Выступление Л.В.Шапошниковой 16 мая 2006 г. в МЦР на дне памяти Е.П.Блаватской

Когда я открыл pdf-файл октябрьского номера газеты "Содружества"1 и на восьмой странице прочитал статью под названием "Огненная Посланница Белого Братства"2 (выступление Л.В.Шапошниковой 16 мая 2006 г. в МЦР на дне памяти Е.П.Блаватской), которая наполнена славословием в адрес Е.П.Б., то мне вспомнились ранние произведения 70-х годов той же Л.В.Шапошниковой, где она неоднократно поливает грязью Е.П.Б. Размышляя над этой странной переменой взглядов Л.В.Шапошникой, мне вспомнилась песня Игоря Талькова "Метаморфоза",3 где есть такие слова:

 

 

     Перестроились комсорги,
     В шоу-бизнес подались,
     И один из них свой орган
     Называет фирмой…

     …МЦР - так напелось мне после слов "называет фирмой", когда я вспомнил, что член коммунистической партии Л.В.Шапошникова в 60-70-х годах занимала пост секретаря комитета комсомола МГУ. Если молодые читатели не знают, что такое комсомол, то я скажу, что одной из функций комсомольских организаций и их вождей было искоренение духовности и замена её атеизмом и материализмом. Всё это делалось по прямой указке старшего брата комсомола (ВЛКСМ) - коммунистической партии (КПСС), которая на протяжении всего своего 70-летнего существования запрещала все духовные течения, включая труды Блаватской и Рерихов. В деле дискредитации духовных Учений, в частности Теософии Е.П.Блаватской, комсорг Л.В.Шапошникова во времена СССР достигла немалых успехов - антитеософические книги Шапошниковой издавались крупнейшим советским издательством десятитысячными тиражами (цитаты из этих книг ниже).

     Когда грянула Перестройка, то КПСС и ВЛКСМ канули в Лету, а функционеры этих организаций перекрасились и незаметно проникли в различные ячейки общества. Среди них была и комсорг Л.В.Шапошникова, которая вдруг стала праведной поборницей духовного возрождения России, и на этом деле сделала неплохую карьеру, организовав в Москве полукриминальную-полуобщественнную фирму под названием Международный Центр Рерихов (МЦР). Сомнительная перестройка комсорга Л..Шапошниковой была для меня очевидной и раньше, но когда я читал вышеуказанное выступление Л.В.Шапошниковой на дне памяти Е.П.Блаватской, то тальковская песня "Метаморфоза" звучала в моих мыслях всё отчетливее и отчётливее с каждой строкой показных дифирамбов, которые изливала бывший комсорг Шапошникова в адрес Блаватской.

     Чтобы не быть голословным, ниже я приведу сравнительный анализ высказываний писателя-комсорга Л.В.Шапошниковой в 60-70-х годах и высказываний директора МЦР, той же Л.В.Шапошниковой, сделанных ею в 2006 году. В качестве источников воззрений этого комсорга в 70-х годах на Е.П.Блаватскую и её труды я возьму две книги Шапошниковой: книгу "Тайна племени голубых гор"4 (Москва, изд-во "Наука", 1968 год), и книгу "Годы и дни Мадраса"5 (Москва, изд-во "Наука", 1971 год). Итак, цитаты и их анализ…

* * *

Обложка книги Л.В.Шапошниковой "Тайна племени голубых гор" (Москва, изд-во "Наука", 1968 год)

     Л.В.Шапошникова (1968 г.): "[Е.П.Блаватская,] обладая незаурядной фантазией и явной склонностью к преувеличению, эта способная журналистка, мягко выражаясь, допустила ряд неточностей. Вероятно, все эти "неточности" были подчинены какому-то ее замыслу, связанному с таинством мистики, и не понятого мною. <…> Стоп, мадам Блаватская, - сказала я. - Конечно, каждое учение имеет свою точку зрения на историю и действительность. Но нельзя же искажать все до такой степени". ("Тайна племени голубых гор, стр. 304.)
     Л.В.Шапошникова (1971 г.): "[Е.П.Блаватская] была хорошим организатором, способной журналисткой и неудержимой фантазёркой. Её жизнь похожа на приключенческий роман с неизбежными элементами фантастики…" ("Годы и дни Мадраса", стр. 161.)
     Л.В.Шапошникова (2006 г.): "Е.П.Блаватская, удивительная и уникальная женщина… Елена Петровна была богато одарена. Она была человеком мужественным, талантливым… Отметим вехи ее творческого пути. Е.П.Блаватская написала два фундаментальных труда: "Разоблаченную Изиду" и "Тайную Доктрину"". (Газета "Содружество", N.20-21, стр. 8.)

     По совокупному (1968+1971+2006) мнению Л.В.Шапошникой, Блаватская была "неудержимой фантазёркой", из под пера которой вышли такие "неточности" как "Разоблаченная Изида" и "Тайная Доктрина", смахивающие больше на "приключенческие романы с неизбежными элементами фантастики". Вот такие вот метаморфозы произошли в мозгу Л.В.Шапошниковой за 35 лет. Но это только цветочки - ягодки "космического мЫшления" Л.В.Шапошниковой ещё впереди.

* * *

Обложка книги Л.В.Шапошниковой "Годы и дни Мадраса"

     Л.В.Шапошникова (1971 г.): "Новое общество объявило, что только оно владеет тайнами жизни, и потребовало к себе соответствующего уважения. Блаватская выступила с программным заявлением в спиритической прессе... Она сказала, что существует магия, которая делится на белую и черную. Спиритические круги Америки были потрясены. Почему они не додумались до такого? Теперь всем было ясно, что Блаватская и Олькотт их обскакали. Все давно уже привыкли к духам. А магия - это было что-то новое и вопиющее… Теософское общество поставило перед собой великолепную цель: "собирать и распространять знания о законах, которые управляют вселенной". Чёрная и белая магия оказались в числе этих законов". ("Годы и дни Мадраса", стр.163.)
     Л.В.Шапошникова (2006 г.)": "Елена Петровна несла очень интересную миссию, предложенную теми Учителями, которые впоследствии были связаны с Рерихами. Учителя и сформировали то, что должна была сделать Елена Петровна". (Газета "Содружество", N.20-21, стр. 8.)

     Согласно Л.В.Шапошниковой, ЕПБ и Олькотт занимались распространением белой и чёрной магии. И, согласно той же Л.В.Шапошниковой, ЕПБ "несла очень интересную миссию, предложенную теми Учителями, которые впоследствии были связаны с Рерихами". Получается, что Учителя, по словам Шапошниковой, сначала распространяли белую и чёрную магию через Блаватскую, а затем продолжили это дело через Рерихов. Не есть ли это величайшая ложь и кощунство со стороны Л.В.Шапошниковой, претендующей сегодня на роль Доверенной этих же Учителей, которых Шапошникова так нагло оскорбляла в годы коммунистического режима? Воистину, метаморфоза Шапошникой ужасна по своей тёмной сущности: ведь она выливала грязь на Учителей и Блаватскую, когда это было выгодно КПСС, когда за это платили в виде гонораров за антитеософические книги, когда в стране с железным занавесом за это вознаграждали зарубежными поездками. И эта страшная двуличность ужасает своей беспринципностью, когда видишь, как эта же Шапошникова сегодня славословит в адрес тех же Учителей и Блаватской… Ме-та-мор-фоза… Ме-та-мор-фоза!

* * *

     Л.В.Шапошникова (1971 г.): "Блаватская никак не могла придумать что-нибудь такое, чтобы превзойти спиритов с их банальными духами …Спириты не могли вызывать духи. Вот тогда пришла мысль создать Теософское общество. Это случилось в Нью-Йорке в 1885 году..." ("Годы и дни Мадраса", стр. 163.)
     Л.В.Шапошникова (2006 г.): "Учителя и сформировали то, что должна была сделать Елена Петровна. Большую часть своей миссии она выполнила, хотя ее жизнь была невероятно тяжелой и трудной". (Газета "Содружество", N.20-21, стр. 8.)

     В 1971 году Л.В.Шапошникова приписывала идею создания Теософского общества стремлению ЕПБ "превзойти спиритов с их банальными духами", а в 2006 году Л.В.Шапошникова говорит, что идея теософских обществ была сформирована Учителями. Выходит, что Учителя дали нам теософское учения для того, чтобы превзойти спиритов с их духами? - Ме-та-мор-фоза… Ме-та-мор-фоза!

* * *
Страница номер 166 из книги Л.В.Шапошниковой "Годы и дни Мадраса"

     Л.В.Шапошникова (1971 г.): "Каждого индийского раджу или махараджу Блаватская подозревала в связях с Белым гималайским братством. Пышные одежды раджей, их дворцы и драгоценности производили на Блаватскую неотразимое впечатление. Вырождающихся самодуров, страдающих патологическими пороками, она принимла за представителей особой расы. Князья принимали её по-разному. Одни не пускали на порог, другие откупались подачками, третьи предлагали деньги, если Блаватская продемонстрирует свою "силу"". ("Годы и дни Мадраса", стр. 166-167.)
     Л.В.Шапошникова (2006 г.): "Елена Петровна была идеологом теософского движения. Два ее фундаментальных труда дали основу работе теософских обществ и сыграли огромную роль в формировании атмосферы, которая была задумана Учителями, устремленными к цели - сочетать культуру Востока и Запада". (Газета "Содружество", N.20-21, стр. 8.)

     При анализе этих цитат, честно говоря, у меня зашкаливают эмоции! Как подло и бесчестно унизила Шапошникова Блаватскую своей клеветой, что Е.П.Б. якобы, преклонялась перед пышной одеждой раджей, их дворцами и драгоценностями. Как коварны ухищрения Шапошниковой, которая выливает ушат помоев не только на Е.П.Б., но и на само Белое братство, сравнивая его с вырождающимися самодурами, страдающими патологическими пороками. Нет слов от возмущения! Таких коварных и подлых унижений Блаватской и Учителей я ещё никогда не читал. И после всего этого эта двуличная особа вообще смеет что-то говорить в адрес Е.П.Блаватской и Учителей. Вся страшная низость метаморфозы сознания Шапошниковой встаёт в этих цитатах во всей своей неприглядности.

* * *

     Л.В.Шапошникова (1971 г.): "Будущая основательница теософии, говорят, отличалась рядом странностей… Она владела какими-то элементами телепатии. Правда, при этом она утверждала, что общается с духами мертвых, но такие вещи можно смело оставить на её совести". ("Годы и дни Мадраса", стр. 162)
     Л.В.Шапошникова (2006 г.): "Е.П.Блаватская, удивительная и уникальная женщина … Елена Петровна была богато одарена. Она была человеком мужественным, талантливым…" (Газета "Содружество", N.20-21, стр. 8.)

     По мнению Л.В.Шапошниковой, ЕПБ обладала одним талантом - врать о том, что она общалась с духами мёртвых. И здесь не стоит удивляться, что враньё названо Шапошниковой "талантом", ибо все мы хорошо знаем, что враньём наполнены все МЦРовские сайты, книги, газеты и журналы, издаваемые под редакцией Л.В.Шапошниковой. И в этом потоке лжи метаморфоза сознания бывшего комсорга достигает своего страшного апофеоза. Но, как пел Тальков:

 

 

     Перестроиться не сложно,
     Только вот ведь в чем беда:
     Перестроить можно рожу,
     Ну а душу - никогда.

14.03.07.
А.Люфт

 


Примечания

1. Газета "Содружество", октябрь 2006: http://www.roerichs.com/Sodr/N20-21/Roerich_N20_Site.pdf

2. Для удобства читателей ниже даётся полный текст этой статьи.

Выступление Л.В. Шапошниковой 16 мая 2006 г. в МЦР
на дне памяти Е.П.Блаватской

(газета "Содружество", октябрь 2006, стр. 8)

"Сегодня мы впервые за время существования Международного Центра Рерихов и Музея им. Н.К. Рериха отмечаем юбилей Елены Петровны Блаватской - 175 лет со дня ее рождения. Е.П. Блаватская, удивительная и уникальная женщина, до сих пор еще по достоинству не оценена ни у нас в России, ни в других странах. Так же, как Елена Ивановна Рерих, Елена Петровна Блаватская - наша соотечественница, и все, что она сделала, безусловно, имело и имеет отношение к нашей родине. Елена Петровна была богато одарена. Она была человеком мужественным, талантливым, много путешествовала, посещала и западные, и восточные страны, все это было связано с тем, чем она занималась.

Е.П. Блаватская родилась в 1831 году и умерла в 1891-м, прожила всего 60 лет, умерла в расцвете своих сил, правда, с подорванным здоровьем. Она могла сделать гораздо больше, но так распорядилась ею судьба. Елена Петровна несла очень интересную миссию, предложенную теми Учителями, которые впоследствии были связаны с Рерихами. Учителя и сформировали то, что должна была сделать Елена Петровна. Большую часть своей миссии она выполнила, хотя ее жизнь была невероятно тяжелой и трудной. Всегда было очень много нападок в ее адрес, и не только извне, но, к сожалению, и со стороны окружавших ее людей, которые считались последователями.

Отметим вехи ее творческого пути. Е.П. Блаватская написала два фундаментальных труда: "Разоблаченную Изиду" и "Тайную Доктрину", в которых были заложены идеи, позднее получившие развитие в философии космической реальности Живой Этики, созданной Рерихами. Елена Петровна была выдающимся организатором и создала три теософских общества: в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре. Во время работы в Индии я была связана с индийским теософским обществом, ходила туда в библиотеку, у меня были друзья среди теософов. К какому выводу я пришла, размышляя над тем, как протекает жизнь в Адьяре? Адьяр - это огромная территория, похожая на парк на берегу реки, в котором находятся здания, где обитают постоянные члены индийского теософского общества. Здесь можно найти и издательство, в свое время выпускавшее книги Елены Петровны. Каждую неделю, а иногда каждый день собирались на встречи члены теософского общества и обсуждали различные проблемы. Это теософское общество напоминает английский клуб. Также англичане приходят в свой клуб, собираются и обсуждают всякие проблемы, но никаких результатов обсуждений, естественно, никто не реализует.

Тогда я поняла одну вещь, она относится не только к Е.П. Блаватской, а, как мне кажется, представляет некий общий закон. Когда кто-то целеустремленно и с верою создает какое-либо дело, организацию, тогда организация работает и производит впечатление живой, ибо именно тот, кто ее основал, вложил в нее свою энергетику. Если сравнить теософское общество при Блаватской и то, которое сейчас существует в Адьяре, это просто две большие разницы. Общество при Блаватской было действенной организацией. Надо сказать, что когда мы увлекаемся исследованием духовной стороны деятельности Е.П. Блаватской, то забываем об одном важном обстоятельстве. В конце XIX века в Индии началось довольно сильное национально-освободительное движение против колониального режима. Именно Елена Петровна и ее первоначальная ячейка теософского общества поддерживали национально-освободительное движение и сыграли значительную роль в нем. Когда основатель уходит из жизни, учреждения обретают совсем другой уровень. Организация как-то по-другому начинает себя вести, иногда приходит в упадок, иногда деградирует. Мы можем видеть многие подобные примеры в нашей культурной жизни, предположим, когда создаются театры или другие культурные учреждения.

Елена Петровна была идеологом теософского движения. Два ее фундаментальных труда дали основу работе теософских обществ и сыграли огромную роль в формировании атмосферы, которая была задумана Учителями, устремленными к цели - сочетать культуру Востока и Запада. Новое знание, которое мы находим в фундаментальных трудах Елены Петровны, нашло свою реализацию и помогло развитию человечества, расширению его сознания. Как всегда, в любом светлом деле бывают и свои темные стороны. И я бы сказала, что Е.П. Блаватская подвергалась нападкам со стороны недоброжелателей во много раз больше, чем кто-либо из тех, кто продвигал в жизнь новое учение, новое мировоззрение или еще что-то подобное.

Рассказывать о всех нападках я не собираюсь, но хочу обратить ваше внимание на два момента. Во-первых, это так называемое "дело Куломбов". Речь идет о чете Куломбов, которая обвинила Блаватскую в шарлатанстве. Вы знаете, что Елена Петровна обладала очень интересными способностями, которые давали результаты феноменов различного рода. Куломбы, будучи слугами в доме Елены Петровны, по наущению иезуитского ордена католической церкви устроили целый заговор, в который были вовлечены английские и индийские газеты, журналы и многое другое. Елена Петровна была обвинена в шарлатанстве, в том, что она писала письма и рассказывала, как Учителя учили ее делать ложные феномены и чудеса. Конечно, Елена Петровна таких писем не писала, все это было задумано людьми не очень доброкачественными, но тем не менее все это ей пришлось перенести. И самое, конечно, трагическое в этом деле, которое в общем напоминает и последующие подобные моменты, связанные с продвижением в жизнь новых идей на нашей планете, это то, что когда Елена Петровна поняла, откуда идут нападки и заговор, она предложила подать в суд на Куломбов, на тех отцов-иезуитов, которые в этом участвовали. Но, к сожалению, теософская организация ее предложение не приняла. Пассивность членов теософского общества в сравнении с энергией его создателя производит, конечно, крайне удручающее впечатление.

Вы, наверное, знаете, что эта ситуация повторилась в деле Рерихов, когда Хорши совершили предательство, в результате которого погиб первый Музей Рерихов в Нью-Йорке. Состоялся суд, который был проигран Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами только потому, что американские сотрудники, последователи Рерихов, в этом суде практически не участвовали. Несмотря на просьбы Рерихов присутствовать на судебных заседаниях, почти никого там не было. В этом вы убедитесь, когда познакомитесь со стенограммами заседаний рериховских судов в Нью-Йорке. Мы скоро издадим эту книгу, и вы поймете, как это происходило. С Блаватской все было также остро и также непоправимо.

Второй момент, на который я бы хотела указать: какие люди стояли рядом. Это касается родного брата великого русского философа В.С. Соловьева - Всеволода Соловьева, который был сначала так называемым "преданным учеником" Елены Пет- ровны и который впоследствии написал против нее книгу. Причем написал, когда она умерла. Этот факт говорит о трусости и подлости человека, который был "предан". Подобные вещи происходили и происходят с Рерихами, одна история очень напоминает другую.

Темные силы, выступающие против носителей света и против тех, кто приносит что-то новое в нашу жизнь, кто жертвует собой и старается поднять уровень человеческого сознания - это пока вечные, не преходящие вещи. Мы знаем, что и церковь, и подобные люди выступали против Рерихов. Мы являемся свидетелями, как обходятся с первым Музеем Рерихов у нас в России, какие нападки идут с разных сторон, не буду их пересказывать. Темная линия, противостоящая тому, что мы должны сделать, довольно четко проявляется в нашей жизни. Завершая свое короткое выступление, хочу сказать, что мы являемся свидетелями того же, что происходило и с Еленой Петровной Блаватской, и с Рерихами. Мы обретаем сейчас их очень драгоценный и горький опыт. И только стойкость, мужество и вера в необходимость содеянного и делаемого должны нас поддерживать. И последнее, хочу напомнить: тот, кто ступил на нашу стезю, конечно, не должен рассчитывать на что-то очень приятное, а иметь терпение и вынести все, что, как говорится, с нами ни случится.

Спасибо за внимание

".

3. Песню И.Талькова "Метаморфоза" можно загрузить по следующему адресу на нашем сайте:
http://lebendige-ethik.net/talkov_metamorfoza.mp3

Текст песни И.Талькова "Метаморфоза"

Обрядился в демократа
Брежневский пират,
Комсомольская бригада
Назвалась программой "Взгляд",
Минздрав метнулся к Джуне,
Атеисты хвалят Глоб,
И бомбит жлобов с трибуны
Самый главный в мире жлоб.
Метаморфоза... Метаморфоза...

Перестроились комсорги,
В шоу-бизнес подались,
И один из них свой орган
Называет фирмой ЛИС'С.
Стал капиталистом
Коммунист из Госкино:
Вместо фильмов о чекистах
Рекламирует порно.
Метаморфоза... Метаморфоза...

Может, это и нормально,
Может, так и быть должно:
Все, что было аморально,
Стало не аморально.
Перестроиться не сложно,
Только вот ведь в чем беда:
Перестроить можно рожу,
Ну а душу - никогда.
Метаморфоза... Метаморфоза

4. Несколько скакопий страниц из этой книги, которые здесь цитируются, можно посмотреть по следующему адресу: http://lebendige-ethik.net/taina_gol_gor.pdf (601 Кб).

5. Несколько скакопий страниц из этой книги, которые здесь цитируются, можно посмотреть по следующему адресу: http://lebendige-ethik.net/madras.pdf (221 Кб).

Какой вопрос рериховедения вы считаете наиболее важным? (можно выбрать несколько пунктов, но один раз)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос: