В течение 4 дней я работала в качестве общественного наблюдателя в комиссии, описывающей экспонаты в зданиях усадьбы Лопухиных, ранее арендованных МЦР. Мне, как музейщику и исследователю творчества Н. Рериха, прежде всего, было интересно увидеть экспозицию и депозитарий, о котором я была наслышана как о помещении, отвечающим всем нормам, поэтому я опишу свои впечатления от посещения этих объектов.
Сначала наша комиссия осмотрела экспозицию. Из фойе главного здания посетители поднимаются по лестнице на второй этаж, в музейные залы, и на лестнице их встречают одиноко висящие две картины Н. Рериха – «Книга жизни» и «Язык птиц». Почему одинокие? – они каким-то странным куском висят на стене, словно они не в музее, а в загородном особняке, где ими прикрыли дыру в стене.
Проходим в залы. Экспозиция в некоторых из них (особенно Русский Зал, зал Живой Этики, Знамени Мира и др.) просто сшибает с ног – в глазах рябит от жутких блестящих обоев в крапинку, на которых висят кое-где картины Н. Рериха, обрамленные довольно наивной резьбой по дереву, шамотными скульптурами и диорамами! Видимо, авторы экспозиции хотели сразить зрителя наповал. И у них получилось! Если в диораму добавить чучела зверей, или следуя замыслу «Идолов», черепа быков – это бы придало ей еще более живописный вид.
В витринах экспозиции, в которых чудесным образом перемешаны предметы народного творчества с ценнейшими музейными экспонатами, книги Л. В. Шапошниковой с раритетными изданиями Рерихов, вместо подлинных документов - принты. Судя по этикетажу к экспонатам, многие из них атрибутированы под воздействием буйного воображения. Например: «кольцо Нефертити, подаренное Учителем». В МЦР Дневники Е. И. Рерих запрещены, ведь там Нефертити не фигурирует, зато есть Неферти, которая не имеет никакого отношения к известной египетской царице. А чего стоит триптих с портретом Н. К. Рериха кисти С. Н. Рериха, обрамленный с двух сторон дешевыми современными постерами с индийским божеством Гукаджи (Гуга Чоханом). Но и это не весь предел полета фантазии, внизу располагается скульптура Гуга Чохана в аляповатом современном платке в окружении шамотных скульптур, одна из которых носит имя Гуру Гури Дхар – сотрудники МЦР так и не разобрались, что так называется совсем другая картина. Сверху нагромождены лайтбоксы с фотошопом. Зрелище непередаваемое!
Может быть, кто-то думает и о картинах, что их развеска – дело вкуса, а о вкусах не спорят. Но в первоисточниках – дневниках и письмах Рерихов, З. Фосдик дано достаточно указаний и по развеске и по окраске стен экспозиции в музее Нью-Йорка. Значит, это было принципиально и для Рерихов, и для их Наставников. Здесь мы опять касаемся вопроса – а что для людей представляют картины Н. Рериха? Иллюстрации к Агни-Йоге? Предметы культа с «энергетикой»?
Или, может быть, кто-то дерзнет рассмотреть Н.Рериха как художника, и кроме «высокой энергетики» увидит еще и то прекрасное, что художник так старался донести в картине? Случайно ли Н. Рерих в течении жизни экспериментировал с красками, подбирая тона, создающие естественное, без кислотности и светодиодов свечение?! Неужели можно вешать картины как попало, совершенно не учитывая все эти факторы? Но в том то и дело, что многим рериховцам все равно, им главное – энергетика! Мне еще раз стало понятно тупое противодействие МЦР всем научным исследованиям картин, философии и жизни Рерихов, ведь «пособники сатаны» - исследователи уничтожают их культ Рериха. А толпа последователей довольствуется тем мифом, который им подают.
Если даже допустить, что не было профессионалов, и при полном отсутствии вкуса и соизмеримости (правда, даже в глухой деревне, в библиотеке, такое не увидишь), они любят Рериха, по своему, наивно. Но любят ли? Чем далее мы следовали по экспозиции, тем я все более убеждалась, что Рерих здесь, как бы так выразиться, мешается, что ли. В лучшем случае его картины дополняют чью-то мысль. Он тут не главный. Это не музей Рериха, а музей им. Рериха. Люди разместили свои наивные картинки, самодеятельные работы и посвятили их Рериху? – нет, они посвятили их своему пониманию Рериха, которое уже от Рериха ох как далеко. Помните, что писала Е. И. Рерих о Христе: «Жизнь Христа стерлась, Его чарующий, трогательно жизненный Облик оказался застекленным, загражденным, закованным в золотые ризы. Народы утратили живую связь с Его земною жизнью, с Его Словом, проникнутым такой любовью, такой тоской при осознании Им, что даже такое простое Слово Его останется непонятым и непринятым». По иронии судьбы «последователи» из МЦР попытались сделать то же самое с самими Рерихами. «Космическое мышление» МЦР, упорно выдаваемое за Агни-Йогу, недоступный, мифологизированный облик самих Рерихов также далеки от истинных Рерихов, как пестрые лайтбоксы «космических репродукций» от реального Космоса. Картины обложили мишурой, чтобы человек не смог на них сосредоточиться, погрузиться в них. Они висят по большей части в проходе, а на самых лучших местах - убогие предметы творчества по принципу – чем больше блесток, чем глупее и кукольнее выражение лица, тем лучше.
Естественно, концепция у этой экспозиции если и была, то явно оказалась не доступна нашему уму. Юношеские годы Рерихов, в частности, Н. Рериха представлены ученическими работами, часто просто копиями известных художников или студиями. Что, неужели не нашлось в МЦР работ, представляющих раннее творчество Н. Рериха?! Ну что вы, – они лежат в хранении. По этому поводу у меня было очень большое недоумение, ведь все знают любимую песню МЦР о том, что «у них все выставлено в экспозиции, а у музея Востока все гниет в хранении». При этом, обычно, умалчивается, что в Музее Востока каждой экспозиции отделов предоставлено определенное количество залов, в виду ограниченности площади. А в МЦР места полным-полно. Но как оно используется?
Присутствие картин в хранении является условием экспонирования картин на выставках, без угрозы разрушения экспозиции, и это нормально, но в МЦР лично меня возмутило то, что настоящие шедевры не экспонируются, как, например, «Героика Китая», а всякое безобразие на самом видном месте!
То же самое с бронзой Рерихов – она в хранении. А в витринах экспозиции: куклы с блестками, современные грубые поделки, которые даже язык не повернется назвать буддийскими культовыми предметами.
В одном из залов на стене вижу предметы из квартиры Ю. Рериха. Картина «Гесер-хан» и редкая скульптура будды. Каждый день публика от МЦР, подпирающая забор в ожидании минутного развлечения в виде истошных выкриков «воры» и «позор», должна была бы быть озабочена этим обстоятельством - почему в МЦР висят украденные вещи из квартиры Ю. Н. Рериха? Но этим, я думаю, займется следствие. Про экспозицию можно писать долго. Думаю, что уже кто-то обиделся. Но с другой стороны, эта экспозиция совершенно недостойна имени Рериха, который всю свою жизнь стремился к гармонии и говорил что «осознание красоты спасет».
При входе в депозитарий в нос бьет резкий запах сырости. Это тоже к вопросу о любви к Рерихам. В МЦР, исходя из того, что мы видели, денег было предостаточно. Новые дорогие столы для реставрации, современный бокс для хранения. Места тоже много. Для технических нужд они смогли построить хороший подвал, а картины «засунули» в этот сырой, пораженный грибком. В попавшихся на глаза документах – экспертизы микологов на наличие грибка на картинах. Но «любители» Рериха еще пытались придать стенам приличный вид, покрасив их, видимо недавно, краской поверх наклеенных обоев. Но грибок упорно полез вверх, создавая пузыри под обоями и рвался на поверхность. Кто придумал поместить картины в подвал?! Да еще под здание, где их могут затопить?! И в МЦР спокойно ждали, пока картины съест грибок и даже не пошевелились, чтобы переместить их в другое место! Вот вам общественный музей, где все сами хозяева ситуации. Уважаемая общественность, вы в курсе, что происходит?!
По поводу хранения. Инвентарных номеров у экспонатов нет. Есть только номера книги поступления. В МЦР нет ничего постоянного, все временное. Временные номера есть у картин Рерихов и у каждого камешка, которые привозили из «святых» мест. Камешки пересчитаны с особой бережностью – они предметы культа. Получается, что картина Рериха, камень и забавная современная черепашка из скорлупки грецкого ореха, которая мне попалась для описи, имеют в глазах сотрудников МЦР равное значение.
Переписываем картины Н. Рериха из серии «Гималаи». Каждая из них имеет длинное название, например, «Тревожный закат». Кто-то может решить, что так картины назвал автор – ан нет, это местное наименование. Обороты картин наглухо завинчены на шурупы досками с прорезями. С одной стороны, догадались сделать вентиляцию, а с другой – если картине будет необходим реставрационный осмотр или нужно будет посмотреть оборот, придется делать манипуляции, портящие раму – глупо.
Посреди подлинных работ Н. Рериха – подделки. Это однозначно для нас, специалистов. Не буду сейчас никому ничего доказывать, в дальнейшем этому вопросу посвятят достаточно внимания.
Судя по этикеткам, эти картины экспонировались под именем Н. Рериха. Сотрудники МЦР знали, что это не Рерих, они поместили их в хранении отдельно. В каталоге МЦР их тоже нет. Пытались ввести кого-то в заблуждение?
На пресс-конференции в ТАСС Д. Ревякин пытался «прикинулся валенком» и возложить всю вину за фальшивки на экспертов из Третьяковки. Но простите, господин Ревякин, это ваше хозяйство и вы за него отвечаете, а не И. Ломизе, которая хоть и пишет занятные экспертизы, но к вашему музею отношения не имеет. Впрочем, Н. Черкашина также продемонстрировала подделки на пресс-конференции МЦР, показав при этом экспертизу, отвергающую авторство Рериха, но утверждая на камеру, что это – Рерих!
Таким образом, учреждение, которое мы посетили, музеем, а тем более музеем Рериха, назвать язык не поворачивается. Это культовое учреждение, где в качестве предметов, в том числе, находятся картины Рерихов. На мой взгляд, очевидно, что чаша кармы и терпение Неба уже были на пределе, т. к. ситуация достигла полного абсурда, что и вылилось в соответствующие события, на которые так негодуют последователи МЦР. В настоящий момент вопрос первостепенной важности – сохранность картин в хранении МЦР, а также создание новой экспозиции, по всей видимости, пока в залах первого этажа.
Милана Миронова
16 мая 2017 г.