путём узнают о Живой Этике, которая становится для некоторых из них путеводной жизненной нитью. Поэтому нужно ожидать, что благодаря переезду ГМР на ВДНХ, ряды сторонников Агни Йоги в ближайшие десятилетия пополнятся новыми, молодыми участниками, что очень необходимо для стареющего РД, неспособного самостоятельно привлечь в свои ряды молодёжь.
27 апреля 2019 года в павильоне № 13 на ВДНХ была открыта постоянная экспозиция "Рерихи. Сохраняя культуру", о чём было широко оповещено в средствах массовой информации, в том числе по многим телевизионным каналам, как например тв-репортаж канала МИР-24 "«Сохраняя культуру»: на ВДНХ открывается постоянная экспозиция Рериха":
Приведём также мнение рядовых рериховцев, которые посетители эту постоянную экспозицию ГМР на ВДНХ (форумное сообщение от 11 июля 2019): "Вчера ходила с подругой на ВДНХ. Пришли, чтобы сходить в павильон "Славянской письменности". Его недавно открыли в бывшем павильоне "Украина". По будням (кроме понедельника) с 11 до 15 часов этот павильон работает бесплатно. При входе на ВДНХ с левой стороны висит большой плакат, рекламирующий выставку картин Рерихов в павильон № 13. Я на этой выставке уже два раза была, а подруга не была. Решили сходить. Погода была не очень, в основном пасмурно, а потом пошёл дождь. Но, всё равно на ВДНХ много людей. Когда после посещения других павильонов пришли в №13 павильон, то людей было достаточно. В двух местах на скамейках сидят люди и смотрят фильм про Рерихов. Подруга ходила и любовалась картинами. Выставка там не только картин двух Рерихов, но и много экспонатов из музея Востока. Смотрю, что многие экспонаты уже убрали, витрины некоторые пустые, одна комната с экспонатами закрыта. Спросила у персонала музея. Они сказали, что им не говорят, что и как, но скорее всего будут по максимуму заполнять пространство именно картинами Рерихов. Плохо это или хорошо, что люди не целенаправленно шли смотреть картины Рерихов, а гуляя по ВДНХ, забегая в павильон спрятаться от дождика? Очень многие открыли Рерихов впервые. Фильмы про них посмотрели. На ВДНХ просто море иностранцев. Они тоже идут на выставку. С 1 по 4 августа ВДНХ будет праздновать 80-летие. К этому мероприятию правительство Москвы готовилось несколько лет. ВДНХ мощно реставрируют. Я об этом постоянно подробно освещала в теме "Наследие СССР". Я уверена, что за эти праздничные дни пройдут миллионы людей. И при входе они увидят рекламу выставки картин Рерихов. Так что рериховцы, руки не опускаем, не всё потеряно".[13]
2) ЭКСПОЗИЦИЯ
Через пару недель после вышеприведённого форумного сообщения, а точнее 31 июля, постоянная экспозиция "Рерихи. Сохраняя культуру" пополнилась ещё парой сотней произведений Святослава и Николая Рерихов. "На момент открытия выставки «Сохраняя культуру» на ВДНХ, − рассказал руководитель ГМВ, А.Седов, − было экспонировано более четырехсот произведений Рерихов. Мы добавили 180 живописных и графических работ, всего на выставке сегодня представлены 604 произведения мастеров».[14]
В августе празднование 80-летие ВДНХ действительно прошло с огромным успехом и на самом высоком государственном уровне. Это событие широко освещалось в средствах массовой информации. "Более 400 тысяч человек посетили праздничные мероприятия к 80-летию ВДНХ," − сообщает РИА Новости.[15] Один из посетителей ВДНХ в эти юбилейные дни поделился своими впечатлениями: "«Впервые попал в Музей Рерихов. Пришли с супругой порадоваться празднику, а тут неожиданный сюрприз! Это такая глубокая философская живопись, которую наскоком не посмотришь. Надо прийти хоть на полдня, чтобы постоять рядом с полотнами, подумать, поразмышлять».[16]
Здание павильона № 13 было отреставрировано в 2017-2018 годах и является объектом культурного наследия, т.е. находится под защитой государства. По мнению сотрудников ГМР, оно идеально подходит для экспонирования рериховских картин, о чём рассказал В.Аветесян, зам.директора ГМР корреспондентам ТВ-канала МИР-24 в репортаже "Павильон ГМВ №13 на ВДНХ - выставка Н.К.Рериха «Сохраняя культуру»":
Итого, можно сказать, что постоянная экспозиция "Рерихи. Сохраняя культуру" выполнена на высоком профессиональном уровне (куратор выставки − В.Росов) и вызывает у её посетителей только восторженные отзывы.
3) ИМИДЖ
Имидж старому гос.музею в усадьбе Лопухиных изрядно подпортили члены Национального Рериховского Комитета (далее − НРК), внедрившиеся в его ряды и сделавших много усилий, чтобы поставить всё рериховское наследие под свой контроль. Этим они вызвали среди рядовых рериховцев протест и недовольство, вылившегося в информационные войны за право доступа к рериховским архивам (читай: манускриптам Е.И.Рерих). Недаром члены НРК встретили в штыки новость о переезде ГМР на ВДНХ.[17] Причина недовольства НРК проста: в павильоне № 13 членам НРК не выделили никаких подсобных помещений, которое у них было во флигеле усадьбы Лопухиных, а также по той причине, что в павильоне № 13 нет возможностей для проведения различного рода рериховских мероприятий: встреч, конференций, круглых столов, заседаний, кружком и т.п. Всё это они имели в усадьбе Лопухиных. А теперь их выбросили на улицу. Смешно, но НРК − этот неполноценный МЦР-овский отросток − настигла та же плачевная судьба, что и его прародителя: МЦР и НРК отлучены от рериховского наследия и выброшены на улицу. В Минкультуре на собственном горьком опыте поняли, что рериховцы никогда не смогут между собой договорится и будут всегда ругаться и скандалить. Поэтому Минкультуры, по всей видимости, дало указание руководству ГМВ отмежеваться от всех рериховских организаций, дабы не портить имидж государственному музею Рерихов на ВДНХ.
Фото. МЦР-овцы у мемориалы на территории усадьбы Лопухиных, 16 октября 2019 г.[18]
4) "ПОДЗАБОРНИКИ"
Павильон №13 на ВДНХ сторонники МЦР пикетировать не могут, т.к. ВДНХ − территория закрытая и охраняемая, имеющая свой особый статус нахождения граждан, в отличии от улиц и переулков города Москвы, где разрешены стоянки автомобилей (читай − ржавая Газель МЦР у забора усадьбы Лопухиных) и свободное нахождение граждан (читай − собрания сторонников МЦР под забором усадьбы Лопухиных). Поэтому переездом на ВДНХ гос.музей отрезал возможность преследования со стороны МЦР-овских фанатиков.
Но даже после переезда музея Рерихов на ВДНХ МЦР-овские сектанты всё ещё собираются под забором усадьбы Лопухиных, так как на её территории всё ещё стоят МЦР-овские мемориалы Рерихам. Но и этим чёрным мемориалам тоже не долго осталось там существовать.
Чёрные мемориалы МЦР
Путешествуя несколько лет назад по Австрии − этой красивой, горной стране, населенной белокурыми вежливыми и улыбчивыми арийцами, − поздно вечером мы остановились в одном маленьком курортном городке под названием Целль-ам-Зе[19]. Выйдя на следующее утро из гостиницы, чтобы осмотреть город, мы были шокированы наплывом туристов из арабских стран. Шок был вызван большим количеством женщин, одетых в черную паранджу[20], скрывающих их с головы до пят.
Фото. Улицы австрийского курорта Целль-ам-Зе с туристами из арабских стран, одетых в черную паранджу.[21]
Для европейца, впервые столкнувшегося с таким женским нарядом, вид черных как смоль передвигающихся по городу манекенов (иногда создаётся впечатление, что под паранджой никого нет, а она просто движется сама по себе) вызывает очень неприятное, жуткое, трудно описуемое чувство, которое сродни тому, которое возникает тогда, когда в фильмах ужасов показывают смерть в черном плаще с капюшоном и с косой в руке. Бесспорно, что все чувственные ассоциации субъективны, но когда я не раз приезжал в Москву и посещал усадьбу Лопухиных, то черные мемориалы Рерихам вызывали во мне такое же жуткое чувство, как и черные паранджи, виденные мною в Целль-ам-Зе.
Фотоколлаж. МЦР-овский бюст − паранджа − смерть с косой.
В своей статье "Как МЦР очерняет Рерихов"[22], написанной 14 лет назад, автор этих строк уже приводил параграф из книги Аум, в котором говорилось, что черный цвет любят только люди с низкими вибрациями своей души, которые для духовной эволюции не пригодны и поэтому обречены на уничтожение (т.н. космический мусор). Именно к такого рода людям относятся МЦР-овские руководители и архитекторы, заказавшие исполнить мемориалы Рерихам из черного камня (бюсты сыновьям) и черной бронзы (изваяние родителям).
Фото. Памятники Рерихам, установленные после статьи "Как МЦР очерняет Рерихов".
Указанная критическая статья ("Как МЦР очерняет Рерихов"), опубликованная в 2005 году, оказала влияние на других скульпторов, ваявших Рерихов позже. Так, 1) бюст Ю.Н.Рериха, установленный в деревне Окуловка в 2007 году, выполнен из светлого искусственный камня[23] скульптором А.Леоновым[24]; 2) бюст Н.К.Рериха на Алтае вырезан из белого мрамора скульптором В.Войчишиным[25] и установлен в 2009 году; 3) бюст из светлого камня с изображением Н.К.Рериха открыт в Улан-Баторе в 2009 году (информация о скульпторе и материале бюста на сайте mng.rs.gov.ru отсутствует); 4) памятник Н.К.Рериху в Санкт-Петербурге, установленный в 2010 г., выполнен из серого карельского гранита (скульптор − В.В.Зайко, архитектор − Ю.Ф.Кожин[26]; 5) два бюста − Н.К. и Е.И. Рерихам, установленные несколько дней назад в Индии в доме-музее Рерихов в Наггаре, выполнены тем же скульптором, А.Леоновым, из красного искусственный камня по заказу фонда «Диалог Культур – Единый Мир».[27] Как заметил читатель, никто из указанных скульпторов не выразил Рерихов в черном цвете, и только руководство МЦР очернили Рерихов своим низковибрационным пониманием скульптурного искусства.
В статье "Как МЦР живёт на нечистые деньги" − одна из частей публикации, куда же входит и статья "Как МЦР очерняет Рерихов" − автор этих строк уже писал, что МЦР-овские мемориалы созданы на деньги Мастер-банка, который занимался ростовщичеством, что с точки зрения Живой Этики является нечистым доходом ("Напутствие Вождю", п. 36: "Не живите на доходы от денег. Это прибыль нечистая"). Тогда в 2005 году мы только догадывались о том, что Мастребанк занимался не только ростовщичеством (ссудой денежных средств под процент, что в Западном мире есть легальный бизнес, в отличии от мусульманских стран[28]), но и грешен в настоящих уголовных преступлениях, таких как отмывание преступных доходов, выдача невозвратных кредитов, черная касса, обман вкладчиков и многие другие нарушения российского законодательства, которые вскрылись после закрытия этого банка в 2013 году.[29]
Фото. Чёрные МЦР-овские мемориалы Рерихам.
Получается так, что МЦР-овские мемориалы имеют не только черную оболочку, но и созданы на черные, преступные доходы Мастербанка, который щедро финансировал всю деятельность МЦР. Весь мир борется с отмыванием нелегальных доходов, добытых в результате продажи наркотиков или проституции. Неужели это не понятно, что МЦР-овские черные изваяния имеют такое же грязное происхождение, как и деньги наркоторговцев?! Поэтому не удивительно, что эти черные скульптуры ждёт такая же судьба, как и сам МЦР − ликвидация. А то, что они будут ликвидированы, нет никаких сомнений, так как усадьба Лопухиных передана Пушкинскому музею, который имеет свои планы её использования. И в эти планы черные МЦР-овские мемориалы ну никак не вписываются. ГМВ уже предъявил МЦР ультиматум забрать свои мемориалы с территории усадьбы Лопухиных.[30] Вместо того, чтобы искать выход из положения и договариваться с ГМВ и рериховской общественностью с целью сохранения и переноса памятников Рерихам в приемлемое и удобное для всех место, МЦР снова и снова закручивает в СМИ спираль скандалов по этому поводу. В итоге, всё кончится тем, что МЦР-овские мемориалы без участия МЦР судебные приставы демонтируют и вывезут в Подмосковье на склад временного хранения, откуда они отправятся, скорее всего, в металлом и затем на переплавку (читай − бронза). Таким образом произойдёт торжество кармической справедливости, ибо ничего тёмного не пристанет к светлым Рерихам.
А.Люфт
18.10.2019
[1] См. Музей Рерихов в столице с момента открытия посетили более 25 тысяч человек: https://vm.ru/news/729159-muzej-rerihov-v-stolice-s-momenta-otkrytiya-posetili-bolee-25-tysyach-chelovek
[2] См., например, Критические отзывы о выставке «Святыни и Твердыни» в московском музее Рерихов http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/568-vystavka-gmr18 или Мнение членов общества «Агни Йога Швеция» о выставке картин С.Н. Рериха «Индия. Моя страна прекрасна» в ГМР. http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/550-petersson-gmr-4-3-2018
[3] См. подборку материалов на тему "Т.К. Мкртычев": http://lebendige-ethik.net/index.php/component/tags/tag/70-mkrtychev
[4] См. Эндосимбиоз НРК в ГМР http://lebendige-ethik.net/index.php/component/tags/tag/66-endosymbiose-nrk-gmr
[5] На заре создания ГМР в 2017 году директор ГМР, Т.К.Мкртычев, отвечал на вопросы рериховской общественности в рериховских группах на фейсбуке (см. Ответы Т.Мкртычева на вопросы членов группы «Агни Йога и Рерихи» на фейсбуке: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/425-facebook-tm ), а также давал интервью сайту "Живая Этика в мире" (см. Обсуждение проекта гос. Музея семьи Рерихов. Видео-интервью с Т.К. Мкртычевым: http://lebendige-ethik.net/index.php/video/video/mkrtychev ).
[6] См. Культ плова пускает корни в музее Рерихов или как Т.К.Мкртычев использует помещения ГМР для проведения узбекских вечеринок (видео): http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/567-kult-plova
[7] См. ТВ ВЕСТИ Центр Рерихов признал поражение, но покидать усадьбу Лопухиных не собирается: http://lebendige-ethik.net/index.php/video/video/tv_vesti_19.07.2017
[8] Источник цитаты: http://forum.roerich.info/showpost.php?p=663421&postcount=14
[9] Источник фото: http://www.lomonosov.org/article/mysli_o_strazhah.htm
[11] См. 30 миллионов человек за 2018 год — новый рекорд посещаемости ВДНХ: https://vdnh.ru/news/30-millionov-chelovek-za-2018-god-novyy-rekord-poseshchaemosti-vdnkh/
[12] См. расположение 13-го павильона на схеме ВДНХ: https://vdnh.ru/map/?active=4233
[13] Источник цитаты: http://forum.roerich.info/showpost.php?p=675595&postcount=295
[14] См. На ВДНХ открылась обновленная экспозиция Музея Рерихов: https://mockvanews.ru/na-vdnh-otkrylas-obnovlennaja-jekspozicija-muzeja-rerihov/
[16] Еженедельник "Аргументы и Факты". 07.08.2019. На главной выставке – оркестры. Как ВДНХ праздновала 80-летие: https://aif.ru/moscow/na_glavnoy_vystavke_orkestry_kak_vdnh_prazdnovala_80-letie
[17] См. Что происходит с Музеем Рерихов?: http://наследие-рерихов.рф/331-chto-proiskhodit-s-muzeem-rerikhov
[18] Источник фото: https://vk.com/wall-164558941_776
[21] Автор фото: Niki Faistauer. Источник фото: https://www.krone.at/570649
[26] См. Памятник Николаю Константивновичу Рериху: https://peterburg.center/maps/pamyatnik-nikolayu-konstantivnovichu-rerihu.html
[29] См. подборку материалов по теме "Мастербанк" на нашем сайте: http://lebendige-ethik.net/index.php/component/tags/tag/47-master-bank
[30] См. Виктор Байда. Музей Востока требует снести мемориал Рерихов // Новые Известия: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6393