• kollegiya_minkult_16.2.2016

Содержание

Предисловие от редакции сайта

Видеозапись заседания коллегии

Список выступающих

Список приглашённых

Доклад А.В. Седова, директора ГМВ

Доклад Т.К. Мкртычева, зам.директора ГМВ

Доклад В.Л. Мельникова, зам.директора МИСР

Доклад А.П. Лосюкова, президента НРК

Решение коллегии Минкультуры РФ номер 2 от 16.02.2016

Ссылки на прессу

 

* * *

 

Предисловие от редакции сайта

16 февраля 2016 в Москве в театре имени Е.Вахтангова состоялось заседание коллегии Минкультуры РФ, на котором члены коллегии одобрили «Проект концепции Музея семьи Рерихов». Ниже читателям сайта предлагается полная информация об этом проекте нового Государственного музея Рерихов, и о том, как прошло это мероприятие. Все примечания и фотографии добавлены редакцией сайта "Живая Этика в мире".

 * * *

 

Видеозапись заседания коллегии

 

 https://www.youtube.com/watch?v=uCO4nGOmy0I

 

* * *

 

Список выступающих

  • СЕДОВ Александр Всеволодович, генеральный директор ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока»
  • МКРТЫЧЕВ Тигран Константинович, заместитель генерального директора ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока» по научной работе
  • МЕЛЬНИКОВ Владимир Леонидович, зам. директора Санкт-Петербургского ГБУК «Музей-институт семьи Рерихов»
  • ЛОСЮКОВ Александр Прохорович, президент Национального рериховского комитета, Чрезвычайный и Полномочный посол, заслуженный работник дипломатической службы

* * *

 

Список приглашённых

  • АНДРОСОВ Валерий Павлович, директор ГБУН «Институт востоковедения РАН»
  • АРХАНГЕЛОВ Сергей Александрович, директор Государственного музея Л.Н.Толстого
  • БОГАТЫРЕВ Евгений Анатольевич, директор Государственного музея А.С.Пушкина
  • БОНДАРЕНКО Алексей Анатольевич, директор Санкт-Петербургского ГБУК «Музей-институт семьи Рерихов»
  • БРЫЗГАЛОВ Михаил Аркадьевич, директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки
  • КЕЛИМ Лариса Юрьевна, научный сотрудник отдела «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока
  • ЛЕВЫКИН Алексей Константинович, директор Государственного исторического музея
  • ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич, первый заместитель комиссии по культуре Общественной палаты РФ
  • ЛОСЮКОВ Александр Прохорович, президент Национального рериховского комитета, Чрезвычайный и Полномочный посол
  • ЛОШАК Марина Девовна, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
  • МКРТЫЧЕВ Тигран Константинович, заместитель генерального директора Государственного музея Востока по научной работе
  • РОДИОНОВ Дмитрий Викторович, директор Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина
  • РОСОВ Владимир Андреевич, заведующий отделом «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока
  • РЫБАК Кирилл Евгеньевич, советник Министра культуры Российской Федерации
  • СЕДОВ Александр Всеволодович, генеральный директор ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока»
  • СИПОВСКАЯ Наталия Владимировна, директор Государственного института искусствознания Минкультуры РФ
  • ТИТОВА Елена Викторовна, директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
  • ТРЕГУЛОВА Зельфира Исмаиловна, директор Государственной Третьяковской галереи
  • ФРОЛОВ Сергей Дмитриевич, научный сотрудник отдела «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока

* * *

 

Доклад Седова Александра Всеволодовича,

генеральный директор ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока»

(с примечаниями ред. сайта)

 

Слайды к докладу

  • 1
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

 

Николай Рерих – одна из ключевых фигур в мировой культуре XX века. Художник, педагог, литератор, общественный деятель, путешественник, философ – обладая многочисленными талантами, Николай Рерих стал человеком, который посредством своего творчества, активной культуртрегерской работы, общественной деятельности, своего мировоззрения соединил разные страны, народы, культуры, религии. Николай Рерих активно выступал в защиту памятников культуры. Благодаря его деятельности в Вашингтоне в 1935 году был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», более известный как «Пакт Рериха». Выдвинутая в 1930-е годы Николаем Рерихом формула «Мир через культуру» может стать центральной политической формулой XXI века, которая объединит различные государства и народы на основе сохранения двух фундаментальных понятий человеческой цивилизации – культуры и мира.

В настоящее время пришла пора приступить к государственному этапу создания музея, о котором мечтал Николай Рерих. Это не только покажет величие творчества нашего соотечественника, но и продемонстрирует необходимость конструктивного диалога между разными странами, разными культурами, разными религиями. Музей Рерихов в Москве, рериховское творчество и его принципы станут надежной основой для ведения подобного диалога.

Создание государственного Музея Рерихов в Москве является воплощением мечты художника, которую всячески поддерживал его сын и творческий наследник Святослав.[i] В рамках государственного музея могут быть объединены разрозненные части наследия Рерихов, представляющие собой огромный пласт русской культуры, формировавшейся и существовавшей в XX веке на территории трёх континентов – Европы, Америки, Азии.

В 1987 году С.Н. Рерихом впервые был поднят вопрос о необходимости создания музея Рериха. Более того, в 1989 году С.Н. Рерихом был выбрал особняк в Малом Знаменском переулке, известном как «усадьба Лопухиных», для размещения музея. Тогда же была создана общественная организация «Советский фонд Рериха»[ii] (СФР), одним из учредителей которой являлся и Государственный музей Востока. Именно этой организации, а в ее лице – советскому народу,[iii] С.Н. Рерих передал коллекцию картин и архивных документов.[iv]

После смерти С.Н. Рериха в 1993 году, его вдова Девика Рани Рерих официально обратилась к руководству России с просьбой ускорить создание государственного музея Рериха.[v] В ответ на ее просьбу 4 ноября 1993 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока в зданиях комплекса усадьбы Лопухиных.[vi] Основу собрания этого филиала должны были составить коллекция СФР и коллекция Государственного музея Востока.

Однако политические и экономические сложности в нашей стране не позволили реализовать эту благородную идею. Часть рериховского наследия, переданного СФР, также как и здания усадьбы Лопухиных оказались в руках вновь созданной организации – «Международного Центра Рерихов» (МЦР), безосновательно объявившей себя «правопреемником» СФР. За почти двадцатилетний период своего существования эта организация полностью дискредитировала себя, проводя политику бесконечной конфронтации с государственными органами культуры Российской Федерации, другими общественными центрами рериховского движения.[vii] В настоящий момент МЦР и созданный ею общественный Центр-музей имени Николая Рериха оказались на грани банкротства.[viii] В результате многочисленных, длившихся более десяти лет в различных инстанциях судебных разбирательств, МЦР было отказано в статусе правопреемника СФР и признано, что он не является законным наследником имущества СФР.[ix]

  • sedov

Согласно Распоряжению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом № 1287 от 11.11.2015,[x] Государственный музей Востока получил для организации Музея Рерихов в оперативное управление комплекс зданий «Усадьба Лопухиных», который включает три объекта по адресу г. Москва, Малый Знаменский переулок, д.3/5, строение 4 («Главный дом»), общей площадью 1923,4 кв.м; строение 7 («Флигель»), общей площадью 1253,7 кв.м; строение 5, общей площадью 259,9 кв.м. Первое из этих зданий является памятником культуры федерального значения, второе – памятником культуры регионального значения. Площадь земельного участка, на котором располагается комплекс зданий, составляет 7000 кв.м. В настоящее время Государственный музей Востока получил свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на федеральное недвижимое имущество, оформил охранные обязательства на это имущество, а также подал необходимый пакет документов на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком, на котором оно находится. Таким образом, появилась реальная возможность осуществить заветную мечту Николая Рериха, позднее поддержанную его сыном Святославом, о создании на родине художника музея, посвященного его творчеству и культурно-философскому наследию его семьи.

Государственный музей Востока – единственный в Российской Федерации музей, который специализируется на хранение, изучении и представлении искусства народов Востока. Коллекция семьи Рерихов в его собрании является самостоятельной темой и наиболее полно отражает идею взаимодействия культур Востока и Запада, участия России в этом взаимодействии на примере творчества Н.К. Рериха и его сына С.Н. Рериха.

В начале 1990-х годов в Государственном музее Востока сформировалась одна из самых интересных коллекций семьи Рерихов в России. Ее основу составляют дары Кэтрин Кэмпбелл и коллекция из 282 картин, переданная в музей из ВХПО им. Вучетича (первоначально составлявших передвижную выставку) и дополняют произведения художников, входящих в «круг Рерихов», полученные в дар (коллекция Б.А. Смирнова-Русецкого и др.), а также архив семьи Рерихов.

Музейная коллекция Николая Рериха состоит из 265 живописных и графических работ, относящихся к различным периодам его творчества. Она даёт наглядное представление о различных этапах творчества художника, позволяет выявить сюжетно-мифологический репертуар, которым пользовался автор, отражает мировоззрение художника и служит надёжной основой для анализа его философских взглядов. Коллекция С.Н. Рериха представлена 176 работами в основном зрелого и позднего периодов его творчества.

Коллекция предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, принадлежавшая семье Рерихов, разнообразна по составу и по хронологии. Она состоит из 374 музейных предметов. В нее входят православные иконы, индийская миниатюра, бронзовая буддийская скульптура, буддийские иконы-тханки, ювелирные изделии разных регионов, ткани, вышивки, костюм разных регионов (от России до Японии), археологические материалы, личные вещи Н.К. Рериха. Коллекция отражает широту интересов семьи Рерихов, имеет музейную, художественную и мемориальную ценность.

Музей располагает крупной коллекцией картин художников круга Рериха, например Б.А. Смирнова-Русецкого, одного из основателей художественной группы «Амаравелла», представляющую движение «русских космистов» (375 работ).

В Государственном музее Востока в настоящее время существует постоянная экспозиция работ Н.К. Рериха и С.Н. Рериха. Она располагается в двух залах, в которых представлены живописные произведения Н.К. и С.Н. Рерихов (общая площадь 97,1 кв.м.). К ним примыкает «Мемориальный кабинет Н.К. Рериха, имеющий статус «открытого хранения» (площадь 28,7 кв.м), в котором наряду с живописными работами художников выставлены произведения декоративно-прикладного искусства из коллекции семьи Рерихов. Всего в экспозиции находятся 322 музейных предмета.

Большой интерес общественности к наследию Рерихов определяет выставочную политику, предполагающую практически ежегодную организацию временной тематической выставки по рериховскому наследию в выставочных залах музея. С 1978 г. Музей провел и принял участие в 35 выставках, на которых были представлены работы из собрания Музея.

Среди свыше 100000 посетителей, которые ежегодно приходят в Государственный музей Востока, есть своя устойчивая рериховская аудитория, которая постоянно обращается к руководству музея с просьбой расширить рериховскую экспозицию. Однако до недавнего времени музей не имел возможности показать большую часть своих рериховских коллекций. Принятие решения о создании Музея Рерихов явится историческим моментом, знаменующим возвращение наследия семьи Рерихов на Родину. Немаловажное значение имеет и тот факт, что музей предполагается разместить в зданиях «Усадьбы Лопухиных», именно в тех зданиях, которые в 1989 г. выбрал сам С.Н. Рерих.

Главной целью создания Музея Рерихов является образование на его базе современного музейного, научного и просветительского центра международного уровня, соответствующего исторической значимости выдающегося русского художника Николая Рериха и его семьи, высокому уровню общественного интереса к его творчеству, а также научному и художественному потенциалу музейных коллекций. Комплексный характер фондовых собраний, создаваемые экспозиции позволят рассматривать Музей Рерихов как крупный культурно-просветительский центр Москвы и России, обладающий существенным потенциалом для дальнейшего развития.

Миссия нового музея обусловлена его богатыми собраниями, их актуальностью и востребованностью посетителями – потребителями музейного продукта в связи с современными вопросами геополитического и национального развития, остро стоящей задачей воспитания межнациональной толерантности. Важнейшая задача музея в современных условиях – наиболее полное и эффективное включение его фондовых коллекций в российское и мировое культурное пространство.

Миссия музея – сохранение и презентация на основе современных музейных технологий многообразия художественного и культурно-философского наследия Н.К. Рериха, Е.И. Рерих, С.Н. Рериха в целях консолидации общества, воспитания взаимопонимания и взаимоуважения представителей различных наций и народностей.

Задачи, вытекающие из миссии музея, особенно актуальны на данном этапе развития современной цивилизации, когда в мировом сообществе остро стоят вопросы сохранения культурного наследия во всем его разнообразии. Музей призван создавать культурно-образовательные проекты, связанные с нематериальным культурным достоянием, сохранением межнациональной толерантности, музей становится местом диалога национальных культур и учреждением, способствующим передаче культурного опыта будущим поколениям.

Другим фактором, отвечающим миссии музея, является значительное расширение музейной аудитории, прежде всего путем внедрения современных музейных технологий, активизации рекламно-информационной деятельности, создания условий для посещения музея детьми и подростками, людьми с ограниченными возможностями, жителями малых городов и сельских поселений. Музей Рерихов явится одним из ведущих учреждениий культуры, одним из имиджеобразующих объектов города Москвы.

Непреходящее значение, которое играет художественное и культурно-философское наследие Н.К. Рериха, Е.Н. Рерих, С.Н. Рериха в формировании исторического сознания и культуры общества, в воспитании граждан, определяет важность и насущность создания указанного музея как основной организационно-правовой формы сохранения объектов наследия. Особенность реализации данного проекта – участие средствами музейной коммуникации в формировании исторического сознания и культуры общества, в социальной адаптация общества к сложным социокультурным условиям современности.

Основные цели создаваемого музея, направленные на выполнение его миссии, следующие: сохранение художественного и культурно-философского наследия Рерихов; совершенствование деятельности по публичному представлению художественного и культурно-философского наследия Рерихов (включая развитие выставочной деятельности, внедрение новых музейных технологий и форм работы с посетителями) и расширение на этой основе рынка культурных услуг; развитие инфраструктуры для создания комфортных условий пребывания посетителей в музее и обеспечения современного уровня музейных культурно-просветительных и туристско-экскурсионных программ.

Достижение поставленных перед музеем целей, с учетом использования его ресурсов развития и новейших музейных технологий, будет способствовать его становлению в качестве современного культурно-просветительского, эколого-просветительского, научно-исследовательского, методического центра.

Для достижения поставленных целей будет решен ряд приоритетных задач, к которым относятся следующие: создание оптимальных условий для сохранения художественных и архивных коллекций музея; расширение ассортимента культурных услуг, предлагаемых обществу, включая создание новых экспозиций, существенное увеличение разнообразия музейных программ; создание соответствующего современным требованиям уровня максимальной комфортности для посетителей – пользователей музейного продукта, включая организацию информационных визит-центров, рекреационных зон, музейных кафе и магазинов; участие музея в процессах социокультурного и социально-экономического развития столицы. Архитектурный комплекс «Усадьба Лопухиных» вплотную примыкает к создаваемому музейному кварталу ГМИИ им. А.С. Пушкина. Проведены предварительные переговоры с руководством ГМИИ об интеграции территории усадьбы в ландшафтно-архитектурный проект музейного квартала и создании единого музейного пространства.

Основу собрания Музея Рерихов составит коллекция Государственного музея Востока. Идеальной ситуацией было бы объединить в рамках единого музея государственные и частные составляющие наследия Рерихов, однако для этого необходимо решить ряд возникающих юридических вопросов, позволивших бы общественным объединениям участвовать в организации работы государственных учреждений (например, в рамках государственно-частного или общественно-государственного партнерства). В настоящее время проводятся интенсивные переговоры о возможностях и условиях интеграции коллекции МЦР и общественного Центра-музея имени Николая Рериха в состав вновь создаваемого Музея Рерихов.

Основу постоянной экспозиции нового музея (площадь ок. 600 кв.м.) составит художественное наследие Н.К. Рериха. Предполагается создание современной экспозиции, которая будет создаваться по тематическому принципу («русский цикл», «гималайский цикл», «Великая степь» и др.). Ее будут дополнять мемориальные вещи и произведения декоративно-прикладного искусства, составляющие часть культурного контекста живописных циклов художника. В состав постоянной экспозиции войдёт художественное наследие С.Н. Рериха, которая также будет создаваться по тематическому принципу (портретная галерея, индийский цикл и др.). В новом здании будет воссоздан мемориальный кабинет Н.К. Рериха, существующий в настоящий момент в ГМВ. В основу постоянной экспозиции будет положено собрание Государственного музея Востока и, при достижении компромисса, коллекция общественного Центра-музея имени Николая Рериха.

Временные экспозиции (площадь ок. 150 кв.м) позволят осветить отдельные аспекты творческого наследия Рерихов, представляя коллекции работ Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, хранящиеся в других музеях России и мира. Кроме того, предполагается устраивать выставки произведений художников, в творчестве которых так или иначе отразились основные эстетические идеалы, философские идеи, пропагандировавшиеся Рерихами, что будет отвечать одной из задач музея (представление произведений искусства различных времён и различных народов). Работа по организации временных экспозиций будет строиться на взаимодействие с различными музеями и частными коллекционерами как в России, так и за рубежом.

Н.К. и С.Н. Рерихи оставили значительное художественное наследие, которое в настоящее время насчитывает свыше 4000 произведений. Первоочередной научной задачей сотрудников будущего музея будет подготовка каталогов-резоне художников. В рамках реализации этой программы планируется сотрудничество с музеями и частными коллекционерами, имеющими работы художников.

Большое значением для понимания творчества художников имеют периодизация их творчества (выделение основных этапов) и интерпретация их произведений (философско-мифологическое содержание работ). Именно на эти аспекты изучения творчества художников будет направлена научная работа сотрудников будущего музея.

Известно, что на протяжении своего творчества Н.К. Рерих неоднократно менял технику письма, используя для работы в разное время различные материалы. В будущем музее предполагается разработать программу изучения технико-технологических аспектов творчества Н.К. Рериха, создать эталонную базу анализов материалов и красок, используемых художником в соответствии с хронологией его творчества. Учитывая накопленный опыт в реставрации работ Н.К. Рериха, на этой основе будут разработаны рекомендации по реставрации произведений художника разных этапов.

Особое внимание будет уделено введению и функционированию в будущем музее комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС), в которой уже работает Государственный музей Востока.

Обучению искусствам Н.К. Рерих рассматривал как возможность установления в человеке гармонии, что имеет непреходящую актуальность и в настоящее время. Предполагается создание художественной студии для двух возрастных категорий: для детей и подростков (5-13 лет ), юношей и взрослых (14 лет и старше), разработка курсов по истории мирового искусства в соответствии с интересами Н.К. Рериха (русское искусство, искусство «серебряного века», искусство Востока и другие).

Предполагается создать площадку для общественных дискуссий по вопросам изучения рериховского наследия, общим проблемам и частным вопросам сохранения культурного наследия, создать библиотеку литературного наследия семьи Рерихов, как состоящую из реальных книг, так и виртуальную.

Максимальную доступность и открытость музея обеспечит интернет-портал, на котором в открытом доступе будут выложены живописные произведения Н.К. и С.Н. Рерихов, архивные материалы семьи Рерихов и их ближайшего окружения, литературные произведения, написанные членами семьи Рерихов и о них.

Учитывая широкое распространение рериховских идей в Российской Федерации и за рубежом, музей намерен осуществлять конструктивное сотрудничество со всеми рериховскими организациями с целью проведения выставок, конференций, круглых столов. Планируется создание Клуба друзей музея. В рамках клуба предполагается создание института волонтёров, члены которого могли бы взять на себя определённую музейную работу – проведение экскурсий, ведение художественных студий, работа в библиотеке, организация и проведение различных мероприятий.

Будет создан Попечительский совет музея из числа поклонников творчества семьи Рерихов, представителей бизнеса, сотрудников министерств и ведомств.

Основу кадрового потенциала Музея Рерихов составит отдел «Наследия Рерихов», существующий в ГМВ, но потребуется его существенное расширение в первую очередь за счет специалистов в области выставочной и маркетинговой деятельности. Надеемся, что частично эта проблема может быть решена за счет интеграции в новую структуру части сотрудников общественного Центра-музея имени Николая Рериха. Вся административно-хозяйственная деятельность по управлению имущественным комплексом вновь создаваемого музея будет осуществляться существующими структурами Государственного музея Востока, однако потребуется определенное увеличение их численности.

Создание музея Рерихов и размещение его в передаваемых зданиях повлечет дополнительные затраты на функционирование будущего филиала, содержание помещений, оплату коммунальных услуг, охрану и пр. По ориентировочным расчетам в 2016 г. эти расходы могут составить 36 177 696 руб.

Помимо субсидии на выполнение государственного задания финансовое обеспечение деятельности Музея Рерихов будет осуществляться за счет поступлений от приносящей доход деятельности (плата за посещение постоянной экспозиции и временных выставок; производство и реализация сувенирной продукции, связанной с наследием Рерихов; работа платного лектория по художественному и философскому наследию семьи Рерихов; издательская деятельность и пр.), а также за счет привлечения спонсорских средств и осуществления инвестиционных проектов.

Создание государственного Музея Рерихов в Москве станет новым шагом в изучении творческого наследия русских художников и общественно-политических деятелей. Музей возьмёт на себя функции не только хранителя культурного наследия, но и воспитателя современной гармоничной личности. Музей сформирует вокруг себя последователей рериховских идей, которые будут вносить созидательный вклад в отечественную культуру. Творческое наследие Рерихов в трактовке нового музея послужит конструктивным фактором в установлении культурного диалога между Россией и зарубежными странами. Деятельность музея станет инструментом влияния российской культуры в странах СНГ и дальнего зарубежья.

* * *

 

Доклад Мкртычева Тиграна Константиновича,

заместитель генерального директора ФГБУК

«Государственный музей искусства народов Востока» по научной работе

  • Mkrtytshev

Уважаемые коллеги!

Уважаемый Владимир Ростиславович!

Мне очень приятно, что такое высокое собрание рассматривает с моей точки зрения такой очень важный шаг в отечественной культуре, как создание Государственного музея Рерихов. Генеральный директор [Музея Востока] достаточно подробно осветил концепцию, которую мы разрабатывали, которая у нас была, довольно детально рассматривалась на нашем Ученом Совете. То есть мы проработали этот вопрос со всех сторон и пытаемся, так сказать, сделать из новой институции действительно тот продукт, который будет востребован не только вот той небольшой международной организацией МЦР, в которую входит около 70 членов, но и всем 140-миллионным населением Российской Федерации.

Соответствующим образом мне бы хотелось сказать, что данный музей не предполагает разрушения общественной организации, о котором так много говорят в средствах массовой информации. Мы ведем переговоры – достаточно сложные – но наша позиция совершенно определенная, и я думаю, опять-таки, что мы в лице и нашего министра, и в лице его первого заместителя мы имеем самых серьезных людей, которые поддерживают нашу позицию – Государственный музей.

Да, это может быть партнерство с общественной организацией. Но весь фонд, который на настоящий момент является не принадлежащим Международному центру Рерихов, должен перейти в государственную часть музейного фонда Российской Федерации.

Эта позиция, вот, собственно говоря, достаточно четкая.

Все остальное сотрудничество – мы не собираемся вмешиваться в дела международной общественной организации, касающиеся изучения духовного наследия семьи Рерихов. Перед нами стоят совершенно другие задачи. Эти задачи имеют более академический характер. И опять-таки – эти задачи направлены на удовлетворение тех потребностей большей части нашего населения Российской Федерации – увидеть произведения действительно выдающего русского художника, действительно интересного мыслителя, который, собственно, интегрировал, соединял в своем творчестве наследие и русской культуры, и Востока, и Запада.

Ну, и мне бы хотелось еще сказать о том, что данный музей – он будет безусловно – вот рериховские идеи и огромные возможности нашего сотрудничества послужат прекрасным – вот этот музей будет прекрасной площадкой для настоящей реальной пропаганды русского искусства. Идеи Рериха востребованы во всем мире и их нужно только привести в надлежащее состояние.

Мне кажется, что в настоящий момент мы как раз приближаемся к этому.

Спасибо.

* * *

 

Доклад Мельникова Владимир Леонидович,

зам. директора Санкт-Петербургского ГБУК

«Музей-институт семьи Рерихов» по научной работе

  • Melnikov

Дорогие коллеги! Я очень счастлив сейчас выступать здесь. Мы находимся в историческом моменте. Прошло почти 70 лет после ухода Николая Константиновича Рериха и, наконец, Россия может актуализировать его наследие на таком высоком уровне. Наш музей-институт существует 15 лет в городе, где родился Николай Константинович, вырос, прожил около 42 лет, и я должен сказать, что мы прошли путь от некоммерческого учреждения культуры (а ещё раньше от двух комнат в коммунальной квартире), где было собрано Рериховское наследие, сейчас порядка 15 тысяч предметов в музейном фонде Российской Федерации. Более 7 лет мы являемся Санкт-Петербургским городским (таким, как Музей-заповедник «Павловск») бюджетным учреждением культуры, и наше развитие показывает, что другого пути актуализации столь важного, разнообразного, сложного, многопрофильного комплексного наследия быть не может.

Все другие примеры, которые упираются забором в соседний Музей изобразительных искусств имени Пушкина и дальше не хотят ничего видеть, показывают, что нужно эту плотину прорвать. Необходимо в Москве создать государственную структуру – Музей Рерихов. В связи с этим я бы хотел отметить, что не нужно бояться нашим коллегам из вновь создаваемого филиала Государственного музея Востока заниматься и философским наследием семьи Рерихов. Мы уже занимаемся этим 15 лет. Конечно, создаются известные трудности, особенно от некоторой маргинальной части последователей семьи Рерихов. Мы это чувствуем. Мы много лет потратили на то, чтобы установить хорошие отношения с деятелями Церкви, но коллективы в орбите Международного Центра Рерихов эти отношения разрывают.

Также мы много сил тратим, чтобы в среде Российской Академии наук появились целые профильные направления, занимающиеся каждое в своём ключе тем или иным аспектом научного наследства Рерихов. Но ни в коем случае не взаимодействовать отрицательно с академической наукой. Можно привести ещё массу задач, которые, как высоко говорил Николай Рерих, нужно наполнять «любовью и сотрудничеством», а не какой-то враждой и конфронтацией. Хватит уже книг «Защитим наследие». Наверное, пора защитить Рериховское наследие от «защитителей»! И лучше, чем показать государственную позицию и выполнить в сфере наследия Рериха «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», трудно что-то, на взгляд нашего музея-института, представить.

Поэтому мы предлагаем обратить внимание на следующий момент: вот создадим мы этот государственный музей – это уже сомнений не вызывает. Это насущно необходимо. Нужно учесть, что то огромное информационное пространство, которое так блестяще демонстрировали сегодня здесь по вопросу его развития на базе Интернет-проектов Минкультуры России, уже имеет такие яркие «звёзды» и «ожерелья» Рериховских мест, Рериховских учреждений. Некоторые из них уже государственные.

Что касается нашего учреждения, я бы попросил уважаемых коллег, членов Коллегии, включить в проект решения Коллегии некоторые пункты, которые расширяют основную базу деятельности будущего Государственного музея Рериха в Москве. Без этой базы эффективная работа его будет затруднительна. Прежде всего, я прошу Вас одобрить инициативы Государственного музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге в области сохранения, изучения и публичного представления наследия семьи Рерихов в широком историко-культурном контексте, в том числе и по организации филиала нашего музея – «Музея истории школы Карла Мая». Также мне бы хотелось просить вас одобрить инициативу нашего музея-института об образовании Ассоциации рериховских музеев, которая была озвучена в рамках Санкт-Петербургского Культурного форума в декабре 2015 года на Круглом столе, который вёл М. Б. Пиотровский.

И должен Вам сказать, что Союз Музеев России, возглавляемый Михаилом Борисовичем, все 15 лет нашего существования очень активно поддерживает работу по музеефикации наследия семьи Рерихов. Спокойно, здраво, без какой-то истерики. Мы работаем и выполняем Государственное задание. Нет в этом ничего удивительного. Если будут общественные организации получать часть этих заданий – пожалуйста, никто не мешает. Жаль, что организации вокруг Международного Центра Рерихов не подают заявки на Государственное задание, но ведь некоторые другие – подают и получают. Нам всё нужно превратить в рабочую атмосферу. И поэтому вот эта Ассоциация рериховских музеев могла бы (если будет дано поручение Государственному Музею Востока её создать с привлечением нашего учреждения) проработать институционные и правовые аспекты скоординированной со всеми «рериховскими» силами работы.

Теперь, если позволите, ещё несколько «мазков» на картине Рериховского наследия в нашей стране, которая, мы надеемся, станет основой работы нового Государственного музея Рерихов в Москве. Нужно отметить, что Рериховское наследие находится не только в пределах Садового кольца и существует не только проблема Советского Фонда Рерихов и дальнейших действий, связанных с ним. У нас ещё существуют многие проблемы роста и развития. Это и Талашкино, и Музей-усадьба Николая Рериха в Изваре, который требует превращения в полноценный Музей-заповедник Николая Рериха. Это и проблемы с часовней Святой Анастасии во Пскове, которая не решена с точки зрения принадлежности к федеральной или региональной собственности. Эту принадлежность нужно скорее окончательно определить, чтобы активнее использовать этот памятник и сохранить. Так же я просил бы рекомендовать Правительству Новосибирской области поддержать работу ещё одного государственного учреждения, занимающегося наследием Рерихов за Уралом: Культурно-просветительного Центра Наталии Дмитриевны Спириной – филиала Муниципального бюджетного учреждения культуры города Новосибирска «Городская дирекция творческих программ». Нужно, конечно же, поддержать работу Правительства Республики Карелия по музеефикации объектов наследия семьи Рерихов в окрестностях Сортавалы. Ещё можно отметить один позитивный момент, который здесь уместно вспомнить. Уже есть конструктивный опыт взаимодействия общественных организаций с государственными учреждениями по Рерихам. В Республике Алтай, в горах, в Уймонской долине, на участке, который находится в ведении Правительства этого субъекта Федерации, по соглашению сторон уже давно работает общественная организация – Сибирское Рериховского общество, управляющая Музеем Рериха в селе Верхний Уймон. И давно нет никаких конфликтов. Очевидно, что есть и другие примеры, когда работа по наследию Рерихов переходит в ряд государственных задач, в практическую плоскость сотрудничества государства и общественности.

Мы полностью поддерживаем представленный проект Государственного музея Рерихов в Москве. Мы считаем, что Министерство культуры России в этом деле проявляет определённое мужество, демонстрирует настоящий государственный подход и твёрдость. Мы готовы дальше сотрудничать. Спасибо!

* * *

 

Доклад Лосюкова Александра Прохоровича,

президента Национального рериховского комитета

  • Losjukov

Хотел бы прежде всего выразить удовлетворение в связи с тем, что проводится такое обсуждение. Давно пора навести порядок с наследием великой семьи. Необходимо прекратить постыдные разборки вокруг наследия. Оно не может принадлежать какой-то узкой группе людей, тем более, тем, кто попирает законы РФ и Устав собственной организации. Наследие передавалось Рерихами России и ее общественности. И все же, часть наследия до сих пор находится в руках Международного центра Рерихов, который отчаянно сражается за обладание этим ценным достоянием. Никто ведь не отнимает у этих людей возможности заниматься наследием, продвигать в жизнь замечательные принципы, выдвинутые Рерихами. За упоением борьбой, ставшей в МЦР самоцелью, ушло на второй план понимание ее цели. А по существу то получается, что борьба уже идет не за идеи, а за собственность на наследие, за свое место при наследии, отстаиваемое узкой группой, манипулирующей интересами сторонников МЦР. Пора положить этому конец, тем более, что на этот счет имеется определение Верховного суда РФ.

Наследие не может полноценно работать на интересы России в обстановке склок и судебных разбирательств. А идеи Рерихов сегодня как никогда прежде актуальны в России и мире.

Н.К. и С.Н. Рерихи как российские художники – члены российской академии художеств – давно заслужили создание в России большого музея их творчества. Материалов для этого в России достаточно. Нужен большой современный музей, который объединил бы, наконец, в одном месте наследие семьи, включая художественную часть и, конечно, значительный по объему и ценности архив. И то, и другое имеет самостоятельную ценность, но только в объединенном виде составляет единое целое. Именно использования наследия как единого целого хотел С.Н.Рерих, пытаясь понять как успешнее этого добиться в сложных условиях перехода России в новую социально-экономическую формацию. Это хорошо понимают те, кто давно занимается Рерихами, особенно ученые, просвещенные специалисты. Ведь современная наука сегодня вплотную подошла к пониманию ценности синтеза представлений о вселенной и происходящих в ней процессов с видением этих процессов т.н. метанаукой. Видными представителями этого направления как раз и являлись Рерихи. Поэтому наследие требует всестороннего научного подхода к его изучению специалистами.

Уверен, что наилучший способ обеспечить единство, безопасность и сохранность всех частей наследия – и художественной и архивной – это их регистрация в государственной части музейного фонда и Госархиве. Повторю, изучение наследия в его полном объеме, задача в первую очередь профессионалов, специалистов – музейщиков и ученых рериховедов. Сейчас, к сожалению, решение этой задачи не обеспечено. Но это одна сторона проблемы. Есть и другая, не менее важная сторона.

Было бы большой ошибкой, создавая новый музей, не учесть опыт того, что уже было сделано в этом плане. А именно, значительную работу, проделанную общественниками-энтузиастами по созданию общественного музея Н.К.Рериха, а также большую заинтересованность в доступе к наследию значительного по численности т.н. рериховского сообщества. Его история уходит корнями еще к первой половине прошлого века, когда люди в разных странах, воодушевленные культуротворческими идеями Рерихов создавали рериховские общества. Многие их них дожили до наших дней. Возникло и много новых, в том числе и в нашей стране. К сожалению, движение переживает сегодня не лучшие дни, серьезно расколото, но, тем не менее, довольно многочисленно и активно.

Активисты рериховского движения сделали много полезного после передачи Рерихами наследия в нашу страну, внесли значительный вклад в восстановление усадьбы Лопухиных и создание общественного музея Н.В.Рериха. В нынешней ситуации МЦР вполне мог бы принять участие в работе по созданию нового крупного музея Рерихов, тем более, что государство, наконец, намерено выполнить обещание о помощи, данное в свое время С.Н.Рериху.

К сожалению, навязчивый тезис борьбы с государством, прочно засевший в умах сторонников МЦР, не позволяет им осознать, что жизнь ушла вперед. Что нельзя превращать музей в неприкасаемую гробницу. Ведь любой музей это живой организм. Увы, большинство участников этой борьбы не представляет себе, что реально происходит сегодня в МЦР, они не в ответе за действия нынешнего руководства МЦР, но болеют за судьбу наследия, и надо с уважением относиться к их вкладу. Думаю, что прозрение рано или поздно наступит.

Поэтому, создавая на месте старого что-то новое, просто необходимо опираться на их опыт и в то же время ставить более высокую планку. Новый музей должен быть на порядок выше старого и по составу экспозиции, и по уровню ее подачи и по степени участия широких кругов российской, рериховской, в частности, общественности в организации работы внутри и вокруг музея. Должно присутствовать понимание, что наследие не «пропадет или будет скрыто государством в подвалах», как утверждает нынешнее незаконное руководство МЦР, а будет полностью доступно общественности, которая может и должна принять самое активное участие в работе с ним. Таким образом, мы  сможем устранить тот конфликтный потенциал в обществе, который искусственно поддерживается в «подогретом состоянии» деятелями из МЦР для прикрытия своей некомпетентности и безответственности. Очень надеемся на понимание и поддержку Министерства культуры и других государственных организаций, в том числе правоохранительных, в наведении порядка в МЦР, а также обеспечении открытости доступа к наследию и участия общественности в определении форм работы с ним.

Недавно по инициативе группы общественных деятелей, в частности, специалистов-рериховедов, была создана новая общественная организация Национальный рериховский комитет, которую я имею честь здесь представлять. Мы хотели бы строить её на основе принципов общественно-государственного партнерства. На мой взгляд, это удачная парадигма, которая позволяет в наши трудные времена объединять усилия общественности и государства в интересах поддержки культуры и снятия напряженности в обществе. Как раз это и нужно нам продемонстрировать, решая проблемы рериховского наследия. Рассчитываем, что эта структура сможет сыграть роль мостика между государством и просвещенной и разумной частью рериховского сообщества. Это могло бы дать хорошие результаты и стать еще одним удачным примером сотрудничества государства и общества в интересах России.

Обращаемся к Министерству культуры с предложением войти вместе с МИД России в число учредителей нашей общественной организации. Будем просить о том же Академию художеств, Правительства Москвы и Петербурга. Среди членов НРК рассчитываем видеть членов РАН, заинтересованных представителей Госдумы и Совета Федерации, ученых, деятелей культуры и искусства. И, конечно же, людей ценящих и любящих труды и идеи наших великих соотечественников.

Мы уже установили контакты с Музеем Востока и обсуждаем несколько совместных проектов. Наше сотрудничество с Музеем видим в следующем формате: государство обеспечивало бы безопасность, сохранность и работу музея, а НРК как общественная организация гарантировала бы налаживание работы по изучению и популяризации наследия. В наших планах создание в рамках НРК общественного Рериховского института с общественным и научным советами и привлечением к этой работе тех рериховских кругов, которые будут заинтересованы в объединении и продуктивном сотрудничестве. НРК будет работать на принципах коллегиальности принятия решений, открытости, свободы и состязательности мнений.

НРК и Музей могли бы заключить соглашение о распределении обязанностей и взаимодействии. Естественно, хотели бы, чтобы Министерство культуры как соучредитель и Музей как член организации активно участвовали в работе Комитета. Это и составляло бы суть предлагаемого нами общественно-государственного партнерства.

И в заключение несколько слов о проекте Концепции. Она в целом представляется приемлемой. Однако, считал бы, что следует ее доработать, более определенно и четко прописав в ней важность роли общественности в работе с наследием (в духе того, о чем я сегодня говорил). Сейчас там больше говорится о работе с общественниками, а не с общественностью. Именно эту просьбу просили меня донести до Коллегии представители просвещенной части рериховской среды. В том числе и представители Комитета по культуре Общественной палаты России, которая, как известно, поддержала создание Национального рериховского комитета.

* * *

 

Решение коллегии Министерства культуры Российской Федерации

номер 2 от 16.02.2016

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

16 февраля 2016г.

№ 2

Москва

О проекте концепции Музея семьи Рерихов

Учитывая, что создание государственного Музея семьи Рерихов в Москве станет новым шагом в изучении творческого наследия русских художников и общественно-политических деятелей, что создаваемый музей возьмёт на себя функции не только хранителя культурного наследия, но и будет вносить созидательный вклад в отечественную культуру, а творческое наследие Рерихов в трактовке нового музея послужит конструктивным фактором в установлении культурного диалога между Россией и зарубежными странами, что деятельность музея станет инструментом влияния российской культуры в странах СНГ и дальнего зарубежья, коллегия решила:

1. Поддержать решение ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока» о создании «Музея семьи Рерихов» в качестве филиала.

2. Одобрить представленный проект концепции «Музея семьи Рерихов» с учетом высказанных замечаний.

3. Поддержать предложение о выделении дополнительного финансирования в рамках субсидии на выполнение государственного задания для создания и функционирования «Музея Рерихов» в качестве филиала ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока».

4. Первому заместителю Министра культуры Российской Федерации В.В.Аристархову и Департаменту управления имуществом и инвестиционной политики (Б.Д.Мазо), в пределах компетенции, принять все необходимые меры для скорейшего начала работы «Музея семьи Рерихов» в качестве филиала ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока».

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В.Аристархова.

Председатель коллегии, Министр В.Р.Мединский

Источник: http://mkrf.ru/documents/college/detail.php?ID=905657

* * *

 

Ссылки на статьи в прессе



[iii] См. пункт 2 Устава СФР: "...Святослава Николаевича Рериха, передающего советскому народу это наследие".

Похожие материалы