В конце апреля 2017 года из усадьбы Лопухиных был изгнан Международный Центр Рерихов (далее МЦР), основанный Л.В.Шапошниковой в 1991 году.[1] Тогда же в начале мая 2017 года туда въехал государственный музей Рерихов (далее ГМР), директором которого был назначен Т.К.Мкртычев.[2] Сразу после этого, в мае 2017 года была создана общественно-государственная комиссия,[3] которая взялась за описание и приём рериховского наследия, изъятого у МЦР. В ходе работы этой комиссии было установлено, что в архивах МЦР не хватает несколько тетрадей-манускриптов Е.И.Рерих (об этом подробнее ниже). В народе поползли слухи, что кто-то украл дневники Е.И.Рерих. На пике этих волнений 25 июля 2017 года в "Комсомольской правде" на свет появилась статья под названием "Кто украл дневники Елены Рерих?",[4] в которой печатается интервью с директором ГМР, Т.К.Мкртычевым. Стоит подробно рассмотреть это интервью, т.к. в нём раскрывается отношение Т.К.Мкртычева к дневникам Е.И.Рерих, и вообще к теме эзотерических знаний. Процитируем отрывок из этой статьи в "Комсомольской правде" и разберём некоторые предложения по пунктам в квадратных скобочках, добавленных автором этих строк:

Скриншот страницы сайта "Комсомольской правды" с интервью с Т.К.Мкртычевым. 
  • Screenshot_kp_25.07.2017

 

"РОМАН С МЕТЕОРИТОМ И ДРУГИЕ СЕКТАНТСКИЕ ШТУЧКИ.

− Людмила Шапошникова была неординарным человеком, − рассказывает Тигран Мкртычев, замдиректора Музея Востока по научной работе и директор Музея Рерихов. − У неё была харизма, она умела убеждать. Жила она довольно скромно, но очень любила власть. Она была индолог, хороший популяризатор индийской этнографии. А когда получила в распоряжение наследие семьи Рерихов, сделалась рериховедом. И почему-то самыми ценными она считала не картины Николая Рериха, признанные во всем мире, а записи, которые вела Елена Ивановна Рерих. [1] Но это не беда. Трагедия в том, что она очень по-своему стала толковать то, что написала Елена Ивановна. Из довольно сложных для понимания текстов она создала собственную философию, которая выдалась за «Евангелие» от Елены Рерих. Саму Елену Рерих стали представлять если не новым Христом, то − как минимум − проводником, которому «Великие Учителя» диктовали новое откровение. [2] У Русской Православной Церкви это вызвало естественное возражение. Строго говоря, Елена Ивановна была очень оригинальным мыслителем, её «Живая Этика» требует вдумчивого научного анализа и разбора. [3] А пока мы имеем дело с «авторской» интерпретацией ее учения, которую сделала Людмила Шапошникова.

− Что такого авторского добавила Людмила Васильевна?

− Если собраться с силами и почитать, как трактует Елену Рерих Шапошникова, вы увидите, что это мракобесие в чистом виде. [3] Например, во время Центрально-азиатской экспедиции (с 1923 по 1928 год) семья Рерихов возила с собой метеорит из созвездия Орион. Если мы посмотрим, где находится созвездие Орион, мы поймём, что метеорит оттуда до нас вряд ли смог бы долететь. [4] Но не в этом дело. Так вот, по мнению Шапошниковой, этот метеорит был космическим магнитом, и экспедиция в процессе путешествия намагничивала им различные места Земли, чтобы ускорить космическую эволюцию. [5] Конечно, этот метеорит никто в глаза не видел. В текстах самой Елены Рерих он упоминается довольно смутно. [6] Однако Шапошникова делает из него целую историю".[5]

 

«Роман» Т.К.Мкртычева с метеоритом

 

После разговора с Т.К.Мкртычевым корреспондент "Комсомольской правды", Д.Завгородная, именно так подписала вышеприведённый отрывок беседы с директором ГМР, Т.К.Мкртычевым: "РОМАН С МЕТЕОРИТОМ И ДРУГИЕ СЕКТАНТСКИЕ ШТУЧКИ". Этот насмешливо-издевательский тон по отношению к одному из самых сокровенных понятий рериховской философии − камню Чинтамани − не удивителен, т.к. Т.К.Мкртычев внушил корреспонденту "Комсомолки" такое воззрение на этот предмет.

В пылу борьбы с МЦР и его основателем, Л.В.Шапошниковой, Т.К.Мкртычев каким-то неловким образом прикоснулся к этой сокровенной теме, где-то вычитав у Л.В.Шапошниковой какие-то эпизоды по поводу метеорита с Ориона, что по мнению Т.К.Мкртычева "является мракобесием в чистом виде" [3]. В голове Т.К.Мкртычева не укладывается, как некий метеорит мог долететь из созвездия Ориона до нашей Земли: "Если мы посмотрим, где находится созвездие Орион, мы поймём, что метеорит оттуда до нас вряд ли смог бы долететь" [4]. Ещё большим "мракобесием" с точки зрения Т.К.Мкртычева является то, что этот метеорит мог быть "космическим магнитом", намагничивающим "различные места Земли, чтобы ускорить космическую эволюцию" [5]. После этих слов Т.К.Мкртычев выдаёт своё полное невежество, расписываясь в незнании основ жизни и философии Рерихов: "Конечно, этот метеорит никто в глаза не видел. В текстах самой Елены Рерих он упоминается довольно смутно" [6].

Осколок метеорита Чинтамани, шкатулка и посылка, полученная Рерихами в Париже в 1923 г. 
  • Chintamani_stone

Почти каждый мало-мальски образованный и начитанный рериховец знает что такое камень Чинтамани и какая обширная литература ему посвящена. Легенде о камне Чинтамани в "Криптограммах Востока" отведена целая глава. На эту сокровенную и важную тему не раз писали Е.И.Рерих в своих письмах[6] и Н.К.Рерих в своих статьях.[7] Н.К. и С.Н. Рерихи создали ряд картин по этой тематике.[8] Раскрытием и расширением этого понятия занимались и последователи Рерихов, посвятившие ему многочисленные статьи, фильмы[9] и целые книги.[10] В дневниках Е.И.Рерих можно проследить, при каких обстоятельствах и когда Рерихи получили камень Чинтамани, какие указания давал Учитель о том, как с ним обращаться и какие чудесные свойства имеет этот осколок метеорита.[11] Здесь нет никакой надобности раскрывать это понятие, т.к., с одной стороны, оно очень обширно, а с другой стороны, довольно детально проработано исследователями-рериховедами. Также широко известны фотографии камня Чинтамани, сделанные Рерихами.[12] Имеются и современные фотографии шкатулки, сделанной в средневековье по приказу Уты из Наумбурга для хранения Чинтамани. Есть и фотографии почтового ящика, в котором Рерихи получили Чинтамани в Париже.[13]

Всё это давно известно почти каждому рериховцу, но... только не Т.К.Мкртычеву, что говорит о том, что этот человек − случайный прохожий в Державе Рерихов, который каким-то неведомым образом оказался на посту директора музея Рерихов, которых он не знает, не любит, и не верит в их высокую миссию. Не верит Т.К.Мкртычев и в Учителей, что видно по его издевательскому тону: "Елену Рерих стали представлять если не новым Христом, то − как минимум − проводником, которому «Великие Учителя» диктовали новое откровение" [2].

Залы выставки "Николай Рерих. Восхождение" и экспликация "Свет Небесный". 
  • explikatizia_svet_nebesnyi

Вся трагедия в том, что Т.К.Мкртычев распространяет своё невежество на официальном уровне от имени музея Рерихов. Примером тому служит недавняя выставка "Николай Рерих. Восхождение", проводимая в стенах ГМР.[14] В одном из залов этой выставки рядом с триптихом "Fiat Rex" кураторами этой выставки, Т.К.Мкртычевым и Д.Н.Поповым, была размещена экспликация "Свет Небесный", в которой содержались все те же заблуждения Т.К.Мкртычева, высказанные им ранее корреспонденту "Комсомольской правды": "Направляясь из США через Европу в Индию, − говорилось в экспликации, − Рерих в Париже таинственным образом получил посылку, в которой яко бы (sic!) находилась часть метеорита, прилетевшего на Землю из созвездия Орион". − В этом безграмотном "яко бы" выразилась вся слизь сомнений Т.К.Мкртычева.

 

Слухи об исчезновении нескольких тетрадей Е.И.Рерих

 

Далёкому от Учения Живой Этики и вообще, эзотерики, Т.К.Мкртычеву очень непонятно, "почему самыми ценными она [Л.В.Шапошникова] считала не картины Николая Рериха, признанные во всем мире, а записи, которые вела Елена Ивановна Рерих" (см. выше [1]). Поэтому на вопрос корреспондента "Комсомольской правды", сколько стоят в рублях дневники Е.И.Рерих, Т.К.Мкртычев нисколько не возмутился неуместностью такого вопроса (что сделал бы любой убеждённый рериховец), а перенаправил вопрос корреспондента к специалистам по аукционным продажам:

"[Корр.:] В ходе описи оказалось: из архива исчезло несколько десятков документов, в том числе, некоторые тетради Елены Ивановны. Почему Центр Рерихов зажал документы?

[Т.К.Мкртычев:] Людмила Шапошникова, судя по всему, совсем не была заинтересована, чтобы дневники Елены Рерих были опубликованы, она считала их личным «золотым запасом», на котором строила себе имидж «носителя высшего знания», − рассказывает Мкртычев. − Поэтому дневники держались под спудом неизданной части наследия. А сегодняшние её последователи просто следуют её тактике «по инерции».

[Корр.:] Какова культурно-историческая ценность этих документов (желательно в рублях)?

[Т.К.Мкртычев:] На этот вопрос, наверное, могли бы ответить только специалисты аукционных домов, да и тем будет сложно, поскольку подобные документы нечасто выставляются на продажу".[15]

Почему корреспондент "Комсомольской правды" задаёт вопрос об исчезновении некоторых тетрадей Елены Ивановны в ходе описи архива МЦР? Как уже говорилось выше,  в мае 2017 года была создана общественно-государственная комиссия, которая принялась за описание и приём рериховского наследия, изъятого у МЦР. В ходе работы этой комиссии поначалу было установлено, что в архивах МЦР не хватает несколько тетрадей-манускриптов Е.И.Рерих. Об этом публично сообщил 18 мая 2017 года один из участников этой комиссии, Д.Н.Попов, на фейсбуке:

"Друзья, знаю, что всех вас очень волнует судьба архивных материалов, которые передал в Россию СН. Два дня назад мне удалось в составе нашей комиссии попасть в фамильный рериховский архив Усадьбы Лопухиных и произвести первичный визуальный осмотр. Могу довольно уверенно заявить, что в целом этот фонд находится как будто в сохранности и наличии. Однако есть и одно тревожное явление: шесть архивных коробок с тетрадями высоких записей ЕИ оказались пустыми. В них обнаружены лишь странные бумажные полоски с неясными рукописными пометками, некоторые из которых как будто говорят о выдаче содержимого этих коробок на копирование, но неизвестно куда и неизвестно кому. Никаких актов выдачи на временное ответственное хранение пока что не обнаружено. И всё же пока ещё есть надежда обнаружить отсутствующие тетради в каком-нибудь помещении с копировальной техникой".[16]

Фотографии из архива МЦР с коробками, где хранились тетради-дневники Е.И.Рерих. 
  • korobki_dnevniki_EIR

К своему сообщению на фейсбуке Д.Н.Попов приложил несколько фотографий из архива МЦР с коробками, где хранились тетради-дневники Е.И.Рерих. Через 9 дней после этого тревожного сообщения, Д.Н.Попов сообщил радостную весть, что все тетради Е.И.Рерих нашлись:

"Понимаю, что всех очень волнует вопрос о Высоких Записях ЕИ, которые она вела после "Надземного" до конца земной жизни. Сейчас, по окончании работы специальной группы архивистов, могу обрадовать всех заинтересованных в этом, что эти записи в должной мере присутствуют в архиве, и теперь будет рассматриваться вопрос об их должной обработке, а так же достойной и корректной публикации. Но полагаю, все понимают, что ни о каких сроках здесь даже заикаться нельзя; всё будет зависеть только от возможностей качественной обработки материала".[17]

То есть на момент интервью, данному "Комсомольской правде" 25.07.2017, Т.К.Мкртычев прекрасно знал, что все дневники Е.И.Рерих в наличии, но тем не менее не разубедил корреспондента в неоправданности слухов об исчезновении документов. Это говорит о том, что директор ГМР специально потворствовал распространению слухов об пропаже документов из архивов МЦР. С какой целью это было сделано, пока остаётся неясным. Официального опровержения этих домыслов нет до сих пор. И вообще, руководство ГМР, ГМВ и Минкультуры до сегодняшнего дня хранят гробовое молчание на счёт публикации дневников Е.И.Рерих, да и вообще, всех архивов, переданных С.Н.Рерихом в Советский Фонд Рерихов.[18] А между тем с момента изгнания МЦР и въезда в усадьбу Лопухиных ГМР прошёл уже почти целый год. Не очень-то уважают мнение общественности в России. Но это проблема не власть предержащих, а самой рериховской общественности, пока не умеющей и до сих пор не привыкшей бороться за свои гражданские права, что, конечно, обусловлено остаточным менталитетом постсоветской тоталитарной эпохи.

 

Кто сокрыл дневники Е.И.Рерих от общественности?

 

Обратимся теперь к последней части интервью Т.К.Мкртычева газете ""Комсомольская правда", в которой идёт речь о публикации дневников Е.И.Рерих (подчёркивания мои − А.Л.):

"[Корр.:] Главный вопрос: есть ли в неизданных записях Елены Рерих какие-то тайные, сенсационные сведения, что-то, о чем мир ещё не слыхал?

[Т.К.Мкртычев:] Пока в каком-либо учении существуют неопубликованные материалы, людям всегда кажется, что главные жгучие тайны мироздания раскрываются именно там. Так ли в случае с дневниками Рерих, я не знаю. В одном я уверен: Елена Ивановна оставила эти записи потомкам, а её младший сын передал их СССР именно для того, чтобы их опубликовали, а не прятали".[19]

Стоить проследить метаморфозу воззрения Т.К.Мкртычева на вопрос об открытии дневников Е.И.Рерих для широкой публики. Как это видно из вышеприведённого абзаца, в июле 2017 года Т.К.Мкртычев выступает за их публикацию. Но уже в ноябре того же года, он вдруг решает отдать этот вопрос на рассмотрение трёх музеев и некой общественной комиссии:

"Что касается конкретно дневников Елены Ивановны, − сообщает Т.К.Мкртычев в фейсбуке, − то после определения их статуса, мы намерены рассмотреть вопрос о их судьбе среди представителей трёх музеев, с которыми мы сотрудничаем - Питер, Нью-Йорк, Москва. Это будет первый шаг. Затем мы планируем собрать некое рабочее совещание, включающее в том числе и представителей рериховской общественности, рассказать им о положении дел, и послушать какие конструктивные предложения о сотрудничестве в деле изучения дневников сможет предложить общественность".

До настоящего момента ни о каком совещании трёх музеев или созыве общественной комиссии по поводу дневников Е.И.Рерих никто не слышал. На встречные начинания этой самой рериховской общественности, силами которой была создана группа «ТЕТРАДИ УРУСВАТИ»,[20] предложившая ГМР помощь в работе над манускриптами Е.И.Рерих, руководство ГМР не отреагировало вообще никак.

После того, как редакция нашего сайта вскрыла аферу Мкртычева-Попова, в ходе которой летом 2017 года было произведено противоправное копирование всего архива МЦР,[21] директор ГМР, Т.К.Мкртычев, в январе 2018 года принял на должность заведующего архивом ГМР Д.Н.Попова, таким образом, легализовав эту афёру задним числом. В декабре 2017 года Д.Н.Попов высказал в лицо автору этих строк, чтобы ни он, ни другая рериховская общественность не надеялись получить доступ к дневникам Е.И.Рерих,[22] т.к., по всей видимости, он планировал сам издать эти дневники в собственноручно им урезанном варианте, о чём Д.Н.Попов позже высказался на страницах сайта "Национального рериховского комитета", членом которого он является:

"Сейчас дело находится на стадии систематизации. По завершении этой работы и по её результатам будет принято коллегиальное решение о подготовке к печатному изданию той части материалов, которая будет признана предназначенной к этому. И лишь после осуществления печатного издания может быть предпринято размещение соответствующих текстов и рукописей в Интернете. <...> С уважением и лучшими пожеланиями, Дмитрий Попов, Музей Рерихов (Москва), 25.01.2018".[23]

Другой позиции сотрудников или руководства ГМР до настоящего времени высказано не было. Поэтому будем считать, что такое же отношение к публикации дневников Е.И.Рерих и у директора ГМР, Т.К.Мкртычева. (Если это не так, то он сам виноват, что публично не обозначил свою точку зрения по этому важному для всей рериховской общественности вопросу).

Здесь кратко стоит упомянуть метаморфозы, случившиеся с Д.Н.Поповым. Также как и Т.К.Мкртычев, в мае 2017 года Д.Н.Попов публично на страницах фейсбука уверяет всю рериховскую общественность, что нет никаких препятствий для публикации дневников Е.И.Рерих. Воспроизведём диалог от 12-14 мая 2017 года, иллюстрирующий сказанное (подчёркивания мои − А.Л.):

Скриншоты с ответами Д.Попова на фейсбуке 12-14 мая 2017 г. 
  • Screenshot_fb_12-14.05.2017

"[Наталья Смирнова:] Правда ли, что там хранятся неопубликованные записи Е.Рерих, которых даже нет в США?

[Дмитрий Попов:] Должны храниться, поскольку были привезены из Индии ещё в 1990 году. Но вот хранятся ли, или уже куда-то вывезены подручными Стеценко, пока не знаю. Архивное хранилище, в котором хранятся собственно рериховские бумаги, для описи пока ещё не вскрывалось, поскольку архивная группа в нашей комиссии ещё не сформирована. Но если уж оценивать возможности для публикации, то именно при государственной форме собственности они наиболее широки".[24]

"[Наталья Смирнова:] Дмитрий, скажите, пожалуйста, планируется ли дальнейшая публикация записей Е. Рерих?

[Дмитрий Попов:] А разве есть к этому какие-то препятствия, кроме тех, которые предпринимает руководство МЦР?

[Наталья Смирнова:] Надеюсь, что нет!

[Дмитрий Попов:] Уверяю Вас, что нет".[25]

И теперь вполне можно ответить на вопрос, кто же скрывает дневники Е.И.Рерих от общественности? − Это сотрудники ГМР, а именно его директор, Т.К.Мкртычев, и заведующий архивом, Д.Н.Попов, которые поначалу на волне энтузиазма обещали широкой общественности публикацию дневников Е.И.Рерих, а затем через полгода, как только освоились в усадьбе Лопухиных, стали искать причины, чтобы не выдать народу эти записи. Именно, Т.К.Мкртычев и Д.Н.Попов скрывают от общественности дневники Е.И.Рерих ровно так же, как это делала в своё время Л.В.Шапошникова, которая, кстати, тоже поначалу выступала за публикацию дневников Е.И.Рерих.[26] В рериховской среде уже ходят толки, что в усадьбе Лопухиных обитает некое психическое заразное заболевание, поражающее всех, от кого зависит судьба тетрадей Е.И.Рерих:

"Чем больше узнаешь, − пишет Ю.Лысенко 15 марта 2018 года на страницах фейсбука, − тем становится всё смешнее от сегодняшней ситуации. Судя по всему, это заразное: прикоснувшись к Наследию и узнав о выгодном его использовании − получении финансовой прибыли, − запрещать что-либо читать или выдавать для народа до момента личного своего участия в обнародовании архивных документов Наследия. Так было, к несчастью, с Шапошниковой Л.В., так случилось и в наше время при передаче Наследия государству и главных фигурантов причастия к нему: гражданина Попова Д. и К. Попов Д. сам пострадал от деятельности запретов и претензий Шапошниковой Л.В. А теперь сам же встал на эту же стезю и продемонстрировал нам свою точку зрения в известной ситуации в музее. Да, определенно, это − заразное..."[27]

Как же бороться с этой психической болезнью, поразившей всех хранителей записей бесед Е.И.Рерих с Учителем? Каждый последователь Учения Живой Этики должен искать ответ на этот вопрос.

 

А.Люфт

25 марта 2017 г.



[1] См. Наталья Тоотс об истории создания МЦР: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/216-natalya-toots-ob-istorii-sozdaniya-mtsr 

[2] См. Приказ № 23/1-10 от 4 февраля 2016 года генерального директора государственного музея Востока, А.В.Седова, о создании филиала "Музей Рерихов": http://www.orientmuseum.ru/about/official/Polozhenie-o-Muzee-Rerihov.pdf 

[3] См. А.Пузиков. Отчет об участии в комиссии по описи имущества и предметов наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/420-puzikov 

[4] См. "Кто украл дневники Елены Рерих?" в "Комсомольской правде" от 25.07.2017: https://www.crimea.kp.ru/daily/26708/3734098/ 

[5] Статья "Кто украл дневники Елены Рерих?" в "Комсомольской правде" от 25.07.2017: https://www.crimea.kp.ru/daily/26708/3734098/ 

[6] См., например, письмо Е.И.Рерих Р.Рудзитису от 18.XI.1935.

[7] См. например, Н.К.Рерих 1) сборник "Держава Света", статья "Свет пустыни", или 2) сборник "Обитель Света", статья "Беловодье".

[8] См. 1) Картины Н.К.Рериха: Сокровище Мира (1924), Чинтамани (1936), Сокровенное (Сокровище горы) (1933), Белый Камень (1933).  2) А.М.ШУСТОВА, "КАМЕНЬ ЧИНТАМАНИ и его символическое изображение на картинах С.Н.Рериха": http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/18958 

[9] См. например, фильм "Шамбала дала Рерихам Камень с Ориона.ЧИНТАМАНИ. Киноэскиз Л.Дмитриевой к картине Н.Рериха": https://www.youtube.com/watch?v=qpx8s2jm8b4 

[10] См. например, 1) Р. Рудзитис, "Братство Грааля" (Угунс, 1994 г.) или 2) А.Шустова, "Сокровище мира" (Рипол Классик, 2005 г.).

[11] См. тематические выписки из тетрадей Е.И.Рерих, тема "Камень и осколок Чинтамани": http://urusvati.group/viewtopic.php?f=17&t=38 

[12] См. Архив форума сайта «Живая Этика в мире» (2006 − 2013), тема "Камень Чинтамани": http://forum.lebendige-ethik.net/viewtopic.php?t=763 

[13] См. там же − стр. 3.

[14] См. ВЫСТАВКА «НИКОЛАЙ РЕРИХ. ВОСХОЖДЕНИЕ»: http://roerichsmuseum.ru/index.php/events/13-vystavka-nikolaj-rerikh-voskhozhdenie 

[15] См. "Кто украл дневники Елены Рерих?" в "Комсомольской правде" от 25.07.2017: https://www.crimea.kp.ru/daily/26708/3734098/ 

[18] См. Документ "Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве" от 19 марта 1990: http://lebendige-ethik.net/index.php/biblioteka/docum-sfr/221-s-n-roerich-19-03-1990 

[19] См. "Кто украл дневники Елены Рерих?" в "Комсомольской правде" от 25.07.2017: https://www.crimea.kp.ru/daily/26708/3734098/ 

[20] См. Создана общественная группа «ТЕТРАДИ УРУСВАТИ» по работе над манускриптами Е.И.Рерих: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/520-urusvati-group 

[21] См. Об отношении Д.Попова и Т.Мкртычева к публикации тетрадей Е.И.Рерих: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/509-dnevniki 

[22] См. там же.

[23] См. Позиция научных партнеров НРК из Алтая относительно публикации дневников Е.И.Рерих и комментарии к ней: http://наследие-рерихов.рф/forum/236-pozitsiya-altajskikh-issledovatelej-otnositelno-publikatsii-dnevnikov-e-i-rerikh 

[25] См. там же.

[26] См. Поначалу Л.В.Шапошникова выступала за опубликование записей Е.И.Рерих: http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/554-lvs-dnevniki