Содержание

  • Введение
  • Рериховедение − это не Агни Йога
  • В чём заключается популяризация АЙ
  • Необходимые критерии для популяризации АЙ
  • Государственный музей Рерихов − паровоз Живой Этики?
  • Тот, кто управляет рериховским наследием, должен ли быть последователем Учения?
  • Роль рериховских музеев в Рериховском Движении
  • Принцип Иерархии − приоритет знания и примат духа

 

* * *

 

"Естественная Иерархия выливается из приоритета знания и примата духа".

Братство, п. 598

Введение

 

Сегодня, когда создаётся новый государственный музей Рерихов (далее − ГМР), в Рериховском Движении (далее − РД) можно часто услышать вопрос, а будет ли ГМР заниматься Живой Этикой? Этот вопрос задают как сторонники ГМР, так и его противники (к таким относятся, как правило, приверженцы Международного Центра Рерихов (далее − МЦР)). Первые вопрошают с озабоченностью, вторые − с упреком. Мотивом сторонников ГМР служит забота об Учении. Мотивом противников ГМР (т.е. сторонников МЦР) является желание показать своё идеологическое превосходство в споре за рериховское наследие, которого они недавно лишились. Несмотря на свои разногласия, обе стороны считают, что руководство ГМР обязано заниматься популяризацией Живой Этики, т.е. Агни Йоги (далее − АЙ). Но так ли это с точки зрения самой Агни Йоги? Попробуем в этом разобраться.

 

Рериховедение − это не Агни Йога

 

Когда некоторые люди вопрошают, будет ли руководство ГМР заниматься популяризацией Живой Этики, то на поверку оказывается, что они имеют в ввиду проведение рериховедческих мероприятий наподобие популяризации Пакта Рериха, лекций по картинам Рерихов или конференций по рериховскому наследию, на которых обсуждаются исторические, биографические, культурологические аспекты. Некоторые рериховцы (и таких большинство) даже не отдают себе отчёт в том, что разницы между вопросами рериховедения и Учения − огромна! А методология популяризации тем рериховедения и АЙ ещё более разнится друг от друга, чем даже сами эти понятия, т.к. Учение есть очень тонкая и сложная субстанция, к популяризации которой нужно подходить очень аккуратно.

Любой профессиональный рериховед, которых в РД довольно много, с лёгкостью укажет на карте все пункты, по которым проходила Трансгималайская экспедиция Рерихов, перечислит все даты рождения и смерти всех Рерихов и их окружения, укажет, кто входил в принятый круг их учеников, и даже назовёт их эзотерические имена, но... Но на вопросы Учения его ответы будут расплывчаты. Вряд ли ответы рериховеда будут такими же чёткими как и предыдущие, если ему придётся отвечать на примерно такие вопросы на знание АЙ: Что такое Анура? Откуда выделяется эктоплазма? Где располагается Рингсе? Из чего состоит натуровалорис? Чем опасен аэроперил? Что понимается под "Началами"? Что такое "Космический магнит"?

В РД можно часто наблюдать конференции, которые имеют смешанную тематику. В списке докладов таких конференций можно прочитать название докладов как на рериховедческие темы, так и на темы Учения. Поэтому в головах большинства членов РД эти темы слились в единую тематику.  Тому, какие последствия это будет иметь для РД, посвящено дальнейшее изложение.

 

В чём заключается популяризация АЙ

 

На сегодняшний момент широко распространены такие методы популяризации Учения, как:

а) организация на местах рериховских обществ, в которых проводятся занятия по изучению АЙ;

б) открытие форумных интернет-площадок, на которых дискутируются вопросы Учения;

в) собирание в социальных сетях групп последователей АЙ, и обсуждения в них тем, связанных с Учением;

г) проведение лекториев на темы АЙ;

д) проведение конференций и круглых столов по тематике АЙ;

е) печать статей и докладов на темы АЙ в интернете на сайтах;

ж) печать статей и докладов на темы АЙ в печатных изданиях;

Современное РД в 90-х годах прошлого века в массе своей прошло первый бурный этап без(д)умного прозелитизма, и на собственных ошибках уяснило, что большинство современного материалистического общества не готово принять идеи АЙ и, более того, в его среде много противников АЙ. За прошедшие 30 лет после Гласности и Перестройки, когда основная часть РД смогла ознакомиться с книгами АЙ, список противников Учения пополнился такими двумя влиятельными врагами как Русская Православная Церковь[1] (далее − РПЦ) и Академия Наук[2] (далее − АН). К более мелким неприятелям АЙ, которых можно так или иначе причислить к сторонникам направления РПЦ или АН, можно отнести различного рода сектоведов, отдельных учёных из разных областей классической науки, журналистов и общественных деятелей. Одним словом, список внешних врагов Учения довольно длинен.

Но не так страшны враги внешние, как враги внутренние, которые пришли в РД с формулами Учения на своих устах. К последним можно отнести МЦР и большинство его сторонников, т.к. за время своего существования эта организация проводила жёсткую линию на утверждение своего понимания Учения. Как правило, эта концепция не выходила за рамки пустого цитирования текстов Учения и их субъективной интерпретации. В других случаях, вопросы Учения обволакивались в обёртку псевдонаучной терминологии, за которой не скрывалось никакой разумной логической цепочки рассуждений. Практическое научное изучение и внедрение заветов АЙ в МЦР отсутствовало полностью. Всех несогласных с концепцией понимания Учения "а-ля МЦР" подвергали коллективной обструкции и публичным гонениям в средствах массовой информации.

Сея не радужная ситуация в деле создания положительного имиджа сторонников АЙ в российском обществе была основательно подпорчена в последние три года спором между МЦР и государством за управление рериховским наследием. МЦР придал всему РД не только образ скандальности, но и противоборника российской государственности.

Всё вышесказанное говорит о том, что в настоящее время в российском обществе сложился негативный портрет сторонников рериховский идей. Та организация, которая возложит на себя задачи по популяризации Учения Живой Этики, не может не учитывать эту ситуацию, и будет вынуждена с ней сталкиваться на каждом шагу.

Теперь стоит задать вопрос, а как государственная организация сможет заниматься популяризацией Живой Этики, когда последняя имеет таких врагов, как имеющая под собой государственную поддержку по всей России РПЦ и государственная АН, имеющая огромный штат сотрудников? В новейшей истории РД имеется достаточно много случаев, когда представители РПЦ напрямую торпедировали мероприятия рериховских обществ (далее − РО). Также у каждого на слуху, как представители АН борются со всеми нетрадиционными методами познания мира, как только те немного поднимают свою голову над общей массой материализма.

Можно легко предположить, что если государственной музей начнёт открыто и активно, и при том за государственные средства, заниматься распространением и развитием АЙ, то на него тут же начнутся нападки со стороны многочисленных сторонников РПЦ и АН. В результате, начнутся идеологические репрессии, кадровые перестановки, информационные войны, после чего и без того слабое РД надолго потеряет надежду на полноценное развитие. Поэтому все те, кто призывает ГМР заняться популяризацией Учения, лишь накликают беду на РД.

 

Необходимые критерии для популяризации АЙ

 

Абстрактно предположим наличие некой государственной организации, которая призвана заниматься популяризацией АЙ. Уясним сначала какие необходимы предпосылки, чтобы она смогла заниматься продвижением АЙ. Для этого требуется следующее:

 

1) Руководство государственной организации должно хорошо знать и понимать АЙ.

2) Рядовые сотрудники, которые будут заниматься популяризацией АЙ, также должны хорошо в ней разбираться.

3) Ведущие сотрудники, на которых будет возложена эта задача, должны иметь солидный список публикаций на темы АЙ.

4) Ведущие сотрудники, которые будут налаживать контакты внутри РД с целью развития и популяризации АЙ, должны иметь многолетний и признанный авторитет в вопросах АЙ в среде РД.

5) Среди сотрудников должен быть признанный лидер, который смог бы генерировать новые идеи по продвижению и популяризации АЙ.

 

Обоснуем необходимость каждого пункта, отталкиваясь от противного.

1) Если руководство организации не будет знать Учения, то оно не сможет руководить процессом по популяризации и развитию АЙ.

2) Если рядовые сотрудники, которые будут заниматься популяризацией АЙ, не будут хорошо в ней разбираться, то их деятельность будет наносить Учению лишь вред, т.к. неправильно поданное Учение лишь оттолкнёт новопришедших, и каждый, неправильно позванный, ляжет камнем на шею позвавших.

3) Если ведущие сотрудники, на которых будет возложена задача развития и популяризации Учения, не будут иметь солидный список работ на темы АЙ, то они не будут пользоваться уважением среди изучающих АЙ. Они будут восприниматься новичками, пришедшими с улицы, и пытающимися навязать кому-то своё понимание Учения.

4) Если ведущие сотрудники, на которых будет возложена задача налаживать контакты внутри РД с целью развития и популяризации АЙ, не будут иметь многолетний и признанный авторитет, то они не смогут выполнить эту задачу, т.к. их просто никто не будет слушать.

5) Если среди сотрудников не будет лидера, который генерировал бы новые идеи по продвижению и популяризации АЙ, то все акции такой организации будут лишь переливанием из пустого в порожнее, или же ношением дедовских стоптанных сапог. Учение Агни Йоги не терпит канцелярского подхода.

 

Теперь примерим эти лекала к ГМР. Нам ещё не известен точный кадровый состав новоиспечённого ГМР, но, благодаря "подзаборной страже" МЦР, мы уже знаем, кто ходит каждое утро на работу в ГМР. К примеру, возьмём запись за 04.09.2017: "С 09:30 – На территорию усадьбы прибыли 20 человек, в том числе Т.Мкртычев, А.Стародубцев, М.Кузнецова, В.Росов, Д.Попов, В.Жигота, Л.Келим, М.Титова и Н.Бабенко".[3] Есть ли среди них сотрудники, которые бы имели список публикаций по Живой Этике? При этом не нужно путать рериховедение с Учением. Многие из вышеназванных сотрудников ГМР имеют научные степени, и некоторые из них даже в области рериховедения. Но не один из них не имеет даже публикаций, в которых глубоко рассматриваются понятия Учения Живой Этики. Да простят меня сотрудники ГМР (некоторых из них знаю много лет лично) − автор этих строк ничего не имеет против рериховедения и не сколько не желает умалить заслуг этих людей перед всем РД. Также ни в коем случае автор не хочет сказать, что они не знают или не изучают АЙ. Но здесь речь о другом − о полновесных работах (читай − публикациях), из которых следовало бы, что их авторы, как минимум, глубоко погрузились в ту или иную тему Учения. Нет, таких сотрудников в ГМР пока нет.

Появятся ли они в будущем? Теоретически это возможно (такие люди в Москве есть), но практически − вряд ли, т.к. как показывает практика, почти во всех рериховских музеях наблюдается засилие рериховедов-музейщиков. И это понятно, т.к. это первое квалификационное требование к их работе. Среди профессиональных рериховедов ещё ни разу не встречалось глубоких знатоков Учения. И это тоже понятно, т.к. сами по себе эти области довольно обширны и для глубокого проникновения в их субстанцию требуется много лет упорного труда, подчас, всю сознательную жизнь. В этой связи рериховедческая среда (как и любая другая среда) не особенно жалует проникновений из посторонних сред, хотя бы и родственных. Поэтому появление специалистов, глубоко знающих и понимающих Учение, в рериховедческом коллективе встречается крайне редко.

Это также происходит по той причине, что в РД неисчислимое множество рериховедов (и соответственно, публикаций и изданий по рериховедению) и лишь очень немного специалистов по Учению (и соответственно, публикаций и изданий на тематику АЙ). Здесь не будем путать специалистов Учения (каких мало) с изучающими Учение (которых довольно много). Первые пишут и издают полновесные труды на темы АЙ, вторые − лишь рассуждают в пределах одного абзаца на рериховских форумах или в соответствующих группах в социальных сетях, или, максимум, выступают на конференциях с пустыми докладами, в которых, как правило, количество цитат из АЙ превышает собственные рассуждения.

Поэтому вывод здесь будет простой. Все те, кто призывает ГМР к популяризации Живой Этики, просто не понимают, что ГМР не располагает необходимыми сотрудниками, глубоко знающими АЙ.

 

Государственный музей Рерихов − паровоз Живой Этики?

 

В среде радеющих за популяризацию Учения силами ГМР есть такая точка зрения: "Кто владеет рериховским наследием, тот и должен возглавить движение по популяризации Живой Этики". Такое утверждение, как правило, присуще людям, которые не понимают, что владение или управление материальными предметами культурного назначения как то, рериховскими архивами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства, не требует знаний Учения и духовных накоплений. Они не понимают что, чтобы подойти к Учению, нужно иметь духовные накопления из предыдущих жизней. Если их нет, то Учение останется закрытой книгой, и никакой общественный призыв или приказ свыше (по линии Министерства культуры), здесь ничего не изменит.

Вместе с тем, чтобы стать музейным работником, не нужно иметь тех духовных накоплений, которые необходимы для подхода к АЙ. Если человек никогда в прошлых жизнях не интересовался эзотерическими вопросами, то и в этой жизни ему не будет интересно Учение Живой Этики, хотя бы даже если бы он был главным хранителем святая святых Учения − тетрадей Е.И.Рерих. Чтобы стать музейным работником, нужно иметь соответствующее образование, полученное в каком-либо учебном заведении, которых много по всей стране. Но чтобы стать специалистом по АЙ, нужно свои трудом и потом искать этих знаний, т.к. этому не научит ни одно высшее учебной заведение, ни один университет, ни одна школа.

Директора государственного музея назначает Министерство культуры. В ходе своей работы директор музея получает указания из Минкультуры, которые он обязан выполнять. Если ГМР возглавит движение по популяризации Живой Этики, то он доложен будет согласовывать свои действия по популяризации Живой Этики с чиновниками Минкультуры. Как мы выяснили выше, ни Минкультуры, ни ГМР, не имеют в своих рядах специалистов по АЙ. Значит все те, кто призывает ГМР возглавить движение по популяризации Живой Этики, готовы исполнять указания чиновников Минкультуры, которые ничего не понимают в АЙ. Скорее всего, эти же неразумные крикуны, которые на каждом углу требовали, чтобы ГМР стал паровозом Живой Этики, первые обратятся в противников ГМР, когда оттуда проявится канцелярский подход к Учению.

 

Тот, кто управляет рериховским наследием, должен ли быть последователем Учения?

 

Можно услышать и такую точку зрения: "Тот, кто управляет рериховским наследием, должен быть последователем Учения" На сегодняшний момент всё рериховское наследие на территории России находится в руках государства и содержится в государственных музеях. А это значит, что им управляют музейные работники, которые назначаются Министерством культуры РФ. Критерии для приёма на такую работу совсем не знание Учения (оно не изучается в признанных ВУЗах и учебных сертификатов по АЙ не выдают), а, как правило, наличие соответствующего диплома признанного ВУЗа и практика музейной работы.

Поэтому к управлению рериховским наследием приходят люди, которые не обязаны знать Учение. Конечно, среди сотрудников рериховских музеев есть люди, которые изучают АЙ. Но они не составляют даже большинство.

Поэтому те, кто утверждают, что рериховским наследием в государственных рериховских музеях должны управлять последователи Учения, просто не понимают как устроена кадровая политика Минкультуры, и выдают желаемое за действительное. Конечно, было бы хорошо, если бы это было так. Но наша жизнь ещё очень далека от этого. Таких людей можно смело причислять к пустым прожектёрам, которые далеки от реалий сегодняшней жизни.

 

Роль рериховских музеев в Рериховском Движении

 

К сожалению, подавляющее большинство РД считает, что те организации, которые управляют рериховским наследием, те и являются фокусом Иерархии. Соответственно на эти организации и возлагается соответствующие надежды как на ведущую силу РД. Рериховское наследие поделено в России между разными музеями, но самое крупное и значительное собрание сконцентрировано теперь в ГМР. Поэтому ГМР по праву является центральным  местом, где хранится рериховское наследие. В этой связи он рассматривается подавляющим большинством РД как центральное иерархическое звено на территории России. Отсюда и возникают в РД такие требования к ГМР, чтобы он возглавил движение по популяризации Учения. Но как уже показано выше, это глубоко ошибочная позиция. Преодолеть её будет очень сложно, т.к. это связанно с изменением сознания широких рериховских масс.

Изменение это будет заключаться в том, что рериховцы перестанут воспринимать государственных музейных работников, хранящих и управляющих рериховским наследием, как авангард РД. Это произойдёт тогда, когда доступность к рериховскому наследию будет реализована для всех желающих, что обязательно произойдёт согласно статье 35 федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".[4] После того когда рериховцы поймут, что музейщики призваны хранить и сберегать культурное достояние, а не быть архатами Учения во плоти и во крови, то всё станет на свои положенные места и роль рериховских музеев заметно снизится, если говорить о тех ожиданиях и претензиях, которые предъявляются к ним сегодня.

Когда это произойдёт (но это будет ещё не скоро), то на первые позиции в РД выдвинется роль истинных подвижников Учения, которые всей своей деятельностью укажут на правильный вектор развития РД в части осмысления и применения в жизни заветов Учения Живой Этики. Так в РД возникнет самая правильная иерархия, основанная на приоритете знания Учения и личных духовных качеств.

 

Принцип Иерархии − приоритет знания и примат духа

 

Когда в РД будет преодолена сегодняшняя детская болезнь поклонения материальному наследию в виде музейных работников, то возникнут предпосылки для построения РД по иерархическому принципу, на котором построена вся вселенская иерархия: "Естественная Иерархия выливается из приоритета знания и примата духа" (Братство, п. 598). Тогда рериховцы перестанут толпиться на конференциях в душных городских музеях, а будут устраивать свои собрания ближе к природе, которая богата чистой праной, благотворно влияющей на психическую энергию человека. Современные рериховцы, устраивающие свои конференции в центре многомиллионных городов, ещё не понимают, с какой гнетущей атмосферой городского империла им приходится бороться. Да, и как им это понять, когда подавляющая масса участников этих конференций живут в тех же городах?

Но когда люди Учения услышат зов Учителя, и разойдутся из пыльных городов в природу, в малые города и деревни, тогда качество сознания людей улучшится, и они поймут истинные цели, которые стоят перед Рериховским Движением. Тогда истинными вождями РД будут не хранители материального наследия, как сегодня, а по-настоящему духовные люди, наиболее полно и основательно усвоившие Агни Йогу, и реализующие её в своей жизни, которую они посвятили Учению и работе на общее благо.

 

А.Люфт

28.09.2017

 


[1] См. Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (п.5) Русской православной церкви от 29 ноября 1994 года.

[2] См. темы и направления, с которыми борется  т.н. "Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований" при Президиуме Российской академии наук. 

Похожие материалы