Почти все рериховцы думают, что картины кисти Н.К.Рериха, экспонирующиеся сегодня в залах московского Международного Центра Рерихов (далее МЦР), принадлежат этой общественной организации. Такую точку зрения усердно пропагандируют сами сотрудники МЦР со страниц своих изданий и сайтов. Но попавшие недавно в редакцию сайта "Живая Этика в мире" документы говорят о том, что это утверждение не соответствует действительности.

Наибольшее число картин работы Н.К.Рериха перешли в МЦР от Советского Фонда Рерихов (СФР), куда они были переданы С.Н.Рерихом согласно приложению к дарственной С.Н.Рериха от 19.03.1990. Эта дарственная опубликована на сайте МЦР, но многочисленные приложения к ней, которые представляют из себя точной список всех переданных архивов и картин, МЦРовцы упорно скрывают от общественности. Только благодаря усилиям некоторых рериховцев, находящихся в оппозиции к МЦР, эти документы удалось найти и опубликовать на форуме Интернет-общины, где они стали достоянием общественности.1

Из скрываемого МЦРовцами списка переданных картин2 видно, что С.Н.Рерих передал СФР в основном гималайские пейзажи, которые сегодня колесят по России в виде передвижных выставок, устраиваемых МЦР. В числе переданных картин есть только один шедевр - это триптих "Да здравствует король (Fiat Rex)", который висит сегодня в МЦР в зале Учителей (кстати, в зале МЦР висит копия портрета М.М. работы Hermann'а Schmiechen'а, который открыто критиковался Е.И.Рерих в письме к В.Л.Дутко от 14 мая 1945. Подробности смотрите на форуме Интернет-общины3 ). Итак, С.Н.Рерих передал в МЦР, в основном, несюжетные пейзажи и эскизы, которые не могут составить полноценную картинную галерею. Поэтому МЦРовцы были вынуждены искать спонсоров, которые могли бы пополнить коллекцию МЦР настоящими шедеврами работы Н.К.Рериха. По всей видимости, в 1990-е годы и начале 2000-х-тысячных МЦРовцам это удавалось.

 

  • Bulo4nik_ICR_2007

Фото. Борис Ильич Булочник передает МЦР
приобретенную им картину Н.К.Рериха
«Последние атланты». 2007 г.
(Источник: icr.su)

 

На старой версии МЦРовского сайта www.roerich-museum.ru был список полученных в дар картин и следующая короткая ремарка (подчеркивания мои): "Коллекция Центра - Музея имени Н.К.Рериха, начиная с 1992 года, постоянно пополняется за счет даров московских коллекционеров и меценатов. Основную часть новых поступлений составляют живопись и графика Николая Константиновича Рериха, а также - работы его сыновей - Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов".4 Рядом с этими словами приводился список полученных картин за три периода: 1) поступления картин в МЦР за 1992 - 1999 годы, 2) за 2000 г., 3) за 2001 г. Эти три списка приводятся в примечаниях к этой статье.5 На новой версии сайта www.roerich-museum.ru этого списка нет. И не трудно догадаться почему, - а потому что некоторые приводимые в списке картины принадлежат не МЦР, а господину Б.И.Булочнику, который купил их в США на своё имя.

Страсть Б.И.Булочника к рериховским картинам известна уже давно. В доперестроечные времена он скупал картины Н.К.Рериха у известного американского коллекционера-эмигранта с русскими корнями Александра Левина, а после Перестройки выкупил остатки некогда богатой коллекции американца Балтазара Боллинга у его сыновей Дональда и Стива Боллингов (Donald and Steve Bolling). Перечислим ниже некоторые сделки Булочника и Боллинга, которые документально подтверждаются приводимыми ниже документами.

13 феврале 2003 года Булочник купил у братьев Боллингов 13 картин6 : 1. Ода весне (Ode to Spring).
2. Сергий Строитель (Sergius, the Builder).
3. И мы видим (And We See).
4. И мы открываем врата (And We Are Opening the Gates).
5. Ведущая (She Who Leads).
6. Ойрот, вестник Белого Бурхана (Oirot, the Messenger of the White Burkhan).
7. И мы несём свет (And We Are Bringing the Light).
8. Язык леса (Language of the Forest).
9. Очарованная змея (Enchanted Serpent).
10. Горы Сошинга (The Mountains of Sushing).
11. Богдо-Ула - Монголия (Bogda Ula - Mongolia).
12. Перекресток путей Христа и Будды (The Crossroads of Christ and Buddha).

В ноябре 2002 г. Б.И.Булочник купил ещё две картины7 : 1. Мать Мира (Mother of the World).
2. Вестник (The Messenger).

А в январе 2003 года владельцем Мастер-Банка Б.И.Булочником были куплены очередные 12 картин из коллекции Боллингов8 : 1. И мы трудимся (And We Are Trying, 1922).
2. Молитва (триптих Жанна д'Арк) (Vigil of Prayer, 1931).
3. Предвечная Матерь (триптих Жанна д'Арк) (Eternal Mother, 1931).
4. Доля Девы (триптих Жанна д'Арк) (The Maid at the Stake, 1931).
5. Будда Завоеватель (Buddha the Conqueror 1925).
6. Чаша Христа (The Chalice of Christ, 1925).
7. Знаки Христа (Signs of Christ, 1924).
8. Магомед на горе Хира (Mohammed on Mount Hira, 1925).
9. Знаки Майтрейи (Sign of Maitreya, 1927).
10. Змей мудрости (The Serpent of Wisdom, 1924).
11. Дозор на Гималаях (Watch on the Himalayas, 1925).
12. Небесные силы (Heavenly Forces, 1934).

Следующие произведения Н.К.Рериха, указанные в списках купленных Б.И.Булочником у Боллингов работ, раньше были заявлены МЦРовцами как собственность МЦР (адреса вебстраниц архива сайта www.roerich-museum.ru указаны в ссылках): "Богдо-Ула", "Горы Сошинга",9 "Ода весне", "Заклинатель змей", "Язык леса", "Сергий-строитель", "Ведущая", "Ойрот - посланник Белого Бурхана",10 "И мы видим", "И мы открываем врата", "И мы несем свет", "Перекресток путей Христа и Будды".11 МЦРовцы публично солгали по поводу собственника этих картин, о чём свидетельствует американские вебархивы. В 2005 году сайт МЦР закрылся на ремонт, и после его открытия в 2006 году указанных страниц не оказалось. Наверное, МЦРовцы решили не искушать судьбу, и удалили эту явную ложь со своего сайта. Но ложное представление о собственнике указанных картин осталось в головах рядовых рериховцев.

Таким образом, сегодня в залах МЦР львиная доля самых интересных рериховских картин принадлежит Б.И.Булочнику, который волен ими распоряжаться по своему усмотрению, т.е. может забрать их из залов МЦР тогда, когда он этого пожелает. МЦРовцы постарались всех уверить, что якобы эти картины купил МЦР, но документы, приведённые выше, говорят сами за себя: истинный владелец всех этих картин - Борис Ильич Булочник, он же владелец частного московского Мастер-Банка. Никто никогда не видел дарственной Булочника, из которых бы следовало, что вышеуказанные картины передаются в дар МЦР. Да и какой страстный коллекционер расстанется со своими коллекционными жемчужинами. Банкиры - это не те люди, дарящие картины, которые с каждым годом набирают в цене в разы, да и при том в твёрдой валюте.

Псевдо-рериховцы из МЦР нашли новые пути взаимоотношений с меценатами - они включают их в правление рериховской организации. И это несмотря на все предостережения Учителя об омерзительности частных банков. Так в одной из книг Учения Живой Этики есть такой завет Учителя: "Не живите на доходы от денег. Это прибыль нечистая. Лучше перемещение благ в обмене вещей, в крайности, можно допустить в обмен на деньги, оборачиваемые непосредственно. Преступную спекуляцию надо преследовать неуклонно, ибо Земля больна спекуляцией. Каждая эпоха имеет свою болезнь - теперь Земля больна спекуляцией" (Напутствие Вождю, п. 36). А в дневниках Е.И.Рерих есть такая запись: "Самое нетерпимое занятие - частный банк. Учение Мое явит, как Восток первый откажется от наживы на деньгах".12 Но Москва - не Восток, и МЦРовцы также далеки от исполнения заветов Учителя, как и московский Знаменский переулок далёк от гималайских вершин. Вместо того чтобы указать Б.И.Булочнику, этому финансовому спекулянту,13 наживающемуся на нечистой прибыли, на надлежащее место, МЦРовцы называют Б.И.Булочника одним из основателей рериховского музея наряду с С.Н.Рерихом!14 Такое соседство не могло присниться С.Н.Рериху даже в кошмарном сне!

Б.И.Булочник сотрудничает с МЦР уже многие годы, он вложил в МЦР не один миллион долларов. Но так ли уж бескорыстно Б.И.Булочник давал и даёт сейчас огромные суммы денег на поддержание работы МЦР? Один старый рериховец, который попросил его не называть, рассказывал, что в 1990-х годах во времена ремонта усадьбы Лопухиных Л.В.Шапошникова закладывала Б.И.Булочнику рериховские картины под большие суммы денег. Не окажется ли так, что после смерти Л.В.Шапошниковой на свет неожиданно всплывут эти накладные? Не получиться ли так, что когда-нибудь картины Н.К.Рериха переедут из музея МЦР в офис своего истинного владельца, где и без того находятся уже не мало рериховских шедевров?

 


Приложение

Список картин,
полученных МЦР от меценатов с 1992 по 2001 гг.
по данным архива сайта http://roerich-museum.ru
расположенного на http://web.archive.org/web/*/http://roerich-museum.ru
Поступления картин в МЦР за 1992 - 1999 годы
Данные архива сайта http://roerich-museum.ru на февраль 2003 года:
http://web.archive.org/web/20031116112154/www.roerich-museum.ru/np/np99.htm
  • Н. К. Рерих. За морями - земли великие. 1910. Б., к., акв., гуашь. 29,2 х 39,3 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Перевал Сассер. Б/г. Ф., темпера. 37 х 77 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. За морями - земли великие. 1915. К., темпера. 60 х 85 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Наши предки. 1919. Х., темпера. 48 х 96 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Санта Фе. Нью Мексико. 1924. Х., темпера. 45,7 х 76,8 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Нойшлот. Олафсборг. 1906. К., темпера. 47 х 47 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Ладак. Ле. Королевский дворец. Б/г. Х., темпера. 50,6 х 70,7 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Неяркие лучи. Б/г. К.,темпера. 29,2 х 48,3 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Исток Инда. 1937. Х., к., темпера. 25,4 х 65,2 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Монхеган. Майн. 1922. К., темпера. 50,3 х 76,3 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Серия "Северные пейзажи". Б/г. Б., акв., пастель. 11,6 х 15,9 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Серия "Северные пейзажи". Б/г. Б., акв., пастель. 11,6 х 15,9 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Серия "Северные пейзажи". Б/г. Б., акв., пастель. 11,6 х 15,9 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Серия "Северные пейзажи". Б/г. Б., акв., пастель. 11,6 х 15,9 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Серия "Северные пейзажи". Б/г. Б., акв., пастель. 11,6 х 15,9 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Молитва. Эскиз правой части триптиха "Жанна д'Арк". 1930. Б., к., акв., тушь. 26 х 17 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. На костре. Эскиз левой части триптиха "Жанна д'Арк". 1930. Б., к., акв., тушь. 26 х 16,5 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Монастырь Ламаюру. 1925. К., темпера. 22,5 х 30 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Вянтили. 1907. К., темпера, гуашь, тушь. 47 х 47 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Русь. Эскиз к неосуществленному панно. 1902. Сер. б., кар., цв. кар., мел, пастель. 25 х 85,3 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Облака. Б/г. Б., к., темпера. 19,6 х 38,5 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Северный горный пейзаж. 1917. К., темпера. 46 х 46 см. Находится в экспозиции Музея.
  • С. Н. Рерих. Лошади. 1931. К., темпера.79 х 183 см. Находится в экспозиции Музея.
  • С. Н. Рерих. Сидящий лама на фоне гор. Б/г. Орг., кар., темпера. 65,5 х 81,3 см. Находится в экспозиции Музея.
  • С. Н. Рерих. Женский портрет в профиль. Б/г. Х., темпера. 75,3 х 50 см. Находится в фондах Музея.
Поступления картин в МЦР за 2000 год
Данные архива сайта http://roerich-museum.ru на февраль 2003 года:
http://web.archive.org/web/20031113214157/www.roerich-museum.ru/np/np2000.htm
  • Н. К. Рерих. Эллада. Серия рисунков "Эллада". 1893. Увеличить. Б., кар. 29 х 20,5 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Демосфен. Серия рисунков "Эллада". 1893. Увеличить. Б., кар. 29 х 20,5 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Эсхил. Серия рисунков "Эллада". 1893. Б., кар. 29 х 20,5 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Еврипид. Серия рисунков "Эллада". 1893. Б., кар. 29 х 20,5 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Гомер. Серия рисунков "Эллада". 1893. Б., кар. 29 х 20,5 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Платон. Серия рисунков "Эллада". 1893. Б., кар. 29 х 20,5 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Софокл. Серия рисунков "Эллада". 1893. Б., кар. 29 х 20,5 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Сократ. Серия рисунков "Эллада". 1893. Б., кар. 29 х 20,5 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Пречистый град - врагам озлобление. 1912. Б., кар. 29 х 20,5 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Финский пейзаж "Скалы" из серии "Ладога". 1918. Ф., м. 47,3 х 76,7 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Эскиз к оформлению опер "Дягилевского сезона в Чикаго". 1921. Б., пастель. 31,4 х 28 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Слепые. Иллюстрация к пьесе М. Метерлинка. 1905. Б., тушь. 19,3 х 23,2 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Могильный курган. 1909. Б., пастель, уголь. 25,7 х 36,6 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Пейзаж с деревьями на скале. Б/г. Б., кар. 12 х 15,3 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Пейзаж с двумя мужчинами в восточных костюмах. 1893. Б., кар. 10,8 х 12,1 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Дом Духа. Вариант картины 1915 года. 1920. К., темпера, пастель. 25,2 х 59,1 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Избушка . Б/г. Сер. б., сангина. 22,5 х 16,6 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Стоящие фигуры. Б/г. Б.,картон. 15,5 х 8 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. В замке. 1917. Сер. б., тушь. 61,6 х 48,9 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Ю. Н. Рерих. В замке. 1917. Сер. б., тушь. 61,2 х 47,3 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Ю. Н. Рерих. В замке. 1917. Сер. б., тушь. 64 х 48,3 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Интерьер гостиной. 1918. Сер. б., кар. 41,0 х 47,6 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Интерьер столовой. 1917. Сер. б., кар. 30 х 41,2 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Интерьер с женской фигурой. Спальня. 1918. Б., кар. 35,5 х 26,7 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н . Рерих. Портрет Н. К. Рериха. 1918. Ф., кар., белила. 24,9 х 21,2 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Хрустальный графин. 1918. Б., кар. 35,5 х 26,8 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Чайник. 1918. Б., кар. 35,3 х 26,9 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Мальчик. 1918. Б., кар. 35,4 х 26,8 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Кресло. 1917. Б., кар. 35 х 24,2 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Венецианский пейзаж. 1917. Б., кар., тушь. 15,8 х 21,4 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Ю. Н . Рерих. Дама в саду в белом. 1917. Б., тушь. 31,4 х 31,2 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Полет химер. 1917. Сер. б., тушь. 45,7 х 62,3 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Подземное жилище. 1917. К., м. 11,3 х 17 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Скалистый берег озера. Б/г. Б., кар. 19,8 х 31,8 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Скалы. 1917. Б., смеш. техника. 13,5 х 18,5 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. В парикмахерской. 1917. Д., м. 14,1 х 24,4 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Холмистые пастбища. 1917. К., м. 20 х 32,3 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н . Рерих. Натюрморт с корзинкой. 1917. К., масло. 22,5 х 27,1 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Натюрморт. Фрукты и дьявол. 1917. Ф., м. 30,8 х 51,4 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Страдание. 1918. Ф., черный кар. 33 х 23 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Готические арки. 1917. Б., тушь. 18,8 х 24,1 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Скалы у озера. Б/г. Б., кар. 13,2 х 18,5 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Облака и море. Этюд. Б/г. Б., кар. 9 х 14 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Облака. Этюд. Б/г. Б., кар. 7,5 х 11,5 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н . Рерих. Холмы. Этюд. Б/г. Б., кар. 9,8 х 9,5 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Скалы над остроконечным заливом. Б/г. Б., сангина. 25 х 30,7 см. Находится в фондах Музея.
  • Ю. Н. Рерих. Деревенский пейзаж. Радость солнцу. 1918. Б., тушь, кар. 20,5 х 18,7 см. Находится в фондах Музея.
  • С. Н. Рерих. Лошади. Этюд. 1934. Б., кар. 23,8 х 35,5 см. Находится в фондах Музея.
  • С. Н. Рерих. Голова тибетской женщины. 1922. Х., м. 35,5 х 35,5 см. Находится в фондах Музея.
  • С. Н. Рерих. Голова индийца в тюрбане. 1924. К., сангина. 63,4 х 48 см. Находится в фондах Музея.
  • С. Н. Рерих. Гейша. Б/г. Б., акв., кар. 64,8 х 49,4 см. Находится в фондах Музея.
  • С. Н. Рерих. Рыбаки. Б/г. Х., кар., темпера. 48,9 х 65,6 см. Находится в экспозиции Музея.
  • С. Н. Рерих. Торговцы. 1934. Х., орг., темпера. 81 х 52 см. Находится в экспозиции Музея.
  • С. Н. Рерих. Тибетские ламы. Б/г. Х., темпера. 118,5 х 148,5 см. Находится в экспозиции Музея.
Поступления картин в МЦР за 2001 год
Данные архива сайта http://roerich-museum.ru на февраль 2003 года:
http://web.archive.org/web/20030311223315/www.roerich-museum.ru/np/np2001.htm
  • Н. К. Рерих. Село Дубровка Порховского уезда. 1899. Сер. б., кар.,уголь, мел. 23,6 х 31,7 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Сопка при деревне Солоницыно Новгородской губернии. 1899. Сер. б., к..,уголь, мел. 22 х 40,2 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Порхов. Колокольня построенная на крепостной башне. 1899. Сер. б., к..,уголь, мел. 31,5 х 23,8 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Пейзаж с озером и деревом на берегу. Б/г. Сер. б., пастель. 22,3 х 30,7 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Схимник. 1895. Х., м. 45,1 х 34,5 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Дубрава. Б/г. Сер. б., к., гуашь. 10,8 х 25,8 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Тайник. 1915. Б., тушь, сухая кисть, уголь. 20,1 х 26,5 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Эскиз декорации к пьесе М. Метерлинка "Принцесса Мален". 1916. Х., к., м. 21,3 х 79,2 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Скандинавская сага. 1917. Ф., м. 49,2 х 77,3 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Карельский пейзаж с озером. 1918. Д., темпера. 28,9 х 81,3 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Зимний пейзаж. Бурелом. Копия с работы И. И. Шишкина. 1892. Б., уголь. 46,7 х 34,3 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Просторы Ладожского озера. Копия с работы И. И. Шишкина. 1892. Б., кар. 47,1 х 34,4 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Богдо-Ула. Монголия. 1926. К., темпера. 33,1 х 42,1 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Гобши. Сикким. 1924. Х., к., темпера. 34,3 х 47,2 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Скалы и утесы. Из серии "Ладога". 1918. Д., темпера. 22,8 х 54,3 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Горы Сошинга. 1924. Х., темпера. 33,2 х 43,3 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Сходятся старцы. Эскиз. 1898. Б., смешанная техника.14,1 х 29,4 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Ода весне. Эскиз декорации к балету И. Ф. Стравинского "Весна священная". 1912. Б., гуашь, пастель. 52,2 х 74,2 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Заклинатель змей. 1910. К., темпера. 41,4 х 46,2 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Язык леса. 1922. Х., темпера. 58,2 х 78,6 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Сергий-строитель. Из серии "Знамена Востока". 1924. Х., темпера. 73,6 х 117,2 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Язык птиц. 1920. Х., темпера. 76,1 х 50,4 см. Находится в фондах Музея.
  • Н. К. Рерих. Ведущая. Из серии "Его страна". 1924. Х., темпера. 89,2 х 116,6 см. Находится в экспозиции Музея.
  • Н. К. Рерих. Ойрот - посланник Белого Бурхана. 1925. Х., темпера. 73,1 х 116,7 см. Находится в экспозиции Музея.

 


Примечания

1. См. тему "Документы МЦР".

2. См. "Приложение номер три к дарственной С.Н.Рериха от 19.03.1990 (список переданных картин)".

3. См. тему "Портреты Махатмы Мориа и Махатмы Кут Хуми" и тему "Три портрета в зале Учителей в МЦР"

4. См. http://web.archive.org/web/20030212074827/www.roerich-museum.ru/new_receipts.htm (Данные на февраль 2003 г.)

5. Список картин, полученных МЦР от меценатов с 1992 по 2001 гг. по данным архива сайта http://roerich-museum.ru, расположенного на http://web.archive.org/web/*/http://roerich-museum.ru указан в приложении к данной статье.

6. Сканкопия купчей от 13 февраля 2001 года:

DONALD BOLLING
7884 Bridlington Drive
Boynton Beach, Florida 33437
February 13, 2,001
I hereby confirm that I have sold to Mr. Boris Boulotchnik, of Masterbank, Moscow, Russia, the following twelve paintings by the Russian artist, Nicholas Roerich:
1. Ode to Spring
2. Sergius, the Builder
3. And We See
4. And We Are Opening the Gates
5. She Who Leads
6. Oirot, the Messenger of the White Burkhan
8. And We Are Bringing the Light
9. Language of the Forest
10. Enchanted Serpent
11. The Mountains of Sushing
12. Bogda Ula - Mongolia
Sincerely,
DONALD BOLLING

To Whom It May Concern:
I hereby donate "The Crossroads of Christ and Buddha" painting
by Nicholas Roerich to Boris Boulotchnik.
Steve Boiling

________перевод на русский язык_________

ДОНАЛЬД БОЛЛИНГ
7884 Bridlington Drive
Boynton Beach, Флорида 33437
13 февраля, 2001 г.
Настоящим я подтверждаю, что я продал г. Борису Булочнику, Мастер-Банк, Москва, Россия, следующие двенадцать картин российского художника, Николая Рериха:
1. Ода Весне.
2. Сергий Строитель.
3. И мы видим.
4. И мы открываем врата.
5. Ведущая.
6. Ойрот, вестник Белого Бурхана.
7. И мы несём свет.
8. Язык леса.
9. Очарованная змея
10. Горы Сушинга
11. Богда Ула - Монголия
[7 номер пропущен, поэтому картин в перечне 11, а не 12]
С уважением,
ДОНАЛЬД БОЛЛИНГ

Тем, кого это касается:
Настоящим я жертвую картину "Перекресток Христа и Будды" Николая Рериха Борису Булочнику.
Стив Боллинг

7. Сканкопия передаточной квитанции от 22 ноября 2002:

NICHOLAS ROERICH MUSEUM
319 West 107th Street, New York NY 10025-2799
tel: 212 864 7752 fax: 212 864 7704 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
This is to affirm that I, Olga Gnacbeva, have received in good condition from Nicholas Roerich Museum two paintings purchased by Boris Boulotchnik from Donald Bolling:
Mother of the World
The Messenger
(signed) (date 11 / 22 / 02)

________перевод на русский язык_________

МУЗЕЙ НИКОЛАЯ РЕРИХА
319 West 107th Street, New York NY 10025-2799
tel: 212 864 7752 fax: 212 864 7704 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Настоящим подтверждаю, что я, Olga Gnacbeva, получила в хорошем состоянии от Музея Николая Рериха две картины, купленные Борисом Булочником у Дональда Боллинга:
Мать Мира
Вестник
(подпись) (дата 11 / 22 / 02)

8. Сканкопия передаточной квитанции от 10 января 2003 года:

NICHOLAS ROERICH MUSEUM
319 West 107th Street, New York NY 10025-2799
tel: 212 864 7752 fax: 212 864 7704 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
RECEIPT OF PAINTINGS
This is to state that I, Podiapolskiy V. , have received today, from Nicholas Roerich Museum, New York, the following twelve paintings by Nicholas Roerich for transport to their owner in Moscow. I am the assigned representative of Mr. Boris Boulotchnik, the owner of the paintings, and I affirm that I have received all of the following:
1. And We Are Trying (1922)
Joan of Arc Series:
2. Vigil of Prayer (1931)
3. Eternal Mother (1931)
4. The Maid at the Stake (1931)
Banners of the East Series:
5. Buddha the Conqueror (1925)
6. The Chalice of Christ (1925)
7. Signs of Christ (1924)
8. Mohammed on Mount Hira (1925)
9. Sign of Maitreya (1927)
10. The Serpent of Wisdom (1924)
11. Watch on the Himalayas (1925)
12. Heavenly Forces (1934)
All of the above-listed paintings have been received in good condition. I assume responsibility for them as of this date.
Signed: (date: 10.01.03)

________перевод на русский язык_________

МУЗЕЙ НИКОЛАЯ РЕРИХА
319 West 107th Street, New York NY 10025-2799
tel: 212 864 7752 fax: 212 864 7704 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
КВИТАНЦИЯ НА КАРТИНЫ
Настоящим заявляю, что я, Podiapolskiy V., получил сегодня от Музея Николая Рериха, Нью-Йорк, следующие двенадцать картин Николая Рериха для транспортировки их владельцу в Москву. Я являюсь назначенным представителем г. Бориса Булочника, владельца картин, и я подтверждаю, что я получил все следующее картины:
1. И мы трудимся (1922)
Триптих Жана д'Арк:
2. Молитва (1931)
3. Вечная Мать (1931)
4. Доля девы (1931)
Серия Знамёна Востока:
5. Будда Завоеватель (1925)
6. Чаша Христа (1925)
7. Знаки Христа (1924)
8. Магомед на горе Хира (1925)
9. Знаки Майтрейи (1927)
10. Змей мудрости (1924)
11. Дозор Гималаев (1925)
12. Небесные силы (1934)
Все выше перечисленные картины были получены в хорошем состоянии. Я принимаю ответственность за них с этой даты.
Подпись. (Дата: 10.01.03)

9. См. http://web.archive.org/web/20030329063711/www.roerich-museum.ru/np/np2001_2.htm

10. См. http://web.archive.org/web/20030329064846/www.roerich-museum.ru/np/np2001_3.htm

11. См. http://web.archive.org/web/20030709141956/www.roerich-museum.ru/np/np2001_4.htm

12. См статью "Как МЦР живёт на нечистые деньги".

13. См. тему "Мастер-Банк взяли на отмывании денег"

14. См. http://www.icr.su/rus/museum/founders/bib/index.php