Открытое письмо С.М.Зорина[1]

О судьбе картин Виктора Тихоновича Черноволенко

 

Хочу сообщить важные сведения о 101 картине В.Т. Черноволенко,[2] которые передала в музей Рериха его вдова М.Ф. Дроздова-Черноволенко. Я имею к этому событию самое прямое отношение и просто обязан прояснить ситуацию. Мы дружили более тридцати лет и Марья Филипповна мне абсолютно доверяла. Марья Филипповна категорически не хотела давать в МЦР ни одной картины. «Есть у них три штуки, посвященные Рерихам, и достаточно», - говорила она. Наш разговор происходил незадолго до ухода Марьи Филипповны с этого плана. Я видел ее состояние, и оно внушало мне большие опасения. Невероятная слабость, бледность, фиолетовые губы, дрожащий голос.

Фото. Л.М. Богданова, Л.В. Дорошкевич, Ю.Н. Рерих,

М.Ф. Дроздова-Черноволенко, С.Н. Рерих, И.М. Богданова,

В.Т. Черноволенко. Москва, май 1960 г. (Источник фото[3])

  • Moskva_1960

Она жила в коммунальной квартире с очень сомнительным соседом. Понимал, что в случае смерти Марьи Филипповны все 250 картин могут просто исчезнуть. Времени на то, чтобы долго обдумывать и решать, что и как делать с картинами, просто нет. Я тогда еще работал в МЦР директором изобретенного мной Оптического театра. С.Н.Рерих высоко оценил Оптический театр еще а 1974 году и назвал его ОКНОМ В ТОНКИЙ МИР. Он же в 1989 году предложил мне ввести Оптический театр в состав создаваемого им уникального культурного центра с музеем Рериха – Советского фонда Рерихов.

Я, естественно, согласился, хотя впереди были огромные трудности, ибо СФР достались руины усадьбы Лопухиных. Правящую троицу МЦР Марья Филипповна хорошо знала и им категорически не доверяла. Я сказал Марье Филипповне, что гениальные картины её мужа нужно непременно сохранить для будущего, для России, для мира. «Поймите, дорогая Марья Филипповна, - говорил я, - время идет вперед и вскоре ни меня, ни вас, ни Шапошниковой с ее помощничками не будет на этом свете. Это жестокая правда жизни. А музей Рериха будет идти в будущее при любом раскладе. Вы же картины подарите не МЦР и не этой троице, а музею Рериха. Вот и пусть идут в будущее картины двух великих мастеров (я ценю творчество Черноволенко не менее, чем творчество Рерихов). Надеюсь, что вскоре исчезнут эти горе-приватизаторы наследия Рерихов и всё встанет на свои места».

В МЦР, кстати, в то же время работала главным хранителем Галина Васильевна Дарузе... Понимая, что мои слова нужно подкрепить, я стал уговаривать Марью Филипповну принять у себя Дарузе, говоря, что она порядочный человек и большой специалист в музейном деле. И это была чистая правда. Марья Филипповна, доверяя мне, согласилась, и Дарузе обстоятельно с ней поговорила, заверив, что сделает всё, что в её силах, чтобы сохранить столь замечательные картины. Марья Филипповна решилась и сказала: «так как в МЦР работают и Зорин, и Дарузе, я за будущее картин спокойна», - и согласилась, чтобы ВСЕ 250 картин Черноволенко вывезли из её коммуналки в хранилище МЦР и там уже с помощью Дарузе скомплектовать картины для разных музеев, оставив в музее Рериха то, что отберет Л.В.Шапошникова.

Фото. Вечер памяти В.Т. Черноволенко.  Вдова художника

М.Ф. Дроздова на фоне  картин мужа.

Музей ИЗО РК. 4 ноября 1989 года. (Источник[4]).

  • Drozdova-Tshernovolenko

Шапошникова отобрала 101 картину – самое лучшее из творчества этого уникального художника-космиста. Остальные картины были отданы разным музеям. Сколько, каких и куда, - знает Г.В. Дарузе. Не забыла М.Ф и своих старых друзей, подарив им около 10 картин. Чете Зориных она подарила картину СЕМЬ СТУПЕНЕЙ, надписав собственной рукой, кому она ее дарит. Алексею Грозе подарила СВЯТУЮ РУСЬ для Светлояра – сердца Руси… После смерти М.Ф. Дроздовой-Черноволенко меня вскоре правящая бал троица за критику ее работы изгнала из МЦР, а вослед за мной и Дарузе, у которой Стеценко в хранилище потребовал завернуть ему пару картин Черновленко для его дома. Дарузе опешила от такого наглого наезда и сначала подумала, что он шутит. Но он напирал, и Галина Васильевна в сердцах послала этого наглеца подальше. Конечно, изгнали и ее.

Таким образом, защита, на которую так надеялась М.Ф., была из МЦР удалена, и уже никто не мог помешать Стеценко поступать так, как позволяла ему его совесть. По моим многолетним наблюдениям этот военный в отставке - человек недалекий, не имеющий НИКАКОГО отношения к Культуре вообще. Но Шапошникова подбирала себе помощников по известному только ей критерию. Зато вместе эта троица изгнала из МЦР много светлых и порядочных людей, доведя некоторых до инфаркта. Итак, по воле М.Ф. Дроздовой-Черноволенко картины ее мужа НИКАК НЕ МОГУТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ МЦР, а только музею Рериха.

 

С.М.Зорин - изобретатель Оптического театра.

14 сентября 2017 г.


[1] Источник текста: http://forum.roerich.info/showpost.php?p=619147&postcount=9685  Фотографии добавлены редакцией сайта "Живая Этика в мире".

[2] Виктор Тихонович Черноволенко (13 марта 1900, Москва — 16 октября 1972, там же) — русский художник-космист, член группы художников «Амаравелла». В 1926 г. в Москве В.Т.Черноволенко встречался вместе с коллегами с  Н.К.Рерихом , который познакомившись с их работами, предложил этой группе художников принять  участие в предстоящей в 1927 г. Всемирной выставке современного искусства в Нью-Йорке. Художники приняли приглашение и по условиям участия им пришлось представить концепцию искусства, эмблему и название группы. Так появляется на свет название группы, из шести художников, «Амаравелла». Подробнее о В.Т.Черноволенко  на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Черноволенко,_Виктор_Тихонович   

С картинами В.Т.Черноволенко  можно познакомиться здесь: http://nowimir.ru/DATA/060010_1.htm 

[3] Источник фото: М.Ф. Дроздова-Черноволенко, Воспоминания о Ю.Н. Рерихе: http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/51715 

[4] Источник фото: Дмитрий Москин, "Черноволенко Виктор Тихонович", интернет-журнал «Лицей»: https://gazeta-licey.ru/dmitrymoskin/47886-chernovolenko-viktor-tihonovich