25.07.07.
В.Е. Голенищева-Кутузова
Перепечатывается из журнала "Дельфис",
N.1, 2002 год, стр. 95-98.

"Россия это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть Света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Восток и Запад".1

H.K. Рерих

 

От редакции журнала "Дельфис".
В настоящее время, когда многие связывают будущее России с вхождением её в мир западных ценностей, очень своевременно обратиться и к истории развития российских отношений с Востоком. Проблема степени сближения России с Западом волновала русских философов ещё в XIX веке. Два противоположных подхода к этой проблеме, развиваемые тогда западниками и славянофилами, сохраняются и по сей день, правда, под другими названиями и в других формах. Но существует и "третий путь", который провозгласили после революции 1917 года евразийцы. Они считали, что Россия должна следовать особым путём, мудро сочетая в себе восточное и западное направления культуры, но более сильный акцент делая всё же на связях с Востоком. Именно евразийцы пришли к выводу, что периоды наибольшего расцвета России приходились на духовное и нравственное обнищание. "И западники, и славянофилы, - отмечал Н.А.Бердяев, - не могли понять тайны русской души. Чтобы понять эту тайну, нужно быть в чём-то третьем, нужно вознестись над противоположностью двух начал - восточного и западного... Россия есть великий и цельный Востоко-Запад по замыслу Божьему, и она есть неудавшийся и смешанный Востоко-Запад по фактическому своему состоянию...". Связь России с Востоком имеет древнюю историю и глубокие традиции, основанные на единых сущностных принципах бытия и духовном родстве. Не только в сфере философии, но и в области политики проявлялось понимание этого вопроса. Некоторые аспекты российской восточной политики рассмотрены в статье старшего научного сотрудника Государственного музея Востока В.Е. Голенищевой-Кутузовой, являющейся, кстати, представительницей знаменитого русского аристократического рода.

* * *
Приём в Банкоке русской царской делегации
Приём в Банкоке русской царской делегации.

Основы русской восточной политики были намечены ещё в XIII веке. Заложенные князем Александром Невским традиции союза с народами Азии, с Ордой, опирались на национальную и религиозную терпимость и вплоть до XIX века привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. Известный евразиец, историк Лев Гумилёв писал: "В 1361 году в Сарае усилиями Александра Невского и монгольских ханов Берке и Мэнгу-Тимура было открыто подворье православного епископа".2 Таким образом, союз с ордынцами, начатый Александром Невским, привёл к тому, что после распада монгольской империи, Россия практически наследовала её территории и вместе с ними взяла под покровительство живущие на них народы. Это позволило после покорения Казани в 1552 году Ивану IV (Грозному) начать присоединение Сибири, которое произошло в 1553 году. С тех пор на азиатском пространстве русского царя называли "белым царём", что обозначало "император Запада".3

Вопрос освоения азиатских территорий продолжался и при других царях, но особый всплеск интереса к Востоку произошёл во второй половине XIX века, в период царствования Александра II (1856-1881). Так, в 1859 году состоялось присоединение Уссурийского края и Владивостока к России, а южная часть Сахалина присоединилась в 1873 году.4 Позднее, уже при Александре III (1881-1894) началось строительство Сибирской железной дороги. Результатом явилось распространение православия и принятие его народами новых окраин.

Любопытной фигурой в среде русской интеллигенции эпохи царствования Александра II являлся тибетский врач П.А.Бадмаев (1851-1920). Желание Бадмаева принять православие было поддержано Александром II, который в 1861 году стал его крёстным отцом.5 Расширение канонической территории православия входило в имперскую политику царя. Бадмаев, получив светское образование, достаточно стремительно достиг чина статского советника и генеральского звания. Он был ярым сторонником восточного влияния, считая, что через сближение культур стало бы возможным присоединение азиатских стран к России.

В 1893 году Пётр Бадмаев предоставил уже другому царю - Александру III - крупномасштабный проект, целью которого было добровольное присоединение к России "монголо-тибето-китайского Востока".6 В своих трудах он писал о влиянии "белого царя" и православия на Востоке. Хотя предложение не было реализовано, оно имело интересные последствия - организацию трёхсотдневной поездки цесаревича Николая, сына Александра III, в страны Азии в 1890-1891 годах. План этого грандиозного путешествия задолго до его начала тщательно разрабатывался представителями Генерального штаба и Синода.7 Событию этому придавалось огромное значение, о чём свидетельствует уникальное трёхтомное издание "Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича (1890-1891)", отпечатанное в Лейпцигской типографии Брокгауза в 1893-1895 годах. Его автором-составителем был участник экспедиции - князь Э.Э.Ухтомский. Во введении к изданию сказано: число лиц, сопровождавших в поездке цесаревича, было весьма ограничено и состояло из "свиты Его Величества генерал-майора князя B.А.Барятинского, флигель-адьютанта князя Н.Д.Оболенского (лейб-гвардии Конного полка), князя В.С.Кочубея (Кавалергардского Его Высочества полка), Е.Н.Волкова (лейб-гвардии Гусарского Е. В. полка)" и князя Э.Э.Ухтомского.8

Начав свой маршрут в Греции, Высочайшая делегация проделала путь, преодолев огромные расстояния и посетив наиболее крупные страны Среднего, Центрального и Дальнего Востока, в том числе и Египет. Посещению городов и памятных мест, вошедших в столь грандиозный маршрут свиты, может быть посвящено специальное исследование, мы же упомянем лишь наиболее интересные места пребывания её в Индии - это Бомбей, Ахмедабад, Дели, Бенарес, Калькутта, Мадрас. Кстати, именно этим маршрутом пройдёт семья Рерихов в самом начале своего индийского пути. После посещения Цейлона путешествие цесаревича продолжилось по Тихому океану на фрегатах "Памяти Азова", "Владимире Мономахе" и "Адмирале Корнилове". Совершив заходы в Сингапур, Сайгон и Камбоджу, экспедиция посетила остров Яву. В ходе экспедиции особое внимание было уделено состоянию китайских провинций, в частности. Кантона. Проделав довольно длительный проход по реке Янь-Цзы, путешественники отправились к финальному пункту своего маршрута на территории Японии.9

Мадрасская группа наследника Цесаревича со спутниками по Индии.
Мадрасская группа наследника Цесаревича со спутниками по Индии.

 

Цесаревич (слева) в гостях у махараджи Бенаресского.
Цесаревич (слева) в гостях у махараджи Бенаресского.

Князь Э.Э.Ухтомский рассказывает на страницах "Путешествия", с каким радушием и почтением была принимаема Высочайшая делегация. Любопытен и тот факт, что участники экспедиции обладали отнюдь не поверхностными знаниями о посещаемых ими странах. Они старались глубже изучить особенности национальной культуры. Так, в программу пребывания царской делегации вошло не только посещение древнебуддийских памятников и многочисленных святынь, но и осмотр богатейших коллекций из музейных собраний.

Результатом поездки стала открывшаяся в 1898 году в Петербурге выставка буддийских древностей, куда также вошли многочисленные подарки, преподнесённые цесаревичу во время путешествия по Востоку. Одним из устроителей выставки был и автор "Путешествия" князь Э.Э.Ухтомский. Эспер Эсперович происходил из семьи древнего рода Рюриковичей - отрасли князей Белозерских.10 Он получил прекрасное образование, был камер-юнкером, крупным землевладельцем и достаточно состоятельным человеком. Издавал газету "Петербургские ведомости". Являлся истинным знатоком и собирателем предметов культуры буддийского Востока. Князь Ухтомский был сторонником развития российской восточной политики. Будучи близким к императорской семье, он старался убедить цесаревича Николая Александровича, что будущее России связано с Азией. Именно ему принадлежит высказывание в печати: "Между Западной Европой и азиатскими народами лежит огромная пропасть, а между русскими и азиатами такой пропасти не существует"... Также он писал: "Там за Алтаем и Памиром та же неоглядная, не исследованная никакими исследователями ещё допетровская Русь с её непочатой шириной предания и неиссякаемой любовью к чудесному, с её смиренной покорностью посылаемым за греховность стихийным и прочим бедствиям, с отпечатком строгого величия на всём духовном облике".11 Князь Ухтомский замечал, что "для Всероссийской державы нет другого исхода: или стать тем, чем она от века призвана быть (мировой силой, сочетающей Запад с Востоком), или бесславно пойти на пути падения, потому что Европа сама по себе нас, в конце концов, подавит внешним превосходством своим, а не нами пробуждённые азиатские народы будут ещё опаснее, чем западные иноплеменники".12 Воистину пророческая мысль!

Интерес к Востоку у русского государства продолжался и после восшествия на престол Николая II, который весь свой "самодержавный" период (1894-1904) способствовал укреплению связей с Азией. Второго апреля 1895 года на докладе министра иностранных дел он начертал: "России, безусловно, необходим свободный, в течение круглого года открытый порт (на Тихом океане. - Ред.), и этот порт должен быть связан с нашими прежними владениями полосой земли".

15 марта 1878 года было подписано соглашение, по которому Россия на 80 лет получала в аренду Порт-Артур и Ляодунский полуостров в Китае. Этим самым предоставлялась возможность строительства железной дороги, соединяющей Восточную Сибирь с Тихим океаном.

В 1895 году состоялось подписание договора об аренде Россией части земли в Маньчжурии - наследственного владения китайских императоров династии Цинь - для строительства железной дороги.

Далее события развивались стремительно. В том же 1895 году японские войска оккупировали Корею. Король этой страны получил убежище в российском посольстве. Россия поддержала корейские интересы в конфликте с Японией и получила лесные концессии на Ялу (Корея). Был поставлен вопрос о вхождении Кореи в состав Российской империи.

В 1897 году произошло важнейшее событие во внешнеполитической жизни России - началось строительство Китайско-восточной железной дороги (КВЖД), которая должна была пройти по китайской территории и соединить Россию с Кореей, не имевших общих границ.

В 1900-1901 годах Китайскую империю потрясло так называемое "боксёрское восстание" против засилия иностранцев, которое было организовано национальными и религиозными общинами и охватывало территорию промышленного Китая. Для подавления восстания была создана коалиция в составе России, Англии, Франции и Германии. На территорию Китая вступил русский экспедиционный корпус под командованием генерала Николая Линевича. Однако, защищая интересы своей внешней политики, Россия вскоре передислоцировала войска в Маньчжурию. Участники коалиции, возмущённые односторонним выходом России из войны, поддержали Японию в конфликте с Россией. В 1904 году началась Русско-японская война.

О последних двух событиях ("боксёрское восстание" и Русско-японская война), связанных друг с другом, стоит сказать подробнее. В общественных кругах, стоящих в основном на позициях западничества и славянофильства, обсуждался вопрос об объединении России с Европой в войне против Китая (1900). Японцы предложили коалиции европейских государств войска для входа в Китай и защиту европейских интересов. Сначала введя войска в Китай, Россия впоследствии поспешила отмежеваться от коалиции, чтобы осуществлять собственную политику на Востоке мирным путём. В ходе военных действий Китай оказался разделённым на зоны влияния. Воспользовавшись этим, страны-участники коалиции предложили план колониального раздела всей страны. Но Николай П отказался от участия в разделе и распорядился увести русские войска в Маньчжурию, находящуюся под российским мандатом. Там продолжалось строительство КВЖД. Но политическая обстановка обострилась - авторитет Маньчжурской династии был подорван, а Россия была обвинена в одностороннем выходе из войны. Таким образом, европейскими государствами - участниками подавления восстания (Англией, Францией, Германией, а также Японией) решено было лишить Россию всех её приобретений в Китае. При поддержке Европы Япония начала войну, печальные последствия которой нам хорошо известны - Россия лишилась Ляодуня, Порт-Артура и Маньчжурии.

Между тем, созидательная восточная политика дала свой результат. Началось постепенное заселение Сибири. Сибирь перестала быть местом ссылки. Следуя целям восточной политики, Николай II вёл мирные переговоры с Тибетом и Монголией, посылая туда в разное время с миссиями своих послов: барона К. фон Маннергейма (1904) и барона Ф. фон Унгерн-Штернберга (1911). Одной из целей этих переговоров была задача обеспечения безопасности российских границ в случае возможных нападений со стороны английской Индии и повстанческого Китая.

После падения империи Цинь в 1911 году между Китаем и Монголией началась война, которая закончилась признанием независимости Монголии. Между тем, Тува, входившая в состав Монголии, в период смуты, опасаясь анархии, несколько раз в 1912-1913 годах обращалась к правительству Николая II с прошением о принятии её в состав Российской империи. В 1914 году было объявлено о русском протекторате над Тувой. Её включили в состав Енисейской губернии под названием Урянхайского края. В том же году здесь был основан первый российский город с символическим названием Белоцарск (ныне Кызыл).

Одной из знаменательных вех сближения России и Востока стало строительство буддийского храма в Санкт-Петербурге. В специально созданный комитет по строительству храма вошли академики В.В.Радлов, С.Ф.Ольденбург, врач П.А.Бадмаев, князь Э.Э.Ухтомский, бурятский лама А.Л.Доржиев, художник Н.К.Рерих, исследователь Центральной Азии П.К.Козлов и многие другие представители российской научной и культурной общественности России.13 Автором проекта был архитектор Т.Барановский. Первое буддистское богослужение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия российской династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым.14

Первое буддистское богослужение в санкт-петербургском буддистском храме 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых.
Первое буддистское богослужение в санкт-петербургском буддистском храме 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых.

Однако не все в России того времени поддерживали расширение и укрепление её отношений с Востоком. Некоторые общественно-политические круги считали, что усиление "Восточного вопроса" является ошибкой. Такое мнение обосновывалось тем, что расширение интересов страны на Восток привело к столкновению с Японией, результатом которого явилась Русско-японская война 1904-1905 годов, вызвавшая недовольство и приведшая к беспорядкам. Западники и славянофилы настаивали, чтобы Россия перенесла интерес и внимание с Востока на Запад ("Балканский вопрос"), что впоследствии привело к ещё большим потрясениям - началу Первой мировой войны и революции 1917 года.

Эти события в известном смысле прервали преемственность российской восточной политики. Но, и в Петербурге, и в далёкой эмиграции часть русской интеллигенции продолжала сохранять интерес к Востоку, и можно предположить, что именно учёные-востоковеды явились продолжателями азиатской политики дореволюционной России, веря, что в этом будущее нашей родины. Немаловажным фактом является и то, что Россия, имея самые протяжённые границы с Азией, невольно становилась её основным геополитическим и культурным партнёром. Принимая во внимание эти чрезвычайно важные обстоятельства, можно совсем по-иному оценить рост интереса к Востоку, особенно среди русской культурной элиты в конце XIX - начале XX веков. В её рядах особенное место занимает целая плеяда учёных-востоковедов, таких как: С.Ф.Ольденбург, Ф.И.Щербацкой, А.М.Позднеев, В.В.Бартольд, Н.Я.Марр, Б.Я.Владимирцов.

Мотивы Востока проникали в культуру того времени, особым образом находя отражение и в искусстве. Одним из ярких примеров этого является творчество знаменитого художника, исследователя и учёного Н.К.Рериха. Имея достаточно широкое признание в русской художественной среде, Н.К.Рерих в начале 1910-х годов обращается к культурному наследию Востока, выделяя в нём, как хранителе многовековых традиций, более человечные и гармоничные принципы по сравнению с теми, которые проповедовала западная цивилизация. Рассмотрев всё вышесказанное, можно совсем по-иному рассматривать культурную миссию Н.К.Рериха и его семьи. Рерихи выступили как охранители и продолжатели традиции сближения России с Востоком, с Азией.

Особую роль в этом великом деле играл старший сын Н.К.Рериха - Юрий (1902-1960), 100-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году. Вернувшись на родину в 1957 году, он стал достойным продолжателем пути своей семьи. Его деятельность - это новый виток в российской востоковедческой науке. Юрию Николаевичу удалось придать ей импульс, утраченный в годы гонений и репрессий деятелей российской востоковедческой школы.

Ю.Н.Рерих принадлежал к немецкому роду фон Рерихов, но происходя по материнской линии из старинного рода Голенищевых-Кутузовых, имел непосредственное отношение и к российской аристократической среде. Получив блестящее европейское образование и став учёным с мировым именем, он приобрёл известность и в странах Востока. За выдающийся вклад в исследования Центральной и Южной Азии он был избран почётным членом Английского Королевского Азиатского общества. Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Археологического и Этнографического обществ в Америке.15

Возвращаясь к началу статьи, мы видим, что вся история России - от дипломатии и войн до путешествий и научных открытий - была связана с Востоком. Многие восточные земли вошли в состав России. Лучшая часть интеллигенции посвящала себя труднейшему делу - исследованию культуры и языков, традиций и религий Великого Востока и тех новых восточных земель, которые необходимо было освоить. "Как же мы не азиаты, когда сокровищница русская, вся Сибирь неизведанная, сохраненная, занимает большую часть Азии...", - писал Н.К.Рерих в своём очерке "Азия".

Интерес к Востоку на протяжении всей истории России был государственным и имел огромные перспективы. Отказ от этого курса в XX веке привёл к трагическим последствиям. Но благодаря многим представителям политической, общественной, научной и культурной общественности, устремившей свои взгляды на Восток, удалось сохранить школу востоковедения, традиции которой продолжаются до наших дней, ведь знание истории интереса России к Востоку - это знание и истории самой России.

 


Примечания

1. Н.Рерих. Зажигайте сердца. М., 1990. С. 142.

2. Л.Гумилёв. От Руси до России. М., 2000. С. 130.

3. Русские цари, 1547-1917. Ростов н/Д., 1997. С. 41.

4. С.С.Ольденбург. Царствование Императора Николая II. Ростов н/Д" 1998. С. 101.

5. И.В.Лукоянов. Восточная политика России и П.А.Бадмаев. Вопросы истории №4. М., 2001. С. 118.

6. Там же.

7. К.Мяло. Звезда волхвов или Христос в Гималаях. М., 1999. С. 103.

8. Э.Э.Ухтомский. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича (1890-1891). СПб-Лейпциг, 1893. Т. 1. С. S.

9. Путешествию по Японии и покушению на Вел. Кн. Николая Александровича посвящён третий том "Путешествия".

10. П.Х.Гребельский. Дворянские роды Российской Империи, СПб., 1993. Т. 1. С. 302.

11. С.С.Ольденбург. Царствование Императора Николая II. Ростов н/Д., 1998. С. 102.

12. Там же. С. 103.

13. В.Бараев. Нерушимый утёс. Буддизм №1,1992. С. 21.

14. Там же. С. 22.

15. Ю.Н.Рерих. Избранные труды. М., 1967. С. 7.

16. Н.Рерих. Листы дневника. М., 2000. С. 113.

 

 

Кого вы считаете авторитетным деятелем Рериховского Движения из ныне живущих? (Голосовать можно за нескольких человек сразу, но только один раз)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос: