Комсомольская правда, 13.07.2017
Министерство культуры надеется, что наследие великих художников окажется в Музее Востока, а не уйдет с молотка за долги их владельца - банкира-мошенника
50 КОРОБОК С ЦЕННЫМ СОДЕРЖИМЫМ
Фамилия «Рерих» в переводе означает «богатый славой». Современные реалии добавляют к переводу эпитет «скандальной». В представлении обывателей Государственный музей искусства народов Востока ссорится с Международным Центром Рерихов (МРЦ) наподобие гоголевских Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем. Все давно запутались, кто кому что должен, потому что словосочетание «скандал в центре Рериха» стало такой же обыденностью, как «заседание в Госдуме». Однако 7-го марта дело приняло другой оборот. Силовики провели обыски в МЦР. После работы оперативников как вещественные доказательства были изъяты 50 упаковок с ценным содержимым, среди которого:
- 46 картины Николая и Святослава Рерихов;
- 3 тханки (буддийские ритуальные картины);
- около 150 графических рисунков Святослава Рериха.
Причина изъятия до неприличия прозаична. Картины русского художника и философа служили не средством приобщения к искусству, а способом для отмывания денег обанкротившемуся «Мастер-Банку» и человеку со сдобной фамилией Булочник.
До 2013 года Борис Булочник был председателем правления «Мастер-Банка», пока за сомнительные операции ЦБ не отозвал у банка лицензию. Булочник, по данным СМИ, обокрал своих вкладчиков почти на 70 миллиардов рублей. Кстати, и «Международный Центр Рерихов» хранил свои сбережения на счетах этого банка. По словам первого заместителя генерального директора музея Павла Журавихина, МОО МЦР будучи вкладчиком «Мастер-Банка» потерял более 4,5 миллионов рублей, которые были подарены центру. Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, через который осуществлялось финансирование МРЦ, потерял в «Мастер-Банке» 4,5 миллионов рублей, а сам МРЦ - 300 тысяч.
После отзыва лицензии Борису Булочнику удалось покинуть Росиию - он бежал в Израиль. Позже, по некоторым данным, вернулся вместе с женой на родину – в Винницкую область Украины. Исчезнувшего банкира объявили в федеральный и международный розыск, а Тверской суд Москвы заочно санкционировал в апреле 2016 года арест Булочника, обвиняемого в преднамеренном банкротстве кредитной организации.
Так при чём же здесь вы спросите картины Рерихов?
- Типичная схема приобретения картин: многомиллионные кредиты выдавались офшорным компаниям, которые покупали картины на зарубежных аукционах. Потом подставные физические лица якобы покупали эти картины и фиктивно дарили их в МЦР, - объяснил «КП» юрист музея Востока Юрий Избачков. - Фактически, на украденные у клиентов деньги покупались картины Рерихов. То есть деньги вкладчиков банка превращались в частную коллекцию.
Почему частную коллекцию? Всё предельно просто. Будучи председателем правления «Мастер-Банка», Борис Булочник выдавал кредиты на покупку картин Рерихов. Он сам и его супруга покупали их и дарили их МЦР, где чета Булочников была членами Правления. А глядя со стороны, можно было сказать – вот настоящий меценат, радеющий за отечественную культуру. Кстати, рядовые члены МЦР до сих пор убеждены, что картины Рерихов – это общественное достояние. Правда, как уже говорилось, купленное на средства вкладчиков «Мастер-Банка» и по документам принадлежащее вполне конкретным лицам.
ВИНОВАТЫ «СКАНДАЛЬНЫЕ» КАРТИНЫ?
Есть в произошедших в столице событиях и мистическое повторение истории восьмидесятилетней давности.
- На изъятых картинах стоит клеймо войны. Скандал с полотнами был предопределен, - уверен биограф художника Максим Дубаев, автор книги о Николае Рерихе.
Многие считают, что своими картинами Рерих мог предсказывать будущее. Оно могло быть светлым, но могло быть и страшным. К примеру, его полотно «увидело» образ будущей жены Елены Шапошниковой раньше, чем художник встретился с ней наяву. Но не раз на холстах Рериха проявлялись и зловещие образы грядущих перемен.
– Восемьдесят лет назад богатый американский брокер Луис Хорш, отец смертельно больной дочери, уверовал, что если он соберет в одном помещении знаковые картины Рериха, его дочь исцелится, - говорит Дубаев. - По задумке Хорша, картины должны были висеть в его «мастер-доме», в музее Рериха. Однако чуда не произошло. Девочка умерла, а последовавшая череда событий повлекла за собой феерический скандал. Для русского художника Америка стала закрытой страной.
Поразительно, что нынешний скандал с «Мастер-Банком» спровоцировали те же самые работы, висевшие когда-то в «мастер-доме».
- Именно эти картины были куплены председателем правления «Мастер-Банка» Борисом Булочником в Америке и привезены в Россию, - убежден биограф Рерихов.
Так ли это на самом деле - корреспонденты «КП» удостовериться не смогли. Изъятые полотна перемещены в Государственный музей искусств Востока, но вход туда строго-настрого воспрещён не только посторонним, но и своим.
- Да мы и сами на них посмотреть не можем. Они лежат у нас как вещдоки - объяснил «КП» директор музея Александр Седов. - Даже для проведения реставрационного осмотра, который положен картинам, мы будем писать письмо в Следственное управление, чтобы нам разрешили открыть и посмотреть. И, разумеется, все только под контролем представителей следствия.
По словам директора, дальнейшая судьба работ тоже неизвестна. Скорее всего, картины будут являться вещественными доказательствами в рамках уголовного дела.
ЗА ДНЕВНИКОМ ЕЛЕНЫ РРЕРИХ ОХОТЯТСЯ ВСЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА МИРА
Ажиотаж исследователей вызывают не только картины, но и судьба легендарного дневника Елены Рерих, хранившегося в Международном Центре Рерихов. До сих пор до нас дошли не все измышления этого визионера, медиума и предсказательницы. Дневник супруги Рериха издавался с серьезными купюрами и не целиком. Так велела сама Елена Ивановна Рерих. Охота за дневником ведется давно и нет такого издательства, которое не желало бы завладеть заветной рукописью. Между тем, Следственное управление не производило выемку архивных документов, связанных с жизнью и творчеством семьи Рерихов, хранящихся в МЦР, а занималось только финансово-хозяйственными бумагами организации и её связям с «Мастер-Банком».
Страшно предположить, что за долги обанкротившегося «Мастер-Банка» наследие Рерихов будет продано. Однако, как обнадежил «КП» советник министра культуры Кирилл Рыбак, Минкульт будет ходатайствовать перед Следственным управлением, чтобы находящиеся под следствием работы появились в экспозиции музея Востока.
- Мы сможем это сделать не раньше, чем будет проведена экспертиза картин, - рассказал юрист музея Востока Юрий Избачков, - но речь идет не о годах и даже не о шести месяцах.
Возможно, часть тайн станут явью уже летом. В Манеже планируется большая выставка Николая Рериха.
Закономерный вопрос: если работы запечатлевают в себе будущее, быть может, в них отражен исход конфликта за наследие Рерихов? Внимательные созерцатели отвечают утвердительно. Все давно заметили, что скандалы с именем Рериха стали разгораться в тот момент, когда начались проблемы в Сирии. Именно эту страну многие исследователи склонны считать легендарной Шамбалой, путь в которую открыл русский мистик.
- Имя Рериха связано со знаменитым пактом, переросшим в конвенцию о защите культурных ценностей, - говорит биограф Рериха Максим Дубаев. - Мир, поглощенный войной, совсем забыл о том, что завещал нам великий пацифист и гуманист. Но Рерих напомнит нам о себе еще не раз.
Евгения САДУКЯН