От редакции сайта "Живая Этика в мире"
Данный документ публикуется в широкой печати впервые по причинам, которые становятся понятными из содержания письма. Авторы этого документа были участниками знаменитой Всесоюзной рериховской конференции, проходившей 15-16 февраля 1992 года в г. Железнодорожном Московской области. На эту конференцию съехалось 65 человек из 22 городов России. На конференции выступало много людей с критическими замечаниями по отношению к сложившемуся тогда положению дел в Рериховском Движении, главным из которых было преобразование СФР в МЦР. Все подробности читатель узнает из страниц нижеприводимого письма, набранного на старой печатной машинке (оцифрованный текст приводится ниже сканов страниц оригинала). Данный документ не датирован, но, судя по содержанию, он составлен во второй половине 1992 года. Авторы не скрывают своих имён (и даже домашних адресов с телефонами): Клещевский В.А. (г. Железнодорожный), Горбачёв Ю.А. (г. Ленинград), Рябий М.М. (г. Биробиджан), Клещевская С.А. (г. Железнодорожный), Стрельцов Ю.Е. (г. Малаховка). Несмотря на то, что после написания этих строк прошло больше двадцати лет, они актуальны как никогда.
* * *
Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
* * *
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФОНДА РЕРИХОВ В РОССИИ
Вместо эпиграфа:
I. “…Очень буду просить Вас в беседах с нуждающимися в просветлении чаще подчёркивать ту углублённую ответственность, которую принимают на себя подошедшие и узнавшие основы Живой Этики. Пренебрегающий нравственными основами не может считаться членом духовной семьи. Скажите таким сознаниям шатающимся, что своим поведением они бросают тень на всё Учение. Недопустимо такое несерьёзное отношение к самому насущному и самому основному. Подобное легкомыслие приравнивается в Учении Живой Этики к предательству. Ведь Учение сурово осуждает каждый обман, каждое лицемерие и каждое надругание над истинным чувством. Честность есть редчайшее качество, но без него немыслимо духовное продвижение.” /Е.И.Р. –письмо от 24.2. 1939 г. Р.Я.Рудзитису/
2. К вопросу о том, кто переживёт Апокалипсис? “Решающим фактором принадлежности к Новому Миру будут духовные накопления многих воплощений, а не обязательно последнего воплощения, которое в силу каких-либо кармических или иных причин может оказаться или показаться “неудачным””. /Из писем П.Ф.Беликова/
Как известно – уже в 1924 г. Рерихам пришло от Вл. Указание, на санскрите, о том, что всё, что им будет дано – должно быть непременно переправлено в Россию. С.Н.Рерих писал П.Ф.Беликову: “Как и всегда в подобных случаях для выполнения Указа должны возникнуть соответствующие благоприятные обстоятельства. Их нужно вовремя усмотреть, но до сих пор не вижу, чтобы они сложились”/Все ссылки на Павла Фёдоровича Беликова относятся до 1982 года – года его ухода с земного плана/. Ещё С.Н.Р. писал П.Ф.Б.: “Главное, хотелось бы передать всё в надёжные руки. А где они? Конечно, есть преданные друзья и работники, но их очень мало. Мало таких, кто был и знающим, ответственным сотрудником и мог бы вести дело по правильному Пути. Мало таких, кто сочетал бы реальность с внутренним устремлением служению. А без этого трудно мыслить о каком-то продвижении. Внутреннее Предстояние – это то необходимое состояние духа, когда мы стоим отрешившись от всех ненужных цепей жизни, но не отрываясь от жизни как таковой, когда лицом к лицу мы стоим перед Вратами Будущего готовые встретить Весть Благую”.
Сотрудников не было так долго, что только в 1989 г. С.Н.Р. решился на передачу наследия в руки Р.Б.Рыбакова, С.Ю.Житенёва и Л.В.Шапошниковой /причём, кандидатура Шапошниковой была рекомендована Святославу Николаевичу Рыбаковым, который в июне 1992 г. просил за это прощения у С.Н.Рериха/. При участии Р.Б.Рыбакова была написана статья, подписанная С.Н.Рерихом, “МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ!”, напечатанная в газете “Советская культура” 29 июля 1989 г., в которой были заложены основные идеи работы будущего Фонда Рерихов. Главным звучанием статьи было – скорейшее издание передаваемого наследия.
Эти трое были не единственными кандидатурами для передачи наследия, как и вариант общественного Фонда Рерихов имел альтернативу в лице Государственного музея, который скорее всего возглавил чиновник от культуры. Однако С.Н.Р. имел много десятилетний печальный опыт общения с равнодушными чиновниками и системой – косность и неповоротливость которых в духовных вопросах общеизвестны, в частности, неоднократно заявлялось, что “Агни йога слишком опасна для масс и ею надлежит заниматься только учёным”.
В деле реализации Космической Миссии семьи Рерихов у каждого из четырёх её членов – свой неповторимый Путь, на что указывал в 1980 г. П.Ф.Беликов в своей книге “РЕРИХ/ опыт духовной биографии/”.
“Четыре стража – кубок Архангела храните”/ЗОВ, апрель 23,1922/” – указание на то, что Позванных было четыре. Святослав Николаевич, человек, которому было доверено создать в искусстве истинный лик Христа, лики своей матери, отца, брата, он дольше всех из Рерихов остаётся на земном плане потому что, как нам представляется, в его миссию также входило – передать наследие Рерихов в Россию для её духовного пробуждения и преображения.
“Жизни Н.К. и Е.И., Ю.Н. и С.Н. – останутся “Тайной”, ибо они “Позванные”. В какой-то мере “Тайной” была их жизнь на этом плане и для них самих, ибо всё открывалось им в личных усилиях, в которых никогда не нарушался закон кармы. Сочетание земного пути и “Надземного” – очень сложно. У Н.К. в дневниках где-то есть фраза: “Вспомнили прошлое, знаем будущее, не знаем настоящее”. Это – ключ к пониманию всех “Позванных”, всех, кто несёт добровольно взятую и кармически предрешённую миссии на земном пути. По законам кармы они преодолевают этот земной путь точно также как и все “смертные”. Знание прошлого/в том числе и своих прошлых воплощений/ и знание открытого им “Плана Владык” не делает и не должно делать их “всемогущими магами”. В любой ситуации сегодняшнего дня они должны разбираться существующими и доступными для всех методами сегодняшнего же дня. И жить они должны в окружении сегодняшних людей, сугубо считаясь с их уровнем сознания, их кармой, их свободной волей к отношению того же Плана Владык. Да и самим “Позванным” в самых крайних случаях посылаются предупреждения – конкретные и“Указы”. Конечно, их жизнь неимоверно труднее и сложнее нашей. Безусловно – и поучительней. Но извлечь из неё правильные уроки – тоже не так просто. Не даром уже сказано:“…и блажен тот, кто не соблазнится во мне”, понимаю это в том смысл, что в любом земном воплощении обязательно есть нечто чисто “человеческое”/“сын человеческий”/, без реализации которого нет пути и для реализации Надземных задач.”/из писем П.Ф.Б./. Эту цитату мы привели для того, чтобы стало ясно – в жизни Рерихам приходилось делать выбор “как людям”, плюс их миссия космического значения: “Архат формируется на Земле, как Водитель сердец. Видит все невозможные, казалось, условия земные, но Его сердце понимает, как трансмутировать эти преграды”/из §585, СЕРДЦЕ/.
Что же касается выбора сотрудников для осуществления важнейших и узловых, этапных, поворотных моментов, то тут напряжение достигало наивысшего, и не только Свет, но и тьма старалась вовсю. По сложности и драматизму выбор сотрудников с целью передачи наследия старших Рерихов не уступает, по нашему мнению, началу их работы в НьюЙорке. Если не превосходит. Ибо утрата Рерихами Нью-Йоркского музея в общем-то не остановила создания Агни йоги, хотя и нанесла колоссальный удар по Н.К.Р. – он не смог получить Нобелевскую премию Мира, в США дело Рерихов потерпело ущерб и урон, после которого движение в этой важнейшей стране так и не сумело встать на ноги. А США и России, как известно – два крыла на планете, и теперешний силовой перекос Америки и её давление на Россию с целью её разрушения не в последнюю очередь – последствия преступления Хорша. Хотя также известно, что равновесие мира держится нашей многострадальной Россией, отсюда вытекает – если бы при жизни С.Н.Р. наследие старших Рерихов не пришло к нам, то судьба планеты была бы печальна. В свете этого и надо рассматривать выбор С.Н.Р., который он был вынужден сделать в 1989 г. – отдавать наследие практически некому, а времени раздумывать уже нет.
И здесь мы сталкиваемся с проблемой “ошибок Архатов”. Снова приведём ответ П.Ф.Б. по данному вопросу: “Гениально ошибался” и Достоевский. Точно такое же положение с Н.К. О нём можно сказать и говорится, что он “ошибался” в людях /взять хотя бы того же Хорша/. Но можно /и должно/ рассмотреть этот вопрос с другой стороны, а именно: может быть, гораздо больше люди ошибались в самих себе? И Достоевский и Н.К. умели рассмотреть “главное” в человеке лучше, чем сам этот человек. Мало того, для них “главное” было ни чем-то раз и навсегда застывшим и неподвижным, а живая человеческая душа, в которой всегда имеются искры божественного света. На выявление этого света и “делали ставку” Достоевский и Н.К. и многие другие “духовидцы”. И вот этот “верный козырь”/добавлю, что даже единственный/ бесшабашные и вероломные “игроки”, собственноручно выбрасывали из своей колоды. Каждая жизнь – в какой-то мере – игра! А игру можно проиграть и при хороших картах, можно и неважных – выиграть!
Достоевский, конечно, предвидел наилучшую раскладку карт, но только от “игроков” зависело – как они своими картами распорядятся. Если мы обратимся сами к себе, то, положа руку на сердце, должны будем признаться, что далеко не всегда делали “верный ход”, хотя и знали с чего следует ходить, ибо верный ход был нам подсказан. Следует ли из этого, что виноват “подсказчик”?”
Лето 1989 г. было крайне тяжёлым лично для С.Н.Р. – он перенёс тяжёлую операцию. Летом 1989 г. в СССР начался открытый процесс национального размежевания, санкционированный сверху – все помнят I-й Съезд Народных депутатов СССР, когда “левые” и “демократические” силы буквально начали взрывать нашу державу. Началось “Страстное время”. И, естественно, С.Н.Р. знал об этом. И не случайно летом 1989 г. Р.Б.Рыбаков обратился к нему с предложением создать Советский Фонд Рерихов /СФР/ во главе с Л.В.Шапошниковой.
Осенью 1989 г., 2 октября, в Москве состоялась конференция тех рериховских сил, которые были приглашены, на которой Л.В.Шапошникова уверенно захватила лидерство в вопросе о СФР, отведя всех конкурентов – решительно и даже сверх этого. Как известно, на этой конференции присутствовала супруга тогдашнего Генерального Секретаря ЦК КПСС – Раиса Максимовна Горбачёва /как оказалось, лично увлекавшаяся Агни йогой/. Именно поддержка последней была решающей в вопросе переориентации С.Н.Р. с Государственного музея на общественный Советский Фонд Рерихов. Р.М.Горбачёва поддерживала в этом вопросе лично Л.В.Шапошникову, что явилось решающим аргументом – уже 4 ноября Н.И.Рыжков, Председатель Совета Министров СССР подписывает, наконец, Указ о создании в Москве Советского Фонда Рерихов, и приехавший в эти же примерно числа Святослав Николаевич даёт письменные рекомендации для будущего Фонда.
“Страстное время” же идёт своим чередом – в эту очень-зиму буквально взорвались стены Социалистического лагеря, и в Европе у нас почти не осталось союзников…
Стоит кратко окунуться в историю – в марте 1985 г. является лидер “перестройки” – на самом деле – лидер “Страстного времени”. В апреле 1986 г. взрывается Чернобыль. Эта атомная веха “перестройки” начертана силами тьмы. Весной 1987 г. впервые Святослав Николаевич выходит непосредственно на лидера – М.С.Горбачёва, и вместо 40 мин. получает беседу в течение5 часов /влияние супруги, поклонницы Учения/ - Силы Света используют каждую возможностьдля проведения своих решений. “Страстное время” же идёт своим чередом – осенью появляестся ещё один лидер – Б.Н.Ельцин, которого Запад планировал привести к власти к 70-летию Советской власти, но 4 года он был вынужден быть в “оппозиции”. Попутно – как все помнят – шли взрывы то подводных лодок с ядерными боезарядами, то столкновение судов, то ещё какие-то катастрофы, “случайность” которых становилась системой – силы зла осуществляли свой план “устрашения” России. В 1988 г. к С.Н.Р. в Бангалор приезжал сам Н.И.Рыжков, ведший с ним переговоры о создании Музея Рерихов, но дальше переговоров дело не шло… В это же время происходила 19-я Партконференция, на которой мы увидели, что идея коммунизма претерпевает деформацию и КПСС взрывается изнутри её же “лидерами”…
Но ещё в 1955 году /ПИСЬМО от 18.02.55/ Елена Ивановна Рерих писала:“СОБЫТИЯ СЛОЖАТСЯ НЕОЖИДАННО, не так как мы ожидаем, но как всегда на пользу лучшей Страны. СТРАСТНОЕ ВРЕМЯ пронесётся очищающим вихрем.
Трудность в том, что многие не понимают причину и смысл совершаемого на всей планете. Новые сознания должны полюбить волну нового строительства. Новое строительство должно раскрепостить мышление, отсюда произойдут благие перемены. Накопившаяся злоба в мире разрешится потрясениями. Но не опасайтесь!
Щит Света над новыми сознаниями, отказавшимися от злобы, зависти и понявшими, куда устремляется поток Эволюции. Распространение зла будет остановлено. Космическая Справедливость приведёт в действие новые рычаги, и новая карма начнёт утверждаться.
Мировой войны не будет, лишь некоторые столкновения.
1. C 1949 года земля вошла в Новую Эру. Кончился Армагеддон, мы Вошли в Четвёртое измерение.
2. Совершится огненное очищение через возмущение стихий – конец указан.
3. Катастрофы не избежать. Но размеры и последствия её зависят от соединённой энергии людей.
4. Движение за мир было организовано из Шамбалы. И эмблема голубя миря была вынесена оттуда.
5. Срок собирания людей Новой Страны настал. “Новая Страна” – Россия Азиатская.
6. Знамя Мира – Знамя Шамбалы будет поднято над Россией Азиатской.
7. Агни йога дана на русском языке для нового народа как практическое учение подготовки прежде всего русского народа к новой Эпохе – Эпоха Четырёхмерного мира. Агни йога должна быть применена в жизни, введена в практику жизни через соответствующие каналы науки, искусства, труда, красоты, как средство открытия органа духа в человеке, ибо только духом можно встретить Пришествие Духа. Дух Огонь есть, и всё, что не пройдёт огненного преображения, будет спалено огнём. Дух можно встретить только преображённым, а методы и средства преображения даст Агни йога – Живая Этика. Урусвати провела через себя эти новые энергии на землю.
… Дети Мои, переворачиваю новую чудесную страницу вашей жизни земной. Будьте созвучны моменту. Яро звучите на волну устремлённого на вас Света. Не всегда плодоносны встречные волны. Потому не упустите возможности. Неповторима она. Близких моих принимая, мне открываете доступ свободный к вашим сердцам. От сердца к сердцу до Великого Сердца – по всей Лестнице Света. Кто близких Моих принимает – принимает меня и Владыку.
… Утверждаю явление Нового Мира, но не в мерах людских. Утверждаю Великий Приход. Преображение Земли. Утверждаю и преображение сердец человеческих. Надо понять единение, как путь явления Новой Земли и Нового Неба. Единение в Свете и будет основанием Нового Мира.
Созидание, но не разрушение – его ключ и строительство жизни. На построение вызваны все, но строить – откликнувшиеся.
Великий отбор – по зову и отклик. Слепые и глухие – во тьме и останутся, но зазвучат не уснувшие сердцем. Великое разделение и великий отбор – ПОСЛЕДНИЙ…”
По накалу и эзотеризму этого письма мы можем судить о тех документах, которые третий год лежат в Фонде, принявшем вместо набатного “Медлить нельзя!” “доктрину Л.В.Шапошниковой” “не надо спешить!”
Что касается Срока Апокалипсиса, то у Е.И.Р. есть ещё строки, в которых она говорит, что ВСЁ СЛУЧИТСЯ ДО КОНЦА XX-го ВЕКА, т.е.мы фактически живём в преддверии этого События. Она же пишет, что Россия будет сохранена и все, кто с нами, отсюда страшная карма тех, кто поднял рукуна Ивана Стотысячного – по законам Эволюции они уходят с земного плана в небытиё, в Космическую Переработку.
Святослав Николаевич, принявший кандидатуру Л.В.Шапошниковой по рекомендации приехавшего к нему Р.Б.Рыбакова, учитывал её энергию, огромные связи, колоссальную пробивную способность, и, видимо, также надеялся на “искру божественного света” в ней, судя по её знаниям Гималаев, Тибета, Индии.
6 мая 1990 г. наследие старших Рерихов специальным транспортным самолётом прибыло в Москву из Индии.
О том, как происходила передача наследия Рерихов в Бангалоре в руки Л.В.Шапошниковой было сообщено на Всесоюзной Рериховской конференции, состоявшейся 15-16 февраля 1992 г. в городе Железнодорожный Московской области, на которой 65 человек представляли 22 города страны. Михаил Лунёв из Владивостока зачитал письмо Николая Титоренко, который лично знаком со Святославом Николаевичем Рерихом и часто бывает в Бангалоре: “…Адити /директор школы им. Шри Ауробиндо, которую поддерживает в финансирует С.Н.Р./ была очень расстроена тем, что наследие Рерихов вывозилось в Москву Шапошниковой, т.к. Св.Ник. планировал создать Русский центр в Бангалоре. По проекту Рериха в этом центре можно было бы глубоко изучать русское наследие – музыку, культуру, искусство, танцы. Планировалось приглашать преподавателей из России. Но этому проекту не суждено воплотиться в жизнь прежде всего потому, что Св. Ник. отказался от этой идеи, не без давления на него со стороны различных эмиссаров от наших консульств в Индии и культурных обществ в СССР, включая Шапошникову. Эти люди словно вороны стали слетаться в Бангалор, чувствуя, что после операции он долго не проживёт! И наследие Рерихов станет для них недосягаемым. Было очень неприятно видеть такие визиты, потому что они преследовали одну цель – добиться передачи всего в Москву. Этот великий человек видел эту мышиную возню вокруг себя, я думаю, что он не переставал удивляться человеческой хитрости и страсти любой ценой получить наследие.
По словам Адити особенно приспела в бесцеремонности Шапошникова, своим поведением она оскорбила всех. Св.Ник. дал добро на то, чтобы в Союз были перевезены вещи, наследие, но только те, которые он сочтёт нужным. Для этого Шапошниковой и её прибывшей команде был дан доступ к наследию, находившемуся недалеко от Бангалора в поместье Рерихов, чтобы они провели инвентаризацию и опись всего наследия, чтобы затем Св.Ник. мог часть наследия передать в Русский Фонд Рерихов в Москве.
Но по словам той же Адити, работа Шапошниковой была больше похожа на обыск у Рериха. Всё без учёта складывалось в ящики, бесконтрольно. Опись производилась без Рериха и ему только давали вслепую бумаги, которые он подписывал. Некоторые личные вещи, например, его матери, он не собирался передавать, а хотел иметь у себя на память -были похищены.
Когда Адити обратилась к Св.Ник., чтобы не дать Шапошниковой вывезти награбленное, то он сказал, что пусть всё забирают и вместе со всем они понесут и большую ответственность за всё – всё будет лежать на их совести.
В моих беседах со Св.Ник., он часто делал акцент на том, чтобы переданное наследие “работало” в России, чтобы оно было доступно людям…”
К сожалению, тотчас по привозу наследия Рерихов в Москву самая ценная часть рукописей была доставлена на квартиру Л.В.Шапошниковой /из документов Ревизионной Комиссии СФР – в дальнейшем РК СФР/, опись рукописного наследия до сих пор не составлена, прах Н.К.Р. и Е.И.Р., до сих пор не захоронен, а хранится в Фонде, а готовые к публикации работы не издаются.
На конференции в г. Железнодорожном Юрий Горбачёв из Ленинграда, неоднократно встречавшийся с самим С.Н.Р., бывший учеником Павла Фёдоровича Беликова, ознакомил присутствующих со следующей информацией: “Пользуясь архивами П.Ф.Беликова, а также информацией Л.В.Шапошниковой из газет, что “наследие старших Рерихов мы привезли полностью” можно считать, что готово к публикации следующее: Н.К.Р. создал около 700 очерков, часть которых уже издана, а не изданные уже готовы к печати, книга Н.К.Р. в трёх томах “Моя жизнь”, далееогромная переписка Елены Ивановны – все её копии писем сделаны на машинке, письма Николая Константиновича от руки написанные / т.е. их следует лишь перепечатать на машинке/, кроме того – наиболее сокровенная часть наследия – 350 тетрадей Елены Ивановны Рерих. Из них – 200 тетрадей – рабочие записи Е.И.Р. – это записи, прежде всего, различных экспериментов, духовного опыта, происходившего во время контактов с Учителями, тут же различная информация, которая давалась уже лично Е.И.Р., которая, естественно, должна быть обработана с огромной осторожностью специалистами, т.к. это вещи глубоко сокровенные. Ещё 150 тетрадей – это тексты ещё неизвестных человечеству книг Учения Живой Этики”.
В выступлении Председателя РК СФР А.А. Юферовой было указано, что “в СФР создалась несовместимость с н р а в с т в е н н ы м и нормами, необходимыми для работы – обстановка грубого командования, недоверия, страха, распространявшаяся за пределы СФР атмосфера слухов и мистификаций. От участия в общественной работе СФР отошли ранее пришедшие видные авторитетные представители нашей гуманитарной науки, изобразительного искусства”. Ещё в 1990 г. был буквально изгнан С.Ю. Житенёв, сам Р.Б.Рыбаков “уволился по собственному желанию” после того, когда вернувшись из отпуска увидел опустошение в рядах своих сотрудников – все 9 программ, которые он возглавлял, были устранены Л.В.Шапошниковой и В.Я.Лакшиным. Главное, что при этом был разрушен прекрасный замысел, обговоренный ещё с самим С.Н.Р. – записать нанаследие налазерные дискеты, с тем, чтобы им можно было пользоваться без его капитальной разборки /стоимость всего 400 тыс. руб. в ценах 1990 г./, а сейчас приобрести такую установку нереально.
Спонсоры дали СФР более 2 млн. руб., а ремонт “дома Лопухиных” уже тогда оценивался в 8-10 млн. руб., в феврале до 640 млн. руб. 15 мая 1991 г. РК СФР приняло своё Постановление, где перечислялись огромные недочёты, прямые ошибки и нарушения как этики, так и закона и делался вывод: от работы предлагается отстранить Председателя Бюро Правления СФР – В.Я.Лакшина и зам.преда Л.В.Шапошникову. А 27 июня 1991 г. состоялось “заседание” всего лишь 3 членов Бюро Правления из СФР и “группы поддержки” числом около 20 человек во главе с Бориной из Новосибирска, и без кворума и соблюдения всех законных в данном случае полагавшихся порядков – была ликвидирована неугодная РК СФР /интересно, что именно 27 июня 91 г. был день Лунного затмения – как всегда полезное для тёмных сил ослабление действия психической энергии/.
Ранее, 1-3 марта 1991 г. в СФР была устроена “встреча”, на которой Л.В.Шапошникова уже была представлена единственным человеком “рукоположенным” якобы Иерархией. “Прямым продолжением мартовского фарса стала акция ликвидации СФР, уничтожения его законно избранных общественных структур – Бюро, Правления, Рев. комиссии /20.09.91/ ”, и тогда произошло знаменитое “преобразование СФР в МЦР”, незаконность которого была ошеломляюще прикрыта в Министерстве Юстиции РСФСР, ибо без согласия С.Н.Рериха н и к т о не мог производить подобной акции, дело в том, что с созданием “Международного Центра” наследие вышло из под какой-либо юрисдикции советской, а ныне – российской общественности и над ним постоянно нависает домокловым мечом непредсказуемость его будущего, равно как полная бесконтрольность настоящего – к наследию Л.В.Шапошникова не допускает никого.
В своё время, в январе 1991 г., Л.В.Шапошникова сказала одному из авторов следующее: “С.Н. говорил, что Центр Рериха – это канал сужденный и никто не может уйти отсюда, не навредив себе”/ пророческие слова/.
На конференции была заслушана и позиция работников “МЦР”, в частности с большим выступлением представлена была Н.А.Тоотс. Из её выступления вырисовывалось, что “нам в голову не пришло, что требуется согласие С.Н”/из стенограммы Конференции/, зато в создании нового устава “МЦР” участвовали юристы ЮНЕСКО. А в газете “Советская Россия” от 29.01.92 на стр. 2, была заметка “Возвращение на Родину”, где было прямо сказано: “Прошла презентация МЦР… Такова воля одного из крупнейших художников современности – Святослава Рериха…”
В апреле 1992 г. в Министерстве Юстиции РФ было выяснено, что документы, всё же, были зарегистрированы незаконно, в обход существующих положений и что “МЦР ни в коей мере не может являться правопреемником СФР”. Примечательно, что на Мин.Юст. оказали давление из ООН сам зам. мин. Ин. дел СССР, Пост. Представитель СССР при ООН передал следующее: “Настоящим имею честь сообщить, что деятельность МЦР, являющегося правопреемником СФР, признана Департаментом общественной информации ООН Международной по своему характеру и соответствующей Уставу ООН. Департаментом приняты соответствующие документы Центра для его регистрации в качестве неправительственной организации, ассоциированной при ООН. Пост. предс. СССР при ООН высоко оценивает международную деятельность московского центра по развитию рериховского движения в зарубежных странах. Широко признана его координирующая роль в реализации совместных программ и проектов по более глубокому ознакомлению мировой общественности с гуманистическими идеями Рерихов, их жизнью и работой на благо мира и процветание всех народов”/I9.II I99I г., Нью-Йорк/. Работники Мин Юста признав свою ошибку … порекомендовали нам “подать на них за это в суд”.
Михаил Лунёв на Конференции в заключение сказал: “…Мы как-то мягко затрагивали тему, что же всё-таки произошло с Фондом? По понятным соображениям мы старались обходить тему Фонда. Я первое время хорошо относился к Шапошниковой, т.к. она меня буквально обворожила. Хорошо о ней думал. Но всех судят по делам. Я считаю, что это самое натуральное предательство, причём предательство планетарного масштаба. И те, кто волей или неволей помогает ей и отстаивают интересы Шапошниковой – они себе тягчайшую карму слагают, уже не говоря, что они помогают сатанинским силам уничтожить планету, и нас, и самих себя. То, что за этим стоит – сам сатана – можно только чувствовать сердцем! Сейчас я вижу, что мы все, не только я, встретились с гораздо большей силой, за “Фондом”стоят силы тёмные, с которыми вообще мы не сталкивались никто ещё… Нам надо настраиваться на это.”
На конференции 15-16 февраля впервые рериховская общественность услышала конструктивную критику в адрес работы Фонда, хотя не удалась главная мысль – попытаться объединить в позитивном ключе все поколения рериховцев. Представитель Фонда Н.А.Тоотс записала всю почти конференцию на диктофон и видимо, что многое было принято к сведению, т.к. Шапошникова Л.В. начала маневрировать – для начала в Ленинград были возвращены незаконно удерживаемые деньги на ремонт музея Рерихов на Мойке – 100 тыс. руб. /на конференции Ю.А.Горбачёв подчеркнул, что они выделены Мин. культуры СССР давно, когда нас ещё не коснулась внешняя инфляция/, но к марту 1992 г. они, конечно, уже многократно обесценились.
Далее, 14-15 марта в г. Томске состоялась большая Сибирская конференция рериховцев, на которой переломным моментом прозвучало выступление РК СФР, что дало возможность сменить ведущих заседание и создать общественную рериховскую ассоциацию “Россия Азиатская” /“РА”/, что явилось хорошим, светлым знаком. Ассоциация была зарегистрирована 24 марта 1992 г. – в День Прихода Вл. М. к Рерихам.
В апреле состоялся 6-й съезд депутатов РСФСР, на который уже пришло более 70 писем и телеграмм с просьбой разобраться с ситуацией, возникшей в “МЦР”.
Наконец, 14-16 апреля в Москве состоялась весьма представительная Международная рериховская конференция, проводимая под эгидой Международной ассоциации “Мир через культуру” и Московской рериховской организации, посвящённая Святославу Николаевичу Рериху. На конференцию были приглашены все ведущие деятели мирового движения, но Л.В.Шапошникова демонстративно не явилась на встречу, хотя её просили выступить с докладом. Зато параллельно с конференцией она внезапно открыла выставку картин прямо во флигеле “МЦР”, чем заметно помешала работе конференции в последний день, ибо люди разрывались между заседаниями и посещением выставки. Это вынудило организаторов сделать по данному поводу соответственное заявление.
На конференции выступал посол Индии, заявивший в дипломатичных выражениях, что его правительство недовольно отсутствием позитивной работы с наследием Рерихов, которое народ Индии полагает не только русским, но и индийским достоянием.
Слова вместо эпиграфа: “Действительно, трудно понять, зачем люди, служа одной цели, умаляют друг друга. Чувствовазнание, хотя бы в малой мере, должно было бы развиваться. Но умаление взаимное представляет один из самых постыдных грехов. Не знаю лучшего определения, нежели грех, так разрушительна работа по взаимному уничтожению. Можно объяснить это некоторым видом одержания, но стыдно людям, прикоснувшимся к познанию, поддаваться такому низкому состоянию. Пусть умаляющие и разрушающие подумают над своим сознанием. Они далеки от огней сердца”/МИР ОГНЕННЫЙ, ч.I, § 415/
Надо заметить, что приведение данного параграфа – вовсе не дань риторике. Грех взаимоосуждения лежит практически на всех так называемых “рериховцах”, а хорошо заниматься своим делом. Каждое хорошо сделанное дело само по себе относится к “рериховскому”.
Не менее важным представляется нам сразу сказать, что преследуемая нами цель – вовсе не “сокрушение авторитетов”, а именно попытка найти хотя бы малую толику возможности для взаимодействия со всеми, кто окунулся в общее дело, кто мыслит категориями России как Страны Новой, кто понимает, что только овладение нами психической энергией и соединение её воедино– спасёт нас.
Снова из писем П.Ф.Б.: “В идеологической борьбе не должно быть победителей и побеждённых. Должны быть только победители. Враг, ставший по убеждениям союзником – вдвойне союзник. Враг, поставленный на колени – вдвойне враг. К сожалению, т.к. “группы” принесли столько вреда, что о каких-то “союзниках” говорить сейчас не приходится, хорошо, если хватит ума и терпения у “победителя” не праздновать свою “победу”, о которой, по существу, также далеко, как от Земли до Неба”. И он же: “Самое главное сейчас – налаживание обычных хороших отношений между людьми “н а р а в н ы х”, а не на приоритете “учительства”.
Прошло 10 лет с момента ухода П.Ф.Б., а его советы всё так же актуальны и свежи. Единственное, что с тех пор изменилось – Агни йога вышла из подполья, где ею занимались люди по убеждению /но также плохо находившие общий язык/, а сейчас – ею занялись ещё в дополнение к убеждённым новичкам – многочисленные конъюнктурщики.
Особенно печалит не схождение взглядов на самое главное – нужна ли Россия или уже нужен “весь мир”? Чисто “ойкуменистическое настроение”, охватившее нашу былую православную церковь, к сожалению, переносится в виде “прогрессивных идей” многими ветеранами, средним поколением движения и новичками, стремительно вошедшими в “Мир Агни” /видимо, благодаря не только хорошим прошлым накоплениям, но и созревшей конъюнктурой?/ речь идёт о том, что битва-де “идёт только в духе и трёх мирах одновременно”, но не за Россию, которая вовсе не нужна. “Нужна только Шестая Раса”, и если на планете после катастрофы останется хоть пара людей, то этого будет достаточно для её возрождения. Бороться же за Россию бессмысленно, ибо это “борьба в мире следствий”. Удобная позиция, но слишком схожая с той, которую упорно демонстрируют силы зла: Россия должна погибнуть!
Из ветеранов только В.М.Сидоров, автор “Семи дней в Гималаях” и последующих книг данной серии, как-то сочетает “экуменизм” своих убеждений и дел /выраженных, в частности, в направленности руководимой им ассоциации “Мир через культуру”/ с ярко выраженным патриотизмом, что делает его привлекательным.
Таким образом пока мы видим в России /СССР/ распадение движения на множество ручейков со своими “учителями” и “водителями”, хотя из всех них – только Л.В.Шапошникова претендует на верховодство. С.Н.Р. дал ей возможность выявить всё лучшее в себе– дав возможность перевести наследие старших Рерихов/сроки пришли!/, но никак не рукопологал на руководство движением.
Но она решительно взялась и за “руководство движением”, т.к. в первую очередь обрушилась именно на ветеранов, умаляя их, подминая под себя всё, что можно и чего нельзя – одновременно, втягивая в эту борьбу гос. аппарат, в частности, этой зимой обрушила на С.Ю. Житенёва самых высших наших чиновников, на Музей искусств народов Востока – так же чиновников высокого ранга, чтоб забрать в свои руки рериховские полотна, которые С.Н.Р. давно уже даровал Музею, всё в свои руки. А позицию тех, кто принимает её за лидера, видимо, прекрасно выразил Г.М.Печников, сказавший сразу по назначению его Президентом “МЦР”: “Шапошникова – наша Гуру, наша Махатма”, выразив готовность сотрудничать с нею на любых условиях /из стенограммы собрания “по образованию СФР в МЦР” – от 20.09.91 г./
Особенно показательна последняя часть драмы, когда Л.В.Шапошникова, побывав в Индии, привезла оттуда пачку “документов”, вроде бы подписанных самим С.Н., но на деле по духу и стилю никак не могущих ему принадлежать…
Тайна раскрывается с двух сторон – и из очередного письма Н. Титоренко из Бангалора от 14 мая сего года и в сообщениях тех, кто был в Индии и у С.Н.Р. примерно в те же сроки, что и Л.В.Шапошникова - Р.Б.Рыбаков, В.М.Сидоров и Л.В.Митрохин, из чьих уст вышло определение “подлог века”.
Сначала письмо Николая Титоренко, 14.05.92 г.:
“… Теперь я расскажу о впечатлении со встречи со Святославом Николаевичем и его окружающими людьми. Озабоченность людей в обществах рериховцев в России о том, что Рерих живёт в плохих условиях и за ним плохо ухаживают – не имеет под собой основания. Он живёт в номере гостиницы “Ашок” – высшего класса, за ним и его женой Дэвикой Рани ухаживают 24 часа в сутки, к ним приставлена прислуга, секретарь, медперсонал. Рерих встаёт рано – между 6-7 часами, в районе 8 часов завтракает, его кормят кашей и яйцом всмятку. Делают массаж тела и всячески ухаживают, т.к. он сам не в состоянии. С 10 до 12 он снова отдыхает, затем обед. Послеобеденный сон и после в 20 часом ужин. Св. Ник. Выглядит похудевшим, он сам не в состоянии передвигаться. Периодически находится в полузабытьи. Разговаривать с ним конкретно, на данную тему невозможно, т.к. он не может понять тему разговора, видимо, это старческие последствия работы мозга. Я ему описал обстановку в России, а также в рериховском движении. Он сказал, что пусть всё течёт своим ходом, ничего нельзя торопить. Также он сказал, что “Агни йога” скоро скажет своё слово и вы это увидите. Периодически у Св.Ник. бывают проблески сознания, но в большой степени он находится в забытьи. Мне не представилось возможным с Рерихом говорить о Шапошниковой, т.к. он не мог ничего понять. Я не знаю, доживём ли мы до его возраста и если да, то как мы будем воспринимать мир? Насчёт Шапошниковой я разговаривал с Адити, она рассказала, что Шва приезжала около месяца назад с двумя кинооператорами, на протяжении нескольких дней они понемногу снимали Рериха и по мере возможности беседовали с ним. Адити отказалась что-либо говорить перед камерой, хотя Ш-ва её очень просила. Адити раньше имела разговор с Рерихом о наследии, но Рерих постоянно не хотел поддерживать эту тему. По его словам тёмные силы всегда есть и в данном случае также. … Есть хорошая новость, в Бангалоре создаётся 15 июня Международный центр им.Рериха. Я видел приглашения для иностранных гостей. На севере – на базе поместья в Кулу,будет создан другой центр, тоже международный. Сейчас точно не известно, чем будет заниматься этот центр, но видимо пропагандировать учение Рерихов. Здесь есть некоторые картины Н.К. и С.Н., а также рукописи Е.И. … Рерих и сейчас выглядит красивым и обаятельным, в нём какаято чувствуется силища. Глаза необыкновенно проникновенные, ясные. Я всегда с ним трогательно прощаюсь и не могу уйти, порой снова сажусь и мы смотрим друг на друга. Благо меня никто не торопит и не гонит, т.к. я прекрасно знаю всех в окружении Рерихов. Я сделал более 10 снимков Св.Николаевича, и тебе обязательно вышлю из Владивостока, когда приеду…”
Теперь можно приступить к анализу.
Что же это за “документы”? Известно, что почти все они были разосланы торжествующим “победителем в идеологической борьбе” по городам и вестям, в качестве “документального подтверждения своей правоты” против С.Ю.Житенёва и против В.М.Сидорова, но главное – про себя – что именно она “рукоположена”, что у неё есть “специальное право поверенного” “на цитирование, издание, комментирование” и на доходы /думается, тут главное/, также – что имеет право ставить свою подпись вместо подписи самого С.Н., ей “доверено” – и вести переговоры, и быть истцом, подписываться за С.Н. и совершать все действия, связанные с этой миссией – это касается наследия брата Юрия Николаевича… Проще говоря – Людмила Васильевна хочет владеть не только “МЦР”, но и всем, что в Музее искусств Народов Востока, а также – на квартире Ю.Н.Р. Надо заметить, что “С.Н. предлагали опротестовать создавшуюся обстановку в квартире Ю.Н. юридическим путём. Юридический предлог имеется, т.к. в оформлении были допущены неточности. Но это было связано с подачей в суд, а судиться без крайней необходимости со своей прислугой С.Н. просто воздерживается…” – из писем П.Ф.Б. Т.е. сам С.Н.Р. никогда не позволял себе опускаться до суда со своей бывшей прислугой Ираидой Богдановой и её “поверенным” Васильчиком, но внезапно доверил как самому себе эту миссию Шапошниковой?
Ну что же? “Чем больше храм – тем больше юродивых возле него” снова обратимся к письмам П.Ф.Б, он же советует “против тёмных доброжелательное равнодушие, панцирь безбоязненности и добротворчества”. Что касается нашего письма, то “ошибки в дерзаниях – исправимы, истины же в бездействии губительны”.
Очевидно, что “документы” создавались в глубокой тайне, ясно, что без чьей-то поддержки Шапошниковой невозможно было бы их получить ибо по духу и смыслу они далеко не рериховские. Ибо С.Н.Р. н и к о г д а н и к о г о н е о с у ж д а л, ни в одном из его писем нет ни слова осуждения, он обходил молчанием тех, кто не вписывался в его нравственные ориентиры. Помочь в оформлении этих “документов” ей помогла секретарша Мэри Дж. Пунача. Собственно, если уже ситуация с “преобразованием СФР в МЦР” была чудовищной, то нынешние письма “не с чем сопоставить. (?) тут преступается слишком большое, карма Святого Имени, берётся смелость взять на себя “последнее слово” от имени тех, кто стали вслед за Еленой Петровной Блаватской Провозвестниками Новой Эпохи. Сказать Словами П.Ф.Б.: “Но не будем пессимистами. Там, где Свет не успевает рассеять тьму – там “гидра пожирает гидру”. Приходит в действие “тактика Адверза”и, доводя какие-то явления до полного абсурда, изживает их”.
Почему“Свет не успевает?”
И потому что мало кому известно, что именно происходит вокруг наследия Рерихов, и потому, что многие в движении удобно самоустранились от проблемы: кто-то запуган, кто-то прикрылся самооправданием-мифом о “проведении более длинной линии”, чем наследие Рерихов, кто словами, что “у РК СФР чисто кармическая встреча из прошлой жизни с Шапошниковой/?/”, кто в силу непонимания, кто в силу нежелания вдуматься, хотя многие коснувшиеся “МЦР” инстинктивно чувствуют, что тут неладно, особенно в последнее время, когда “все дела “МЦР” стали нацелены на восхваление Шапошниковой” – и отходят от “МЦР”.
Но главное сохраняет силу – наследие не публикуется.
И всё же видна “тактика Адверза” – сама Л.В.Шапошникова “идёт навстречу судьбе”, чутко реагируя на критику рериховской общественности, прозвучавшей на конференции 15-16 февраля 92 г.
Как рассказывали побывавшие в эти дни в Индии – С.Н.Р. так плох, что в себя не приходит временами, усилием воли временами заставляет себя как-то общаться, прочесть уже ничего не может, а если ему предлагают что-либо подписать, то он спрашивает, целиком полагаясь н а с о в е с т ь предлагающего документ: “ЭТО МОЖНО ПОДПИСАТЬ?”
Поясняющим дополнением к этой информации служит перепечатка статьи из индийской прессы, где повествуется об имущественном споре в Бангалоре/соответствующие заметки появляются в нашей прессе, прежде всего в “Советской России” от 7 июля, стр. 3 “Претендуют на имение”/, где выявляется, что в это вовлечены ключевые фигуры из окружения С.Н.Р. и фактически заложником которых он стал. Приведём отрывок из газеты “Хинду”, Мадрас, четверг, IIиюня 1992 г.:
“…Главный секретарь штата г-н Истар заявил на пресс-конференции журналистам, что получено 2 пакета писем: от доктора С.Н.Рериха и госпожи Д.Рани Рерих, которые полностью противоречат друг другу. Правительство не убеждено, что подписи Рерихов являются подлинными. Покрытое мраком всевозможных подозрений рериховское дело приняло новый оборот сегодня, когда г-н Дэв Дас, утверждающий, что имеет все полномочия доверенного лица г-жи Д.Рани Рерих, заявил, что супруги Рерихи практически являются заключёнными в отеле “Ашок” их слугами, и до тех пор пока власти не примут шагов, обеспечивающих их освобождение от цепей этих людей, правда о подлинном состоянии имущества Рерихов не будет ясной”.
Одновременно в Индии развернулись сразу два Рериховских треста /центра/, почётным членом одного из них стал сам Б.Н.Ельцин, на имя которого привезена бумага от якобы С.Н. с просьбой о поддержке “МЦР”, а “МЦР” в свою очередь стал одним из соучредителей треста. Похоже, что круг замыкается. Ответ возможен, если выяснить характер и цели усилий Л.В.Шапошниковой и секретарши С.Н. Мэри Дж. Пунача, про которую сказали прибывшие из Индии наши представители: “за Мэри стоят большие силы в Индии, за которыми – ещё большие”…
Итак, Шапошникова привезла “пакет документов”, удостоверяющих, что с фактом “совести” она также столкнулась, хотя и определяет его по своему. Но т а к о г о, кажется, ещё не было.
Определённая польза в “феномене Л.В.Шапошниковой” в том разве, что он как кривое зеркало показывает недостатки движения: поклонение лже-авторитетам, бездумность, неразличение ликов, бездуховность, непонимание Основ Учения, принятие на веру “указа” Шапошниковой о запрете издания рериховской литературы “без её согласия”. На конференции 15-16.02.92 г. просили не упоминать трёх имён тех, кто уже пострадал таким образом от “эмиссаров Людмилы Васильевны” и не хотел бы, чтобы снова включались механизмы торможения и вреда, если “она” узнает об их новых работах в этой области. Но – это уже ПРЯМОЕ СОДЕЙСТВИЕ ТЬМЕ! Ибо ничего важнее доведения до людей книг Учения нет.
Снова вместо эпиграфа:
“…Можно улыбаться, видя ужас людей, мнящих себя знатоками оккультизма. Легко писать трактаты, но бледнеть при слове о борьбе. Так далеки от деятельности многие, кто так важно и напыщенно говорит о своём посвящении. Как призвать их, чтобы они полюбили битву за добро! Нет слов, которые превратили бы труса в храбреца. Только опасность может толкнуть устремиться к действию. Именно трус должен встретиться с опасностью. Люди часто умоляют уберечь их от опасности, но для их роста необходимы опасности…”/из § 61, НАДЗЕМНОЕ/
Эти строки специально для всех, кто оправдывает своё невмешательство в дела Фонда “проведением более длинных линий”.
“Документы” из серии:
Два “Специальных права поверенного” – якобы Л.В.Шапошниковой дана доверенность в том, что она “замещает С.Н.Р. в вопросах собственности, которой владел его брат Ю.Н., “в связи с вышесказанным я доверяю госпоже Людмиле Шапошниковой вести переговоры от моего имени, быть истцом и защитником в суде, подписываться за меня и совершать все действия, связанные с выполнением этой миссии”.
Второе “право поверенного” – тут надо отметить скромность Людмилы Васильевны, она сей документ изготовила всё же для всего “МЦР” “назначаю Совет МЦР в Москве в Российской Федерации, быть моим действительным и законным поверенным в осуществлении авторского права на издания, переиздания, комментирование, и цитирование любыми другими способами наследия семьи Рерихов, включая символы рериховского движения, письма и др. архивные материалы, все доходы от издания, переиздания и другого общественного пользования культурного, художественного, философского и научного наследия семьи Рерихов, реализуемых МЦР, должны идти в пользу МЦР. Организации и граждане, которые хотят издавать, переиздавать или другими способами использовать наследие семьи Рерихов, должны делать это только с разрешения Совета МЦР и отчислять часть своего дохода в пользу МЦР…” И также от имени, якобы С.Н.Р. – всё, вплоть до права на подписи /!/.
Далее, от имени якобы С.Н.Р. идёт прямое обращение к Ельцину, в котором есть дельное – передать, наконец, на баланс “МЦР”“дом Лопухиных”, но и несусветное – отнять у Музея искусств народов Востока “незаконно удерживаемые/?/ 286 полотен Н.К. и С.Н. Как известно – эти картины в Музее находятся очень давно, более 10 лет, ибо в тексте, рассчитанном на незнающего ничего чиновника /ибо все подобные вопросы решаются в низовых канцеляриях/: “…Кроме того я хотел бы обратить Ваше внимание на одно обстоятельство. В 1990 г. я вместе с остальным наследием, передал Центру большую выставку картин моего отца и моих собственных /286/ полотен, которые долгое время находились в ведении Министерства культурыСССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусств народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче её МЦР”…
Что здесь сказать? Только одно: бедный Музей Востока! мало того, что на него натравливали Мин.Культ, теперь ещё и самого Бориса Николаевича! /Не говоря о лжи, что “Центру были в 1990 г. переданы”– “центра” никакого не было, а был СФР/.
Слишком одиозно-лживо это выглядит, лишь бы хоть тайком вырвать картины из Музея Востока, а после, как обычно “победителей не судят”?!
Ещё есть якобы обращение С.Н. “к рериховским обществам России и других независимых государств”/не проще ли было и “демократичнее” “к рериховцам СНГ”? /: “…Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея им. Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц, без всяких на то оснований, подвергнуть сомнению её деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению. Людмила Васильевна остаётся по-прежнему моим доверенным лицом и я прошу всех это учитывать. Нежелание считаться с её мнением привело к самовольной и несвоевременной публикации таких работ, как “Надземное” и “Напутствие вождю”. Такая самовольная издательская деятельность вызывает во мне глубокую тревогу. Время публикации ряда работ, к которым были причастны мои родители Е.И. и Н.К.Рерихи, ещё не пришло. Когда срок настанет, вам будет об этом сообщено”…
В связи с этим приведём указание самой Е.И.Р., сделанное в письме к “А.И. от 18.02.40 г.: “Начинаю уже собирать “НАДЗЕМНОЕ” для печати с необходимыми пропусками. Причём указано сохранить нумерацию и отмечать выпущенное содержание параграфов многоточием, ибо впоследствии и эти параграфы будут опубликованы. Указано, чтобы через год книга эта увидела свет/разрядка наша/.На фоне мировых бедствий будет объявлено “НАДЗЕМНОЕ”.
Срок печатания “Надземного”“ещё не пришёл”, но сам “МЦР” продаёт тольяттинское издание Живой Этики с “Надземным”. Очевидно, что дело не в “Надземном”, а в конкурентах, которые ранее уже издавали эту часть Учения, но не делились с “МЦР” доходами, как не сделал этого В.М.Сидоров, издавший “Напутствие вождю”.
Продолжим “обращение к рериховцам СНГ”: “Также должен отметить, что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня, как наследника и дарителя, являются неприемлимыми”…
Это надо понимать так: пока жива Людмила Васильевна – ничего из наследия издаваться не будет; всё рериховское в “СНГ” должно быть под её пятой; любая критика в её деятельности приравнивается в “хуле на Иерархию”; критика в бездеятельности – так же. Вообще же “деятельность” выражается только в попытках экспроприировать ранее переданное Рерихами другим организациям и ограничить любую издательскую, не облагаемую налогом в пользу “МЦР”, деятельность. Бездеятельность же/“освящённая” ложью, что “рано”“срок не пришёл”, “будет дополнительно сообщено”/ выражена в том, что н и ч е г о н е и з д а ё т с я из архива, который даже не описан/и на это “получено одобрение”/ в течение третьего года, а лучшая часть которого хранилась дома у Людмилы Васильевны /и на это “одобрение”/ без охраны и сигнализации, которые есть в “МЦР”.
Из странных заявлений можно выделить: “МЦР, созданный по моей инициативе и почётным президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу общаться и сотрудничать с рериховскими обществами”.
Главное – задним числом “одобрено создание МЦР”/а наличие СФР забыто напрочь, как будто его вообще и не было, а создавался “сразу” “МЦР”/ “МЦР”, созданный по моей инициативе и почётным президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу общаться и сотрудничать с рериховскими обществами”.
На конференции 15-16.02.92г. Н.А.Тоотс не сумела вразумительно ответить на вопрос: где документы, подписанные С.Н.Р. о создании “МЦР”, где вообще что-либо подтверждающее, что С.Н.Р. знает о произошедшем в СФР за последние два года?
“Сентябрьский путч Шапошниковой” – “по преобразованию СФР в МЦР” прошёл, как полагается – без свидетелей: т.е. без Конференции, без отчёта Правления, без Бюро, без отчёта Ревиз.Комиссии СФР/ а её решение от 15.05.91г. недвусмысленно: уволить с работы тогдашнего Председателя Правления СФР Лакшина и зам. преда Шапошникову/, без создания ликвидационной комиссии СФР, без обращения к С.Н.Р. – т.е. без положенных в данном случае во всех цивилизованных обществах институтах – но “путч” прошёл столь удивительно гладко, что можно лишь поражаться р а в н о д у ш и ю “рериховцев”, у которых из под носа уводят наследие. К которому н и к о г д а никого не допускали, а теперь сделали “международным”, а на деле – просто неприступным ни для работы, ни для критики в связи с этим “руководства”, нарушившего все нормы, не говоря уж о полном забвении Учения Агни йога, которое соблюдается с точностью наоборот…
Надо отметить, что идея создать не Гос., а общественный Музей Рерихов, видимо, несла в себе зародыш именно такой тиранической, захватнической деятельности, но “по плодам узнаете дела их”. Ибо по звучанию “общественный” Музей выглядит очень демократично, но как мы видим, сегодня – именно “демократия” – это чистая тирания, и этого, нам кажется – н и к т о предвидеть не мог. “Потухла божественная искра…”
Из любопытного: на общем собрании “МЦР” принято сакраментальное решение “переименовать улицу Маркса-Энгельса в улицу Рериха”. Что это? Или незнание основ Учения, или как всегда “делай наоборот”? Маркс наравне с Лениным почитается как Махатма в Учении, в ОБЩИНЕ, стр. 432 – прямо сказано: “Уже говорил, что наши представители посетили Маркса в Лондоне и Ленина в Швейцарии, Явно было произнесено слово Шамбала. Разновременно, но оба вождя спросили: “Какие признаки времени Шамбалы?” Отвечено было: “Век истины и мировой общины”. Оба одинаково сказали: “ Пусть скорее наступит Шамбала”. Словами вождей измеряем наследников, Не можем включать в марксизм и ленинизм узость невежества. Если невежда дерзнёт называть себя марксистом или ленинцем, сурово скажите ему: явное предательство основ Общины”.
Ну, что же, Людмила Васильевна дважды нарушила истинный марксизм-ленинизм, сначала в должности “партократа”, а теперь в роли “гуру-демократа”. С приходом “демократии” тотчас отреклась от ленинизма и дошла до требования переименовать улицу Маркса в улицу Рериха – ибо только изощрённая тьма может пойти на то, чтобы столкнуть лбами два великих имени. В 1991 году, после “ГКЧП” она в “Бюллетне МЦР” (?) в статье “Мы работаем на будущее” в рубрике “Лучи ведущие” пишет: “Что же касается Ленина, то Н.К. сам о нём не писал. Для меня здесь тоже много неясного. Но мы ведь бросаемся из одного мифа в другой, нет переходных тонов. Это следствие неразвитого культурного уровня” . И приходится напоминать, что в 1987 г. она же писала в своей книге “От Алтая до Гималаев”, М., Планета, стр. 19:“В этом прекрасном ряду величайших личностей планеты Рерих /НК/ отвёл особое место В.И. Ленину, “В великом Ленине, записал он в экспедиционном дневнике – разительно отсутствует отрицание. Он вмещал и целесообразно вкладывал каждый материал в постройку мировую. Именно это вмещение открывало ему путь во все части света. Народы складывали ленинскую легенду не только по прописи его постулатов, но и по качеству его устремления. За нами лежат 24 страны, и мы сами в действительности видели, как народы поняли притягательную мощь Ленина. Друзья – самый плохой советчик – отрицание. За каждым отрицанием скрыто невежество. А в невежестве всегда гидра контрреволюции”.
Характер культурного уровня “луча ведущего”, бросающегося из одного мифа в другой” виден довольно отчётливо… Нужен был Ленин – она его цитировала, находя подтверждения у Н.К., не нужен Ленин – объявляется “мифом” и происходит “смена луча”. А ведь Учение написано на тысячи лет вперёд и неприлично предавать коренные основы его из-за временной перемены власти в стране. Идея коммунизма как Общины и духовного единения человечества – является Эволюционной.
Людмила Васильевна не скрывала, что её целью в “МЦР” является создание “коллектива надёжных клерков”, целиком покорного её воле. На пути к этому она проделала большую работу – сначала были устранены “внешние конкуренты”, могущие вообще претендовать на СФР, вторым этапом борьбы явилось устранение “внутренних конкурентов” – Житенёва и Рыбакова, как лиц имевших доверенность С.Н.Р., после чего она беспощадно убрала всех “инакомыслящих”, причём – использовала типичный приём – убирала одних руками других, после чего исполнители так же устранялись /знакомая методика, не так ли?/.
“Дело Житенёва” муссировалось в Фонде всю зиму 90-91 гг., не закончилось и зимой 91-92 гг., когда было “перенесено на самый верх”– на него поступила жалоба в Правительство Р.Ф., а т.к. у него нашлись влиятельные защитники, то дело дошло до памфлета, опубликованного в патриотической газете“День”/№ 23 за 93г./ в статье “Душители” он подан как главный разоритель Фонда, и где на него мохом свалены чуть не все грехи СФР, хотя он фактически изгнан ещё до Нового 1991 года. Сразу скажем, что как высокий чиновник отдела культуры Р.Ф.Житенёв не вызывает и нашего сочувствия – именно он в феврале 92г. настаивал на передаче иудейской секте хасидов рукописей из фондов Ленинской библиотеки, которые являются нашим культурным достоянием, имеют историческую, финансовую и оккультную ценность, а политический оттенок дела заключается в том, что использование сектой этих рукописей усилит хаос, ибо они могут использоваться для магических вызываний низших духов.
Имея своё понимание “дисциплины” Людмила Васильевна желала бы, видимо, превратить “МЦР” скорее в монастырь Бон, нежели в общину Сергия. Непрерывной борьбой с “инакомыслием”/это подробно отмечала в своём выступлении 15-16.02 на конференции А.А.Юферова/ она создала в Фонде атмосферу страха.
Видимо не случайно она в своё время много путешествовала по Тибету, навещала монастыри Бон-по, чёрной веры, анти-буддизма, которые любовно и красочно описывала в своих книгах и путевых очерках. Любопытно, что именно с монастырями Бон Людмила Васильевна связывала понятие “Шамбала”, в частности в статье в газете “За рубежом” № 26 за 1987 г. “Шамбала древняя и загадочная”, стр. 12-13 – подробно живописуется как монахи этой веры “вышли в мир”, и дали миру “карту тайной страны Шамбалы”, которую на прощание подарили, разумеется, автору очерка… В журнале “Азия и Африка” №№9-10 за тот же 1987г. Шапошникова столь же красноречиво описывает “Ворота Шамбалы”, связывая магические действия тибетцев, танцы, тантризм всё с той же, в её понимании, “Шамбалой”.
В лучшем случае – это оккультное невежество, эзотерическая слепота. Тогда это могло быть ещё простительным, ибо Л.В.Шапошникова была только парторгом-чиновником /“партократом”/ в Институте Азии и Африки и ей “по долгу службы полагалось знать ворота в Шамбалу”, но сейчас-то, когда ей доверено наследие, и в Учении я с н о сказано, ЧТО и КТО стоят за этим священным понятием?! Кстати, дома Людмила Васильевна хранит тибетские магические терафимы /“охранные маски”/ страшные маски, которые…снились в кошмарных снах тем, кто работал в Фонде и пытался бороться с методами “анти-агнийоги” Шапошниковой – люди пробуждались обессиленными и в ужасе – это астральный удар неведомой силы, наведённый ею или же возникавший “спонтанно”? Вопрос, с которым нам ещё разбираться предстоит, но не тут ли кроются “страхи” всех, кто “благородно” уходил от борьбы с нею, предпочитая “умывать руки”, не тут ли кроется тайна тех, кто “не желает слышать о её делах”, не тут ли кроется тайна её буквально одурманивающего действия на тех, кто верит ей и прощает ей всё – как любимому и грозному, но несправедливому божеству/почти как Иегова иудеев – карающий, злобный и мстительный! – но от этого ещё более любимый “избранным народом”/? Наше мнение, хотя с нами некоторые не согласны – здесь налицо работа “невидимой чёрной ложи”. Т.е., не сама по себе Шапошникова “божество страха”, но ч е р е з неё, т.е. она – лишь н е в ол ь н ы й проводник этой злой воли, а вокруг неё – те люди, на которых накладывается грозная эпитимья “невидимой чёрной ложи”, о которой с п е ц и а л ь н о писала Е.И.Р. – “как о самой большой опасности для человечества”, ибо “невидимая ложа” организует тёмных на проявленном плане.
Н.К.Р. в дневнике писал о Бон: “Любопытны монастыри бон-по – чёрной веры, враждебной Будде, настоящая чёрная месса по всем правилам люцефериан. Обратное хождение, обратные ритуалы, на месте Будды вымышленное лицо с теми же биографическими подробностями. Покровитель чёрной веры тоже царского рода и сопровождён подобными же атрибутами. Последователи чёрной веры очень многочисленны и не пускают буддистов в свои храмы. Вместо священного “Оум” они употребляют “А”. Настало время сказать определённо о тибетском “буддизме” - “Алтай-Гималаи” изд. Виеда, стр.308,1992. /Т.е., Н.К. писал нечто п р о т и в о п о л о ж н о е Л.В.Шапошниковой…/.
“Там, где начинается тайна – там кончается справедливость” – в полной мере эта истина подтвердилась в истории с Фондом. Но “нет ничего тайного, что не стало бы явным”. Если бы имелся независимый печатный орган рериховского движения, объективно освещавший нашу жизнь то скорее всего такого бы не случилось.
И всё-таки, пришла пора, кажется, забыть в с е м ведущим рериховцам страны, активным общественникам более молодых поколений, свои распри (?), создать Координационный Совет по делам Наследия всех Рерихов, с тем, чтобы для начала провести ОТЧЁТНУЮ Конференцию Фонда, оценить ВСЮ работу, проделанную Л.В.Шапошниковой и многочисленных сменивших друг друга составов СФР-“МЦР”“клерков”, и решить – ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ, ЧТОБЫ ПОДОБНОЕ НЕ МОГЛО БОЛЬШЕ ПОВТОРИТЬСЯ, и чтобы всё “сложилось наилучшим образом для Лучшей Страны” – для РОССИИ, в которой должен, наконец, пробудиться Иван Стотысячный!
ДОКУМЕНТ АДРЕСОВАН ВСЕМ, КОГО ЭТО КАСАЕТСЯ
Участники Всесоюзной Конференции 15-16 Февраля 1992 года в г.Железнодорожном Московской области:
Клещевский В.А. /т.р. 523-62-80, 143980, Моск.обл., г. Железнодорожный, ул. Маяковского, 20-7(?)/
Горбачёв Ю.А. /т.д.527-13-44, 195298, г. Ленинград, пр. Косыгина, д. 30, корп 2, кв. 101/
Рябий М.М. /682200, г.Биробиджан, ул. Набережная, 436/
Клещевская Св. А /г. Железнодорожный, тр.527-61-25/
Стрельцов Ю.Е. /тр.528-62-80, г. Малаховка, Моск. обл., Быковское шоссе, 5-30/
Дополнительные материалы