Почётным основателями института стали старшие Рерихи - Елена Ивановна и Николай Константинович. Официальным директором стал старший сын Рерихов - Юрий Николаевич. В основания института были положены изыскания и находки, сделанные во время трансгималайской экспедиции. Структура института на первых порах определялась всецело его сотрудниками - членами семьи Рерихов, которая после приезда младшего сына, Святослава, в полном составе трудилась над развитием института. Так, археологическим и историческим отделами занимался Николай Константинович, этнологическим и лингвистическим - Юрий Николаевич, историей искусств и ботаническим отделами - Святослав Николаевич, философским - Елена Ивановна. Были образованны ботанические, орнитологические, зоологические коллекции, а также коллекция ценных древних манускриптов.

Н.К. и Ю.Н. Рерихи на борту корабля "S.S.Majestic", только что прибывшего в Нью-Йорк, 18 июня 1929 года.

Чтобы соответствовать требованиям научного мира, необходимо было доказывать преимущества нового мировоззрения, излагавшегося тогда в рождающемся Учении Живой Этики, опытным путём. То есть встала необходимость оборудования института "Урусвати" научными приборами, с помощью которых можно было перевести древнюю мудрость Востока на научный язык, понятный западному мышлению. Для публикации результатов работы института нужен был свой печатный орган. Всё это требовало финансовых затрат, которыми Рерихи не располагали. Поэтому в 1929 году Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи отправляются к своим американским сотрудникам в Нью-Йорк, чтобы там организовать американский филиал института гималайских исследований "Урусвати", который должен был, с одной стороны, открыть возможность оказания помощи американских финансовых меценатов центральному институту в Гималаях, а с другой стороны, доводить до научных кругов запада результаты работы гималайского Храма знаний. Для того чтобы эта схема заработала, требовался небольшой аванс со стороны меценатов. Поэтому Николай Константинович поставил на карту всё своё влияние и весь свой авторитет, чтобы только заинтересовать американцев в идее продвижения нового подхода к научным исследованиям. В принципе, эта задача была выполнена - меценаты нашлись. В Наггаре началось строительство здания института. В работу готовились включиться химик В.А.Перцов и физик В.В.Диксон2. В 1931 году в Нью-Йорке вышел первый номер ежегодника института - журнал на английском языке "Journal of Urusvati Himalayan Research Institute". Наладилась почтовая переписка и обмен научными данными со многими учёными и научными учреждениями как Запада, так и Востока. Об этом этапе деятельности института "Урусвати" достаточно много и полно написано. Поэтому редакция не будет повторяться, экономя внимания читателя для нижеследующего изложения.

Здание института "Урусвати" в 30-е годы

После бурного начала Рерихи столкнулись с нехваткой финансовой меценатской помощи в результате разразившегося в Америке экономического кризиса. После постройки главного корпуса в Кулу содержание института обходилось в приблизительно 200 долларов в месяц, что по тем временам было достаточно большой суммой, которую Рерихи не могли самостоятельно финансировать. Поэтому судьба института всё время зависела от частных пожертвований. После раскола американской группы в 1935 году в результате предательства четы Хоршей и Эстер Лихтман, меценатская поддержка работы института "Урусвати" постепенно сошла на нет. В результате в 1939 году институт окончательно закрывается, а все его фонды консервируются. После ухода из земной жизни Н.К.Рериха в 1947 году поместье в Кулу было оставлено Рерихами окончательно.

 

* * *

 

В 70-х годах прошлого столетия болгарскими рериховцами, работавших под патронажем Людмилы Живковой, была предпринята попытка получить архивы института "Урусвати", которые хранились там с рериховских времён3. По неизвестным причинам они не получили эти архивы. Вслед за болгарами, наггарскими архивами в 1979 году заинтересовались новосибирские учённые, которые, вообще, призывали перевести все наггарские архивы в СССР в планируемый Культурно-научный центр имени Н.К. и Е.И. Рерих, который, по мнению учёных, "будет состоять из ряда институтов, лабораторий и культурных учреждений, ставящих во главу угла изучение человека, его места в природе и той энергии, которая связывает человека с природой планеты и космосом, т.е. психической энергии"4. В частности, эта группа, в те годы молодых учённых, предлагала следующее: "Институт "Урусвати", основанный Н.К.Рерихом, ставил своей задачей изучение человека и природы в рамках обозначенной нами проблематики. Но в настоящее время деятельность Института законсервирована. Между тем, в "Урусвати" сосредоточены уникальные древние рукописи и книги, материалы о способах аккумуляции психической энергии, работы по тибетской медицине, борьбе против рака, исторические, археологические, этнографические, физиологические и иные изыскания космо-планетарного профиля с уникальными для планеты информационными данными. Все это богатство завещано Советскому Союзу и ждет советских исследователей. Необходимо перебазировать собственность нашей страны по адресу. Таким адресом должны стать учреждения Культурно-научною центра имени Н.К. и Е.И. Рерих. Часть материалов останется в "Урусвати", который сделается одним из отделов Центра за рубежом, где будут сотрудничать ученые ряда стран. Кстати, группа болгарских ученых готова посетить Кулу для реконсервации Урусвати. Почему же медлит Родина Николая Константиновича?"

Ю.М.Ключников, 2003 год

Эта мужественная попытка новосибирских учённых и сегодня вызывает неподдельное восхищение и даже удивление. Как можно было в те застойные, брежневские годы решится на такой шаг? Естественно, противодействия государственной партократической машины не заставили себя долго ждать. "Реакция была совершенно неожиданной, - пишет спустя 19 лет один из авторов этой программы Ю.М.Ключников, - нас стали обвинять в религиозном идеализме. Поскольку я был выпускником отделения журналистики Высшей партийной школы, мне это не могло "сойти с рук". Два с половиной года меня терзали: исключали из партии, восстанавливали, требовали покаяния, отказа от своих взглядов. Я не покаялся. Всего я прошел через 70 (!) собраний и обсуждений. В общем, пришлось худо, но эта негативная сторона жизни оказалась и полезной, поскольку, сдавленный со всех сторон, я имел только одну возможность - идти по тому верному направлению, которое избрал. И эта прочистка мозгов способствовала более быстрому духовному созреванию. Учение помогло мне не сломаться. Меня уволили с работы, лет пять работал грузчиком на хлебозаводе, а потом началась перестройка, а с ней и другая полоса жизни".5

Эта новосибирская программа и сегодня остаётся актуальной.

Настоящее

Открытие "Центра искусств народов и племен Гималаев" 9-ого июля 1997 года в помещении института "Урусвати"

"Благодаря усилиям его [Н.К.Рериха] прославленного сына, Святослава Рериха, и его невестки, Девика Рани Рерих, правительство Индии и правительство штата Химачал-Прадеш зарегистрировало 18-ого апреля 1993 года Международный мемориальный трест Рериха. - Говорит 9-ого июля 1997 года в своей речи Шри Сингх, секретарь индийского министерства культуры, по поводу открытия в отреставрированном здании бывшего института "Урусвати" выставочной галереи под названием "Центр искусств народов и племен Гималаев". - В распоряжение этого треста перешло всё имущество Николая Рериха и его семьи, расположенного в поместье в Наггаре. За последние два года трест провёл реконструкцию и капитальный ремонт института гималайских исследований "Урусвати", основанного Николаем Рерихом в 1928 году. Трест планирует использование этого здание для того, чтобы показывать картины Николая Рериха, а также коллекций, собранных Рерихами во время экспедиций по Гималаям и Средней Азии. Часть здания будет отдана показу племенного и ремесленного искусства народов Гималаев. Всё личное имущество Рерихов составило выставочную экспозицию дома-музея, которую посетители смогут рассмотреть в доме через стеклянную галерею.6 Согласно представлениям Николая Рериха, институт будет иметь четыре отдела: отдел археологии, отдел искусств, отдел науки и прикладных исследований, библиотечный отдел редких книг и рукописей. Трест также поставил перед собой задачу восстановления ботанического сада как научного отдела по выращиванию лекарственных растений согласно тибетским и аювердическим рецептам".7

Отреставрированное здание института "Урусвати", 2000 год.

Сам Святослав Николаевич, будучи до конца своих дней попечителем этого треста, выступал за широкое международное участие в работе ММТР. С.Н.Рерих разослал многим видным общественным и политическим деятелям того времени приглашение стать членами Опекунского совета ММТР (в частности, такое приглашение получили тогдашний президент России Б.Н.Ельцин и патриарх РПЦ Алексий; первый принял приглашение, второй - отклонил). С Индийской стороны почётными членами Опекунского совета ММТР стали члены правительства Индии, которые не ограничились простыми пожеланиями благодарности, а объявили Рериховскую усадьбу объектом культурного достояния Индии, и под этой маркой выделили солидные финансовые гранты. Так на 2000 год ММТР было получено из правительственных фондов Индии, как сообщает индийский помощник менеджера музея, около 70 тысяч долларов. А в 2001 году было выделено около 200 тыс. долларов. Спонсорскую поддержку оказывает и частный капитал. Наггарское имение посещают ежегодно около 40 тысяч человек (данные 2000 года). Словом, ММТР живёт и развивается, но вот только без активного участия международной рериховской общественности.

Презентация репринтного издания научных журналов института "Урусвати" 30-х годов в Нью-Дели, октябрь 2003 года. В центре седят А.Кадакин и Л.Чандра. Выступает А.Адамкова

Как видно из сообщений косвенных источников, в Опекунский совет ММТР входят как индийские представители, среди которых правительственные чиновники штата Химачал-Прадеш и районной администрации Кулу, историки и деятели культуры (в частности известный тибетолог профессор Локеш Чандра (Lokesh Chandra)), так и представители русской стороны - нынешний посол России в Индии (Александр Кадакин), а также бывший посол и нынешний президент МЦР (Юлий Воронцов). Возможно ещё кто-то, но о деятельности ММТР известно очень мало, т.к. русские представители ММТР мало информируют русскоговорящую общественность о своей деятельности. Так и помощник менеджера8 ММТР от России, Алёна Адамкова, за последние четыре года своей работы на этом посту также не внесла ясности в работу треста. Кстати, примечателен тот факт, что помощников менеджера два - один с индийской стороны, а другой - с русской. Должность индийского помощника менеджера существует с 1996 года. На право занятия этой должности индийцами был проведён открытый конкурс, который, в трудной борьбе идей и знаний, выиграл молодой выпускник делийского университета Ракеш Кхандури. Должность русского помощника менеджера была введена в 2000 году решением Опекунского совета ММТР9, и была сразу же захвачена представителями одной московской организации, в правление которой входят А.Кадакин и Ю.Воронцов. Как догадался читатель, речь идёт о небезызвестном МЦР.

Юлий Воронцов

В связи с этим фактом у нашей редакции возник вопрос: почему индийские рериховцы пользуются цивилизованными дарами общепризнанной демократии, а русские рериховцы действуют по старому коммунистическому принципу "я-от-иван-иваныча"?! Неужели не обидно? Неужели русские рериховцы не в состоянии сами за себя решать судьбу своего наследства, а не отдавать свои кровные права на откуп полуцивилизованным методам, которые более подходят для "банановых" республик, чем для России?!

Наша редакция попробует выяснить положение дел в ММТР (см. открытое письмо на имя А.Кадакина), но в любом случае рериховцы России должны взяться за это дело самостоятельно. Можно было бы на ближайшей рериховской конференции (к примеру, в Санкт-Петербурге) поднять вопрос об объявлении конкурса на должность русского помощника менеджера ММТР. Все преимущества такого шага на лицо. Так выборный помощник менеджера будет отчитываться перед всем рериховским сообществом, а не только перед одной организацией (в данном случае - МЦР). Выборному помощнику менеджера ММТР можно дать задание от всех рериховцев, которое он будет выполнять в соответствии с разработанным всем рериховским сообществом планом. Таким образом, появится возможность влиять на ход событий в Кулу. Это нужно делать в независимости от мнения членов правления МЦР, которые входят в попечительский совет ММТР. Если они не согласятся выставить должность куратора ММТР на конкурс, то нужно обращаться напрямую к индийским членам ММТР.

Индийская сторона уже разработала под руководством индийского архитектора Раджендера Сингха генеральный план развития имения в Кулу10, о котором широкая рериховская общественность ничего не знает. Что предусматривает этот план? Создание музея или института? Или того и другого? Нам остаётся только гадать. А ведь речь идёт о нашем с вами имуществе, о нашем с вами праве распоряжаться тем культурным и научным наследием, которое Рерихи завещали всем нам - рериховцам всего мира.

Будущее

Развитие ММТР может пойти по трём направлениям:

  • 1. Превращение усадьбы в Кулу в туристическое шоу, при котором она будет служить в роли выставочно-музейного центра.
  • 2. Развитие поместья в международный научный центр, в котором будут возрождены традиции института "Урусвати" 30-х годов.
  • 3. Создание некоего органичного симбиоза из первого и второго варианта.

Нашей редакции наиболее близок третий вариант, т.к. из него возможно извлечь наибольшую пользу для рериховского движения. В настоящее время рериховская усадьба в Кулу уже сложилась как всемирно признанная историческо-культурная достопримечательность. Было бы нецелесообразно разрушать этот имидж. Наоборот, его нужно развивать и стимулировать, чтобы как можно больше людей из всех концов нашей планеты смогли прикоснуться к культурному наследию великой семьи. На этой уже существующей популярности было бы достаточно легко воздвигнуть научный центр, в котором могли бы проводиться исследования по темам и в рамках Учения Живой Этики.

Так если бы мировое рериховское сообщество смогло провести общепланетарную конференцию и выработать на ней единый план создания научного центра на базе наггарского имения, то без сомнения такой план воплотился бы в жизнь. Нашлись бы и меценаты, и гранты, и кредиты. Нашлись бы и молодые духом учённые, готовые бескорыстно работать во имя Общего Блага. Нашлось бы всё! Только в настоящее время нет единства и созидательного духа в рериховских рядах. Небольшая, но громкоголосая часть рериховцев, объединившихся вокруг московского МЦР, делает всё, чтобы не допустить единения рериховцев вокруг идей Учения Живой Этики. Они желают объединяться только вокруг своего, только ими признанного, московского общества. И добиваются этого насильственными, антикультурными методами, которые ни имеют ничего общего с методами Светлой Иерархии. Поэтому будущее института "Урусвати" полностью зависит от способности рериховского движения изжить в себе нездоровые тенденции, направленные на захват власти, имущества, наследства, порождающих бесчисленные судебные разбирательства и кощунственные умаления рериховской символики. Способность общего организма рериховского движения на самовосстановление зависит от каждой его клеточки, т.е. от каждого рериховца в отдельности. Каждый должен сделать свой выбор самостоятельно и решительно. Половинчатые решения не принесут успеха.

"... ты не холоден, не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих..." (Слова Иисуса Христа к ангелу Лаодикийской церкви, "Откровение Иоанна Богослова", Глава 3, строфы 15-16).

"Стремление людей всегда измеряется их служением Свету или тьме. По этому можно судить об их назначении в жизни. Так хуже всего половинчатость мышления и половинчатое устремление. Разрушители всегда только строят на половинчатом устремлении. Нет хуже служителя половинчатого, ибо он прячется явлением половинчатости, потому прямой враг Света Нами предпочитается. Малые черви, которые ползут по явлению тумана, Нами не допускаются к большим битвам. Так половинчатость должна быть избегнута. Всегда и всеми мерами нужно избегать общения с половинчатыми людьми. Так половинчатость, явленная учениками, отбрасывает их на тысячу лет; и потому нужно знать, где утверждать свое сознание. Так служитель Света не признает половинчатости". (Иерархия. 302).

Наша редакция желает своим читателям стать огненно-горячими, не признающими половинчатых решений, рериховцами!

 08.08.2004


Примечания

1."У порога Нового Мира".

2.Смотрите по этому поводу статью Владимира Росова "Биохимическая лаборатория в Гималаях. Страница завещанных и несбывшихся пророчеств из истории Института "Урусвати"".

3.Смотрите по этому поводу статью Тодора Яламова "Значение программы Людмилы Живковой "Международная детская ассамблея "Знамя Мира""

4.Программа "О проблеме создания культурно-научного центра в развитие идей Н.К. и Е.И. Рерих", поданная А.Н. Дмитриевым, И.А. Калининым, Ю.М. Ключниковым, П.П. Лабецким, Ю.Г. Марченко, В.И. Новожиловым на имя Сибирского отделения Академии наук СССР в 1979 году. Подробности в статье ""Живая этика" и власть: эпизод общественной жизни новосибирского Академгородка конца 1970-х гг".

5.Интервью Н.М.Смирнова с Ю.М. и С.Ю. Ключниковыми в 13-м номере журнала "Дельфис".

6.Решение об ограждении личного имущества Рерихов путём создания стеклянной перегородки очень мудро с агни-йогической точки зрения. Если читатель вспомнит 155-й параграф из книги "Надземное", в котором говорится об оккультной связи личных вещей с их обладателями, то решение наших индийских друзей об ограждении личных вещей семьи Рерихов является удивительным почтением по отношению к ним.

7.Речь Шри Сингха (Shri Singh), секретаря индийского министерства культуры, по случаю открытия "Центра искусств народов и племен Гималаев" в Наггаре 9-ого июля 1997 года (на английском языке).

8.Официальное название этой должности звучит на английском так: "Assistant manager of the International Roerich Memorial Trust". Но почему-то некоторые называют эту должность словом "куратор", которое в русском языке имеет совсем другой смысл.

9.Удивителен тот факт, что Алёна Адамкова в интервью газете "Сожружество" (N.7, октябрь 2002 г.) вводит читателей этой газеты в заблуждение по поводу статуса своей должности. Она говорит следующее: "Никаких других представителей в Мемориальном тресте и долине Кулу нет. Вероятно, многим неизвестно, что такое представительство. Оно открывается на уровне договоренности между президентами двух стран - России и Индии по согласованию с Мемориальным трестом". Наверное, держателям этой должности - организации МЦР, которая контролирует газету "Содружество" - очень выгоден такой обман. После такой лжи ни у кого не возникнет подозрения в том, что эта должность принадлежит рериховцам России, а не чиновникам МЦР.

10.Смотрите по этому поводу статью Сергея Кармалито "Кулу: возвращение к Рериху".